Казанский федеральный университет
студент
Рудалева Ирина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Казанский федеральный университет
УДК334
Актуальность темы статьи состоит в том, что для отечественных фирм и компаний, осуществляющих свою производственную деятельность в рамках конкуренции, необходимо эффективно приспособиться к стремительно изменяющимся рыночным условиям. Крупные компании стремятся найти дополнительные источники для увеличения масштабов своей деятельности, наиболее популярным из них является слияние и поглощение компаний. Именно слияния и поглощения становятся той стратегией роста, которая позволяет предприятию сохранить свои позиции на рынке. Это отмечает Harvard Business Review (HBR), «рост через поглощения стал важнейшей составляющей успеха многих компаний новой экономики... слияния и поглощения явились единственным фактором роста их рыночной капитализации».[4] Во все мире количество сделок увеличивается от года к году, этот факт подтверждает статистика. Для сравнения можно привести 1-е полугодие 2014 и 2015 годов: совокупная стоимость международных сделок увеличилась на 48%( т.е. на 716 млрд долларов).Данная стратегия распространена на западе, в нашей же стране объем сделок по слиянию и поглощению еще не на столько велик, но если отечественные фирмы хотят конкурировать на уровне международном, то они не смогут избежать этой тенденции.
Рассмотрим ситуацию на отечественном рынке сделок. На диаграмме 1 представлена динамика сделок по сумме:
Исходя из данных таблицы, сравнивая 1-полугодие 2014 и 2015 годов, можно сделать вывод о том, что суммы сделок в полугодовом сравнении сократилась почти в два раза (с 30,15 млрд долл. до 17,5 млрд долл. Это означает, что M&A-активность в торговле значительно сокращается. «Однако сейчас рост продаж в ритейле может повысить интерес инвесторов к торговым компаниям.» - утверждают эксперты информационного агентства «AK&M»[3]
Опираясь на мнение «Эксперта», увеличение числа и размера сделок по слияниям и поглощениям заметно во многих отрослях. Многие эксперты полагают, что и в 2015 году эта тенденция сохранится, ведь 36% компаний по всему миру заявили о своих планах по осуществлению M&A сделок, по сравнению с 31% компаний в 2014 году. Ситуация в России же совершенно другая. На конференции Regent Capital Алексей Девятов, главный экономист банка УРАЛСИБ, высказал: «В условиях затяжных санкций со стороны западных стран и длительного снижения цен на нефть рецессия становится базовым сценарием на следующий год». Также было отмечено о перспективам отечественного рынка M&A: «Количество сделок M&A в 2015 году может вырасти в результате вынужденных продаж бизнесов на фоне экономического спада/а также рынка M&A в России».[3]
Далее на диаграмме 2 рассмотрим динамику сделок по числу:
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что на российском рынке сделок на данный момент не стабильно. Если сравнить август 2013, 2014 и 2015 годов, то можно сказать о том, что количество сделок увеличилось в 2015 году по сравнению с 2014, но не превзошло число сделок 2013 года.[3]
Итак, дадим определения понятиям «слияние» и «поглощение». Существует множество различных трактовок этих понятий. Экономический смысл, который содержит понятие «слияние» заключается в следующем: объединение двух или более компаний, в результате которого образуется одна новая компания (А+В=С).Экономический смысл понятия «поглощение» - покупка одной компанией другую, при этом первая не теряет своих юридических прав и обязанностей (А+В=А или В).
Согласно же российскому законодательству:
Слияние — это реорганизация юридических лиц, при котором права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом .[1]
Поглощение (присоединение) — прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются .[5]
Слияния и поглощения предприятий на сегодняшний день есть необходимый элемент развития компании в практически в любой сфере деятельности. Не иначе, как удачно проведённая стратегия слияния или поглощения позволяет фирмам добиваться успехов в своей отрасли, т.е. выходить на новый этап развития, максимально увеличивать эффективность от использования совместного опыта предприятий.
Почему же слияние и поглощение становятся неизбежным явлением для фирм, которые желают быть успешными в современных условиях? Рассмотрим основные причины, которые побуждают компании проводить слияние и поглощение.
1) стремление к синергетическому эффекту: взаимодополнение активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного выше, чем сумма результатов отдельных действий этих компаний.
Так, причиной слияния двух крупнейших продуктовых ритейлеров – сетей магазинов "Пятерочка" и "Перекресток" в 2006 году послужило создание ведущей компании. В результате данной сделки произошло увеличение розничных магазинов, а также в первой же отчетности было отмечено, что выручка возросла на 45%.
2) диверсификация производства: стабилизирует поток доходов. Это является выгодным действием и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (за счет расширение ассортимента продукции);
3) улучшение качества продукции, уменьшение издержек;
4) возможность оптимизации систем управления, устранение неэффективности: управление активами одной из фирм являлось неэффективным, а после того, как произошло слияния активы корпорации стали лучше управляемыми.
В феврале 2015 года, как многим известно, КамАЗ приняли решение об объединении управленческих активов с Mercedes-Benz и Mitsubishi. По данным сайта «ЭкспертONLINE» они создают новое совместное предприятие в Набережных Челнах. Главной причиной объединения компаний послужила экономия управленческих расходов. Наблюдатели считают, что объединение должно завершиться к концу года. Уже после мы сможем проанализировать эффективность данного объединения. «Это мировой тренд: объединение управления производством конкурирующих брендов, - говорит вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Моисеев. – Получается экономия на общей логистике, на унифицировании платформ, экономия при планировании общих закупок и многое другое, что позволит увеличить эффективность всех трех концернов».[6]
5) налоговые мотивы: происходит снижение налогов или возможность на получение налоговых льгот. К примеру, фирма, которая получает большой объем прибыли и соответственно обладающая достаточно большой налоговой нагрузкой, приобретает компанию с определенными налоговыми льготами, которые будут распространятся для всей созданной корпорации;
6) личные мотивы: многие руководители компаний хотят больше власти и больше заработной платы, а они в свою очередь зависят от размеров корпорации.
Современная внешняя экономическая среда очень быстро изменяется, поэтому вышеуказанные внешние факторы очень сильно влияют на компании, заставляя их искать партнеров для слияния или поглощения. Для того, чтобы фирма смогла устоять в конкурентной борьбе, ей необходимо рассматривать инвестиционные возможности совместно с другими фирмами.
Рецензии:
28.10.2015, 22:30 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Статью рекомендую для публикации, но в дальнейшем рекомендую для примеров не только сеть X5 Retail Group, но и др. сферы, которые явно видны на фоне экономического кризиса.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий