Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Юриспруденция
Размещена 28.07.2015. Последняя правка: 26.07.2015.

Эволюция международного законодательства по охране товарных знаков

Тищенко Вероника Анатольевна

Государственный аграрный университет Северного Зауралья

преподаватель

Аннотация:
В статье представлен исторический анализ правовой природы товарных знаков. Автором рассмотрены подходы законодательных органов зарубежных стран при регулировании положений о товарных знаках.


Abstract:
The article presents a historical analysis of the legal nature of trademarks. The author examines the approaches of the legislative bodies of foreign countries when regulating the provisions of trademarks.


Ключевые слова:
история товарного знака; законодательство о товарных знаках

Keywords:
the history of the trademark; the trademark law


УДК 34 

Исторический аспект развития института товарного знака интересен с точки зрения зарождения нового правового явления. Для древности, и прежде всего античного периода, институт товарного знака, конечно, нехарактерен. Генезис товарного знака неразрывно связан с возникновением и трансформацией торговых отношений.

Необходимость в товарном знаке появляется, как только зарождаются рыночные отношения. Именно рынок является для торговцев средством, позволяющим отличать товары одного продавца от товаров другого[5].

Некое подобие первых «товарных знаков» встречается уже в античном мире - клейма, печати, бирки, тавро, пометы и прочие способы индивидуализации товаров и услуг (в частности, юридических) упоминаются в первоисточниках и исторических документах[2].

Историю появления товарных знаков часто связывают с процессом массового производства и продажей изделий из глины и камня[13](примерно 5 000 лет до н.э.). Одной из первых цивилизации, где ремесленники клеймили свои работы различными идентифицирующими надписями, считается Индия (около 3-х тысяч лет назад), торговавшая различными художественными произведениями с Ираном[1].

Товарный знак, знак обслуживания, торговая марка, прочие коммерческие обозначения возникли не сегодня и не на «пустом месте». Человечество с Древних времен беспокоилось о собственных интересах, связанных с личным статусом производителя (поставщика) высококачественной продукции или ее потребителя. Никто не желает быть обманутым. Это естественное стремление человека. Также естественным является желание человека защититься от чужого произвола. Отсюда - свобода самовыражения как категория естественного права. В древнем мире отмеченные устремления базировались на этических представлениях, подкреплялись общими идеями добра, разума и справедливости, сакральными (религиозными) постулатами и местными обычаями. С развитием духовной и экономической жизни усложнялись приемы правового регулирования, из этических переживаний постепенно формировались новые юридические институты. Среди них институт товарного знака (знака обслуживания)[2].

В средние века ситуация стала кардинально меняться - этические представления постепенно трансформировались в юридические. Каждый ремесленник обязывался отвечать за качество производимого им товара и потому клеймил его. На обязательном использовании специальных («товарных») знаков настаивали торговые гильдии. Такой режим торговли побуждал производителя обеспечивать соответствие товара определенным стандартам качества и способствовал поддержанию «доброго имени» и безупречной репутации не только ответственных производителей, но и их объединений (корпораций). При изготовлении продукта трудом нескольких лиц каждый из них имел право поставить свое клеймо[2].

В XIII веке была предпринята первая попытка законодательного определения товарного знака как правового института. В Англии в 1266 г. был принят акт, обязывающий каждого пекаря ставить свой знак на испеченном хлебе. Это делалось ради единственной цели: «если хлеб выпечен недостаточного веса, [чтобы] было известно, кто является виновным»[1]. Получается, что на заре своего развития товарный знак играл роль орудия в борьбе с некачественной продукцией.

Во второй половине XIX века в Европе появляются первые законы, обеспечивающие охрану товарных знаков. В США закон о регистрации товарных знаков был принят в 1881 г.[6] В данных нормативно-правовых актах того времени были прописаны условия регистрации товарных знаков, порядок их использования и защиты от недобросовестной конкуренции, а так же ответственность за нарушение монопольных прав на товарный знак.

Доподлинно известно, что лавры первенства в официальной регистрации товарного знака принадлежат Англии, которая 1 января 1876 года узаконила красный треугольник компании «Басе и Ко.».

По мере того как большинство стран создавало систему охраны изобретений, товарных знаков, возникла необходимость гармонизировать национальные законодательства о собственности на международной арене. Начиная с конца XIX в. был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности. Первым соглашением международного уровня стала Парижская конвенция, принятая 20 марта 1883 г. Принятие Парижской конвенции вполне объяснимо для конца XIX века, когда промышленное производство находилось на этапе бурного развития во многих странах и охрана товаров, услуг и производителей становилась все более актуальной и востребованной[12].

Вскоре было подписано Мадридское соглашение (1891 г.) о международной регистрации знаков, предусматривающее возможность обеспечить гражданам государств, подписавших соглашение, охрану их зарегистрированных знаков в других странах — участницах соглашения. Защита товарных знаков осуществлялась путем подачи заявок в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)[8]. Мадридское соглашение принято в 1891 г., пересматривалось в 1900 г. в Брюсселе, в 1911 г. - в Вашингтоне, в 1925 г. – в Гааге, в 1934 г. – в Лондоне, в 1957 г. – в Ницце, в 1967 г. – в Стокгольме. Протокол к Мадридскому соглашению принят 27 июня 1989 г. и вступил в силу 1 декабря 1995 г. для первых четырех стран, ратифицировавших его [12].

Следующим шагом на пути к унификации международного законодательства по охране товарных знаков, стало заключение 15 июня 1957 г. Ниццкого Соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, пересмотренного в Стокгольме 14 июля 1967 г., в Женеве 13 мая 1977 г. и измененного 28 сентября 1979 г.[10]

Дальнейшее развитие международного законодательства по охране товарных знаков связано с подписанием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)[8]. Товарным знакам посвящены ст. 15-21, в которых установлены нормы в отношении охраняемых объектов, предоставляемых прав, исключения из охраны, срок охраны, требование использования, лицензирование и передача прав[12].

Договор о законах по товарным знакам[3] принят на Дипломатической конференции в Женеве 27 октября 1994 г. и вступил в силу 1 августа 1996 г. Основное предназначение Договора – совершенствование регистрации товарных знаков на национальном и международном уровне. Договор применяется к знакам, относящимся к товарам (товарные знаки) и (или) услугам (знаки обслуживания)[12].

На начало 2006 г. в Договоре участвовали 34 государства, в том числе Австралия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Нидерланды, США, Украина, Узбекистан, Швейцария, Япония. Российская Федерация участвует в Договоре с мая 1998 г.

Подготовка Договора велась в рамках ВОИС с 1989 по 1994 г. специальным комитетом экспертов. В работе участвовали делегации большинства ведущих государств мира – членов ВОИС, Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС), а также международных правительственных и неправительственных организаций, что свидетельствует о большом интересе к товарным знакам и гармонизации законодательства в этой области[9].

Принятие Сингапурского договора, развивающего содержащиеся в Договоре о законах по товарным знакам положения, может рассматриваться как очередной этап унификации национальных законодательств стран – участниц ВОИС в области защиты товарных знаков.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам[11] принят 27 марта 2006 г. на Дипломатический конференции, созванной для пересмотра Договора о законах по товарным знакам и приведение его в соответствии с техническими достижениями последнего десятилетия[12].

Сингапурский договор, предусматривающий использование преимуществ электронных средств связи, нацелен на сокращение расходов на процедуры, связанные с предоставлением правовой охраны товарным знакам[7].

Резюмирую выше сказанное, хотелось бы отметить, что институт охраны товарных знаков прошел достаточно длительный путь становления и развития. Облик современного товарного знака формировался на протяжении многих столетий, пройдя путь от метки, целью которой было разграничение собственности на свою и чужую, до обозначения, служащего источником информации о производителе продукции, гарантом ее качества и таким элементом товарного рынка, без которого последний сейчас просто немыслим[4].

Исторически сложилось так, что товарный знак воспринимается как особый символ собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать доход и нести ответственность за производство некачественного товара. Товарный знак – это уникальная интеллектуальная собственность, неощутимая материально, но в ряде случаев дающая его владельцу ряд финансовых преимуществ, по сравнению с конкурентами, создавая ему высокую репутацию.

Библиографический список:

1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. С. 78.
2. Братусь Д. Общеизвестный товарный знак. К истории вопроса //Юрист. 2010. №9 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://journal.zakon.kz/208286-obshheizvestnyjj-tovarnyjj-znak.-k.html
3. Договор о законах по товарным знакам. Женева: ВОИС, № 225 (R). 2000.
4. Иванова Е.Г. История развития понятия товарного знака и его функций //Юридическая наука. 2014. № 3. С. 48-51.
5. История возникновения понятия Trademark и эволюция понятия о собственности в англоязычной культуре [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-ponyatiya-trademark-i-evolyutsii-ponyatiya-o-sobstvennosti-v-angloyazychnoy-kulture
6. История товарного знака с Древнейших времен до наших дней// Энциклопедия патентного права [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://wikipatent.ru/archives/1813
7. Кирий Л.Л., Горленко С.А. От договора о законах по товарным знакам 1994 г. - к Сингапурскому договору 2006 г. // Патенты и лицензии. 2006. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.rbis.su/article.php?article=514
8. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков. Женева: ВОИС, № 204 (R). 1998.
9. Марракешское Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://base.garant.ru/2541158/
10. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Женева: ВОИС, № 292 (R). 1997.
11. Сингапурский договор о законах по товарным знакам. Женева: ВОИС, TLT/R/DC/30.
12. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. – М.: Проспект, 2010г.
13. Фридман Н. Сафо. Пер. с англ. С.Н. Одинцовой. М.: Мир книги, 2007. С. 96.




Рецензии:

8.10.2015, 18:54 Тимофеева Раиса Ивановна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

28.07.2015, 8:53 Ткалич Игорь Александрович
Отзыв: Проблема правового обеспечения интеллектуальной собственности в контексте товарного знака действительно актуальна. Статья носит познавательный характер с точки зрения исторического анализа и может быть рекомендована к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх