Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 05.10.2015.
Просмотров - 4845

ЦЕННОСТЬ ПРОПУСКА ЗАНЯТИЙ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

профессор кафедры "Истории и философии права"

Аннотация:
Среди служебных факторов психически перегружающих работу преподавателей учебных заведений предстает непосещение студентами занятий без уважительных причин. Объяснение таких ситуаций дело нелегкое, но нужна смелость и откровенность по их обсуждению.


Abstract:
Among the service factors mental overworked teachers of educational institutions is presented by students not attending classes without a good reason. The explanation of such situations is not easy, but it takes courage and candor in their dis-cussion.


Ключевые слова:
посещаемость занятий; успеваемость; причины отставания; повышение успеваемости.

Keywords:
attendance; performance; causes of the backlog; improving performance.


УДК 37.013.31 

Ныне профессиональное образование в учебных заведениях страны продолжает оцениваться с качественной стороны, в плане подготовки специалистов, способных неотложно и продуктивно приступать к работе с полученными знаниями. Эта тема актуализировалась вследствие добавления к государственным учебным заведениям частных, преобразования большинства из них в бакалавриаты и колледжи, в связи с созданием при сохраняющейся аспирантуре магистратуры [2].

В качестве значимого фактора предстает также и внедрение в школах сдачи «Единого Государственного Экзамена» (ЕГЭ) при том, что ранее отбор студентов осуществлялся исключительно вузовскими преподавателями. Напрашивается учета также создание лицеев и колледжей. Чего не произошло, так, это восстановления вечерней формы обучения, выдачи вместе с дипломом направления на работу. Следует добавить воздержание от оставления неуспевающих на второй год обучения на том же курсе. Чтобы частные вузы котировались вровень с государственными в дипломах не стали подчеркивать форму собственности учебного заведения.

Направлений определения качества учебы стало больше. Поднята ценность учебных докладов и написания рефератов. Учитываются совместные с преподавателями публикации, участие в конференциях, «круглых столах» [5]. Особая значимость у домашней самостоятельной работы студента с электронными источниками. Ведь не случайно осуществлено уменьшение учебных дисциплин, часов по ним. Этим высвобождено дополнительное время для самостоятельной работы. Вместе с оценками стали учитываться «зачетные единицы», облегчающие переход из одного учебного заведения в другое. Если поначалу упор делался на качестве работы преподавателя, то пришлось учесть также и отношение к учебе обучающихся, их мотивацию, трудолюбие, исполнительность и т.п.

При множестве оценок качества обучения предстало важностью посещение занятий [6]. Довелось учесть, что чередующиеся в лекциях преподавателей темы логически связаны друг с другом. Если не усвоить пропущенную, то очередная может оказаться не понятной (история, математика, логика, политология и др.). Если ставку делать на чтение записей товарища, то останутся неведомыми устные компоненты лекции. На лекции можно останавливать преподавателя, задавать ему возникший вопрос. Если же прогуливать, откладывать изучение на предэкзаменационные дни, то, как быстро знания дадутся, то так быстро и забудутся. Поэтому посещаемость занятий оказалась важной, с их пропусками борьба продолжилась [4].

В этой связи отлажен оперативный механизм определения и фиксации пропусков занятий. Знать о них старосте группы, куратору группы, декану оказалось недостаточным, запущен в использование электронный журнал неотложных записей преподавателями посещения и оценок учащихся, доступный ответственным должностным лицам (сайт вуза). Определены виды воспитательной и корректировочной работы с теми, кто не устоял перед пропуском занятий. Ради всего этого выясняются причины попусков, включая использование социологических опросов студентов. 

Оригинально изучение рассматриваемого вопроса, осуществленное по 9 вузам г. Москвы (1997 г.). По всем им  показано, что пропускают учебные занятия, в целом, 32% студентов. При этом, 54% опрошенных «иногда», а 21% «часто». Но социологи сомневаются в совпадении показаний опрашиваемых лиц с фактами. Состав причин пропусков таков:

- по семейным обстоятельствам –                                                                 - 18%;

- из-за необходимости совмещения учебы с работой где-то                       - 19%

- влияние транспортных проблем –                                                               - 23%

- неудобство расписания занятий                                                                  - 29%;

- плохое самочувствие                                                                                    - 34%;

- отсутствие интереса к предмету                                                                  - 45%;

- недовольство профессиональными и личностными качествами

   преподавателя                                                                                                - 64%

и др. [3].

Если цитировать, то «необходимость совмещать учебу с работой является причиной частого пропуска занятий для 19% опрошенных. Количество работающих студентов составило 32% от общей выборки, причем у подавляющего большинства студентов (94%) работа не связана с будущей специальностью» [3, с. 133]. Как видно, сочетаемая с учебой работа не является практическим освоением задаваемой вузом профессии.  

Приведенный опрос был сделан до появления бакалавриата. Предпочтение досталось крупным вузам без их сопоставления с малыми. Различие между положением дел в государственных вузах и частных не представило интереса. Пропусков занятий вследствие участия студентов в общественных мероприятиях (творческие кружки, олимпиады, спорт) в перечне причин нет. Никто из опрошенных не работает в учебное время кем-то на кафедре, в деканате, управленческом подразделении. В этом и подобном источниках многих других причин нет. Но если их не учитывать, улучшать положение будет труднее.

Нельзя полагать, что студент способен определять достойные и недостойные освоения дисциплины. Из совокупности общеобразовательных, общеспециальных и узкоспециальных нужны все, а не только последние. Ведь кроме специализации потребны: развитие мировоззрения, логики мышления, обогащение моральной порядочности, умение прогнозировать и т.п. Допущение работы после окончания вуза не по специальности, должно возвышать значимость общих дисциплин, а не обесценивать их, как выходит.

Безразличие к посещению занятий может обосновываться замечанием о ценности самостоятельной работы обучающихся дома с учебниками, электронно-интернетовскими материалами. Спорить с такой позицией трудно, но нужно признаваться в соблазне перепечатки чужого реферата и сдачи его как своего.

Нельзя упрощать ситуацию и представлять дело так, что все студенты осваивают именно понравившуюся специальность, и, исходя из этого, выбрали вуз, факультет. Не исключаем вариант желания получения диплома по любой специальности, лишь бы это было легко. Выпускнице легче заиметь материально состоятельного мужа, который не позволит жене работать. Выпускник легче найдет авторитетную жену, ведь для своих детей может понадобиться именно образованный муж. На выбор учебы может оказать влияние получение отсрочки от службы в армии, если не освобождения. Но можно настроиться на работу по освоенной специальности и быть неуверенным, что такая работа достанется. Если доведется работать по другой, то зачем перегружать себя в учебном заведении?

Слабо учиться, с пропусками нетрудно и в тех случаях, когда место работы определено, надежно. Это в малом частном предприятии родителей и недалеких родственников, в любом месте через влиятельных посредников, даже чиновников. 

Чего в публикациях нет, так это признания в том, что на занятие можно не ходить, а оценку «выторговать». Ведь бывают повторы в групповых журналах очередном году обучения фамилии лиц, которых на предыдущих экзаменах не было видно. Если об этом говорить вслух, то напросится учет стабильности величина оплаты труда преподавателей при действии инфляции. Если делать исключение, то только для ректоров частных вузов, которые щедры в оплате собственной работы.

Действуя способом «подкупа», легче добиваться положительной оценки, чем рабочего места после выпуска. Но это тогда, когда есть убежденность в том, что преподаватель силой своего эгоизма занижает оценки способных студентов и щедро одаривает недостойных. Если это в действительности так, зачем трудиться, учить, отвечать, ходить на занятия. Не лучше ли предстать нечестным?

Недовольство студентом своим преподавателем объяснимо не только выбором им ненужной для себя дисциплины, подозрениями в его нечестности, строгостью его требований, но и недоступностью восприятия читаемой лекции. В этом случае имеется в виду изобилие незнакомых слов, быстрый диктант, затрудняющий запись материала. Но стоит учитывать качество школьной подготовки абитуриента, широк ли у него запас слов? Кроме того, ведь язык изложения («титульный») может не быть у него родным, а вторым.

Пропускающие занятия студенты не придают значения тому, что присутствие на лекции позволяет задавать преподавателю вопрос, выяснять то, что заинтересовало дополнительно.

Аналитики рассматриваемого вопроса воздерживаются от учета материального достатка семьи студента, ограничиваются лишь указанием на совмещение студентом учебы на дневном отделении с работой где-то в то же дневное время. Но бывает отдаленность местожительства от вуза, отсутствие в учебном заведении общежития, дороговизна ее при учете семейного достатка. С этими затраты времени и денег на транспорт. Материально труднее, если учеба в платном вузе, хотя там выходить на положительные оценки легче. Совсем иначе с выходцами из состоятельных семей. Как замечено, со второго года обучения «начинаются прогулы, пропуски занятий, злостными стали те, кто готов и рад оплачивать пересдачи, кто имеет достаточное финансирование, родительское обеспечение» [3, с. 103].

В числе осваиваемых новинок иногда встречаются указания на материальную помощь частных компаний частным вузам. При этом, ожидание работы поддержанных выпускников в своей организации. У этого варианта не только материальный выигрыш, но и обеспечение работой. Но это, по-видимому, редкость.

Кто и что теряет от выпуска дипломированных лиц при недостатке у них профессиональных знаний? Если обучение бесплатное или за счет бюджета, то проигрыше весь народ, если не указывать налогоплательщиков. С учетом этого развертывание в стране системы платного обучения выигрышное. Если же выпуск слабого специалиста сделан частным вузом, госвузом за плату, в проигрыше лично выпускник, его родители. Но выигрыш у создателей вуза, у нанятых ими на работу преподавателей. Если вдруг такому выпускнику посчастливится устроиться на предприятии государственном, в государственном органе, то страдание достанется не просто налогоплательщикам, а всем гражданам страны. Но, если учесть выплату частными фирмами налогов, опасность банкротства, то от слабого выпускника особой пользы нет, если положенной ему работой не нагружать товарищей [1, с. 273-278].

Нельзя считать, что руководители вузов безразличны к пропуску занятий обучаемой молодежью, ждут конца семестра, чтобы одноразово оценить посещаемость, предъявить спрос к прогульщикам. Учет посещаемости занятий стал непрерывным. Эти показания учитываются при промежуточных аттестациях. Ведь начато освоение оперативного заполнения преподавателем посещений и оценок в электронный журнал при корректировке этой системой экзаменационной оценки по показаниям учебной работы в семестре. С «вольными» обучающими беседуют, их обязывают заниматься по индивидуальному «догоняющему плану», пугают лишением стипендии. При безрезультативности беседа с родителями, которые не признаются в осведомленности о пропусках своими детьми занятий [7]. Бывают обязательства посещать платные дисциплины по организуемому «Дополнительному образованию». Кого не стало, так это второгодников. Щадящее наказание – выговор, крайний вариант - исключение за неуспеваемость. Но это частным вузам не подходит. Ведь теряется доход! Закрытие ненадежных вузов проблему не решает.

Если все подытожить, то подойдут такие выводы:

- пропуски занятий для вуза, государственной власти, общества не желательны, с ними борются;

- в составе причин учеба по непривлекательной специальности, неуверенность в трудоустройстве по получаемой профессии, возможность трудоустройства у родственников, через общих знакомых;

- на корректное посещение занятий влияют материальный достаток семьи, возможность устройства в общежитии также и тех, кто живет в пригородных районах, тратит время и деньги на транспорт;

- пропуски могут вызываться уверенностью в возможности получения незаслуженных оценок;

- пропускам, если учесть вынужденную работу обучающихся в дневное время, сильно содействует отсутствие вечерней формы обучения; 

- исключение этих причин усилиями вузовских руководителей затруднительно, потребны дополнительные властные действия.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Социология в теории и практике управления. §4.2. Социоло-гия кадровой политики. – Пятигорск, 2003. – 396 с.
2. Белов В.А. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высше-го образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2007. - 197 с.
3. Лапшов В.А., Власова Е.В., Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) // Нttp://ecsocman.hse.ru/data/051/992/1219/018_ lapshov. pdf.
4. Мандель Б.Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий // Технология и практика обучения. Образовательные технологии. – 2014. - № 1.
5. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельно-сти разностатусных студентов вуза. Автореф на соиск. уч. ст. к. псих. н. – М., 2011. - 24 с.
6. Почему студенты плохо учатся и пропускают пары?// Http:// www. facultet. ru.
7. Предупреждение пропуска занятий учащимися// Нttp://gigabaza.ru/doc/ 109484.html.




Рецензии:

5.10.2015, 19:26 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья весьма оригинальна, рекомендуется к публикации.

5.10.2015, 20:33 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Уважаемый автор затронул актуальную проблему профессионального образования,описал неразрешимые противоречия. Возможно будет интересно выявить эффективные способы работы со студентами по профилактике прогулов. Статья рекомендуется к публикации.

5.10.2015, 21:42 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия:  Статья написана на очень актуальную тему. Но не могу полностью согласиться с выводами. Педагогическая практика показывает, что, к сожалению, и сегодня работают некомпетентные преподаватели, не имеющие опыта работы в той сфере, для которой готовят специалистов. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

5.10.2015, 17:38 Франчук Татьяна Иосифовна
Отзыв: Категорически не согласна с автором относительно необходимости «усиления властных действий» в борьбе с пропусками студентами занятий. Реальные проблемы – это качество обучения (в тексте: отсутствие интереса к предмету - 45%; недовольство профессиональными и личностными качествами преподавателя - 64%). «Протирание штанов», когда не интересно и не воспринимаешь преподавателя – это «путь в никуда» или возвращение в день позавчерашний. К тому же, нет необходимости доводить, что ожесточение внешнего управления и контроля в учебной деятельности закономерно приводит к нивелированию самоконтроля и самоуправления (основа компетентностного образования). Студент не будет пропускать занятий, если он поймет, что преподаватель реально поможет ему решать необходимые учебно-профессиональные задачи, достичь необходимого уровня профессионализма, а значит и конкурентоспособности на рынке труда. А для преподавателя это будет мотивация профессионального роста, обеспечения соответствия требованиям студента как своего работодателя.


6.10.2015, 19:14 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемая Т.И. Франчук. Если не все студенты группы недовольны дисциплиной, работой преподавателя, то Вам нужно объяснить, почему это так? Как преподаватель умудряется ту же самую лекцию, одновременно одним читать выигрышно, а другим проигрышно? Благодарю за ответ!


6.10.2015, 20:50 Франчук Татьяна Иосифовна
Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович, мы говорим о тенденциях. Ведь одна и та же группа даст разное соотношение реально и формально присутствующих на занятии студентов. И это уже профессионализм преподавателя. А вообще, согласитесь, это не аспектная проблема, а глобальная проблема продуктивности функционирования систем образования и рынка труда, главное – их взаимозависимости. Востребованность качества обучения в перспективе – это свободное посещение занятий студентами. И в аудиторию придет абсолютно мотивированный студент, которого не надо будет ни к чему принуждать.


7.10.2015, 18:22 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемая Татьяна Иосифовна. Я, будучи профессионалом по науке "Логика", в Вашей реакции на мою оценку вашего отзыва ответа на мой вопрос не нашел. Если не все члены группы убегают от преподавателя дисциплины, не все жалуются на качество, разве это не значит, что лекция кому-то нравится? Но, если она нравится, то чем преподаватель не подходящий? Причина недовольства в слабой школьной подготовленности студента, отсутствии у него мотивации в учебе, довольстве получить "липовый диплом". Нынешня кадровая политика занята уменьшением численности преподавательского состава государственных вузов. Увольняют пожилых, опытных, среди которых остепенных относительно больше. Сильно потребны молодые. Наверное у них таланта, притягательной силы больше. Если это так, то все студенты станут ходить на занятия стройно, а понятие "свободное посещение" исчезнет. Но, чтобы это в действительности случилось, должны исчезнуть и те, кому нужен диплом не бумажный, а "липовый", кто в таком деле этим любителям помогает.


Оставить комментарий


 
 

Вверх