Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 19.07.2015. Последняя правка: 17.07.2015.

Анализ динамики денежных доходов и сбережения населения Республики Беларусь и пути повышения доходов населения

Кузьмич Елена Анатольевна

Полесский Государственный университет

студент

Светлана Александровна Клещева, старший преподаватель кафедры финансов Полесского Государственного университета


Аннотация:
В данной работе проанализированы доходы и сбережения населения Республики Беларусь в 2006 – 2014 годах. Рассмотрено влияние уровня денежных доходов на сбережения населения. Также приведены пути повышения денежных доходов населения Республики Беларусь.


Abstract:
In this paper we analyzed the incomes and savings of the population of the Republic of Belarus in 2006 - 2014 years. The effect of the level of cash income to savings. Also shown ways to increase income of the population of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
денежные доходы населения; номинальные доходы; реальные доходы; валовые сбережения

Keywords:
incomes of the population; nominal incomes; real incomes; gross savings


УДК 330.59

Уровень доходов  населения является важнейшим показателем благосостояния общества. Доходы являются непосредственным источником удовлетворения потребностей каждого человека. В условиях социально-ориентированного государства, анализ уровня доходов является практически значимым, так как уровень доходов является определяющим фактором уровня жизни населения. Также денежные доходы населения оказывают влияние на формирование текущего и будущего спроса.

Изучение сбережений населения в современной экономике является весьма актуальным в связи с тем, что  сбережения формируют инвестиционный потенциал страны и являются дополнительным не инфляционным источником средств для экономики. Также накопленные сбережения являются важной частью бюджета домашних хозяйств, так как они позволяют совершать крупные покупки, покрывать непредвиденные расходы и позволяют поддерживать сложившийся уровень потребления в периоды уменьшения доходов населения.

Объектом исследования работы является уровень жизни населения Республики Беларусь.

Предмет исследования – денежные доходы и валовые сбережения населения Республики Беларусь.

Цель работы – выявить направления повышения денежных доходов населения Республики Беларусь.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. [8, с. 142]. 

Основными показателями, необходимыми для анализа динамики денежных доходов населения являются номинальные и реальные денежные доходы населения. Номинальные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2014 году по данным Национального Статистического комитета составили 522 088,3 млрд. руб., что на 79 802,5 млрд. руб. больше, чем в 2013 году [6]. Однако реальные денежные доходы не изменились и составили 100% к предыдущему году (Таблица 1).

Таблица 1 – Денежные доходы населения Республики Беларусь в 2006 – 2014 гг.

 Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Денежные доходы населения,
млрд. руб.

48685,1

58670,0

75305,1

87401,0

108467,7

165713,9

321570,8

442285,8

522088,3

Денежные доходы
в расчете на душу населения,
тыс. руб.
в месяц

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

1 457,7

2 831,4

3 893,6

4 592,0

Реальные располагаемые денежные доходы населения,
в % к предыдущему году

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

121,5

116,3

100,1

Примечание – Источник: [6]

 

Денежные доходы населения Республики Беларусь увеличились за 9 лет в абсолютном выражении более чем в 10 раз. Самое резкое увеличение номинальных денежных доходов произошло в 2012 году – темп прироста к 2011 году составил 94,1%. Денежные доходы в расчете на душу населения в 2006 – 2014 гг. увеличились более чем в 11 раз и в 2014 году составили 4 592 тыс. руб. в месяц. Темп роста реальных располагаемых доходов населения Республики Беларусь в период с 2006 по 2014 гг. варьируется от 98,9% до 121,5%. Сокращение реальных располагаемых доходов населения произошло в 2011 году, что было вызвано валютным кризисом и обесценением белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Увеличение номинальных доходов населения Республики Беларусь не вызывает такого же роста реальных доходов населения (Рисунок 1).
Динамика темпов роста

Рисунок 1 – Динамика цепных темпов роста номинальных и реальных денежных доходов населения Республики Беларусь в 2006 – 2014 гг., %

Примечание – источник: собственная разработка на основе [6]

Превышение темпов роста номинальных доходов над реальными свидетельствует об инфляционных процессах, протекающих в стране. При чем, чем больше расхождение между кривыми на графике – тем больший уровень инфляции в стране – расхождение в темпах роста номинальных и реальных доходов в 2010 году составило 9%, а в 2012 году – 72,2 %, а уровни инфляции соответственно 9,9% и 21,8% [6].

Прирост реальных располагаемых доходов – денежных доходов за минусом налогов и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен – в 2014 году по отношению к 2013 составил 0,1%, при прогнозируемом значении 3% .  В 2013 по отношению к 2012 году прирост реальных располагаемых доходов составил 16,3% [6].

В Республике Беларусь существуют межрегиональные отличия в уровне денежных доходов.  Сравнивая население по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов по областям и городу Минску на основе данных Национального Статистического комитета, можно отметить, что в Могилевской области уровень населения со среднедушевыми месячными ресурсами до 1 млн. руб. является самым высоким и в 2014 году составил 2,2% населения области. В то время как в г. Минске количество населения с таким уровнем располагаемых ресурсов составляет лишь 0,2%. Также г. Минск является лидером по доле населения, со среднедушевыми располагаемыми ресурсами начиная от 3 500,1 тыс. руб. в месяц. В г. Минске удельный вес населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами от 6 млн. руб. в месяц составляет 15,5%, что в 1,9 раза больше чем в Минской области, почти в 3 раза больше чем в Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях, и в 3,9 раза больше, чем в Брестской области.

Основным источником денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии). Удельный вес данных источников в формировании денежных доходов населения превышает 80% (Рисунок 2).
структура доходов

Рисунок 2 –Структура денежных доходов населения Республики Беларусь в 2009 – 2014 гг., %

Примечание – собственная разработка на основе [9, с. 116]

На диаграмме видно, что за последние 6 лет в структуре денежных доходов населения не происходит резких изменений. Главным источником доходов является оплата труда – ее доля в доходах населения в данный период варьируется от 63,1% до 65,4%.

Заработная плата – основной источник денежных доходов населения. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученных за выполненные работы, оказанные услуги. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит от индекса потребительских цен.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь в 2014 году составила 6 092 769 руб. и увеличилась по отношению к 2013 году на 30,1%. Изменение темпов роста номинальной и реальной среднемесячной заработной платы представлено на рисунке 3.
динамика темпов роста

Рисунок 3 – Динамика цепных темпов роста номинальной и реальной среднемесячной заработной платы населения Республики Беларусь в 2005 – 2014 гг., %

Примечание – источник: собственная разработка на основе [6]

Так как реальная заработная плата прямо пропорциональна номинальной заработной плате, и обратно пропорциональна уровню цен на товары и услуги, можно сделать вывод, что в случае с заработной платой ситуация аналогична выше приведенной ситуации с номинальными и реальными доходами. Превышение темпов роста номинальной заработной платы над темпами роста реальной заработной платы свидетельствует об инфляции.

В Республике Беларусь есть существенные различия в уровне оплаты труда в зависимости от экономического вида деятельности. Наименьший уровень заработной платы по отношению к среднереспубликанскому в 2013 году наблюдается в образовании – 68,6% . В связи с этим возникает низкая заинтересованность населения к трудоустройству в данной сфере. Также значительно ниже среднереспубликанского уровня зарплаты по таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (76,3%), рыболовство, рыбоводство (72,5%), гостиницы и рестораны (70%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (74,4%), предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (81,3%).  В тоже время уровень начисленной среднемесячной заработной платы по финансовой деятельности превышает среднереспубликанский уровень на 64,4% [9, с. 120]. Это свидетельствует о высоком расхождении в доходах населения, занятого в различных видах экономической деятельности.

Таким образом, уровень денежных доходов населения – величина переменная. Происходит ежегодный номинальный рост доходов населения, однако он не всегда сопровождается реальным ростом. В Республике Беларусь денежные доходы населения за анализируемый период возросли в абсолютном выражении более чем в 9 раз. Реальный прирост доходов по годам рассматриваемого периода не превышал 21,9%.

В Республике Беларусь существуют существенные региональные различия в уровне денежных доходов. В частности, денежные доходы населения г. Минска превышают уровень денежных доходов населения других регионов.

Основным доходом населения Республики является оплата труда. Её доля в денежных доходах составляет более 60%. Однако ее уровень значительно дифференцирован в зависимости от видов экономической деятельности. Наименьший уровень оплаты труда по отношению к среднереспубликанскому является в образовании.

Сбережения представляют собой фонд, создаваемый населением под воздействием объективных социально-экономических закономерностей, который временно исключается из экономического оборота его обладателя для того, чтобы быть потребленным в будущем [7, с. 7]. Домашние хозяйства формируют сбережения для того, чтобы сбалансировать во времени денежные доходы и расходы.

Население может сберегать ресурсы в денежной, финансовой, товарной и продуктовой формах. Однако анализ двух последних форм не возможен, так как невозможно произвести учет таких сбережений. Поэтому для проведения анализа будем рассматривать более узкую часть сбережений населения – финансовые сбережения.

Практический интерес изучения сбережений заключается в том, что они являются факторами формирования текущего и будущего спроса, также на время накопления сбережения меняют свою форму и изменяю структуру денежной массы. Также сбережения населения могут изменять структуру денежных агрегатов, так как различные формы денежных сбережений увеличивают одни и одновременно уменьшают другие денежные агрегаты. Также от выбранной формы сбережений зависит то, станут ли сбережения дополнительным источником инвестирования средств в экономику.

В Республике Беларусь сбережения населения формируются в форме наличных белорусских рублей и иностранной валюты, переводных или срочных депозитов в национальной и иностранной валютах, ценных бумаг, накопительных видов страхования.

Однако не все население формирует сбережения. В 2013 году по данным Национального статистического комитета лишь 49% домашних хозяйств имели сбережения. Основная цель сбережений – непредвиденные расходы в будущем. В 2013 году 63% населения, имеющего сбережения, откладывали потребление денежных ресурсов именно с данной целью.

Валовые сбережения населения в 2013 году составили 65245,1 млрд. руб., что на 24 873,2 млрд. руб. больше, чем в 2012 году [6].  Темп прироста составил 61,8% (Рисунок 4).

Динамика сбережений

Рисунок 4 – Динамика валовых сбережений населения Республики Беларусь в 2006 – 2013 гг., млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6, 9, 5]

На протяжении рассматриваемого периода валовые сбережения населения в номинальном выражении возросли в 17 раз.

На рисунке 4 видно, что прирост номинальных сбережений является нестабильным. В первую очередь можно отметить падение темпов роста валового накопления в кризисные периоды, что было вызвано резким снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. После падения темпов роста валовых сбережений в кризисные годы идет их резкое увеличение, вызванное высокими инфляционными ожиданиями.

Валовые сбережения в 2008 – 2009 гг. носили спекулятивный характер. Девальвационные ожидания и мировой кризис подталкивали к заработку на курсовых разницах.

Можно отметить замедление прироста валовых накоплений в 2011 году – темп прироста составил лишь 17%, в то время как в 2010 году он составлял 145,1%. Это было связано с недоверием населения к банковской системе в связи с введение валютных ограничений из-за валютного кризиса и, как следствие, возникновение теневого рынка по покупке-продаже иностранной валюты [2, с. 24; 3]. Также снижение уровня сбережений в этом году было вызвано резким увеличение ввозных пошлин на импортные автомобили.

Наиболее важными и выгодными для экономики являются организованные долгосрочные вложения: срочные депозиты, вложения в ценные бумаги, накопительные виды страхования. В этом случае денежные сбережения являются дополнительным не инфляционным источником инвестирования средств в экономику.

Банковские депозиты физических лиц на 01.01. 2014 г. составили 102 338,5млрд. руб. В 2013 году прирост вкладов в абсолютном выражении составил 171 105 млрд. руб., что на 90 % больше, чем в 2012 году (Таблица 2).

Таблица 2 – Прирост депозитов физических лиц Республики Беларусь в 2006 – 2013 гг.

(млрд. руб.)

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Прирост депозитов физических лиц

8467,1

15771,8

14508,7

32180,3

38349,5

60985,1

89966,5

171105

В т.ч.

Прирост депозитов в национальной валюте

6086

11411,8

7094,1

11383,4

12199,4

16218,8

28381,2

95787,1

Прирост депозитов в иностранной валюте

2381,1

4359,97

7414,6

20796,9

26150,1

44766,3

61585,3

75317,6

 Примечание – Источник: собственная разработка на основе  [4, с. 178 - 189]

За анализируемый период абсолютный прирост денежных вкладов составил 431 334 млрд. руб. Можно отметить, что до мирового кризиса 2008 года прирост рублевых депозитов превышал более чем в два раза прирост депозитов в иностранной валюте. В 2008 году прирост депозитов в иностранной валюте незначительно опередил прирост депозитов в национальной валюте, а начиная с 2009 года превышение инвалютных вкладов над рублевыми составляет более чем два раза. В 2013 году можно отметить замедление прироста вкладов в иностранной валюте. Это было обусловлено покупкой населением государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, так как доходность по данным облигациям была выше, чем ставки банковских вкладов в иностранной валюте. Также в 2013 году произошло увеличение иностранной валюты на руках у населения.

