Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Юриспруденция
Размещена 07.10.2015. Последняя правка: 11.10.2015.

Отбирание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью

Шарафутдинова Гузель Альбертовна

Ульяновский государственный университет

студент

Научный руководитель: Карпеев Олег Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского Государственного университета.


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы осуществления меры по отбиранию детей, направленные на устранение опасности, угрожающей жизни и здоровью несовершеннолетних. Рассмотрены также правовые последствия применения данной меры.


Abstract:
This article discusses the implementation of the measures on collecting of the children aimed at removing the danger threatening the life and health of minors. Also consider the legal implications of the application of this measure.


Ключевые слова:
отобрание детей; лишение родительских прав; ограничение родительских прав; семейное право; органы опеки и попечительства.

Keywords:
emoval of children; termination of parental rights, restriction of parental rights; family law; guardianship and guardianship.


УДК 34

В жизни каждого человека семья занимает важное место. Но, к сожалению, в последние годы заметно снижение авторитета семьи с ее традициями и устоями.  Достаточно часто в обществе поднимаются вопросы безразличия родителей по отношению к собственным детям. Все больше в судопроизводство поступает дел с требованием о лишении, либо ограничении родительских прав. Данной ситуацией нельзя не озадачиться. 

В первую очередь, во всех конфликтных ситуациях, происходящих в семьях, необходимо ограждать детей от агрессии и безразличия родителей, а также прилагать все усилия для соблюдения их прав, свобод и законных интересов.

В современное время стал чаще употребляться термин «отобрание» детей у родителей, что свидетельствует об ухудшении положения детей в некоторых семьях.

Наше государство, в основном документе – Конституции РФ закрепило положение, согласно которому материнство и детство, семья находится под защитой государства.  Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей [1]. Это подчеркивает важность отношений родителей и детей, связанных с их воспитанием.

Данная тема является достаточно популярной среди ученых. На данную тему писали: Нечаева А.М., Пчелинцева Л.М., Червяков К.К., Кузнецов А.Н., Левушкин А.Н. и др.

Целью данного исследования является раскрыть процесс отобрание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, рассмотреть критерии, приводящие к этому.

Декларация прав ребенка провозглашает основные права ребенка, среди которых право на здоровые рост и развитие, а также положение согласно которому ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации [2]. К великому сожалению, не все семьи являются благополучными, и не все родители достойно выполняют свои права и обязанности по воспитанию своих детей. Государство не может не реагировать на ситуации, ставящие детей в тяжелое жизненное положение, ущемляющие их свободы и права. Семейный кодекс предусматривает правовые механизмы защиты таких детей, среди которых есть лишение родительских прав, их ограничение и отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Поскольку первые две процедуры достаточно длительные по времени, возникает необходимость мобильной защиты детей, и в этих случаях применяется их отбирание у родителей.

Проанализировав положения семейного кодекса можно сформулировать понятие отбирание ребенка как меру государственной защиты детей, находящихся в состоянии реальной угрозы их жизни и здоровью, предполагающая собой временное изъятие ребенка органами опеки и попечительства у родителей, а также у одного из родителей, до принятия судом решения о лишении родительских прав либо об их ограничении.

Основанием применения такой меры является наличие реальной угрозы, которая не вызывает сомнения в возможности наступления для ребенка отрицательных последствий как для жизни, так и для здоровья ребенка. Это может быть выражено по-разному: физическое или психологическое воздействие на ребенка, характеризующееся оставлением ребенка без присмотра, питания, избиения, оскорбление, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком и др. При оценке реальной угрозы необходимо учитывать возраст ребенка.

В соответствии с семейным кодексом, отбирание детей могут осуществлять только органы опеки и попечительства. Они вправе и обязаны отбирать детей, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью у родителей, а также у других лиц, у которых на попечении находится ребенок. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение [3]. Стоит учитывать, что действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке родителями, данная возможность является сдерживающим фактором, для произвола со стороны органов опеки и попечительства, и гарантией государственной защиты материнства, детства и отцовства.

Правовым основанием отобрания ребенка у родителей, одного из них, а также лиц, на попечении которых находится ребенок, является решение об отобрании ребенка у родителей, принимаемое органом местного самоуправления. Закон не предусматривает определенного названия акта муниципальных органов об отобрании ребенка у родителей. Название такого акта в разных субъектах Российской Федерации может быть разным, этот вывод основывается на положениях закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования [4].

Сам процесс(порядок) отбирания детей у родителей обладает особенностями. К ним в первую очередь относится вынесение органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка, принимаемого по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка.

На орган опеки и попечительства помимо самого процесса отбирания детей у родителей, возложены и иные обязанности среди которых:

  • Незамедлительное уведомление прокурора о случившемся, который может возбудить уголовное дело в отношении родителей, одного из них, а также лиц, у которых на попечении находится ребенок, совершивших общественно опасное деяние;
  • Орган опеки и попечительства должен временно устроить ребенка (как у родственников, так при их отсутствии в социальных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • Предъявление иска в суд, в течение семи дней, о лишении родительских прав, либо отмене усыновления 

Последствия отбирания ребенка у родителей зависят от лица, которое своими действиями поставило ребенка в опасные для его жизни или здоровья положение.

Следует иметь ввиду, что если угроза для жизни или здоровья исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей и отбирает ребенка без судебного разбирательства [5].

Когда источником опасности для ребенка являлись его приемные родители, при отбирании ребенка у них, органом опеки и попечительства расторгается с такими родителями договор о приемной семье. Законом об опеке и попечительстве также предусматривается возможность органов опеки и попечительства, в случаях немедленной необходимости назначить несовершеннолетнему опекуна или попечителя, принять акт о временном назначении опекуна или попечителя [6]. Данное право органа опеки и попечительства применимо и в отношении родителей и лиц, их замещающих, в том случае, когда нецелесообразно размещать несовершеннолетнего в организации для детей-сирот.

Процесс отбирания ребенка является весьма емким и достаточно трудным, поэтому прокуратура осуществляет надзор за действиями органов опеки и попечительства, которые обязаны уведомлять прокурора об отбирании ребенка. При несогласии прокурора с отобранием ребенка у родителей, либо лиц, их замещающих, он имеет право принести протест на нарушающий права человека и гражданина акт, либо обратиться в суд, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Семейный кодекс, обеспечивая конституционные положения о защите семьи, материнства и детства, предусматривает процедуру отбирания детей, направленную на оперативное вмешательство сотрудников органов опеки и попечительства с целью оградить несовершеннолетнего ребенка от родителей, лиц их замещающих, ставивших его в положение, опасное для жизни и здоровья.

Данная мера имеет ряд особенностей. Основанием для применения данной меры является непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, которая может выражаться по-разному – как физическом и психическом воздействии на несовершеннолетнего, так и оставлением его в опасности, без присмотра, одежды и питания.

Угроза должна быть устранена в самый короткий срок. Мера отбирания ребенка применима как к родителям, так и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. Данную процедуру проводит орган и попечительства, который должен уведомить об этом прокурора.

Важным признаком данной меры является ее административный порядок, по которому решение об отбирании ребенка выносится органом местного самоуправления, а также возможность обжалования действий органов опеки и попечительства прокурором, а также лицами, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены, в судебном порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Применение данной меры влечет определенные правовые последствия для лиц, у которых отбирается ребенок. Если ими выступают приемные родители, то орган опеки и попечительства расторгает с ними договор о приемной семье, если от опекуна и попечителя, то вышеуказанный орган отстраняет данных лиц от выполнения своих обязанностей.

В зависимости от характера действий, явившихся основанием отбирания ребенка, прокурор может возбудить уголовное дело в отношении родителей, других лиц, на попечении которых находился ребенок.

Таким образом, законодателем создана достаточно оперативная мера, позволяющая оградить ребенка от условий, угрожающих его жизни и здоровью.

 

Библиографический список:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Сборник международных договоров СССР, XLVI, 1993.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Российская газета. 2009. № 7., «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Кузнецова, И.М. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Бек 1996. С. 141.
4. Левушкин А.Н., Серебрякова А.А. Семейное право. – М.: ЮНИТИ - ДАНА: закон и право, 2014, С.285
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета. № 20. 08.10.2003., Российская газета. № 52. 13.03.2015.




Рецензии:

8.10.2015, 18:39 Тимофеева Раиса Ивановна
Рецензия: Работа рекомендуется к публикации

20.10.2015 9:09 Ответ на рецензию автора Шарафутдинова Гузель Альбертовна:
Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх