ассистент
ТАШГУ (Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), Биологический факультет
"Биофизика и Физиология человека и животных"
Введение
При всем разнообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент, является биологической основой, на которой формируется личность как социальное существо. Склад человека отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства нравов наиболее устойчивы, и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [8]. Разный характер при выполнении любой нагрузки, проявляет себя по разному, что не мало важно является изучение реакции и активности, пластичности и ригидности в тренировочных процессах у спортсменов [9] . Постоянная нагрузка образовательных режимов с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, увеличение интенсивности учебного процесса, повышение требований к объему, и качеству выполняемых упражнений, а также перенапряжение двигательного режима с нарушением распорядка дня - отрицательно влияют на функциональные возможности организма учащихся [2]. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению нарушения механизмов регуляции вегетативных функций, которые проявляются в виде ухудшения работоспособности спортсмена. В какой-то степени это объясняется высоким восприятием лиц со слабой нервной системой, и их возможностью за счет этого компенсировать недостаточно высокую выносливость, и другие качества присущие им в меньшей степени, чем лицам с сильной нервной системой.
Проблема увеличения высокой работоспособности физических упражнений и функциональных возможностей в условиях значительной высокой учебной нагрузки учащихся, в настоящее время является актуальной задачей. Культура Физического развития является наиболее действенным фактором сохранения и укрепления здоровья.
Информация об исследованиях последних лет свидетельствуют, что особенность телосложения и тесно связанная с ним структура моторики являются важными, научно обоснованными критериями разделения педагогического процесса в спортивном воспитании [6;7]. Таким образом, целью данного исследования, являлось изучить конституцию тела студентов специальных групп спортивных направлений, и их характер определения типа высшей нервной системы. Учесть закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях спортивного воспитания и спорта под влиянием учебной, тренировочной и соревновательной деятельности.
Объект и методы исследования. Нами было проведено изучение воздействия индивидуальных конституциональных особенностей учащихся факультета физической культуры, на показатели их спортивной подготовки различного профильного направления. Всего обследовано 38 учащихся в возрасте 21 ± 0,3 лет, по видам спорта: гимнастика, футбол и плавание. Применялись следующие методы антропометрических исследований: измерение длины тела, окружности грудной клетки, бедер и массы тела, определение типа совокупности функциональных и морфологических особенностей организма. Особое внимание уделялось и индивидуально половым различиям. Использовалась методика оценки типа строения (конституции тела) спортсмена по шкале конституционной типологии Э. Кречмера с трехкомпонентной структурой индивидуальных антропометрических данных каждого спортсмена [4]. Характер определяли методом опросника Яна Стреляу [5]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качеств существенных компонентов личности. Нами исследовались три основные характеристики нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. В расчете склада студента выделялись, реактивность (чувствительность и выносливость), и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции [1;3].
Результаты исследований и их обсуждение.
Рисунок 1. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы) юношей-футболистов (m±17):
Рисунок 2. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы) девушек -гимнасток (m±12):
Рисунок 3. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы)
юношей - пловцов (m±9):
Рисунок 4. Конституционная типология спортсменов дифференциальных направлений видов спорта (m±38):
Основные выводы: Результат анализа спортивной подготовки учащихся студентов позволили, сделать вывод, что студенты отличаются характером, с конституционной типологией: юноши-футболисты проявили себя как сангвиники - преимущественно атлетическим типом. Комплексный анализ конституционной типологии спортсменов, с типом высшей нервной системой у представителей разных направлений спортсменов позволил выявить отличительную способность: наличие у каждого типа телосложения (атлетического, астенического, пикнического) индивидуально - своеобразные свойства психики, (синтонный, шизотомный, анестетики, гиперстеники), которые отражают динамику психической деятельности. Подвижность нервной системы футболистов выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, с гибким поведением. Уравновешенность нервных процессов гимнасток отражает соотношение, баланса возбуждения и торможения. Исходя из этого, мы видим силу уравновешенности, что является важным в спортивной деятельности спортсменов. Способность нервных клеток сохранить нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, тут и возможность Ц.Н.С выполнять определённую работу. По результатам проведённого исследования становится выявленным то, что при работе со спортсменами в разных секциях по направлению (вид спорта) необходимо учитывать характер учащегося студента, и применять индивидуальный подход с постепенным увеличением нагрузок. Обязательным в функционировании Ц.Н.С является поперемнным чередование работы, и отдыха с разносторонней спортивной подготовкой, что и следует учитывать при занятиях физической культурой и спортом.
Рецензии:
4.02.2016, 16:49 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Статья «Взаимосвязь пропорций и особенностей частей тела с типом нервной высшей деятельности в спортивном развитии учащихся студентов» несомненно, актуальна, представляет научный интерес, содержательна и является результатом самостоятельного поиска автора. В результате исследования автором выявлено то, что при работе со спортсменами в разных секциях по видах спорта необходимо учитывать характер учащегося студента, и применять индивидуальный подход с постепенным увеличением нагрузок, что сегодня редко встречается в деятельности тренеров. Структура статьи отвечает требованиям, литература актуальная. Рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
24.07.2016, 12:59 Пущенко Арина Сергеевна Отзыв: Здравствуйте. Спасибо за столь приятные отзывы. Я рада стараться в дальнейшем открыть в своих исследованиях более широкие и редкие результаты Мне нравится работать в направлении психологии и индивидуально - типологических параметров (проявление ответных реакций,поведение,темперамент). |