Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 03.11.2015. Последняя правка: 15.11.2015.

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гриценко Мария Борисовна

Пятигорский медико-фармацевтический институт (филиал ВолгГМУ)

преподаватель

Аннотация:
В статье рассматривается возможность использования иностранного языка как средства формирования профессиональных компетенций студентов специальности «фармация». Дан перечень основных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза. Представлены основные методы и приемы, которые могут быть применены на профессионально-ориентированных занятиях по иностранному языку.


Abstract:
The article describes the possibility of using a foreign language as a means of formation of professional competencies of students-pharmacists. The main methods and techniques that can be applied on professionally oriented foreign language lessons.


Ключевые слова:
профессиональные компетенции; профессионально-ориентированный иностранный язык; студенты-фармацевты.

Keywords:
professional competencies; professionally oriented foreign language; students pharmacists.


УДК 372.8

Процесс расширения и укрепления международных экономических связей сегодня определяет потребность в подготовке квалифицированных специалистов разных областей знания, владеющих иностранным языком на уровне, позволяющем общаться с зарубежными партнерами в профессиональной деятельности. Можно сказать, что сегодня дисциплина «иностранный язык» стала профессионально значимой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, основной целью языкового образования студентов неязыковых вузов является развитие компетенций, необходимых для устной и письменной коммуникации на иностранном языке в профессиональных и межкультурных целях [4, с. 4].

Актуальность данного исследования объясняется тем, что современные стандарты образования регламентируют необходимость учащимся овладеть не только определенной суммой знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных компетенций.

Цель: выявить возможность формирования профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку.

Задачи: определить методы и приемы работы на занятиях по иностранному языку студентов специальности «Фармация».

Компетентность будущего специалиста характеризуется степенью овладения общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции определяют готовность и способность выпускников адаптироваться к изменениям в социально-политических условиях, их организационные умения. Профессиональные компетенции характеризуют способности субъекта к овладению определенным объемом профессиональных знаний и умение применять их на практике [1, c. 53].

Таким образом, на занятиях по иностранному языку студенты должны овладеть основными терминами специальности, уметь применять специальную лексику при выполнении учебных профессионально ориентированных заданий, владеть навыками устной коммуникации для общения с коллегами – носителями языка, уметь находить и анализировать информацию в иноязычных источниках, читать специальную литературу, а также владеть навыками деловой переписки. Предполагается, что по окончании курса изучения иностранного языка, студенты должны уметь обобщать полученную информацию и оформлять ее в виде реферата, аннотации или доклада. Все это обуславливает успех профессиональной деятельности современного специалиста.

Конечно, принято считать, что профессиональные компетенции могут формироваться только на занятиях по специальным дисциплинам. Но, если рассмотреть процесс формирования профессиональных компетенций как интеграцию общепрофессиональных и специальных дисциплин, то можно отметить влияние на этот процесс дисциплин гуманитарного профиля, в частности «иностранного языка».

Учет направления подготовки при обучении иностранному языку является одним из приоритетных направлений, так как приходит понимание, что в современном обществе язык становится не только объектом изучения, но и средством обучения, то есть язык может стать инструментом получения новых знаний.

Очевидно, что дисциплина, относящаяся к циклу общегуманитарных дисциплин, не может охватывать широкий спектр профессиональных компетенций. Но, на формирование некоторых, языковое образование может повлиять. Например: умение логично и ясно строить свою письменную и устную речь, способность осуществлять сбор и анализ научно-технической информации в области профессиональной деятельности, способность решать коммуникативные задачи в рамках профессионального общения.

В российском фармацевтическом бизнесе, как и в любой сфере деятельности, неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста являются умения профессионального делового общения. Это обусловлено тем, что фармацевтическая сфера охватывает не только разработку и производство, но и регистрацию, сертификацию, рекламу и сбыт лекарственных средств не только отечественного (или собственного), но и зарубежного производства.

Рассмотренные выше профессиональные компетенции обуславливают методы и приемы работы на занятиях по иностранному языку студентов специальности «Фармация».

Метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) помогает развить личностные качества каждого студента, а также раскрыть его творческий потенциал, развивает способности работы в группе. Студенты-фармацевты могут подготовить, например, презентации на темы "Medicinal plants of russian pharmacopoeia" или "Chemist's shop". Такие проекты должны быть связаны с профильными предметами, для расширения лексического запаса учащихся в их профессиональной области и повышения интереса к профессии.

Анализ кейсов (casestudy) – это модель конкретной ситуации, содержащая проблему профессионального характера, которая имела место в действительности. Данный метод развивает аналитическое мышление, критическое мышление, умение вести дискуссии на иностранном языке. Студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам, изложенным в письменных источниках по определенной тематике. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации — это необходимое условие для развития самостоятельной познавательной деятельности студента и реальный мотив для обучающей деятельности в целом [2, с.123].

В процессе подготовки будущего специалиста в области фармации к анализу и обсуждению проблематики, составляющей содержание его профессиональной подготовки, необходимо отобрать тексты по фармакологии, ботанике, фармакогнозии, которые позволят сформировать практические навыки обучающегося и возможность ориентироваться в иноязычной литературе по специальности. Условия развития современного общества требуют переработки старых методов и создания новой модели преподавания иностранного языка в вузе. Данная модель должна позволить достаточно быстро и качественно обучить студентов не только рецептивным умениям, но и репродуктивным и продуктивным [3, с. 89].

Также эффективным методом является задание написать статью, отчет или обзор на иностранном языке. Для студентов-фармацевтов это может быть перевод статьи о новом лекарстве или обзор научных открытий в области фармации.

Тестовые задания по аутентичным материалам.

Метод ситуативного обучения (составление диалогов и монологов с использованием лексики профессиональной направленности).Например, это может быть диалог провизора и клиента в аптеке, собеседование на должность лаборанта и.т.д.

Максимальная эффективность при моделировании ситуаций профессионального общения может быть достигнута с помощью информационных технологий. Сюда можно отнести просмотры фильмов профессиональной тематики, различные видеокурсы, аудирование, а также интернет-ресурсы.

На современном этапе в процессе вузовской подготовки профессиональная направленность обучения иностранному языку понимается в первую очередь как освоение терминосистемы профессиональной сферы деятельности и основных аспектов грамматики. Таким образом, процесс обучения направлен в основном на формирование лексической компетенции, в то время, как в неязыковых вузах, на наш взгляд, необходимо большое внимание уделять формированию навыков делового общения, чему и способствуют рассмотренные нами методы, которые способствуют формированию профессиональных компетенций.

В диссертационном исследовании К.В. Маркарян посвященном изучению специфики делового профессионального общения в фармацевтической сфере, выявлено, что ситуации делового общения, связанные с приобретением и сбытом лекарств, отличаются от таковых в других профессиональных сферах. Например, если фармацевт или провизор выполняет функции менеджера, то он больше имеет дело с различными письменными документами и почти не общается устно. Это, как мы считаем, следует учитывать при разработке образовательных программ [2, с.112].

Отрицательно на эффективность обучения профессионально-деловому межкультурному общению в неязыковом вузе влияют несколько факторов. Во-первых, конечно, лимит времени, так как на изучение иностранного языка отводится относительно небольшое количество часов, а во-вторых, направленность обучения на развитие навыков чтения текстов профессионального содержания. Тем не менее, можно сделать вывод, что иностранный язык играет определенную роль при формировании профессиональных компетенций студентов фармацевтического вуза.

Библиографический список:

1. Искандарова, О.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность [Текст] /О.Ю. Искандарова // Высшее образование в России. 1999. - № 6. - С. 53-54.
2. Маркарян К.В. Обучение иноязычному прагматическому общению студентов неязыкового вуза: английский язык, фармацевтический вуз [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук. /К.В.Маркарян. — Пятигорск, 2006. — 133 с.
3. Солонинина А.В., Порсева Н.Ю., Крупнова И.В. О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: разграничение функциональных обязанностей провизора и фармацевта[Текст] / Солонинина А.В. [и др.] // Вестник Росздравнадзора. — 2011. — № 2 — С.39-44.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 33.05.02 «Фармация», квалификация «Провизор» от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923)[Электронный ресурс] // Режим доступа: kpfu.ru/docs/F292924428/33.05.02.Farmaciya.doc.




Рецензии:

3.11.2015, 11:40 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Рекомендуется к публикации.

3.11.2015, 12:23 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации

7.11.2015, 23:42 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме. Есть замечания. 1.В структуре статьи отсутствуют задачи, что вчечёт за собой нечёткость выводов. 2. В актуальности - стандарт выдвигает требования к чему-то, но не регламентирует необходимость. 3. Не раскрыта связь методов с профессиональными компетенциями, кроме кейс-метода.4. Отсутствует ссылка на литературу № 1.5. Ошибки в библиографическом описании источников. После исправления статья рекомендуется у публикации.

14.11.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Гриценко Мария Борисовна:
Уважаемая Лидия Васильевна! Благодарю за рецензию на мою статью. Ваши замечания постаралась исправить. Прошу ознакомиться с отредактированным вариантом.



Комментарии пользователей:

13.11.2015, 21:13 гурьянова марина николаевна
Отзыв: Статья посвящена очень актуальной проблеме. Однако сама статья является декларативной, в ней присутствует только перечисление уже известных и давно апробированных методов работы со студентами, отсутствуют собственные идеи и оценка собственного опыта работы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх