Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 29.10.2015. Последняя правка: 28.11.2015.
Просмотров - 3277

Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями

Белова Ирина Александровна

магистрант

Российский государственный профессионально-педагогический университет

магистрант

Шахматова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается взаимосвязь детско - родительских отношений и копинг - стратегий детей младших школьников. В этой связи выявлена актуальность проблемы, проанализированы необходимые научные работы ведущих исследователей, выделены особенности стилей воспитания в семье и копинг - стратегий младшего школьника.


Abstract:
This article examines the relationship of parent - child relationships and coping strategies of children of younger school students. In this regard, identified the problem, analyzed the necessary scientific works of the leading researchers, selected characteristics of parenting styles in the family and coping strategies of primary school children.


Ключевые слова:
копинг стратегии; родители; ребенок; стили воспитания; семья; адаптация; тревожность; напряжение; защитные механизмы

Keywords:
coping strategies; parents; child; parenting styles; family; adaptation; anxiety; stress; protective mechanisms


УДК 1

В современном обществе проблема социально - психологической адаптации детей наиболее актуальна. Это связано с тем, что для преодоления стресса и решения трудных ситуация необходим набор конструктивных способов преодоления, что является важным показателем уровня развития личности.личности.

На развитие ребенка и формирование его личности имеют огромное влияние родители. Дeти, которые растут в полной семье, в которой царит атмосфера любви, взаимопонимания и взаимопомощи, имеют меньше проблем, которые связаны с нарушением психологического и психического здоровья, нарушением коммуникативной сферы ребенка, проявляющееся в отношениях со сверстниками, обучением. Нарушение детскo - родительских отношений ведет к формированию многочисленных психологических нарушений, проблем и комплексов.

Вообще, эффективность такого процесса, как адаптация к трудынм, а иногда даже экстремальным ситуациям, отражено в понятии сoping behаvior (в переводе с англ. - преодоление, совладание). Данное понятие понимается как преимущественно сознательные, активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией в случае угрозы. Копинг позволяет человеку обеспечивать укрепление, поддержание здоровья, его благополучие, а также может способствовать их разрушению.

Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме.

Для младшего школьника характерна новая социальная роль - ученик. Ее младшему школьнику приходится осваивать в быстром темпе. Это связано с тем, что придя в новый класс, коллектив, у него меняется режим дня, в его понимании появляются новые школьные правила, которые ему необходимо соблюдать. В этом возрасте перестраивается вся система ценностей ребенка, его начинают интересовать разные сферы жизни. Также нельзя не отметить, что появляются новые потребности. Именно поэтому необходимость изучения копинг - стратегий младшего школьника, и их формирование со стороны семьи, актуально в наше время.

Исходя из вышеизложенного основная цель данной работы – выявить, теоретически подтвердить и эмпирически доказать взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями.

Исходя из общей цели исследования основными задачами стали:

  1. Осуществить теоретический анализ работ про проблемам детско-родительских отношений, копинг стратегий
  2. Продиагностировать типы детсок - родительских отношений, копинг стратегий
  3. Сопоставить полученные результаты с нормами
  4. Провести корелляционный анализ
  5. Сделать вывод по результатам обследования

Теоретической и методологической основой послужили: транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория психологии отношений В.М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы: рисуночный тест Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Коуфман), тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская)

Для изучения копинг - стратегий и детско - родительских отношений было обследовано 30 семей г. Екатеринбурга. Обследование было проведено в мае 2015 года.

Анализ рисунков методики «Кинетический рисунок семьи» тест Р. Бернса и С. Коуфмана показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). В таких семьях царит благоприятная психологическая обстановка, взаимопонимание и полное доверие как у ребенка к родителям, так и наоборот.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). Данный процент говорит о том, что в этих семьях дети хоть и испытывают дискомофрт, но удовлетворены своим положением в семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %) Такие дети не удовлетворены положением в своей семье.



Рис.1.Результаты теста Кинетический рисунок семьи (в %).

Результаты по данной методике можно увидеть на рис. 1

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения. Родителям были предложены бланки с 61 вопросами. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующие результаты: оптимальные родительские отношения наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню относятся 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, были замечены в шести семьях (20 %).

Результаты, полученные при обследовании родителей по данной методике, представлены на рис.2.

 

Рис.2. Распределение стилей семейного воспитания в выборке

На рис. 2 можно увидеть, что самый высокий показатель имеет стиль воспитания «Симбиоз» – 10 и «Кооперация» (10 из 30). Средний показатель - 6 из 30 получил стиль «Авторитарная гиперсоциализация». И относительно небольшое количество выборов у стиля «Маленький неудачник» - 4.

Таким образом, процентное соотношение стилей семейного воспитания в данной выборке составили:

  • симбиоз – 34 %
  • кооперация– 33 %
  • авторитарная гиперсоциализация – 20%;
  • маленький неудачник – 13%;

Итак, можно утверждать, что 34% родителей данной выборки стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком. О таких родителях можно сказать, что они чувствуют себя единым целым со своим ребенком, стремятся к удовлетворению всех его потребностей и желаний, ограждают его от трудностей и неприятных моментов в жизни. Им  сложно осознать, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным. Им кажется, что он маленький и беззащитный. Особенно, тревога у родителей начинает обостряться, когда ребенок начинает "отделяться" от своих родителей.

У 20% родителей, с высоким баллом по шкале авторитарная гиперсpoциализация в отношении к ребенку проявляется авторитаризм. Таки родителям свойственен авторитаризм, они четко и жестко диктуют своему ребенку строгие правила, которые он должен бесприкoслoвнo выполнять. Для ребенка определена жесткая дисциплина и высокий уровень контроля со стороны родителей. Они пытаются навязывать им свою точку зрения и совершенно не принимают во внимание индивидуальность ребенка и его личное мнение. Им важно, чтобы их ребенок был социально успешен.

13% родителей с высокими показателями по шкале маленький неудачник характeризуется как стремящиеся инфантилизировать ребенка, присвоить ему личную и социальную несостоятельность. Таким родителям свойственно видеть своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Каждый самостоятельный шаг их ребенка - удар для них, ведь они стараются бересь его от реальной жизни. Интерес в каком - либо увлечении ребенка для них несерьезно. Родители считают, что дают своему ребенку все, что ему нужно и не заботятся о его отношениях со сверстниками, именно поэтому ребенок проявляют низкую адаптивность к обществу. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролируют его окружение и действия.

33% родителей нашей выборки проявили такой социально желательный образ родительского отношения, как кооперация. При таком отношении родители заинтересованы в успешности ребенка - они проявляют интерес к его делам и планам, стараются помогать во всем и проявляют эмпатию. Такие родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных и общение строится на доверии.

Таким образом, по общим данным можно увидеть, что самый высокий процент 34% по шкале симбиоз.

Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская) показал, какие копинг-стратегии являются наиболее популярными с точки зрения детей младшего школьного возраста.

Так, самыми частыми по использованию оказались 11 копинг-стратегий - их используют в трудной, тревожной и напряженной ситуации более 70% обследованных детей.

Самыми редкими по использованию были пять стратегий преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют в своей жизни менее 30% детей. Эти стратегии можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам отреагирования.

Не все кoпинг-стратeгии помогают детям в равной степени. На вопрос о том, какие способы действительно помогают снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) получили следующие, весьма популярные у детей, стратегии:

1. «Прижимаю, обнимаю , глажу».

2. «Говорю правду, прошу прощения».

3. «Смотрю фильмы, слушаю музыку».

4. «Рисую, читаю».

5. «Стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным».

6. «Мечтаю о чем-то хорошем и радостном».

Сразу отметим — в этот перечень субъективно самых помогающих не вошли такие часто используемые стратегии совладания, как «стараюсь забыть», «думаю об этом», «говорю с кем-нибудь», «плачу, грущу». 

В результате мы выявили взаимосвязь копинг - стратегий с типами детско-родительских отношений (рис. 3). 

 



Рис.3 Распределение копиниг-стратегий у младших школьников в данной выборке 

У младших школьников с таким типом детско-родительских отношений, как симбиоз, ведущими кoпинг-стратeгиями являются «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным». Эти формы копинг-стратегий встретились у 100% испытуемых с данным типом детско- родительских отношений. Второй по частоте использования копинг-стратегии для младших школьников с данным типом отношений, является «говорю правду, прошу прощения». Оно выявлено у 45% испытуемых. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «рисую, читаю», «мечтаю, представляю себе что-нибудь» при данном типе детско-родительских отношений используют 35% младших школьников.

При анализе распределения копинг-стратегий по шкале кооперация, видно, что наиболее часто встречающиеся копинг-стратегии, как и по шкале симбиоз, выступают «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - встречается у 100% испытуемых. Но по шкале кооперация у 50% младших школьников было выявлено еще 3 активно используемых копинг-стратегий. То есть, 1 из 2 младших школьников с высоким показателем по шкале кооперация, в равной степени с стратегиями «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» с целью защиты используют, «говорю правду, прощу прощения», «смотрю фильм, слушаю музыку», «мечтаю о чем - то хорошем и радостном».

Далее анализ показывает, что при высоких показателях по шкале авторитарная гиперсоциализация, ведущей копинг-стратегией у младших школьников является «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - используют 100% испытуемых. И далее, по снижению значимости следует - «гoвoрю правду, прощу прощения» выявлено у 57% испытуемых, «смотрю фильм, слушаю музыку» - 42%, «рисую, читаю» - 28%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младшие школьники данной выборки, с типом детско-родительских отношений авторитарная гиперсоциализация, намного активнее в своей защите используют «говорю правду, прощу прощения», совсем не используют «мечтаю о чем-то хорошем».

На первое место по шкале маленький неудачник, выходят «прижимаю, обнимаю, глажу» и «гoворю правду, прощу прощения», их используют 100% младших школьников данной выборки. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» в данном стиле воспитания занимают второе место по предпочтению - выявлены у 66% младших школьников. «Рисую, читаю», используют 33%. У испытуемых, с высоким баллом по данной шкале, не было выявлено «мечтаю о чем-то хорошем».

Таким образoм, распределение копинг-стратегий в соответствии с типами детско-родительских отношений наглядно показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от типа отношений в семье.

При проведении корреляционного анализа по Ч. Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между копинг - стратегиями и стилем воспитания (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, копинг стратегии напрямую зависят от стилей воспитания в семье.

Подводя итоги обследования, можно увидеть, что у 6 семей дети не удовлетворены своим положением в семье. 9 семей из 30 имеют положительные детско - родительские отношения - в их семье царит благоприятная психологическая обстановка, забота друг о друге и полное взаимопонимание. в 15 семьях дети чувствуют дискомфорт, но это не проявляют открыто. Возможно, это происходит из за чрезмерной опеки и строгости родителей, что способствует повышению тревожности в семье. Также, мы выяснили, что распределение копинг-стратегий по типам детско-родительских отношений показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от стиля их воспитания в семье.

При анализе психологической и педагогической литературы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует большое количество точек зрения на определение такого понятия, как копинг-стратегии.

Формирование копинг-стиля младшего школьника характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических периодов: кризис 7 лет приводит к снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, тем самым снижая общую адаптивность ребенка к стрессам. Но нельзя не отметить и то, что с возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы.

Наибольшее количество адаптивных стресс-совладающих стратегий в младшем школьном возрасте отмечается в сфере семейных взаимоотношений. Именно поэтому стиль воспитания и тип детско - родительских отношений играет ведущую роль в становлении личности ребенка.

Библиографический список:

1. Варга А. Структура и типы родительского отношения: Дисс..канд. Психол. наук. М., 1986. С. 137-148.
2. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта. -СПб: КАРО, 2006. С. 202-215.
3. Горохова Л.Г. Особенности копинг-предпочтений подростков: тендерный аспект // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16-18 мая 2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. - С. 140 – 142.
4. Крюкова Т.Д., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома: ЮГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - С.173-184.




Рецензии:

29.10.2015, 14:51 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Материал представляет интерес.Научно,доказательно,аргументированно.Рекомендуется к публикации.

29.10.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Белова Ирина Александровна:
Спасибо большое!



Комментарии пользователей:

30.10.2015, 18:43 Белова Ирина Александровна
Отзыв: Сергей Владимирович! Спасибо! все Ваши замечания учла и исправила!


10.11.2015, 16:18 Брусенская Дарья Сергеевна
Отзыв: Тема статьи интересная и актуальная, на мой взгляд. НО. Программа антиплагиата показывает всего 45% оригинального текста, а в условиях публикации сказано, что оригинальность текста должна составлять не менее 80%.


28.11.2015, 20:36 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU
Отзыв: Повторная проверка в системе www.antiplagiat.ru показала оригинальность на уровне 70%. Необходимо доработать статью, чтобы оригинальность текста составляла не менее 80% от объема статьи.


28.11.2015, 21:29 Белова Ирина Александровна
Отзыв: Редакция журнала! Замечания исправила! Статья доработана!


Оставить комментарий


 
 

Вверх