магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет
магистрант
Шахматова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет
УДК 1
В современном обществе проблема социально - психологической адаптации детей наиболее актуальна. Это связано с тем, что для преодоления стресса и решения трудных ситуация необходим набор конструктивных способов преодоления, что является важным показателем уровня развития личности.личности.
На развитие ребенка и формирование его личности имеют огромное влияние родители. Дeти, которые растут в полной семье, в которой царит атмосфера любви, взаимопонимания и взаимопомощи, имеют меньше проблем, которые связаны с нарушением психологического и психического здоровья, нарушением коммуникативной сферы ребенка, проявляющееся в отношениях со сверстниками, обучением. Нарушение детскo - родительских отношений ведет к формированию многочисленных психологических нарушений, проблем и комплексов.
Вообще, эффективность такого процесса, как адаптация к трудынм, а иногда даже экстремальным ситуациям, отражено в понятии сoping behаvior (в переводе с англ. - преодоление, совладание). Данное понятие понимается как преимущественно сознательные, активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией в случае угрозы. Копинг позволяет человеку обеспечивать укрепление, поддержание здоровья, его благополучие, а также может способствовать их разрушению.
Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме.
Для младшего школьника характерна новая социальная роль - ученик. Ее младшему школьнику приходится осваивать в быстром темпе. Это связано с тем, что придя в новый класс, коллектив, у него меняется режим дня, в его понимании появляются новые школьные правила, которые ему необходимо соблюдать. В этом возрасте перестраивается вся система ценностей ребенка, его начинают интересовать разные сферы жизни. Также нельзя не отметить, что появляются новые потребности. Именно поэтому необходимость изучения копинг - стратегий младшего школьника, и их формирование со стороны семьи, актуально в наше время.
Исходя из вышеизложенного основная цель данной работы – выявить, теоретически подтвердить и эмпирически доказать взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями.
Исходя из общей цели исследования основными задачами стали:
Теоретической и методологической основой послужили: транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория психологии отношений В.М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы: рисуночный тест Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Коуфман), тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская)
Для изучения копинг - стратегий и детско - родительских отношений было обследовано 30 семей г. Екатеринбурга. Обследование было проведено в мае 2015 года.
Анализ рисунков методики «Кинетический рисунок семьи» тест Р. Бернса и С. Коуфмана показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). В таких семьях царит благоприятная психологическая обстановка, взаимопонимание и полное доверие как у ребенка к родителям, так и наоборот.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). Данный процент говорит о том, что в этих семьях дети хоть и испытывают дискомофрт, но удовлетворены своим положением в семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %) Такие дети не удовлетворены положением в своей семье.
Рис.1.Результаты теста Кинетический рисунок семьи (в %).
Результаты по данной методике можно увидеть на рис. 1
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения. Родителям были предложены бланки с 61 вопросами. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующие результаты: оптимальные родительские отношения наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню относятся 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, были замечены в шести семьях (20 %).
Результаты, полученные при обследовании родителей по данной методике, представлены на рис.2.
Рис.2. Распределение стилей семейного воспитания в выборке
На рис. 2 можно увидеть, что самый высокий показатель имеет стиль воспитания «Симбиоз» – 10 и «Кооперация» (10 из 30). Средний показатель - 6 из 30 получил стиль «Авторитарная гиперсоциализация». И относительно небольшое количество выборов у стиля «Маленький неудачник» - 4.
Таким образом, процентное соотношение стилей семейного воспитания в данной выборке составили:
Итак, можно утверждать, что 34% родителей данной выборки стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком. О таких родителях можно сказать, что они чувствуют себя единым целым со своим ребенком, стремятся к удовлетворению всех его потребностей и желаний, ограждают его от трудностей и неприятных моментов в жизни. Им сложно осознать, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным. Им кажется, что он маленький и беззащитный. Особенно, тревога у родителей начинает обостряться, когда ребенок начинает "отделяться" от своих родителей.
У 20% родителей, с высоким баллом по шкале авторитарная гиперсpoциализация в отношении к ребенку проявляется авторитаризм. Таки родителям свойственен авторитаризм, они четко и жестко диктуют своему ребенку строгие правила, которые он должен бесприкoслoвнo выполнять. Для ребенка определена жесткая дисциплина и высокий уровень контроля со стороны родителей. Они пытаются навязывать им свою точку зрения и совершенно не принимают во внимание индивидуальность ребенка и его личное мнение. Им важно, чтобы их ребенок был социально успешен.
13% родителей с высокими показателями по шкале маленький неудачник характeризуется как стремящиеся инфантилизировать ребенка, присвоить ему личную и социальную несостоятельность. Таким родителям свойственно видеть своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Каждый самостоятельный шаг их ребенка - удар для них, ведь они стараются бересь его от реальной жизни. Интерес в каком - либо увлечении ребенка для них несерьезно. Родители считают, что дают своему ребенку все, что ему нужно и не заботятся о его отношениях со сверстниками, именно поэтому ребенок проявляют низкую адаптивность к обществу. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролируют его окружение и действия.
33% родителей нашей выборки проявили такой социально желательный образ родительского отношения, как кооперация. При таком отношении родители заинтересованы в успешности ребенка - они проявляют интерес к его делам и планам, стараются помогать во всем и проявляют эмпатию. Такие родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных и общение строится на доверии.
Таким образом, по общим данным можно увидеть, что самый высокий процент 34% по шкале симбиоз.
Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская) показал, какие копинг-стратегии являются наиболее популярными с точки зрения детей младшего школьного возраста.
Так, самыми частыми по использованию оказались 11 копинг-стратегий - их используют в трудной, тревожной и напряженной ситуации более 70% обследованных детей.
Самыми редкими по использованию были пять стратегий преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют в своей жизни менее 30% детей. Эти стратегии можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам отреагирования.
Не все кoпинг-стратeгии помогают детям в равной степени. На вопрос о том, какие способы действительно помогают снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) получили следующие, весьма популярные у детей, стратегии:
1. «Прижимаю, обнимаю , глажу».
2. «Говорю правду, прошу прощения».
3. «Смотрю фильмы, слушаю музыку».
4. «Рисую, читаю».
5. «Стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным».
6. «Мечтаю о чем-то хорошем и радостном».
Сразу отметим — в этот перечень субъективно самых помогающих не вошли такие часто используемые стратегии совладания, как «стараюсь забыть», «думаю об этом», «говорю с кем-нибудь», «плачу, грущу».
В результате мы выявили взаимосвязь копинг - стратегий с типами детско-родительских отношений (рис. 3).
У младших школьников с таким типом детско-родительских отношений, как симбиоз, ведущими кoпинг-стратeгиями являются «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным». Эти формы копинг-стратегий встретились у 100% испытуемых с данным типом детско- родительских отношений. Второй по частоте использования копинг-стратегии для младших школьников с данным типом отношений, является «говорю правду, прошу прощения». Оно выявлено у 45% испытуемых. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «рисую, читаю», «мечтаю, представляю себе что-нибудь» при данном типе детско-родительских отношений используют 35% младших школьников.
При анализе распределения копинг-стратегий по шкале кооперация, видно, что наиболее часто встречающиеся копинг-стратегии, как и по шкале симбиоз, выступают «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - встречается у 100% испытуемых. Но по шкале кооперация у 50% младших школьников было выявлено еще 3 активно используемых копинг-стратегий. То есть, 1 из 2 младших школьников с высоким показателем по шкале кооперация, в равной степени с стратегиями «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» с целью защиты используют, «говорю правду, прощу прощения», «смотрю фильм, слушаю музыку», «мечтаю о чем - то хорошем и радостном».
Далее анализ показывает, что при высоких показателях по шкале авторитарная гиперсоциализация, ведущей копинг-стратегией у младших школьников является «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - используют 100% испытуемых. И далее, по снижению значимости следует - «гoвoрю правду, прощу прощения» выявлено у 57% испытуемых, «смотрю фильм, слушаю музыку» - 42%, «рисую, читаю» - 28%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младшие школьники данной выборки, с типом детско-родительских отношений авторитарная гиперсоциализация, намного активнее в своей защите используют «говорю правду, прощу прощения», совсем не используют «мечтаю о чем-то хорошем».
На первое место по шкале маленький неудачник, выходят «прижимаю, обнимаю, глажу» и «гoворю правду, прощу прощения», их используют 100% младших школьников данной выборки. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» в данном стиле воспитания занимают второе место по предпочтению - выявлены у 66% младших школьников. «Рисую, читаю», используют 33%. У испытуемых, с высоким баллом по данной шкале, не было выявлено «мечтаю о чем-то хорошем».
Таким образoм, распределение копинг-стратегий в соответствии с типами детско-родительских отношений наглядно показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от типа отношений в семье.
При проведении корреляционного анализа по Ч. Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между копинг - стратегиями и стилем воспитания (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, копинг стратегии напрямую зависят от стилей воспитания в семье.
Подводя итоги обследования, можно увидеть, что у 6 семей дети не удовлетворены своим положением в семье. 9 семей из 30 имеют положительные детско - родительские отношения - в их семье царит благоприятная психологическая обстановка, забота друг о друге и полное взаимопонимание. в 15 семьях дети чувствуют дискомфорт, но это не проявляют открыто. Возможно, это происходит из за чрезмерной опеки и строгости родителей, что способствует повышению тревожности в семье. Также, мы выяснили, что распределение копинг-стратегий по типам детско-родительских отношений показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от стиля их воспитания в семье.
При анализе психологической и педагогической литературы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует большое количество точек зрения на определение такого понятия, как копинг-стратегии.
Формирование копинг-стиля младшего школьника характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических периодов: кризис 7 лет приводит к снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, тем самым снижая общую адаптивность ребенка к стрессам. Но нельзя не отметить и то, что с возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы.
Наибольшее количество адаптивных стресс-совладающих стратегий в младшем школьном возрасте отмечается в сфере семейных взаимоотношений. Именно поэтому стиль воспитания и тип детско - родительских отношений играет ведущую роль в становлении личности ребенка.
Рецензии:
29.10.2015, 14:51 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Материал представляет интерес.Научно,доказательно,аргументированно.Рекомендуется к публикации.
30.10.2015, 18:43 Белова Ирина Александровна Отзыв: Сергей Владимирович! Спасибо! все Ваши замечания учла и исправила! |
10.11.2015, 16:18 Брусенская Дарья Сергеевна Отзыв: Тема статьи интересная и актуальная, на мой взгляд. НО. Программа антиплагиата показывает всего 45% оригинального текста, а в условиях публикации сказано, что оригинальность текста должна составлять не менее 80%. |
28.11.2015, 20:36 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU Отзыв: Повторная проверка в системе www.antiplagiat.ru показала оригинальность на уровне 70%. Необходимо доработать статью, чтобы оригинальность текста составляла не менее 80% от объема статьи. |
28.11.2015, 21:29 Белова Ирина Александровна Отзыв: Редакция журнала! Замечания исправила! Статья доработана! |