Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 10.10.2015.

Необходимость осуществления финансового планирования на предприятии

Прудий Марина Николаевна

.

Ставропольский государственный аграрный университет

студентка

Клишина Юлия Евгеньевна, доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело Ставропольского государственного аграрного университета


Аннотация:
В данной статье говорится об особенностях финансового планирования, проблемах формирования финансового плана, а также сделаны выводы о возможностях влияния прогнозов основных показателей производственной деятельности.


Abstract:
In this article it is told about features of financial planning, problems of formation of the financial plan, and also conclusions are drawn on opportunities of influence of forecasts of the main indicators of a production activity.


Ключевые слова:
прибыль; бюджет; финансовое планирование; производство; финансовые ресурсы.

Keywords:
profit; budget; financial planning; production; financial resources.


УДК  336.144

Финансовое планирование на предприятии  выполняет важнейшую роль. Руководство предприятия должно знать, что именно в сфере экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Лица, которые интересуются функционированием предприятия, предъявляют конкретные требования к итогам ее работы.

Нужно знать, какие экономические ресурсы необходимы для осуществления намеченных целей, чтобы планировать различные виды деятельности. Это касается, например,  планирования в области привлечения капитала (увеличение акционерного капитала приобретение кредитов) и расчёта величины капиталовложений. В результате осуществления имеющихся в бюджете планов следует зафиксировать результаты деятельности фирмы.

Сопоставляя фактические показатели с запланированными, можно проводить бюджетный контроль. Первостепенное внимание сконцентрировано на тех показателях, которые не соответствуют плановым, и определяются возможности этих изменений. Подобным образом накапливаются сведения обо всех областях работы предприятия.

Бюджетный контроль помогает выявить в каких-либо сторонах деятельности фирмы предусмотренные планы осуществляются неудовлетворительно. Конечно же, можно представить ситуацию, когда выяснится, что сам бюджет был создан на основе недостижимых изначальных положений. В обоих случаях руководство нацелено на получение сведений об этом, для того, чтобы осуществить требуемые действия, т.е. разработать план или проверить положения, на которых возникает бюджет. Бюджет - это выраженный в стоимостных показателях план действий в сфере покупок сырья и товаров, изготовления, реализации созданной продукции. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Доходность реализации зависит, например, от величины предполагаемой цены поставщика и условий изготовления; количество производимой продукции — от желательной величины сбыта; объём отпускной цены — от того, каких объемов поставок сырья и материалов запрашивает программа производства и реализации. Создавая бюджет на следующий период, стоит выбирать заранее необходимые решения, до начала деятельности в этом периоде. Возможно, что создателям плана хватит времени для того, чтобы предложить и проанализировать инициативных предложений, в отличие от ситуации, когда решение принимается в поздний момент. Другими словами, в последнем примере фирма может встать на путь наименьшего сопротивления. Затем оперативные решения утверждают на уровне подразделения, если они не выходят за определенные бюджетом границы, при подтверждении руководством фирмы плана подразделения. Руководство фирмы не будет склонно к рассредоточению процесса принятия таких решений, если  бюджеты на данном уровне не будут разрабатываться. [2]

От размеров предприятия зависит формирование работ по внутрифирменному планированию. На мелких фирмах отсутствует деление управленческих функций, и руководители обретают возможность самостоятельно разобраться со всеми вопросами. На крупных предприятиях деятельность по разработке бюджетов должна осуществляться рассредоточено. Потому что именно на уровне подразделений находятся кадры, обладающие большими знаниями в сфере закупок, производства и реализации. Только здесь и предлагаются те меры, которые было бы рационально претворить в будущем.

Бюджеты подразделений формируются не отдельно, а в определённой взаимосвязи. При подсчёте плановых показателей сбыта, и, следовательно, и размера компенсации требуется уточнить условия производства и планируемые отпускные цены. Инструкция по разработке бюджетов создаётся, чтобы обеспечить эффективную систему регулирования на многих предприятиях. Есть два способа организации плана по формированию бюджетов: по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. Первый метод заключается в том, что руководство фирмы определяет задачи и цели, плановые показатели прибыли, а потом эти показатели входят в планы на уровне подразделений. По второму методу устанавливаются показатели реализации конкретными сбытовыми подразделениями, а только потом руководитель отдела реализации фирмы обобщает данные в единый бюджет, который в будущем может стать составляющей общего бюджета предприятия. Подсчёт показателей сбыта производят конкретные сбытовые подразделения, а потом руководитель отдела реализации организации объединяет данные показатели в обобщенный  бюджет, который в последующем становится составной частью общего бюджета организации. На практике не разумно применять исключительно один метод.

Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором нужно постоянно регулировать бюджеты разных подразделений. Предприятие должно выполнять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Имеется в виду прибыльность от осуществляемой деятельности и финансовое положение. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются основными составляющими внутрифирменного планирования. Основой для образования бюджета по прибыли на будущий период представляет собой отчет по прибыли, в котором по прибыли отражены итоги экономической деятельности в прошедший период. Такая информация имеет, безусловно, большое влияние при разработке сценария экономических результатов, которые запланированы в будущем. Когда на предстоящий год планируют те действия, которые были совершены в отчетном году, размер дохода в следующем году не будет соответствовать величине прибыли, отраженной в отчете за последний год, что обуславливается постоянно происходящими изменениями внешних условий деятельности организации. [1]

Макроэкономические показатели находятся под влиянием инфляции, изменений в сфере валютных отношений и политики доходов. Следует учесть, что парламент введёт изменения в хозяйственное законодательство. Структура спроса в отдельных разделах рынка изменяется из-за структуры населения. Возрастает роль финансового планирования на предприятиях. Финансовый план связан с разными направлениями планирования хозяйственной деятельности организации. Их составляют  планы по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, вложениям капитала, рекламе, научным исследованиям и разработкам, вовлечению и возврату заемных денежных средств, распределение доходов, а также расходные сметы. Неотъемлемой базой финансового плана являются прогнозные расчеты по сбыту продукции потребителям или планы ее реализации, учитывая заказы, прогнозы спроса на продукцию, уровень продажных цен на них и другие факторы конъюнктуры рынка. Масштабы производства, расходы на создание продукции, осуществлению работ и предоставлению услуг, а также прибыль рассчитываются на основе показателей сбыта.

Предназначение финансового плана предприятия обуславливают прогноз среднесрочной финансовой перспективы и текущие доходы и расходы предприятия. Он разрабатывается предприятием на год с разграничением по кварталам и на 3—5 лет — по годам, отражает доходы и расходы по статьям и пропорции в размещении средств. Необходимо заметить, что в годовом и квартальном финансовых планах не показаны отклоняющиеся показатели от планов в деятельности фирмы. Они оказывают влияние на финансовое положение организаций в течение месяца, это часто происходит в первые 15—20 дней месяца, когда они подвергаются накладкам из-за недостатка предусмотренных договором сроков поступления материально-технических ресурсов. [3]

Структура показателей финансового планового баланса создаётся за счёт поступления средств, затратами и расходами, осуществляемыми в результате финансово-хозяйственной деятельности. Также в плановом балансе доходов и расходов отражены финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по приобретению и выпуску ценных бумаг. Ещё финансовый план включает подсчёты различных показателей: дохода от промышленной деятельности;  амортизационных отчислений на образование основных фондов; поступлений средств в виде среднесрочного и долгосрочного кредитования; финансовых результатов от различных видов деятельности и другие.

Таким образом, финансовое планирование на предприятиях подвержено влиянию состояния прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, положения денежного обращения и курса рубля. Следовательно, в таких условиях требуется учитывать финансовые резервы, потому что вероятна сниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменения в финансовом положении предприятий.

Библиографический список:

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник/М.И. Бухалков.-М.: ИНФРА-М - 2008.-400 с.
2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.-3-е изд., испр.-М.: ИНФРА - М, 2010г.- 416 с.
3. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник.-М.: информационно - издательский дом «Филинъ», 2008.-328 с.




Рецензии:

10.10.2015, 10:34 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Статью необходимо подкорректировать в плане актуальности. Четко поставить цель работы. Обоснования необходимости финансового планирования на предприятии не прозвучало. Статья носит формальный характер. Желательно было бы конкретизировать (на примере конкретного предприятия). Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.

11.10.2015, 8:01 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Вопрос к автору? Почему в статье используются только учебники. Это ведь не вузовский сборник молодых ученых. Ничего не сказано о связке со стратегией предприятия.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх