Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.11.2015. Последняя правка: 21.03.2016.
Просмотров - 5410

ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ И ИНДЕКС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОСТИ

Данилов Александр Андреевич

бакалавр

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого

студент магистратуры, МВШУ

Окороков Василий Романович, доктор экономических наук, научный руководитель Международной Высшей Школы Управления, подразделения Инженерно-Экономического Института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры “Международный бизнес”


Аннотация:
В статье приведён анализ моделей интернационализации компании и индекса транснациональности 20 ведущих российских ТНК в сравнении с европейскими компаниями.


Abstract:
The article analyzes the models of company internalisation and transnationality index of 20 leading Russian TNCs in comparison with European companies.


Ключевые слова:
интернационализация; ТНК; индекс транснациональности; международная компания.

Keywords:
internationalization; TNC; transnationality index; international company.


УДК 338.001.36

Актуальность. Исходя из практики международного бизнеса и сформированных на её базе теорий, процесс интернационализации деятельности компаний определяется множеством факторов. Эти фактор формируют предпочтения по выбору стратегии интернационализации деятельности компании. В связи с этим представляется актуальным анализ основных моделей    интернационализации деятельности компании и индекса транснациональности.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является проведение анализа существующих моделей интернационализации компании в общем и индекса транснациональности для крупнейших российских энергетических компаний в частности. К задачам работы относится выявление общих закономерностей моделей интернализации компании и доминирующих параметров в индексе транснациональности для российских компаний.

Теория транснациональных издержек.Вследствие несовершенства рынка и оппортунизма его участников фирма, заключая сделки, несет определенные затраты на сделку. Путем снижения данных затрат фирма повышает эффективность деятельности. Общие издержки могут быть снижены путем интеграции отдельных видов деятельности во внутрифирменную структуру. Теория транзакционных издержек определяет условия, при которых фирма может как интернализировать, так и экстернализировать (от англ. internalize and externalize) свою деятельность, что является альтернативными моделями поведения фирмы. В случае международной деятельности это означает, что фирма должна выбрать между использованием агента или импортера, с одной стороны, и учреждением торговой дочерней компании с другой.

По теории, если следующие критерии оцениваются высоко (степень неопределенности о результатах сделок, частота осуществления сделок, количество инвестиций, необходимых для осуществления сделок) тогда, данный вид деятельности должен быть интернализирован, т. е. выполнен фирмой самостоятельно.

 Эклектический подход Даннинга. В своей эклектической схеме "собственность-местонахождение-интернализация" (Ownership loсаtion internаlizаtion) Даннинг сделал акцент на взаимосвязи местонахождения производства и принятия решения об иностранных инвестициях. Согласно Даннингу, склонность компании участвовать в производстве на зарубежном рынке возрастает, если удовлетворены следующие три условия:- Фирма обладает преимуществами владения по отношению к другим предприятиям, обслуживающим определенный рынок. Эти преимущества формируются вследствие обладания материальными и нематериальными активами, менее доступными для других фирм. Преимущества владения являются следствием размера фирмы, монополистического положения, лучших ресурсных возможностей (материальные ресурсы, торговые марки, патенты и проч.);- Преимущества местоположения определяют место размещения инвестиций и являются следствием различной стоимости факторов производства, а так же отличающимися издержками по сбыту продукции на различных рынках;- Преимущество интернализации:  при реализации первых двух условий должны существовать причины выполнения данной операции внутри фирмы. При отсутствии таких преимуществ фирма может экстенализировать операцию, например, выдать лицензию на производство своей продукции другому предприятию.

 Сетевой подход к интернализации компаний. Сетевой подход формирует понимание  совокупности взаимоотношений, существующих между фирмами, формирующими промышленные системы. Промышленная система определяется как “сеть предприятий, вовлеченных в процесс производства, дистрибуции и использовании товаров и услуг, посредством которой долгосрочные деловые взаимоотношения устанавливаются, развиваются и поддерживаются”. [1] В соответствии с данным подходом, интернационализация компаний представляет собой установление и развитие деловых взаимоотношений в рамках сетевых структур в зарубежных странах. Сетевой подход характеризует взаимодействия между дочерними компаниями и поставщиками, клиентами и другими игроками на рынке и регламентирует, что для каждого элемента сетевой структуры приоритетным ресурсом является сеть специальных взаимоотношений, в которые он встроен в рамках этой структуры. Таким образом, международная фирма представляет собой организацию, устанавливающую деловые взаимоотношения на нескольких рынках. [2]

Так, одним из важнейших проявлений процесса интернационализации компаний является неуклонный рост их деятельности в форме ТНК.  В связи с этим, необходимо выделить основополагающие критериями отнесения компаний к ТНК:-страны, в которых действует корпорация (не менее пяти);-страны, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);-передовые позиции на ключевом рынке;-доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (25%);-интернациональный состав персонала и топ-менеджмента корпорации. [3]

Вышеперечисленные критерии лежат в основе индекса транснациональности. [4]

Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо):3,
где Iтр — индекс транснациональности; Аз — зарубежные активы; Ао — общие активы; Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; По — общий объем продаж товаров и услуг; Шз — зарубежный штат; Шо — общий штат работников компании.

Таблица 1.  Динамика индекса транснациональности 20 ведущих российских  ТНК.
Динамика индекса транснациональности 20 ведущих российских ТНК
Ранк Название Индекс транснациональности (%)
    2009 2010 2011
1 Лукойл 44,5 44,7 45
2 Газпром 27,4 25,5 26,3
3 Евраз 66,8 64,3 61,6
4 Мечел 34,1 32,5 33,2
5 Совкомфлот 78,3 78,3 79,1
6 Система 13,7 12,3 10,3
7 Северсталь 39,4 31,3 30,4
8 ОК Русал 35,5 35,6 35,6
9 НЛМК 24,7 23,5 33,5
10 Автомредмет 8,6 23 33,4
11 ТНК-ВР 29,6 29,1 30,6
12 ТМК 26,6 26,9 27,7
13 ММК 13 11,1 12,2
14 Норильский Никель 7,1 35,2 32,7
15 Зарубежнефть 82,8 68,1 62
16 NordGold 36,1 49,7 53
17 Интер РАО ЕЭС 22,4 11,3 9,8
18 Роснефть 26 26 27,5
19 Феско 2,3 30 29
20 Акрон 37,8 38,9 41,7

Cводный индекс транснациональности 20 ведущих российских  компаний к 2011 г. невысок – 35% (таблица 1), и в большей части на его рост оказывает влияние доля зарубежных продаж в общих продажах , в то время как доли заграничных активов в общих активах и работающего за границей персонала в общем количестве сотрудников невелики . [6] По рейтингу ЮНКТАД ста крупнейших нефинансовых ТНК в мире за 2012 г. можно увидеть, что страны Европейского Союза в нем представлены 53 компаниями, их общие зарубежные активы составляют 4 249 млрд. долл., а сводный индекс транснациональности равен 67,2%. Таким образом, крупнейшие отечественные ТНК по индексу транснациональности отстают от европейских более чем 2 раза. 

Результаты. В работе приведен анализ основных моделей интернационализации деятельности компании и индекса транснациональности.

Вывод. Анализирую вышеперечисленные модели интернационализации деятельности компании, следует отметить, что при имеющихся различиях в подходах, у них имеется одна общая черта: процесс интернационализации является поэтапным и последовательным, учитывая ряд факторов, указанных в работе, относящихся к конкретной отраслевой деятельности. На практике компании руководствуются разными позициями, почерпнутыми из теорий, в результате чего формируется индивидуальный подход.

Библиографический список:

1. Васильева М.В. Роль инновационных кластеров в процессе интернализации фирмы // Вопросы современной экономики.-Модернизация и инновации-2013-№3.
2. Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом- 2001-№6.
3. А.Чупис. ТНК в процессах глобализации [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр:информ.-справочный портал., 2009. URL: http://ia-centr.ru/expert/6581/ (дата обращения 8.10.2015).
4. Global Expansion of Russian Multinationals after the Crisis: Results of 2011 I [Электронный ресурс] // MEMO-VCC survey of Russian multinationals, 2013 URL: http://old.imemo.ru/ru/conf/2013/16042013/16042013_doklad (дата обращения 12.10.2015).
5. J. Whitelock, “Theories of internationalisation and their impact on market entry” (Теории интернационализации и влияние на вхождение на рынок) International Marketing Review, vol. 19, no. 4, 2002.
6. UNCTAD, World Investment Report 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf (дата обращение 15.10.2015).




Рецензии:

9.01.2016, 14:02 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Исходя из изложенного материал, не понятна актуальность данного исследования. Каким образом индекс транснациональности влияет на развитие российских компаний? В названии статьи звучит слово модели, а непосредственно в тексте рассмотрены теории и и подходы. Вывод по статье не отражает проблему, заявленную в цели исследования. Сам вывод грамматически построен неверно ( Вывод. Анализирую вышеперечисленные...). Статью необходимо доработать. Конкретизировать название. Обосновать проблему и т.д. После корректировки можно рекомендовать к публикации, как теоретический обзор. Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх