Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 05.10.2015. Последняя правка: 23.12.2015.
Просмотров - 3223

Проблемы управления формирования инвестиционного портфеля заказов строительного предприятия в современных условиях

Кирюхина Мария Юрьевна

Организация, экономика и управление производством

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный политехнический университет"

аспирант

Строкин Константин Борисович, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
В данной статье рассмотрены проблемы формирования инвестиционного портфеля заказов строительного предприятия в современных условиях. Раскрыто и изучено содержание понятия «портфель заказов». Выявлен круг задач, необходимый при формировании инвестиционного портфеля.


Abstract:
His article deals with the problems of forming the investment portfolio of a construction company in modern conditions. Discovered and studied the content of the notion «the portfolio of orders». Identified a range of tasks, necessary for the formation of the investment portfolio.


Ключевые слова:
портфель заказов; планирование; предприятие; инвестиции; внешняя среда

Keywords:
portfolio of orders; planning; enterprise; investment; external environment


УКД 338.24.01

В настоящее время управление портфелем заказов складывается из процесса достижения тактических целей и осуществление задач оперативного планирования. Актуальность статья заключается в  том ,что сегодня  существует  недостаток  производственных заказов строительных предприятий и  немалый  процент неиспользованных мощностей, так как  система формирования портфеля заказов функционирует  с учетом имеющихся производственных возможностей. Отсюда сложилось, что в  этих не простых условиях нужно по-новому  принимать решение  на проблему формирования портфеля заказов, а также  формировать новую систему управления портфелем заказов, позволяющую полно применять   производственные мощности организации заказами, которые способствуют  достижению целей организации в максимальной  степени.

Ключевым документом внутрифирменного планирования является портфель заказов, который  складывается из процесса выработки целей развития предприятия и указания средств для их особого наилучшего исполнения  с малым  риском.

В современной литературе употребляется и другое понятие – производственная программа. По нашему представлению, кажется, что определение – «портфель заказов» и «производственная программа» тождественны, но они всего лишь идут параллельно друг с другом. Портфель заказов определяется  через привлечения предварительной информации: подготовительные  договоры, протоколы о намерениях, поручительные письма, устные договоренности, материалы  о конкурсах и тендерах и др. Исходя из этого, портфель заказов – это составная часть, формирующая производственную программу, которая представлена в виде конечного  планового документа, учитывающие перемены внутренней, внешней среды и прогнозные возможности их формирования путем тесного взаимодействия структурных подразделений строительного предприятия.

Основанием системы планирования на строительном предприятии, представляет собой  стратегическое планирование. Это совокупный объем действий и решений руководства предприятия,  намеченные для достижения  результатов, целей  и положительных итогов  с применением базы  в основном всех управленческих решений и план, обеспечивающий реализацию миссии строительной организации.

Миссия организации является основным звеном и определяет ее значение, и для чего она нужна. Таким образом, стратегическое планирование выступает в роли некого «конкретизатора» путей  формирования  предприятия, исходя из динамики внешней среды посредствам формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу.

Портфель заказов формируется в процессе тактического планирования и означает уточнение, коррекцию и дополнение выработанной стратегии или последовательную поэтапную ее реализацию.[4,c.153]. Следовательно, тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием.

Можно сделать  заключение, что в современных условиях  руководители строительных предприятий,  решая задачи  и вопросы оперативного планирования, оказались не готовы к действиям, направленным на реализацию стратегического плана. Это  поясняется  критериями централизации, так как  эти  задачи решались не на уровне товаропроизводителей, а в органах административного управления.

Как отмечает Суверенев, недостаточность  способности   стратегического мышления у работников и руководителей строительного предприятия, лишения  опыта стратегического планирования, а также непостоянность  социально экономической среды, а особенно это  выявляется  в периоды национального финансово-денежного кризиса, делают экономическое поведение предприятия как системы, импульсивным, непредсказуемым и нацеленным на краткосрочные интересы [5,с.86]. В итоге – это приводит к тому, что предприятие не укрепляется на рынке и становится финансово неустойчивым  и изменчивым. 

Стратегические решения имеют особый смысл для предприятий и его руководителей  и, как правило,создаются  по схеме: миссия – стратегия – цели – задачи – действия.

Формирование миссии -это  комплекс общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимосвязи  с другими социально-экономическими субъектами. Миссия может трансформироваться по мере эволюции предприятия или условий ее функционирования, включая макроэкономические и социальные условия. Стратегия же детализирует целевое пространство предприятия. Она определяет наиболее первые  направления применения ресурсов и усилий предприятия по осуществлению  ее миссии.

Стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Таким образом, при создании портфеля заказов очень важно брать ориентир на стратегические установки, на достижение результатов и задач в ходе осуществлении стратегии.

В современных условиях у предприятия  существует три источника развития инвестиционных ресурсов: собственный капитал, заемные средства, под разработанный предприятием инвестиционно-строительный проект (кредит, средства дольщиков и т.п.), инвестиции сопровождающие условие осуществления  готового инвестиционного проекта (в данном случае строительное предприятие представляется в качестве подрядчика или субподрядчика)[3,c.46].

Среди собственных источников финансирования инвестиций главное  значение, безусловно, играет прибыль, которая осталась  после начисления  и  уплаты налогов ,а  также  других обязательных платежей. Часть этой прибыли  относится на производственные нужды  которые могут  быть  использованы на любые инвестиционные цели. Политика распределения чистой прибыли предприятия опирается  на избранной ею общей стратегии экономического развития. Вторым по значению источником собственных средств  считаются  амортизационные отчисления. Их величина  зависит от  размера  используемых предприятием основных фондов и принятой политики их амортизации ( применения  метода прямолинейной или ускоренной амортизации). Остальные  собственные источники  развития инвестиционных ресурсов в процессе разработки инвестиционной стратегии компании обычно не рассматриваются, так как их  применение  является объектом  тактического или оперативного планирования.

Привлечение инвестиций кредитов банка включает себя необходимость залога или поручения, а также  высокую процентную ставку.

Вывод: первая проблема основана  тем, что у строительных  организаций в современных условиях отсутствуют  настоящие  механизмы стратегически целеориентированного портфеля заказов.

Внешняя среда строительного предприятия в современных условиях также является ограничителем в способностях предприятия по формированию «идеального» портфеля заказов. Это проявляется в способностях отказа от предварительных  целей инвестором, изменении рыночной конъюнктуры и как  итог  изменении доходной (расходной) доли проекта, появление форс-мажорных ситуаций (в сфере политической, экономической, социальной, экологической) и т.п.

Вывод: риски в сфере инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях  неоднократно увеличиваются.

Кроме того,  расходы  на поиск, подбор и  отбор инвестиционных проектов  уменьшают  совокупный объем  дохода портфеля и должны быть минимизированы. 

Вывод: в современных условиях существует неразрешимое противоречие – чем больше  расходы  на планирование и чем данный процесс всеобъемлющее, тем ближе портфель заказов к «идеалу», но,   в то же время , тем меньше прибыльность (выше расходная часть проектов).

Отсюда  определяем круг задач, которые  нужно  разрешить при формировании инвестиционного портфеля:

1. Усиление целевой ориентированности при формировании портфеля, что возможно при  применении  составляющих частей стратегического планировании.

2. Уменьшение рисков инвестиционно - строительной деятельности за счет учета, оценки и ликвидация рисков на стадии  развития  инвестиционного портфеля.

3. Максимизация эффективности деятельности строительного предприятия через минимизацию затрат на формирование портфеля инвестиционных проектов и через требование сбалансированности производственной программы и производственной мощности.

Библиографический список:

1. Бобков А.А. Стратегическое и тактическое управление ресурсами предприятия инвестиционно-строительного комплекса.-Автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 Бобков А.А. [Место защиты: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009. 32 с.
2. Бобков А.А. Формирование рациональной системы управления затратами с целью повышения эффективности функционирования строительного предприятия в условиях экономического роста: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 СПб., 2005. с. 192
3. Бузырев В.В Экономика строительства. - М.: Юрайт, 1998. Сформированная инвестиционной деятельности в современных условиях: Сборник научных трудов. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001 с. 197 4. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1998.с. 160
5. Суверенев В.В. Стратегия формирования портфеля заказов в архитектурно-строительных организациях: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – М.: РГБ, 2002. с. 153




Рецензии:

26.10.2015, 15:04 Зиновьев Сергей Николаевич
Рецензия: В практике работы предприятий строительного комплекса при формировании портфеля заказов используются нексолько градаций ( по удельному весу в общем объеме заказов), по первых это заказы, которые уже оформлены в соответствии с нормами ГК РФ в виде договоров подряда (или генподряда в зависимости от статуса предприятия и его лицензий), включая соответствующие сметные расчеты (являющиеся неотъемлемой частью договоров) и календарные план-грфики производства СМР. Как правило указанная группа в общем объме составляет 50 %-55%. Вторая составляющая группа заказов - это те по которым ведется соответствующая преддоговорная работа или по проектам договоров которых имеются протоколы разногласий, касающихся различных аспектов будущих работ. В целом работа, проводимая до заключения договора (преддоговорная работа), включает в себя: изучение контрагента и его деловой репутации; требований рынка и его потребностей; возможных вариантов и направлений усилий на удовлетворение этих потребностей; степени готовности субъектов вступить в договорные отношения и т.д. Чем тщательнее стороны ведут эту работу, тем меньше срывов в исполнении хозяйственных договоров . Перед заключением договора необходимо проверить фактическое местонахождение юридического лица, поскольку в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения обязательств по договору отсутствие сведений о местонахождении хозяйствующего субъекта может привести к негативным последствиям. Так Минфин России в письме от 17.12.14 № 03-02-07/1/65228 вновь обратился к теме проявления налогоплательщиками должной осмотрительности при выборе контрагентов. Преддоговорные контакты необходимы, так как благодаря им согласовываются те вопросы, которые могут затянуть заключение договора, создать трудности в процессе исполнения обязательств. И наконец третья группа - это вероятные потенциальные заказы (их удельный вес не должен превышать 15-20%), которые могут быть в стадии проработки или по которым уже оформлены протоколы о намерениях сторон и, которые в конечном счете могут стать полноценными договорами.

22.12.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Кирюхина Мария Юрьевна:
Большое спасибо за рецензию!С вами полностью согласна и принимаю к сведению.Я так понимаю, что мне это добавить в статью,тем самым ее доработав?



Комментарии пользователей:

7.10.2015, 18:01 Кирюхина Мария Юрьевна
Отзыв: Добрый день! Огромное спасибо за отзыв.Замечания поправила.


20.10.2015, 13:00 Кирюхина Мария Юрьевна
Отзыв: Добрый день!Поправила оформление, сформировала актуальность...заключение представлено в виде выводов.


Оставить комментарий


 
 

Вверх