Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 08.10.2015. Последняя правка: 07.10.2015.
Просмотров - 3786

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Зубарева Ангелина Владимировна

студент, 4 курс

Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета

студент

Гончаренко Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета


Аннотация:
Статья посвящена одному из основополагающих принципов Болонской конвенции - мобильности обучающих и обучаемых. Данная проблема является актуальной, так как вопрос интеллектуальной мобильности студентов и преподавателей вузов не изучен и не решен в полной мере.


Abstract:
The article is devoted to one of the fundamental principles of the Bologna Convention - mobility of students and trainees. This issue is relevant, since the question of intellectual mobility of students and professors examined and resolved in full.


Ключевые слова:
традиции университета; интеллектуальная мобильность; Болонская конвенция; конкурентоспособные кадры

Keywords:
University tradition, intellectual mobility, the Bologna Convention, competitive frames


УДК 338

Университеты со времени своего появления всегда рассматривались как культурные образовательные центры. В них воспитывалась и формировалась элита общества. Традиции университетов во все времена были крепки и всегда передавались из поколения в поколение, несмотря на все инновации, которые внедрялись в процесс обучении.

Университетов было не так много, и они были весомыми центрами науки и техники. Самым старейшим европейским университетом считается итальянский университет, который был открыт в 1088 году в г. Болонье. Через 8 лет в Англии был открыт Оксфордский университет, через 121 год Кембриджский университет. К XV веку в мире насчитывалось около 65 университетов. Московский университет, основателем которого был великий талантливый ученый М.В. Ломоносов, был создан в 1755 году. Практически все университеты содержались за счет государственных средств и функционировали как центры по подготовке руководящих кадров.[2, c.29]

Анализ современных высших школ различных государств выявил, что, несмотря на все благие принципы, заложенные в Болонской конвенции, ведущие университеты мира не составляют единую образовательную систему, как это было изначально предусмотрено.[1, c.42] Многие университеты имеют свои традиции, сохраненные веками, и такие вузы строят процесс обучения по своим принципам, отвечающим требованиям отечественной экономики и культуры.

Российская система образования также сохранила свои коренные принципы обучения и сегодня продолжает строить свою собственную образовательную систему с учетом всех требований Болонской конвенции.

 В период всеобщей глобализации и интернационализации культурно-исторических традиций перед университетами стоят и глобальные цели. К ним относятся: подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в различных ситуациях; подготовка конкурентоспособных инженеров, способных вдохнуть в промышленность новые идеи и дать импульс для совершенно новых инновационных решений; воспитание новых людей с толерантным патриотическим мировоззрением, воспитание специалистов, знающих несколько языков для работы на международных рынках; подготовка специалистов, умеющих современно и инновационно мыслить.[5, c.112]

 Для этого многие вузы стараются расширить рамки преподавания специальных дисциплин за счет привлечения в качестве преподавателей ведущих ученых из других вузов. Сегодня российские вузы, считают за честь иметь в штате или приглашать лектором зарубежных преподавателей, но, думается, отечественные ученые из ведущих российских университетов, коих немало в нашей стране, и, которые на порядок сильнее в плане инновационного мышления, могут составить здоровую конкуренцию заморским преподавателям. Для этого во всех вузах и составлены рейтинги лучших преподавателей вузов со списками трудов, с видеолекциями, с перечнем учебников, по которым занимается не одно поколение студентов и т.д. И если нет возможности такому ученому приезжать и читать лекции в вузах-партнерах, то необходимо дать возможность студентам региональных вузов выезжать для прослушивания лекций интересных ведущих ученых и талантливых преподавателей в те вузы, где работает известный преподаватель. Сегодня не секрет, что преподавание зарубежных лекторов - это одно из требований мониторинга вузов. Безусловно, это неплохо, если есть возможность сравнивать знания и умения отечественных и зарубежных преподавателей. В этом и заключается суть здоровой научной конкуренции, которая в итоге улучшает качество преподавания.

Безусловно, современное высшее образование XXI века требует определенных изменений в содержании и организации всего процесса обучения и воспитания. Сегодня вузы должны готовить не только теоретиков, но и практиков, которые по окончании вуза должны иметь стаж работы по выбранной специальности. Для этого необходимо пересмотреть график и весь процесс обучения. Львиная доля учебного времени должна составлять непосредственная практика. Наличие у студентов опыта практической деятельности повышает конкурентоспособность и уменьшает риск, что выпускник, которого не распределяют на работу, как это было в 70-80-е годы, может остаться невостребованным, или будет работать не по специальности. [4, c.158]Чтобы этого не произошло, необходимо жесткое требование ко всем работодателям: принимать строго по диплому и по той специальности, который указан в дипломе. Если нет диплома по специальности, вакансия должна быть свободной, чтобы ее мог занять специалист. Такой подход к рабочим местам придаст новый импульс к непрерывному образованию, к эффективной системе повышения квалификации и нормализует рынок труда и набор студентов в вузы. Эти требования, характерны для американского процесса образования. В американских учебных заведениях работают только специалисты с педагогическим образованием, выпускников других специальностей к преподаванию не допускают. И это, наверное, правильный подход. Другие специалисты, имеющие опыт работы могут лишь на курсах повышения квалификации или спецкурсах поделиться своим большим опытом.

Сегодня настало время, когда национальная обособленность вузов требует расширения границ и одновременно высокого качества и фундаментальных исследований от отечественных ученых. Выход из ситуации есть, он заключается в самой Болонской конвенции, которая предусматривает мобильность студентов и преподавателей, то есть делегирование определенного числа студентов и преподавателей для обучения и преподавания в европейские вузы. Безусловно, отправка на учебу в ведущие вузы различных стран не ново для России. Такая практика существует со времен Петра 1.

По мнению экспертов, уровень мобильности студентов к 2020 году составит более пяти миллионов человек. Высокая мобильность студентов стимулируется соглашениями государств в области образования и желанием молодежи познакомится с культурой и образованием других стран. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общероссийского рынка специалистов и воспитание квалифицированных работников для отечественных предприятий.[2, c.74] Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений, каждый студент или преподаватель должен иметь возможность, хотя бы короткое время, обучаться и стажироваться не только за рубежом, но и в ведущих вузах России. Это, безусловно, повысит уровень преподавания, и сформирует некий инструмент для повышения качества всего высшего образования.

Для решения вопроса внутрироссийской мобильности студентов и преподавателей вузов, необходимо принять комплексную систему программ студенческих обменов между российскими вузами. Это позволит студентам свободно на месяц, семестр, учебный год обучаться в различных вузах России и, более того, сдавать зачеты и экзамены в том вузе, куда они были отправлены.

Перевод студентов из одного вуза в другой, безусловно связан с финансовыми вопросами, но и они могут быть отрегулированы партнерскими соглашениями. Различный уровень в образовании, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности, различные программы и учебные планы заставляют студентов искать возможности для получения образования в лучших вузах, с мировым именем. Так же, как Болонская конвенция предусматривает привлечение студентов на образовательные программы в Великобританию, Францию, США, Испанию, то и российские вузы могут по партнерским соглашениям принимать определенное количество студентов из отечественных вузов.

В то время, как мобильность студентов продолжает принимать большие масштабы, мобильность преподавателей пока остается на зачаточном уровне. Преподавание в других вузах с целью подработки еще раз подтверждает, что мобильность преподавателя должна быть легальной и основанной на партнерских соглашениях. Традиционно мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена тем, что необходимо проведение научных исследований в другом вузе, или возникает необходимость повысить квалификацию в специализированных научных центрах и т.д. Но современная трудовая миграция отличается от интеллектуальной трудовой миграции. Интеллектуальная миграция - это миграция научных и преподавательских кадров высокой квалификации, для более глубокого проведения научного исследования, итогом которого должны быть научные открытия.[3, c,136]

Болонская декларация была принята в Италии, но что интересно, на сегодняшний день Италия отказалась от подписанной ею же Болонской декларации. Такие известные итальянские университеты как: Bologna Law School, Pavia Law School не применяют образовательную схему: 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Они вернулись к дореформенной пятилетней модели. Отмене послужило обращение ректоров, в котором они обосновали невозможность подготовить квалифицированного юриста, экономиста, врача, учителя за 3 или 4 года. Короткий срок обучения рождает не вполне квалифицированных работников и приводит к пресыщенности рынка труда бакалаврами.[1, c.47]

В августе был опубликован независимый рейтинг вузов за 2015 год. Из двух тысяч заявленных ВУЗов были отобраны 500 лучших. В этот список попали вузы со своими не изменяющимися традициями, среди выпускников которого много знаменитостей. Ведущим вузом данного рейтинга снова стал Гарвардский университет. Лидерами науки в мире считаются Стэнфордский университет и Массачусетский технологический институт. Если распределять по местам, то первое место в рейтинге занимают вузы США, второе место вузы Китайской Народной Республики и замыкает тройку лучших вузов Федеративная Республика Германия. В число 500 известных вузов попали два университета из России. Это известные своими традициями и принципами обучения МГУ и СПбГУ.

Мировая практика показала, что Болонская декларация была принята 19 июня 1999 года, но несмотря, что прошло более 15 лет со дня ее принятия, остается нереализованным один из её главных принципов – интеллектуальная мобильность. Причиной тому является - несогласованность и разнородность учебных программ, языковые преграды, проблемы с получением разрешений на семестровое обучение в другом вузе, как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава, отсутствие соглашений и единого требования к мобильности, которое признавали бы все классические университеты.[1, c. 61]

Данный вопрос требует детального изучения и ждет своего грамотного решения, так как от него во многом будет зависеть качество обучения и подготовка нового поколения квалифицированных конкурентоспособных кадров. 

Библиографический список:

1. Болонский процесс курс лекций / В.И. Байденко. - М.: Логос, 2004
2. Болотов В.А.: Система оценки качества образования. - М.: Логос, 2007
3. Гретченко А.И.: Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М.: КноРус, 2009
4. Рыжова Н.А.: Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс. - М.: Литера, 2011
5. Митусова О.А.: Функции образовательного пространства в формировании языковой личности. - Ростов н/Д: СКАГС, 2008




Рецензии:

9.10.2015, 7:45 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Статья логична. в ней представлен исторический аспект, зарубежный и отечественный опыт. обращено внимание на не решенные проблемы и даны некоторые рекомендации. Статья может представлять интерес для читателей журнала и может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

9.10.2015, 10:50 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемая Зубарева А.В. Ваша статья показала не все причины заимствования Россией Болонской образовательной системы. Нет указания на то, что кроме желания повысить качество подготовки специалистов был настрой, вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Также не учетено, что богатеющие разными способами в России люди покупают за рубежом недвижимость, переезжают туда, хотя они патриоты. Но это бывает и с детьми, которые еще учатся, которым нужен перевод. Что же касается зарубежных стажировок, то они открывают сравнительно высокий средний уровень жизни в указываемых Вами странах, а отсюда и настрой на эмиграцию. Еще одна причина финансовая, выпускать окончивших бакалавриат (4 года обучения) государству дешевле, чем специалистов (5 лет). Но в магистратуре учится за счет бюджета 1 из 10. Значит, магистерские должности запланированы, в основном, под детей из состоятельных семей. Но способности абитуриентов непосредственно уровнем богатства родителей не определяются (прочти биографию Ломоносова М.В.). У Вашей статьи односторонний подход, не хочется указывать, в пользу тех, кто больше выгадывает. Но пожалейте тех, у кого проигрыш. Я не против публикации Вашей статьи, но знайте, что не все читатели ее одобрят.


Оставить комментарий


 
 

Вверх