Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 28.10.2015.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: КОГНИТИВНЫЙ ДИСКУРС

Быкасова Лариса Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент

Таганрогский институт имени А. П. Чехова

Профессор кафедры общей педагогики

Аннотация:
В рамках образовательного форсайта и в связи с необходимостью выявления оптимальных путей использования культурных приращений и интенций, тиражирования лучших практик, обеспечивающих качество существования социального организма, своевременно обращение к зарубежному педагогическому наследию, представленному концепцией эстетического воспитания в ФРГ, разработанной Г. Отто.


Abstract:
Within the educational foresight and due to the need to identify optimal ways of using cultural increments and intentions, replication of best practices, ensuring the quality of existence of the social organism, in a timely manner appealing to foreign pedagogical heritage, represented by the concept of aesthetic education in Germany, designed by G. Otto.


Ключевые слова:
императивы эстетического воспитания; социокультурная ситуация; инновационное воспитательное пространство.

Keywords:
the imperatives of aesthetic education; socio-cultural situation; innovative educational space.


УДК 372.8                   

Актуальность статьи состоит в определении вклада немецкой педагогической науки и, в частности, Г. Отто, в развитие мировой эстетической практики.

Цель статьи: выявление основных концептуальных идей ученого, оказавшего существенное влияние на становление эстетичского воспитания и художественног образования за рубежом.

Педагогические взгляды  Г. Отто формировались в течение жизни и научного творчества под влиянием трех основных идей:

1. Идеи понимания жизни (Leben) [5, с. 159] как естественной теории жизни души (Seele).  Жизнь рассматривается как  органическое явление с естественно-научно-биологической позиции; как высшее проявление переживания человеческого в метафизическом смысле; как функционирующий организм в психическом смысле; как духовное с историко-культурной точки зрения; как телесно-духово-душевное становление в биографическом смысле.  Душа – это совокупность психических явлений, в которой выражена божественная природа человека, обуславливающая способности ощущения, сознания, чувств [5, с. 147].

Непосредственное влияние на формирование педагогических взглядов Г. Отто оказали факторы:

- императив И. В. фон Гёте: кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой,  кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки» [5, 107];

-  творчество немецкого поэта и философа Фридриха фон Харденберга, более известного под псевдонимом Новалис, который пропагандировал в своих философских трактатах равновесие между человеком и миром [5, с. 309];

-  идея франко-швейцарского педагога и философа Ж.-Ж. Руссо о естественном развитии человека, заключавшаяся в том, чтобы при помощи воспитания решалась задача устранения всего, что тормозит естественное развитие [2, с. 23];

2. Теории развития индивидуальности: 

- философия «созерцательного мышления» Ф. Э. Д. Шлейермахера. Философ обращал внимание на духовно-исторические реальности в их единстве с целым и вечным, поэтому Ф. Э. Д. Шлейермахер не находит радикального различия между нравственным законом и законом природы [5, с. 511];

- идеи  «универсальности, индивидуальности и тотальности» гуманиста В. фон Гумбольдта. В трудах ученого указывается на необходимость предоставления личности свободы индивидуального развития [2, с. 34];

- метафизика И. Ф. Гербарта, предполагавшая существование множества простых реальных сущностей, каждой их которых соответствует простое само себя сохраняющее качество;

3. Система наглядного обучения И.Г. Песталоцци:

а) о «приспособленности» воспитания к природе в виде создания «творческой близости к природе» для деятельного труда в обществе;

б) об образовании как саморазвитии основных сил и способностей человека, его головы (рассудок), сердца (чувство) и рук (творчество);

в) о формировании творческой, формирующей силы человека обусловливающей правильное развитие психических связей [2, с.18].

С учетом единообразия человека и природы, заключающегося в наличии одних и тех же качественных определений и форм соединений и различных количественных соотношений, в которых они встречаются, Гунтер Отто разработал структуру анализа художественных текстов, в которую вошли фазы:

  • изучение теста, наблюдение за отдельными персонажами в эскизах;
  • формирование знания о соответствующей эпохе;
  • использование живописью специальных понятий и средств;
  • выявление конкретного отношения эпохи к изображенному предмету;
  • фиксация положения художественного текста в иерархии ему подобных. 

Реминисценция  взглядов ведущих мировых философов (В. Дильтей, Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.) нашла свое выражение в концепции эстетического воспитания и художественного образования Гунтера Отто,  строящегося на «развертывании» личности,  характеризующегося отношением между Богом и миром, происходящего под воздействием трех классов условий: телесного развития, влияния физической среды и окружающего духовного мира как носителя объективного духа (образование и воспитание,  вкус, мода); эмпирического субъекта (трансформация в идею при воплощении в поэтический, музыкальный образ); «мыслящей вещи» (коллаж, художественное конструирование) [1, с. 209].

Гунтером Отто выявлены императивы немецкого эстетического воспитания, предписывающие поддерживать в ребенке «детское», не мешая развитию мышления, для чего необходимо

  • осуществлять постоянную ревизию состояния педагогического знания;
  • стимулировать художественное познание;
  • применять новые методы обучения (проект, акции, коллоквиум) и методы художественного творчества: теоретические (иконографический анализ, иконологический синтез, художественно-социологический метод и т.д.) и практические (коллаж, цветной оттиск, быстрое преобразование, пропитывание, деструкция и др.).

Плодотворно работая в области образования и эстетического воспитания, Г. Отто определил цели современного эстетического воспитания в школе ФРГ:

  1. Проведение реформы куррикулума  (реформа школы);
  2. Программирование эмансипации (реформа урока);
  3. Ревизия предлагаемого для усвоения обучающимися содержания (реформа содержания).

Достижение данной цели возможно при обеспечении высшей точки критической рефлексии с учетом экономической, исторической, социокультурной ситуации. По мнению Г. Отто, современная ступень дидактической рефлексии позволяет закрепиться не только в общедидактическом и ориентированном на куррикулум тренде, но и переводить эстетическое воспитание на новый уровень развития. С этой точки зрения рассмотрение данного дискуссионного вопроса возможно с трех позиций:

  • критика эмансипаторской функции массмедия и дисфункциональная возможность искусства;
  • частичная потеря функций ведущих категорий эстетического воспитания;
  • имеющееся рассогласование между теорией и практикой [4, с. 122].

Подводя итог, отметим

- педагогическая концепция ученого и педагога Гунтера Отто являет собой наглядный пример немецкой национальной педагогики, сформировавшейся под влиянием философских воззрений ведущих мыслителей и объединяет в себе философские, нравственные, социокультурные, мировоззренческие аспекты, представляя, таким образом, теоретическую и практическую ценность для современной педагогики и практики образования;

- педагогика  ученого имеет антропологическую, антропоцентрированную, гума­нистическую направленность;

- ученому удалось разработать систему педагогических взглядов, базирующихся на новейших теоретических  достижениях философской мысли и педагогической науки;

- педагогика культуры Гунтера Отто соответствует мировым тенденциям воспитания, при этом ее специфика заключается в обширной связи с эстетикой, что особенно важно в эпоху глобализации, стандартизации и унификации [3];

- разработанные Г. Отто инициативы могут открыть новые возможности  преобразования личности в области воспитания: создание инновационных воспитательных пространств, духовно развивающих личность; расширение возможности саморазвития, самореализации, самоопределения личности; выведение человека в мир культуры;

- новаторские идеи Г. Отто имеют сегодня прагматический, прикладной характер.

Библиографический список:

1. Быкасова Л. В. Современное художественное образование в Германии. Монография. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. – 302 с.
2. Быкасова Л. В. Образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ. Монография. - М.:АПКиПРО, 2008. – 272 с.
3. Быкасова Л. В. Оформление теоретического ресурса художественной педагогики // Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся. – Санкт-Петербург, 2012. http:// izo.poisk2020.org
4. Привалова, О.И., Быкасова, Л.В. Многомерность культуросозидания как коммуникативный феномен// Коммуникативная культура и формирование толерантности в полиэтнической образовательной среде/ Сборник статей научного симпозиума ГАН РАО. – Черкесск-Домбай, 2009. – С. 121-127.
5. Философский словарь. – М., 2003. – 575 с.




Рецензии:

28.10.2015, 22:27 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации

29.10.2015, 9:09 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Категория эстетическая практика, связывается к методической практикой на основе общего конструкта. 2.Тонтекстуальность подобной проблематики кроме своего безспорного приложного характера имеет так же и историографское значение. 3.Для педагогической, философской и психологической деятельности Г.Отто характерен тонкий момент когнитивного концепта обосновки своих теоретических и приложных идеи и парадигмах. 4.Нужно одинако учесть значение созданными им методологические категории восприятия "красивое", "нужное", "понятное"в процессе эстетического воспитания на основе эстетизации среды проживания.

29.10.2015, 10:21 Шарафутдинов Азат Минсеитович
Рецензия: В статье рассмотрены основные концептуальные идеи немецкого ученого Г. Отто. , оказавшего существенное влияние на становление эстетичского воспитания и художественного образования за рубежом. Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку вклад немецкой педагогической науки и, в частности, ученого Г. Отто, в развитие мировой эстетической практики неоспорим и бесценен. Особенностью подхода автора является выявление концептуальных идей корифеев европейской педагогической науки ( И. В. фон Гёте, Фридрих фон Харденберг, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Э. Д. Шлейермахер и др.), оказавших существенное влияние на мировоззрение ученого ФРГ Г. Отто и позволившие ему определить императивы немецкого эстетического воспитания, а также цели современного эстетического воспитания в немецкой школе. Научная статья Быкасовой Л. В. «Эстетические практики: когнитивный дискурс» соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению научных работ. Данная статья может быть рекомендована к публикации. Рецензент, к.б.н., доцент кафедры общей физики и технических дисциплин УлГПУ имени И.Н.Ульянова, А.М.Шарафутдинов



Комментарии пользователей:

29.10.2015, 12:14 Быкасова Лариса Владимировна
Отзыв: Уважаемая Анна Ивановна! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.В. Быкасова


29.10.2015, 12:16 Быкасова Лариса Владимировна
Отзыв: Уважаемый Георгий Тодоров! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.В. Быкасова


29.10.2015, 12:19 Быкасова Лариса Владимировна
Отзыв: Уважаемый Азат Минсеитович! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.Быкасова


Оставить комментарий


 
 

Вверх