Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 22.09.2015. Последняя правка: 21.09.2015.
Просмотров - 5931

Значение пленэра в системе подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Топурия Бадри Отарович

Петрозаводский государственный университет

старший преподаватель

Аннотация:
Статья посвящена вопросам организации творческого образовательного пространства будущих учителей изобразительного искусства. В работе особое внимание уделено организации учебной практики "пленэр". Автор выделяет основные задачи пленэра, систему мастер-классов.В работе раскрыт опыт проведения пленэров в Петрозаводском государственном университете.


Abstract:
The article is devoted to the organization of creative educational space of the future teachers of the fine arts. The paper focuses on the organization of educational practice "plein air". The author identifies the main tasks of the plein air, the system master klassov.V the disclosed experience in the open air in Petrozavodsk State University.


Ключевые слова:
пленэр; пейзаж; этюд; цветовые отношения; воздушная перспектива; освещенность; мастер-классы; творческое переосмысление

Keywords:
plein air; landscape; sketch; color relations; aerial perspective; lighting; master classes; creative rethinking


УДК 378.147.88

Сегодня в рамках современной образовательной парадигмы важным аспектом является развитие творческого потенциала будущего учителя. Одной из наиболее эффективных форм образовательного процесса является учебная практика «пленэр».

Слово «пленэр» и произношение «пленэр» произошло от французского «en plein air», что в переводе означает «на открытом воздухе», т.е. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Специфика живописи на отрытом воздухе диктует применение различных способов работы, повышает творческий опыт художника.

Сегодня пленэр – это обязательный этап обучения студентов. Учебными планами (на основании Государственных образовательных стандартов) по специальности 030800 «Изобразительное искусство» и ООП по направлению  подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль, «Изобразительное искусство» и «Изобразительное искусство» и «Информатика» предусмотрено следующее количество недель, выделяемых на прохождение учебной практики в летний  период времени, называемой пленэрной практикой: у специалистов - 13 недель, у бакалавров  - 8 недель.    Каждый год, после годовых просмотров и экзаменационных  испытаний  в начале лета  в университете начинается  период  летней практики - пленэр. В  это время студенты  прощаются с аудиториями  и выходят под руководством педагога на природу.  Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр) (далее - практика) является частью учебного процесса по живописи, рисунку, композиции и является важной частью  профессиональной подготовки студентов по специальности «Изобразительное искусство» и профилю  «Изобразительное искусство» педагогического образования [6]. Цель практики состоит в углублении полученных в течении года теоретических и практических знаний  по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения и их закреплении. Важным аспектом учебной практики является не только  приобретение навыков живописи в естественных условиях природы, но и развитие способности к самостоятельной творческой работе, способности формировать свое мнение и осознанное отношение к искусству [2 ].

Основными задачами учебной практики специалистов и бакалавров являются: 1. выполнить  этюды и  зарисовки ландшафта, растительных форм, живой и неживой природы; 2. развивать способность воспринимать натуру в  трехмерном пространстве,  изображение – в двухмерном пространстве на плоскости; 3. воспринимать тоновое и цветове состояние освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления); 4. развивать умения применять в этюдах метод работы отношениями; 5. создавать  цветовые решения в этюдах с натуры[1].

Для лучшего овладения студентами приемами живописи на пленэре, эффективна система мастер– классов, по основным темам пленэрной практики, в процессе проведения которых демонстрируется личное умение преподавателя выполнять этюд с натуры от композиционного поиска, этапов выполнения работы, детализации и  обобщения,  до создания художественного образа. Мастер – классы, как систему творческого показа и пояснительного рассказа необходимой последовательности методически-грамотного ведения работы, даёт положительные результаты и стимулирует творческую деятельность студента[5]. 

Уже  с самого начала пленэрной практики необходимо ориентировать студента на работу над этюдом, зарисовками и набросками характерных  фрагментов архитектурного или   пейзажного мотива, на выработку умений передачи образной выразительности пейзажа, развивая тем самым профессиональные качества визуального восприятия рисующих, умение брать от природы то, что необходимо для решения творческого замысла.[3]

При работе не пленэре проявляется не просто умение пользоваться языком изобразительного искусства, но умение видеть в окружающей жизни интересное, находить в простых мотивах величие и красоту природы, зодчества, а также  умение  донести до зрителя ее эмоционально образное содержание.   Ведь художнику-пейзажисту необходимо развитое чувство художественного восприятия природы, тонкое проникновение в ее колористическое состояние. Длительность и многократность натурного  освоения объектов  природы и архитектуры на пленэре дают красивую законченность форм, очищенность образа от всего лишнего, несущественного. Работа на пленэре требовала быстроты исполнения и безошибочного тонового и цветового решения.           Пленэры для студентов-это очередная  возможность  испытать  свой силы,  прочувствовать естественное  освещение и  перенести  все  это на  холст.  Главное — научиться рисовать быстро, пока свет не переменился.  Задача на пленэре создать этюды и зарисовки, а не полноценные картины.  Погода в Карелии часто меняется - ветер меняет положение предметов, движение насекомых, солнечный свет быстро меняет свое расположение, тем самым изменяя в целом освещение объектов.  Задача художника создавать  ощущение пространства, присутствия, передачи настроения. 