 Если рассматривать банковские вклады с позиции срока вклада, то можно отметить превышение срочных депозитов над переводными: доля срочных депозитов в общей сумме вкладов населения в период с 2006 по 2013 гг. варьируется от 83,7% до 86,6%.

Таким образом, сбережения – это часть средств, направляемая на потребление в будущем.

Однако снижение реальных доходов населения, обесценивание рублевых сбережений, неравномерность распределения наличной валюты как формы сбережения в предкризисный период приводят к снижению нормы сбережений домохозяйств, способствуют концентрации сбережений и накоплений у ограниченного числа домашних хозяйств.

Важнейшими формами сбережений населения для экономики являются срочные депозиты физических лиц, вложения в ценные бумаги, сберегательные виды страхования.

К факторам, влияющим на уровень сбережений населения, можно отнести темп роста доходов. Можно предположить, что если у домашнего хозяйства уровень доходов ниже некого минимального значения, то весь доход идет на потребление. Потом, когда данный уровень возрастает, доход начинается распределяться как на потребление, так и на сбережения.

В случае быстрого повышения доходов это приведет к увеличению склонности к сбережениям. Это говорит о том, что уровень доходов является  основным фактором, определяющим уровень сбережений.

Исследование взаимосвязи темпов роста доходов и сбережений для развивающихся стран впервые было выполнено Н. Леффом в 1969 г.. В выборку было включено 74 страны, 47 из которых были отнесены к развивающимся, 20 — к развитым и 7 — к коммунистическим. Предполагалась логарифмическая форма зависимости между сбережениями и доходами. Для выборки в целом эластичность сбережений по доходу оказалась значимой, хотя и не очень большой. Ее величина составила около 0,16. То есть удвоение дохода приводило к увеличению сбережений на 16%. Кроме того, эластичность оценивалась отдельно для развитых и развивающихся стран. Для 47 развивающихся стран эластичность сбережений по доходу положительна и приблизительно совпадает с ее оценкой по выборке в целом (0,13), но для развитых стран эластичность сбережений по доходу равна нулю [1, с. 32].

Уровень денежных доходов населения Республики Беларусь оказывает непосредственное влияние на валовые сбережения населения  (коэффициент корреляции данных показателей равен 0,9896) (Рисунок 5).
Доходы и сбережения

Рисунок 5 – Динамика номинальных доходов и валовых сбережений населения Республики Беларусь в 2006 – 2013 гг., млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6, 9]

На рисунке 5 видно, что с ростом номинальных доходов увеличиваются валовые накопления населения. Это положительно сказывается на инвестиционном потенциале экономики в случае, когда сбережения не являются тезаврациями.

Однако увеличение номинальных доходов идет быстрее, чем рост валовых сбережений. На графике это отражается более резким подъемом кривой номинальных доходов. Замедление роста валовых сбережений по отношению к номинальным доходам вызвано инфляцией.

Также проанализируем долю валовых сбережений в номинальных доходах населения за 2006 – 2013гг. (Рисунок 6).
доля сбережений

Рисунок 6 – Доля валовых сбережений в номинальных денежных доходах населения Республики Беларусь в 2006-2013 гг., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6, 9, 5]

На графике видно, что доля сбережений населения резко сокращается в кризисные периоды. В общем, на сбережения в 2006 – 2013 гг. население Республики Беларусь направляло от 4,5% до 14,6%.

Однако темпы прироста доходов и сбережений не являются одинаковыми (Рисунок 7).
динамика темпов роста

Рисунок 7 – Динамика цепных темпов роста реальных доходов и валовых сбережений населения Республики Беларусь в 2006 – 2013 гг., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6, 9, 5]

Данные о динамике темпов роста валового сбережения отличаются нестабильностью. В первую очередь можно отметить падение темпов роста валового накопления в кризисные периоды, что было вызвано резким снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и высоким уровнем инфляции. После падения темпов роста валовых сбережений в кризисные годы идет их резкое увеличение, вызванное высокими инфляционными ожиданиями.

Таким образом, уровень денежных доходов является одним из определяющих факторов при формировании сбережений населения, так как при недостаточном уровне доходов население тратит все ресурсы на потребление, там самым не защищая себя от непредвиденных расходов в будущем. При увеличении уровня доходов у населения появляется возможность сберегать ресурсы для потребления в будущем.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Денежные доходы населения Республики Беларусь в 2006 – 2014 гг. ежегодно увеличиваются в номинальном выражении. В 2014 году номинальные доходы увеличились по отношению к 2013 г. на 18%. Однако инфляционные процессы и кризисные ситуации в экономике страны сдерживают рост реальных денежных доходов населения – темп прироста реальных располагаемых доходов в 2014 году составил 0,1%;
  2. Одной из проблем доходов населения является их межрегиональная дифференциация – уровень доходов во всех регионах значительно ниже уровня доходов в г. Минске.
  3. В структуре денежных доходов населения важнейшим источником доходов является заработная плата – ее доля в общем объеме денежных доходов составляет более 60%. Однако в Республике Беларусь существуют различия в уровне оплаты труда в зависимости от экономического вида деятельности;
  4. Валовые сбережения населения Республики Беларусь в 2013 г. составили 65 245,1 млрд. руб. в номинальном выражении. Сокращение темпов прироста валовых сбережений наблюдается в кризисные периоды 2008 и 2011 годов;
  5. Уровень денежных доходов оказывает непосредственное влияние на уровень валовых накоплений. При относительно стабильной экономической ситуации в стране (замедлении инфляции), рост денежных доходов сопровождается увеличением доли доходов, направляемых на сбережения. Сократившись в 2011 году, доля сбережений в уровне доходов ежегодно возрастает и в 2013 году составила около 15%.

 

В политике денежных доходов населения государству необходимо руководствоваться двумя основными подходами:

  • Ø создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • Ø обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Основным источником доходов населения является оплата труда. Она выступает также важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности населения.

Исходя из действующего в Республике Беларусь принципа справедливости, необходимо установление одинакового уровня заработной платы за одинаковый труд. Для этих целей в нашей стране используется установление тарифной системы оплаты труда, которая способствует формированию одинаковых тарифных ставок для работников одинаковых специальностей, классификаций, разрядов.

Действующая политика государства в области доходов населения не решает некоторых важных проблем, существующих в данной области:

  • Ø межрегиональные отличия в уровне денежных доходов;
  • Ø существенные различия в уровне оплаты труда в зависимости от экономического вида деятельности.

Основной причиной межрегиональных отличий в уровне денежных доходов является различие в уровне оплаты в данных регионах. Различия в региональных уровнях доходов свидетельствуют об отсутствии механизма выравнивания уровня жизни населения в пределах всего государства.

Следствием этого являются миграционные процессы внутри страны. Население стремится попасть в регионы, с более высоким уровнем оплаты труда. Как следствие – нехватка квалифицированных сотрудников в областях с меньшим уровнем оплаты труда и переизбыток трудовых ресурсов в высокооплачиваемых областях республики.

Одной из важнейших целей государственной политики в области доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть цель выравнивания межрегиональных различий уровня жизни. Путь достижения этой цели лежит через включение в систему оплаты труда, пенсионную систему и систему социальной защиты населения таких рычагов, которые бы предопределяли создание механизма выравнивания межрегиональной дифференциации уровня жизни населения. Этими рычагами могли бы стать системы повышающих коэффициентов, находящиеся в динамической зависимости от региональных среднедушевых денежных доходов населения.

Различия в уровне оплаты труда в зависимости от видов экономической деятельности приводят к таким последствиям как нехватка специалистов в одних направлениях и их переизбыток в других.

Наибольший уровень оплаты труда в таком виде экономической деятельности, как финансовая деятельность. Количество специалистов в данной отрасли растет из года в год. Однако на сегодняшний день возникла проблема трудоустройства молодых специалистов в данной отрасли в связи с переизбытком необходимых для экономики кадров.

В тоже время в области образования наблюдается острая нехватка специалистов, в частности для работы в сельских населенных пунктах.

Для решения данной проблемы государству необходимо развивать систему платных услуг и дополнительных источников реализации продукции, работ в тех отраслях, где наблюдается снижение уровня оплаты труда относительно среднереспубликанского. Это поможет заработать дополнительные материальные ресурсы, которые можно направить на повышение оплаты труда работников, занятых в этих сферах экономической деятельности.

Еще одной существенной проблемой для доходов населения является инфляция, которая проявляется в отставании уровня реальных доходов от номинальных.

Для борьбы с инфляцией разрабатываются различные меры антиинфляционной политики. Государству необходимо реализовывать комплекс мер, направленных на поддержание доходов и сбережений населения и защиту их от влияния инфляционных процессов. В Республике Беларусь необходимо не только просто индексировать доходы населения, а проводить политику, направленную на сдерживание необоснованного роста цен и заработной платы. Также необходимо прекратить искусственное сдерживание курса белорусского рубля.

Инфляция не только снижает денежные доходы населения, но и способствует развитию теневого рынка. Что еще сильнее обостряет необходимость борьбы с ней, так как доходы населения, полученные на теневом рынке, нигде не учитываются и не облагаются налогами. Экономический механизм легализации скрытой заработной платы должен быть неотъемлемой частью государственной политики в области доходов населения. Он должен проявляться в порядке исчисления и назначения пенсии по старости, например, если размер пенсии, будучи сопоставимым с заработной платой, дифференцировался бы почти так же, как и трудовой вклад работника. Если бы размер пенсии напрямую зависел от степени непрерывности стажа и т.д.

В Республике Беларусь делаются существенные шаги по решению проблемы теневых доходов, однако их все еще не достаточно. В республике необходимо использовать опыт государств, столкнувшихся с проблемой легализации доходов ранее.

Наиболее эффективной мерой повышения доходов населения является стабилизация экономики государства и его стабильный экономический рост. Однако достигнуть этого не всегда удается как из-за внутренних, так и из-за внешних факторов.

Одним из направлений повышения доходов населения Республики Беларусь может стать освоение нового или расширение существующего перспективного направления деятельности.

На мой взгляд, таким перспективным направлением деятельности в Республике Беларусь можно считать деятельность по переработке мусора и бытовых отходов. Количество санкционированных и несанкционированных мусорных свалок в нашей стране достаточно велико. Республика Беларусь достигла того уровня социального развития, когда необходимо разумно относиться не только к потреблению, но и к утилизации отходов.

Однако данный вид деятельности не может развиться очень быстро, так как население необходимо постепенно вовлекать в данный процесс.

В качестве ориентира в расширении деятельности по переработке отходов необходимо выбрать деятельность государств, наиболее преуспевших в этом вопросе. В частности, главным ориентиром могла бы стать Германия. 

Расширение данного вида деятельности повлечет создание новых рабочих мест, повышение занятости и рост совокупного дохода населения страны.

Также развитие данного направления является выгодным и для государства, так как оно направлено на поддержание благоприятной экологической среды и, перенимая опыт Германии, появляется возможность использования альтернативного источника энергии – биогаза.

Еще одним направлением деятельности, которое можно и необходимо развивать в Беларуси является туризм. Создание новых туристических маршрутов, баз отдыха поспособствует не только созданию новых рабочих мест, но и расширению внешнеэкономической деятельности государства.

Таким образом, для повышения денежных доходов населения необходимо предпринять комплекс мер, которые будут способствовать сглаживанию межрегиональных различий в уровне денежных доходов; разработать механизм уравновешивания зарплат населения, занятого в различных видах экономической деятельности, способствовать поддержанию занятых в сферах с наименьшим уровнем оплаты труда. Также необходимо применение всех возможных мер по борьбе с инфляцией и обесценением доходов населения.

Библиографический список:

1. Безбородова А.В., Анализ и моделирование склонности к финансовым сбережениям. /А.В.Безбородова// Банкаўскi веснiк. Красавiк 2012 – с. 31 – 38.
2. Безбородова А.В., Анализ и прогнозирование срочных депозитов населения Беларуси. /А.В.Безбородова// Банкаўскi веснiк. Лiстапад 2012 – с. 23 – 29.
3. Безбородова А.В., Анализ и прогнозирование срочных депозитов населения Беларуси. /А.В.Безбородова// Банкаўскi веснiк. Снежань 2012 – с. 31 – 39. Бюллетень банковской статистики. Ежегодник 2014 / Минск 2014. – 287 с.
4. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbrb.by/ Дата доступа: 13.06.2015
5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ Дата доступа: 13.06.2015
6. Плешкун А., Румас С. Сбережения населения: оценка, тенденции, факторы риска./А. Плешкун, С. Румас// Банкаўскi веснiк. Верасень 2010 – с. 7 – 15.
7. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 2006. - 447 с.
8. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2014 / Минск 2014. – 534 с.




Рецензии:

19.07.2015, 16:37 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Статья может быть напечатана в журнале.

21.07.2015, 14:11 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Содержание статьи раскрывает заявленное название, логична, хорошо иллюстрирована, имеет вывода и рекомендации. Считаю возможным ее опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх