Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 26.09.2015. Последняя правка: 29.09.2015.

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ В РАБОТЕ КРУЖКА

Слипчишин Лидия Васильевна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Львовский научно-практический центр Института профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины

старший научный сотрудник

Аннотация:
В статье раскрыта сущность ведущих образовательных подходов в содержании кружковой работы. Определено содержание жизненно важных компетентностей, которые формируются в учеников в процессе кружковой работы. Описан алгоритм формирования компетентностей и инструментарий для определения изменений.


Abstract:
The article reveals the essence of the leading educational approaches in the content of circle work. The content of essential competencies, which are formed in the students in the process of circle work is defined. An algorithm of the competencies formation and tools for detecting changes is described.


Ключевые слова:
модель; кружок; компетентность; ученик; профессионально-техническое учебное заведение; внешкольное образование.

Keywords:
model; circle; competence; student; Vocational school; out-of-school education.


УДК 377.036:374 

Сегодня кружки все также остаются ведущей формой работы с детьми и молодежью, обеспечивая их содержательный досуг участием в творческих конкурсах, фестивалях, выставках. В кружках, работающих в профессионально-технических учебных заведениях, учащиеся могут не только проявить свои способности и таланты, удовлетворить потребности в творческой работе выбранного направления, но и углубить образование, в том числе и профессионального направления. Государственное внешкольное образование дает возможность привлечь учащихся ПТУЗ к культурным ценностям и наследию, создает условия для дополнительного образования и повышения профессионального мастерства, социализации благодаря участию в различных формах внеурочной работы. Во внешкольном образовательном учреждении, которое работает в системе ПТО, руководителями кружков в основном являются преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие соответствующую подготовку, знания и умения. В связи с этим осуществляются поиски путей совершенствования сотрудничества ПТУЗ с внешкольным учреждением в системе ПТО по обеспечению преемственности и непрерывности обучения и воспитания, творческого и интеллектуального развития учащихся, их направленности на самореализацию, предоставление системной поддержки одаренной молодежи.

Поскольку внешкольное образование является открытой социальной системой, которая реагирует на воздействие социокультурных факторов и образовательных потребностей человека, она ориентируется на подходы, соответствующие цели личности и общества, что должно отражаться в содержании кружковой работы. Сегодня к таким подходам относят культурологический, личностно ориентированный и компетентностный. Однако существует проблема реального внедрения этих подходов в практику работы кружков, поскольку опубликовано недостаточное количество работ методического характера, которыми могли бы воспользоваться руководители кружков и адаптировать основные положения к своей работе.

Целью статьи является обоснование педагогической модели формирования компетентностей учеников в кружке. Производными от цели являются следующие задачи: выявить сущность внедрения ведущих образовательных подходов в содержание кружковой работы и показать механизм их взаимодействия; определить содержание важных компетентностей учеников, формирующихся в кружке; показать алгоритм формирования компетентностей учеников в процессе кружковой работы.

Внедрение современных подходов в образовательный процесс сопровождается изменениями в методике обучения, прежде всего в содержании программы, а в дальнейшем и в процессуальной части.

Культурологический подход ориентирует педагогов на обеспечение общекультурного развития воспитанников, на формирование общекультурных ценностей, знакомство с артефактами различных художественных культур. При ознакомлении с многообразием культур в едином мировом наследии особое внимание должно уделяться национальной культуре, усвоению национальных ценностей, ознакомлению с национальными символами и традициями.

Личностно ориентированный подход предполагает воспитание, результатом которого является формирование сознания и опыта поведения, становление подструктур личности, воплощающих личностные качества человека. Преимущество кружковой работы заключается в том, что отсутствует условие обязательного достижения высокого результата творчества, существование которого играло бы тормозящую роль в раскрытии творческого потенциала кружковцев с недостаточным уровнем личностных притязаний.

Компетентностный подход сочетает деятельностный характер, современное мировоззрение, развитие творческих способностей, навыки самостоятельной работы и самореализацию личности. Он направлен на результативность, качество и эффективность любой деятельности. Поэтому и возникла необходимость его применения во внешкольном образовании. Реализуется этот подход во внешкольном образовании через цели, задачи, содержание, формы и методы, в которых отражены компетентности личности воспитанников. Содержание программы обучения в контексте компетентностного подхода должно отвечать следующим требованиям: доступность; возможность модернизации; достаточность теории для раскрытия терминологии, символики, научных положений, достижений; конкретность и целесообразность; соответствие объема учебного материала, норм нагрузки и количества часов; направленность на развитие познавательного интереса и творческих способностей; использование ИКТ, ТСО, иллюстративного материала, различного оборудования; межпредметные связи с изучаемыми предметами. Компетентность – интегральное образование, включающее составляющие, одна из которых ориентирована на интеллект, а вторая – на навыки, и формируется от «результата» (то есть на выходе является стандарт). Практически ее понимают как личностную характеристику человека, полноценно реализующего себя в жизни, и имеет для этого соответствующие знания, умения, навыки, ценностные ориентации, опыт и культуру [1, с. 172]. Признаками компетентности считают многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность и многомерность. Конкретная компетентность интегрирует соответствующие ее содержанию компетенции.

Механизм взаимодействия указанных выше подходов базируется на основном положении философии человекоцентризма в образовательном пространстве: «… в процессе обучения и воспитания человек приобретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, науки, общества и человека» [2, с.19]. Началом какой–либо деятельности является творческий акт, благодаря которому творческая энергия человека способствует появлению различных духовных и материальных ценностей. Поскольку внешкольное образование направлено на реализацию личностного творческого потенциала ученика, базируясь на принципах интереса, совместной деятельности, общности познания и воспитания, конкретизацию содержания кружковой работы производят, ориентируясь на психологическую структуру личности. В нашем исследовании мы использовали модель структуры личности, предложенную В. В. Рыбалкой [5, с. 82–84]. В этом случае содержание работы кружка определяется с помощью критериев, отвечающих психологической структуре личности в: потребностно–мотивационной сфере – новизна результатов деятельности кружковца, ее значимость для его собственного развития, будущей профессиональной деятельности, адаптации в жизни; сведения о полезных для себя видах деятельности, желание попробовать в них свои силы; мотивы выбора направления работы кружка; информационно-познавательной сфере – информация относительно разнообразных объектов, которые считаются продуктами в избранном направлении работы кружка; знания о путях получения сведений в данном направлении работы; базовые знания и сведения культурологического характера; целеполагающей сфере – ведомости морального характера касательно создаваемых кружковцами объектов с позиций человека, гражданина или общества; операционно-результативной сфере – соответствие образцов собственного и культурно-исторического опыта выполнять роботу; выявление способностей, необходимых для выполнения работы в избранном направлении; сведения о познавательной, преобразовательной, общеучебной, самоорганизационной деятельности; предоставление возможности через испытание выбрать занятие по способностям; эмоционально–чувственной сфере – средства влияния на эмоциональное состояние кружковца; образцы различных жанров искусства, которые могут повлиять на эмоции и чувства, связанные с выполнением работы. Анализ рассмотренных критериев показывает, что практически в каждой сфере психологической структуры личности существует потенциал культурологического и компетентностного характера. Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы при помощи предложенных критериев (можно добавить свои) найти нужную информацию и усовершенствовать содержание.

В соответствии с указанными выше подходами направления обновления содержания кружковой работы (и, естественно, внешкольного образования) определяются содержанием компетентностей воспитанников, к которым Е.В. Быковская относит: познавательную, практическую, творческую и социальную [1, с. 174-177]. Однако мотивированное участие учеников в кружковой работе всегда связано с настроением, наполненным положительными эмоциями. Поэтому, по нашему мнению, к выше указанному перечню целесообразно добавить еще мотивационно–ценностную и эмоциональную компетентности.

С целью усовершенствования содержания кружковой работы на основе рассмотренных выше подходов и для реализации интегрированной цели внеурочной работы учащихся ПТУЗ была разработана педагогическую модель формирования компетентностей кружковцев, которая состоит из трех блоков: концептуально-целевого, процессуально-технологического и критериально-результативного.

Концептуально-целевой блок модели отражает ту часть процесса, в которой определена интегрированная цель внеурочной и кружковой работы в профессионально-техническом учебном заведении. В этой цели интегрируются желания и потребности учеников (определяют мотив выбора кружка), задачи профессионально-технического образования (обеспечивать условия для обучения, воспитания, развития, а также социализации учащихся) и внешкольного образования (организация досуговой деятельности на творческом уровне, создание условий для самореализации и социализации кружковцев). Учитывая разноаспектность требований к внеурочной и кружковой работе, она должна организовываться, а содержание разрабатываться с учетом принципов тех деятельностей, на которые ориентированы заинтересованные стороны, и современных подходов к образованию (личностно ориентированный, компетентностный, деятельностный, культурологический).

Процессуально–технологический блок включает педагогические условия и этапы их реализации в процессе кружковой работы. Создание следующих педагогических условий обеспечивает рост эффективности работы кружка, организованной с учетом современных подходов: мотивация кружковцев на повышение и достижение высоких результатов; направленность кружковой работы на формирование важных для личной и профессиональной жизни компетентностей; разработка содержания и учебно-методического обеспечения работы кружка с учетом современных подходов к неформальному образованию. Далее осуществляется поэтапный процесс формирования у кружковцев компетентностей. На каждом этапе применяются приемы, методы, методики и технологии, адекватные цели и конкретного этапа в частности.

Диагностико-мотивационный этап предполагает определение мотива выбора профиля кружка учеником, а также входных данных для отслеживания развития тех компетенций, которые будут формироваться в кружке.
Информационно-содержательный этап включает усовершенствование содержания в контексте личностно ориентированного, культурологического и компетентностного подходов и его коррекцию, ориентированную на желание, склонности и потребности кружковцев. С этой целью разрабатываются критерии отбора содержания в контексте указанных подходов в соответствии с содержанием тем программы и компетенций, которые формируются. Для реального усовершенствования программы необходимо каждую тему рассмотреть в контексте указанных подходов и добавить новую информацию в  содержание.

Мотивационно-ценностная компетентность отражает внутреннюю мотивированность участия в кружке, заинтересованность в собственном развитии в выбранном направлении, направленность на усвоение соответствующих ценностей, положительное отношение к работе в кружке.
В основе мотивационной сферы личности лежат смысл и значимость деятельности, с которыми связаны мотивы ее выполнения. В свою очередь ценности как понятия связаны со значимостью результатов выполняемой деятельности или с определенными явлениями. Направленность личности на определенный вид деятельности говорит об избирательности ее мотивов. Поскольку мотивационная сфера имеет сложную конструкцию, которая состоит из смыслов, мотивов, целей, интересов и эмоций, субъекты отличаются их соотношением и количественными характеристиками. Ценности могут быть как материальные, так и субъектные, ориентированные, в первом случае, на красоту или уродство, полезность или нелепость, во втором случае, на определенные цели, требования, нормы, оценки, установки, которые царят в современном обществе по результатам человеческой деятельности и ее культурных аспектов.

Структура мотивационной сферы состоит из таких компонентов: мотив – внутренний, познавательный, избегания, соревнования, изменения деятельности, самоуважения, а также значимость результатов, сложность задачи, волевое усилие, оценка уровня достигнутых результатов, ожидаемый уровень мобилизации результатов, оценка собственного потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий, закономерность результатов и инициативность. Она определяется с помощью опросника В.Г.Горбачевского [4].

Методика изучения мотивации кружковцев реализуется следующим образом: на первом этапе – определяются исходное состояние компонентов мотивационной сферы и их уровень, а также ведущие компоненты (пять компонентов с высокими значениями); на втором этапе – ученики работают над развитием тех компонентов, которые имеют низкие значения; на третьем этапе – повторно производится опрос кружковцев, определяются изменения, произошедшие в количественном выражении компонентов структуры мотивационной сферы. Полученная информация особенно ценна для руководителя кружка, поскольку она дает возможность создать целостную картину мотивационной сферы каждого кружковца, его ведущих мотивов и интересов, выявить слабые стороны и помочь ученику найти методы работы над их усовершенствованием.

Познавательная компетентность рассматривается, как овладение понятиями и знаниями выбранного направления работы кружка. Она связана со сформированностью у учащихся учебно-познавательного интереса к видам деятельности, соответствующих направлению кружка, а определяется учебными достижениями кружковцев при выполнении заданий различных уровней сложности в начале и в конце года. Сформированность групп компонентов мотивационной сферы (мотивы деятельности, понимание причинно-следственной связи, саморефлексия) положительно влияет на развитие познавательной компетентности. Благодаря педагогическому воздействию на соответствующие компоненты мотивационной сферы учащихся педагог может существенно повлиять на учебные достижения учащихся. Педагогическое мастерство руководителя кружка проявляется в том, чтобы в ученика мотивация достижения высоких результатов перешла во внутренний план. Можно оценивать качество выполнения каждой группы задач, что позволяет отследить уровень сложности содержания задач, посильных для данного уровня кружка (начальный, основной, углубленный). Содержание задач должно быть направлено на выявление осведомленности кружковцев в сфере деятельности кружка, художественных и технико-технологических знаний, а также знаний народного искусства.

Операционно-деятельностная компетентность определяется умениями и навыками применять знания на практике, превращать их в средства формирования компетенций. Она интегрирует опыт в данной сфере кружковой работы, художественно-эстетическую культуру и вкус, технико-технологическую культуру, умения и навыки по соответствующей деятельности.

Умения и навыки учащихся по направлению работы кружка определены программой, формируются с помощью практико–ориентированных технологий на занятиях кружка и совершенствуются самостоятельной работой. Темп усвоения определяется программой кружка, а качество исполнения – по поэтапным результатам работы (тематическое и итоговое оценивание, подготовка и участие в конкурсах, итоговых выставках и т.п.).  

Для многих направлений кружковой работы опыт ученика зависит от того, изучалась ли такая деятельность в общеобразовательной школе на уроках технологии. Опыт работы в практико–ориентированных кружках определяется количеством изготовленных предметов, однако всегда актуальным остается вопрос согласования производительности кружковца с качеством и уровнем художественно-эстетического выполнения изделий. Поэтому в кружке должна проводиться систематическая работа по развитию технико-технологической, художественно-эстетической культуры и вкуса учащихся.

Для определения изменений в развитии художественно-эстетической культуры используют такие критерии, как эстетическое сознание, эстетическое мировоззрение, художественно-эстетический вкус, художественная образованность, художественно-эстетические ценности и способности. Критерии включают следующие показатели: в эстетическом сознании – чувство прекрасного, эстетическое отношение к результатам работы, наличие положительных эмоций во время выполнения работы, удовлетворение от восприятия художественно-эстетических явлений, наличие потребности в эстетических впечатлениях; в эстетическом мировоззрении – потребность в эстетическом познании и художественном творчестве, наличие художественно-эстетических идей, интересов, целей, убеждений, идеалов, понимание прекрасного, повышение качества фантазий; в художественно–эстетическом вкусе – эстетическое суждение и оценка, эмоционально–чувственное переживание восприятия объекта с позиций искусства; в художественной образованности – осведомленность в видах эстетической деятельности, видах и жанрах искусства, художественных стилях и направлениях в искусстве; в художественно–эстетических ценностях – реализация их в повседневную и профессиональную деятельность; в художественно–эстетических способностях – умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать художественно–эстетическую оценку, выделять уровень собственных достижений, владение художественно–эстетическими нормами, развитость образного и художественного мышления.

Для определения изменений в развитии технико–технологической культуры используют критерии, которые соответствуют структуре технологической культуры и дополняются элементами технической культуры. Среди составляющих операционно–деятельностной компетентности наибольший вес имеют умения и навыки. Они дополняются личным опытом в ведущей деятельности, растущим в течение учебного периода (оценивается количеством завершенных работ), а также уровнем художественно-эстетической культуры, художественно–эстетическим вкусом, которые проявляются в изделиях, и технико–технологической культурой, определяющей достигнутый уровень мастерства. Определение уровня операционно–деятельностной компетентности осуществляется с помощью факторно–критериальной модели формирования [6]. sex site luzern

Творческая компетентность включает развитие творческих способностей, склонностей, творческой деятельности; поиск новых способов выполнения работы; самостоятельное определение технологии изготовления; решение творческих задач. Изменения в творческой компетентности кружковца определяются по следующим параметрам: наличие и уровень творческих способностей и наклонностей, характер и стиль творческой деятельности; умение искать новые способы выполнения работы и выбор наиболее рациональных; самостоятельное определение технологии изготовления; решение творческих задач. Для характеристики творческих способностей учащихся используют опросник Е.Джонса [4], который фокусирует внимание на элементах, связанных с творческим самовыражением, индикатор М. Киртона для выявления типа инновационного мышления [4], а также определяются легкость и производительность решения творческих задач. С помощью индикатора М. Киртона в начале и в конце учебного года у учащихся определяется тип инновационного мышления, то есть стиль, который личность предпочитает в творческой деятельности. Как правило, в кружке занимаются один-два суперинноватора или инноватора, вокруг которых группируются невыраженные инноваторы и адаптеры. Целенаправленная работа руководителя кружка по развитию мотивов учащихся приводит к перераспределению кружковцев по группам. Важно акцентировать внимание учащихся на том, что в творческой деятельности нужны все стили инновационного мышления. Зная свое место между полюсами на шкале инновационного мышления, учащиеся будут осознавать особенности своего стиля мышления, а также понимать, над развитием каких механизмов творчества им надо работать.

Уже с первых занятий педагог должен формировать у учащихся основные понятия технологической основы деятельности, связанные с технологиями выполнения работ (прием, операция, совмещение операций, рационализация, изобретение), подчеркивая их значение для развития творчества. В этом контексте педагог особое внимание обращает на развитие у кружковцев умения искать новые способы выполнения работы и выбирать наиболее рациональные, самостоятельно определять технологии изготовления, а также осознание полезности решения творческих задач для развития мышления.

Социальная компетентность определяется сформированностью культуры труда; развитием общей культуры; воспитанием и развитием способности к сотрудничеству, самореализации; формированием собственного социального опыта. Для определения уровня сформированности социальной компетентности кружковцев выбирают критерии и параметры, по которым прослеживается ее сформированность и развитие: культурный – общая культура, культура труда; воспитательный – воспитанность, способность к сотрудничеству, самореализация; социальный – собственный социальный опыт.

Культура труда является важным индикатором социального развития человека.  С ее повышением активизируются связи между социальной, деятельностной и творческой сферами личности. Культуру труда определяют по следующим показателям: в работе кружка – аккуратность в работе, качество и завершенность выполнения работы, чистота и рациональное использование материалов, инструментов и рабочего места; в творческой деятельности – переход творчества с уровня «для себя» на более высокий, то есть на уровень «для себя и всех»; в социальной сфере – рост собственного социального опыта благодаря участию в совместных проектах, выставках, конкурсах, презентация результата творчества в кружке.

Эмоциональная компетентность кружковца – это способность согласовывать собственные действия с внутренним планом чувств и желаний, которая основывается на его осведомленности в эмоциональной сфере, саморегуляции, эмпатии, экспрессивности и навыках рефлексии, адекватной ситуации. Для определения уровня сформированности эмоциональной компетентности кружковцев используется методика Д.В.Люсина [3], по которой опрос учащихся проводят в начале и в конце учебного года.

Методика развития эмоциональной компетентности заключается в том, что на первом этапе диагностируют состояние эмоционального интеллекта по компонентам его структуры (МП – понимание чужих эмоций, МУ – управление чужими эмоциями, ВУ – управление своими эмоциями, ВЭ – контроль экспрессии, ВП – понимание своих эмоций, ПЭ – понимание эмоций, УЭ – управление эмоциями, ОЭИ – интегральный показатель эмоционального интеллекта). Полученная картина задает направление личностных изменений. На втором этапе происходит воздействие различных факторов, целью которого является добиться положительных изменений в эмоциональной компетентности личности. На третьем этапе производится диагностика изменений эмоционального интеллекта и определяется их качественное направление (положительное или отрицательное). Полученный ответ свидетельствует об эффективности воздействия на эмоциональную компетентность. Поскольку работа над развитием эмоциональной компетентности личности является непрерывным процессом, то педагог должен время от времени снова обращаться к диагностике изменений. Если ученик занимается в кружке несколько лет, то можно увидеть реальную картину изменений, происходящих в его эмоциональной сфере.

Организационно-средовый этап связан с выявлением и учетом особенностей среды, в которой организовывается работа кружка (способ организации передачи учебного материала в зависимости от взаимодействий педагогов и учащихся; средства, обеспечивающие развивающий эффект, преобладающая ориентация кружка в целях учреждения; межличностное взаимодействие). Уровень сформированности знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций зависит от того, на каких принципах организована работа кружка: кружок, организованный по решению администрации ПТУЗ с учетом желаний учащихся; кружок, работающий при кабинете или мастерской; кружок, финансируемый и контролируемый ведущим образовательным внешкольным учреждением в системе ПТО области; кружки, работа которых интегрируется в малой академии (художественной, дизайна), что дает возможность расширить и углубить цель как внеурочной, так и кружковой работы, качественно изменить среду учебного заведения.

В организационном объединении кружков на базе ПТУЗ по образцу малой академии основными направлениями деятельности являются: углубление профессиональной подготовки неформальным способом на принципах добровольности, предусматривающее привлечение учащихся к научно–исследовательской, экспериментальной, конструкторской и изобретательской работе в области науки, техники, культуры и искусства, ориентированных на профессию; выявление, развитие и поддержка одаренных учеников, способных продолжить обучение на более высокой ступени образования; создание условий для творческой реализации, профессионального воспитания; формирование у кружковцев личностно ценностного отношения к искусству; развитие эстетического сознания и художественно–эстетической культуры, способности к самореализации и саморазвитию; привлечения к популяризации предметов творчества, связанных с художественной культурой и традициями.

Рефлексивно-оценочный этап ориентирован на определение уровня развития рефлексивного мышления, связанного с организацией и результативностью учебной деятельности кружковцев. Оценка развития выполняется параллельно учениками и руководителем, что позволяет определить адекватность самооценки и направление усилий ученика по развитию тех или иных личных качеств.
Критериально-результативный блок отражает причинно-следственную связь, возникающую из–за действия определенной инновации. Такой инновацией является методика (содержательная и процессуальная части) и учебно-методическое обеспечение работы кружка с учетом современных подходов к неформальному образованию, направленные на качественно положительное влияние на жизненно важные компетентности кружковцев. Степень сформированности компетентностей учащихся определяют по полученным данным показателей, которые фиксируются в начале и в конце года для каждой компетентности.

Таким образом, предложенная педагогическая модель формирования компетентностей кружковцев разработана с учетом требований системного подхода к функциональным моделям алгоритмического типа, которые отражают поведение системы (блоки и этапы) и отношения между элементами. Ее реализация позволяет системно подойти к выявлению содержания компетенций в направлении кружковой работы, усовершенствовать содержание учебной программы и составить индивидуально для каждого кружковца траекторию развития в соответствии с интегрированной целью кружка. Результативность воздействия будет определяться творческими достижениями воспитанников.

Библиографический список:

1. Биковська, О.В. Теоретико-методичні основи позашкільної освіти в Україні : монографія / О.В. Биковська. – К. : ІВЦ АЛКОН, 2006. – 356 с. 2. Кремень В.Г. Філософія людиноцентризму в освітньому просторі : [монографія] /В.Г.Кремень. – 2-е вид. – К. : Т–во «Знання» України, 2011. – 520 с. 3. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22. 4. Методики діагностики загальної обдарованості школяра [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://vvman.lutsk.ua/file/k50.doc 5. Психологія особистісно орієнтованої професійної підготовки учнівської молоді : наук.-метод. посібник / за ред. В.В. Рибалки. – К., Тернопіль : Підручники і посібники, 2002. – 388 с. 6. Сухович, Г. Факторно-критеріальна модель захисту науково-дослідницької роботи учня – члена Малої академії наук учнівської молоді / Г.Сухович // Система оцінювання 2012 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://man.gov.ua/ua/activities/competition_protection/year-2014/assessment-2012




Рецензии:

26.09.2015, 17:18 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Актуальность проблематики... 2.Стиль автора дает основания принять все научные доводы. 3.Компетенция реальная образовательная реальность. 4.Логические связи между частьями статьи показывают хорошую информированность по отношению контекстуальности категории компетентност/компетенция/.

27.09.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Слипчишин Лидия Васильевна:
Уважаемый г.Клинков! Спасибо за внимание и рецензию. С уважением Л.В.Слипчишин.

27.09.2015, 10:18 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В статье позиционируется достаточно актуальная проблема. Авторский подход к методическому обеспечению ее решения, несомненно, представляет интерес, особенно это касается интеграции динамического (алгоритм деятельности) и статического (содержание компетенций) ракурсов проблемы, которые легли в основу организации практической деятельности соответствующего направления. Есть замечания относительно теоретического обоснования модели, в частности, ее базисных методологических подходов, которые в большей мере представлены на декларативном уровне. Например, культурологический и личностно ориентированный подходы у автора относятся к воспитательной сфере, компетентностный – к учебной. Непонятно, каким образом эти подходы взаимодействуют (или отвечают за автономные сегменты деятельности), программируя содержательно-методическое обеспечение формирования компетенций учеников. Перед тем как публиковать статью в журнале я бы посоветовала устранить некоторые диссонансы.
27.09.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Слипчишин Лидия Васильевна:
Уважаемая Татьяна Иосифовна! Большое спасибо за тщательное прочтение статьи и указанные недоработки. Буду работать над их устранением. С уважением Л.В.Слипчишин.

29.09.2015, 10:54 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Присоединяюсь к положительным рецензиям Уважаемых рецензентов. Буду советовать эту статью для изучения своим студентам. Рекомендую статью к публикации.
29.09.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Слипчишин Лидия Васильевна:
Уважаемый Николай Алексеевич!Благодарю за уделенное время на анализ статьи и положительную рецензию. С уважением Л.В.Слипчишин



Комментарии пользователей:

1.10.2015, 19:52 Слипчишин Лидия Васильевна
Отзыв: Уважаемая Татьяна Иосифовна! Я добавила в текст информацию относительно механизма взаимодействия методологических подходов и того, как формируется содержание работы кружка. Думаю, что этим я устранила указанные диссонансы. С уважением Л.В.Слипчишин


Оставить комментарий


 
 

Вверх