Работа во время выездной практики обычно дает хорошие результаты при условии продуманной организации бытового устройства студентов. Большое значение необхоимо уделить программе пленэра. Для студентов младших курсов большое значение необходимо уделить проработке деталей, для студентов старших курсов важно обращать внимание на эмоциональное состояние. Важно, чтобы организация выходов осуществлялась в разные периоды дня. Составляя программу пленэрной практики, необходимо использовать весь потенциал территории: берег озера, лес, острова, пойма реки, архитектура исторических деревень и др. Во время учебной практики необходимо создавать творческую атмосферу. Каждый вечер все студенты участвуют в просмотре, выставляется весь материал, наработанный за день. Студенты сравнивают свои работы, отмечают лучшие, обмениваются эмоциями и впечатлениями. Особенно это эффективно, когда в группе есть представители разных курсов. Положительный эффект дает организация походов, где студенты помогают друг другу, устраивают вечера у костра. В непринужденной беседе студенты обсуждают свое эмоциональное состояние, обмениваются впечатлениями о прошедшем дне.

В университете с 2002 года  проводились  ежегодные   пленэры  в окрестностях города Петрозаводска, а также на водопаде Кивач , и  на о. Кижи, Санкт-Петербурге, Вел. Новгороде, Пскове.

Зачастую в студенческих пленэрах участвуют карельские художники, такие как Борис Поморцев, Валентин Чекмасов, Георгий Иванов и т.д. Они делятся профессиональным опытом работы на открытом воздухе, а также отбором материала для дальнейшего творческого переосмысления. Идея совместных пленэров устанавливает преемственность поколений. На пленэрной практике формируется образовательно-творческий коллектив,  объединенный общими целями и задачи, потребностями и мотивами деятельности, направленными на эстетическое освоение пейзажного жанра, а также на приобретение знаний, умений, навыков реалистического отображения окружающей действительности. На пленэре неизменно царит теплая дружеская атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, дни были заполненяются работой с натуры, экскурсиями, итоговыми  выставками.

Формой промежуточной аттестации является просмотр. После завершения учебной практики «Пленэр» преподавателями кафедры проводится просмотр созданных студентами живописных и графических работ. По результатам просмотра и отчета- студент получает оценку (дифференцированного  зачета или экзамена). Непрохождение практики  влечет отчисление из университета. Лучшие пленэрные работы в начале следующего семестра участвуют в традиционной выставке художественных работ  студентов, а в дальнейшем остаются на хранение в методическом фонде кафедры.

После прохождения учебной практики студенты делятся впечатлениями и отмечают:

«Работа на натуре требовала большой сосредоточенности и волевых усилий, т. к часто приходилось рисовать в сложных погодных условиях. От студенческих поездок  до пленэров профессиональных художников накопился опыт работы на открытом воздухе, отбора материала для дальнейшего творческого переосмысления. Именно во время студенческих пленэров появилось желание и дальше продолжать творческие поездки, пытаться найти новые места для творческих лагерей художников» (Грязнова А., выпускница 2008г.).

«Участие в учебных пленэре, организованных Бадри Отаровичем, оставило для меня неизгладимое впечатление. Это всегда были живописные уголки Карелии, способные вдохновить уже с первого взгляда. Знакомство с ними через написание этюдов позволило глубже проникнуть в таинственность и красоту севера.

Не менее сильным оказалось воздействие на овладение художественными навыками. Каждый раз подобный выезд на натуру заставлял пересмотреть весь багаж умений, полученных за учебный год в кабинетах живописи и рисунка» (Соловьева Е., выпускница 2008г.).

Мне никогда раньше не приходилось жить на острове Кижи – Это было очень интересно. За время пребывания  я знакомилась с миром народной культуры, любовалась архитектурными памятниками и дивной природой. Очень много рисовала, стараясь за впечатлить в своих работах на бумаге природу о. Кижи и людей, занимающихся традиционными ремеслами. Рисуя картины я почувствовала  очарование  Заонежской  земли. Результатом нашей деятельности стало проведение выставки на  о. Кижи. ( Мамоновой А.,  выпускница 2007г).

Таким образом, на пленэре студенты научились видеть по-разному одну и ту же местность и передавать это в своих работах, используя различные приемы. Поддержание интереса в процессе обучения чему-либо зачастую определяет результат. Хочется отметить соблюдение баланса между самостоятельной работой на пленэре и обучающих моментов. Все это послужило импульсом к работе и создавало атмосферу творчества. Личный  опыт участника пленэра дает целостную картину процесса. Многим студентам в будущем представится возможность самим организовывать и проводить такие мероприятия.  

В результате появляется способность к самоорганизации пленэра вне учебы. Что не менее важно  после окончания университета для формирования полноценного специалиста в области изобразительного искусства.

Библиографический список:

1. Варданян В.А. Программа учебно-творческой практики Пленэр /В.А. Варданян. «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 2010.
2. Головачева Н. П., Пленэрная практика в системе художественного образования Головачева Н. П., Рабилова З. Ж. // Омский научный вестник. – 2015. - N2 (136).
3. Кузнецов Е. Ф. Творческие, организационные и методические аспекты пленэрной практики будущих архитекторов и градостроителей / Е. Ф. Кузнецов, М. Е. Кузнецов // Известия ЮЗГУ. Серия лингвистика и педагогика, 2014. - N3.
4. Маслов Н. Я. Пленэр : практика по изобразительному искусству : учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Н. Я. Маслов. - Москва : Просвещение, 1984. - 109, [3] с.
5. Семенова М. А. Мастер-класс как система творческого показа/ М.А. Семенова// Институт художественного образования российской академии . Журнал электронный «Педагогика искусства», 2008. - N4.
6. Семенова М. А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» /Семенова Мария Александровна; [Омский гос. пед. ун-т]. - Омск, 2006. - 14 с.




Рецензии:

22.09.2015, 12:06 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Представленная статья актуальна, имеет прикладной характер, прозрачную структуру, поэтому может быть полезна широкой аудитории. На основании сказанного рекомендуем статью к печати.

22.09.2015, 21:47 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Подчеркну практическую значимость представленного материала. Рекомендую статью к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх