Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Искусствоведение
Размещена 25.11.2015. Последняя правка: 25.11.2015.

Использование мотивов украинской народной вышивки в современном жилом интерьере.

Кривошеева Ольга Николаевна

аспирант

Киевский национальный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука

методист 1 категории, кафедра "Дизайн среды"

Научный руководитель: Татьяна Вячеславовна Малик, кандидат архитектуры, профессор.


Аннотация:
В статье рассматривается вопрос использования украинской народной вышивки, как одного из наиболее распространенных видов народного искусства на Украине, при дизайне помещений в современном жилом интерьере. Анализируются особенности и отличия мотивов народной вышивки в разных регионах Украины. Выявлены основные черты композиционных и цветовых решений элементов вышивки. На основе последних модных течений и требований к дизайн-проектной концепции жилья выделены основные требования к оформлению основных функциональных зон в современном интерьере. Проведены аналогии между цветовым решением мотивов украинской народной вышивки и цветовыми предпочтениями в современном интерьере. Сформулированы рекомендации по выбору колористики для каждой функциональной зоны современного жилья на основе вышивки отдельных областей Украины.


Abstract:
The article discusses the using of Ukrainian folk embroidery, as one of the most common types of national art in the Ukraine, in the design of a modern residential interior. The peculiarities and differences of motives of folk embroidery in different regions of Ukraine are analyzed . The basic features of the composite elements and colors of embroidery are revealed. The concept of the decorating of functional areas of a modern interior are based on the latest fashion trends and requirements to the design. The analogies of the color scheme of Ukrainian folk embroidery motifs and color preferences in a modern interior are systematized. Recommendations on the choice of color for each functional area of modern housing are basised on the embroidery specific regions of Ukraine.


Ключевые слова:
украинская народная вышивка; современный жилой интерьер; колористика; цветовое решение; функциональные основы дизайна; цветовой акцент

Keywords:
ukrainian folk embroidery; modern living interior design; coloring; color; functional principles of design; color accent


УДК 747.012

Вступление.

Актуальность темы.Жилой интерьер — это своеобразный портрет человека, живущего в нем. Он может рассказать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном статусе и психологическом типе.

Самой актуальной тенденцией современности в дизайне интерьеров является индивидуальность и эксклюзивность, желание быть не таким как все.

Современный мир живет в стиле соединения несоединимого, это своеобразный сплав разных культур, стилей, или отдельно взятых атрибутов, предметов, разных фактурных стилевых решений. В одном временном пространстве пересекаются будущее, настоящее и прошлое, причем все это гармонично, комфортно и уютно.

Современный дизайн квартир характеризуется игрой контрастов. Например, сочетание образцов национальных ремесел с новейшими достижениями техники.

Вот почему использование мотивов народного искусства становится таким популярным среди дизайнеров интерьера. Ведь обращение именно к образцам народных интерьерных решений создает и функциональное, и эстетическое, и уютное жилье для современного человека.

На Украине одним из самых широко распространённых ремесел есть вышивка. Вышивкой оформлялись большинство текстильных изделий в интерьере. Многообразие колористических решений, геометрических форм, композиционных решений создают широкое поле деятельности для дизайнера в их внедрение в современный жилой интерьер.

Однако, это внедрение требует грамотного подхода в адаптации традиционных народных ремесел к функциональности жилья XXI века. 

Характеристика формообразующий элементов украинской народной вышивки. В течение веков в каждом регионе Украины создавались своеобразные приемы художественного решения интерьерных тканей. Среди интерьерных тканей больше внимания уделялось вышиванию полотенец, скатертей, наволочек и др.

Однако для каждого региона эти приемы были особенными и отличались от приемов соседних областей. Есть различия в месте расположения орнамента, его величине, характерных особенностях мотивов, их укладке на плоскости композиции, колорите и тому подобное. Поэтому анализ формообразующих элементов украинской народной вышивки требует детального изучения проявления этого вида искусства в отдельных регионах Украины.

Так, в Киевской области наиболее распространены вышивки с геометрическим, иногда – геометризованным растительным орнаментом (с цветами, листьями, бутонами). Это преимущественно узкие ленты с ромбовидными мотивам, заключенным в розетки и другие фигуры. Они сочетаются с «зигзагами», крестообразными изображениями и т. д. Основной красный цвет дополняется черным и незначительным количеством желтого.

Для Черниговщины характерные геометрические узоры, в которых преобладают красный и белый цвета или красный и синий на белом фоне изделия. Особыми декоративными качествами отличаются черниговские полотенца с геометризованными растительными мотивами (розетками - цветами, букетами, вазонами) и фигурными изображениями (птицами, людьми) и др.

Полтавщина славится изысканными по конфигурации геометрическими и стилизованными растительными мотивами. Очень красивые однотонные ткани, вышитые белыми нитками. Изделие покрыто будто инеем - кружевом мелких узоров - ромбиков, прямоугольников, заключенных в прямые ломаные, зигзагообразные и меандричные динамичные линии и полосы. На плечевой части мотивы заключены преимущественно в ленты. Распространенными на Полтавщине были также полотна, вышитые охристо-золотистыми, голубыми, темно-синими и зеленоватыми нитями. Не менее оригинальны также полтавские ткани, украшенные композициями вазонов и тому подобное. Орнамент с симметрично расположенными цветами, листьями, бутонами, птичками ориентирован в центр полотенца. Края со всех сторон окаймлены вьюнцом, образованным родственными мотивами.

На Волыни распространены геометрические (ромбо-, крестообразные, розетка-звездчатые) мотивы, заключенные в самые ленточные композиции. Иногда они сочетаются с растительными мотивами. Цветовая гамма сдержанная, монохромная, основной цвет - красный, иногда дополняется вкраплением черного, синего или зеленого.

На Подолье, Буковине и Покутье характерны геометрические мотивы (ромбы, треугольники, розетки) с самыми разнообразными по форме контурами и внутренней разработкой. Они плотно укладывались в горизонтальные или наклонные полосы и заполняли рукава рубашек. Распространены также композиции со стилизовано-растительными мотивами. Наиболее оригинальными среди них является «дерево жизни», которым украшали преимущественно рукава женских рубашек. Распространение в этих регионах является вышивка белым по белому, сплошным красным, вишневым или черным цветом. Иногда сочетали две основные краски, к которым вкрапляли желтую и синюю.

Для Львовщины присущие растельные мотивы (плавно очерченные цветы, листья, ветви), заключенные в ленты  и свободно разбросанные по плоскости или выстроенные в шахматном порядке. Доминируют растительные мотивы, которые сочетаются с мелкими геометрическими. Колорит насыщенный, звонкий, образованный сочетанием красного, синего, белого, зеленого, желтого цветов.

На Гуцульщине вышивки отличаются разнообразием композиционного решения - геометрическим, иногда геометризованно-растительным мотивом и богатством колорита. Преобладают соединены между собой удлиненные ромбы с филигранной разработкой форм. Их дополняют мелкие розетки, крестообразные фигуры, треугольники и другие мотивы. Они плотно заполняют ленточные узорные плоскости, создают сложный ритмический строй, благодаря обилию диагональных линий приобретает динамизм. Цветовая гамма базируется на сочетании ярких контрастных цветов - черного, красного, вишневого, оранжевого, желтого, синего, голубого, фиолетового и зеленого.

На территории Лемковщины распространены вышивки с преобладанием растительных мотивов. Это симметрично расположены ветви из листьев, цветов, бутонов. Иногда случаются ленточные композиции из геометрических и стилизовано-растительных мотивов. Цветовая гамма сдержанная, построенная на сочетании основной красной краски с незначительным количеством темно-синей или черной. Иногда они дополняются зеленым, фиолетовым и желтым цветами.

Традиционными для Бойкивщини являются ленточные композиции, созданные ведущим мотивом - ромбом и подчиненными ему квадратами, ломаными линиями, треугольниками, зубцами, розетками, полу розетками. Бывают и сетчатые композиции, в которых основные мотивы - ромб или квадрат образуют прямоугольную или диагональную сетку, заполненную мелкими элементами (розетками, крестиками, крапинками и т.д.). Стилизовано-растительный орнамент образовываются  мотивами вазонов, ветвями из четырех-, шести-, восьмилепестковых цветов, листиков и др. [4] 

Цветовые решения современного жилого интерьера.В дизайне интерьера необходимо учитывать цветовые предпочтения, и тогда в доме будет тепло и уютно. При этом нужно помнить, что только основной, преобладающий в интерьере цвет способен повлиять на человеческую психику. Поэтому его нужно выбирать особенно тщательно. А затем нужно придумывать детали и приобретать аксессуары любых цветов, которые будут радовать глаз и гармонировать с обстановкой дома.

В подборе цветов существует восточный и западный подход. Например, японцы считают, что гармония цвета в интерьере дарит гармонию в душе и в жизни человека. При этом самыми гармоничными считаются природные оттенки, на которых человеческий глаз отдыхает.

На западе все наоборот. Цветовые предпочтения человека используются для оценки его эмоционального состояния. В зависимости от того, каких цветов избегает человек, выявляется какая-то дисгармония в его душе.

Одним из главных элементов любого дизайна выступает цвет. Именно цвет создает определенное настроение, отражает стиль и создает нужную атмосферу. Цветовая палитра, несомненно, украшает жизнь, делает его ярким и разнообразным. Очень часто с помощью цвета мы выражаем свой внутренний мир, проявления своих эмоций. Цвета свойственно иметь характер - одни цвета успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, создавая определенный эмоциональный фон. С помощью цвета мы выделяем себя из окружения, или же, наоборот, показываем свою общность как команда. Цвет в дизайне интерьера дает нам возможность превратить дом в Свой Дом. Цвет также часто использовался как символ.

Цвет или его отсутствие - это основное средство передачи цветовых настроений, а также катализатор определенных внутренних настроений. Как только вы входите в помещение, то сразу же подпадаете под влияние цветов, окружающих вас. Цвет - это первое, что бросается вам в глаза в новом для вас пространстве, и это последнее, что остается с вами, после того, как вы идете. Цвет постоянно присутствует в вашей жизни. Чем больше вы о нем узнаете, тем шире начинаете использовать для создания ощущения комфорта и благополучия. [5]

Если классифицировать цветовые настроения в дизайне интерьера, то можно выделить восемь основных. Это:

- Чувственное;

- Мистическое;

- Динамическое;

- Спокойное;

- Романтическое;

- Бережное;

- Созерцательное;

- Традиционное.

Продолжая классификацию, цвета можно объединить в две следующие группы: активную (динамичное, чувственное, причудливое) и пассивную (остальные пять настроений). Пассивная группа носит спокойный, релаксационный характер, ведь большинство из нас, ведя энергичный образ жизни, у себя в доме хотят иметь возможность расслабиться, отдохнуть от повседневной суеты, приобрести покой и защиту. Как бы то ни было, каждый из восьми цветовых настроений индивидуален, и выражает уникальные, присущее только ему, чувства.

Отличное настроение в некотором роде, выступает проявлением роскоши, восточной неги и сладострастия в интерьере. Это богатые, насыщенные цвета, подчеркивающие тепло и магнетизм, соблазняющие и экзотические. Чаще всего подобное настроение выдерживается в спальне, ванной комнате.

Персидские ковры, светильники, низкие диваны, пуфы, драпировки на окнах, джакузи, ароматические лампы, запахи, разжигающие чувственность - основные элементы такого интерьера. Цветовое оформление интерьера - это золото, глубокий коричневый, песочный, индиго, пронзительный розовый, цвет карри или паприки, эбонитового-черный.

Причудливое настроение создает желтый, оранжевый, красный, синий, лиловый и серый цвета. Атмосфера свободы, веселья и радости будет царить в комнате, интерьер которой будет выражен с помощью этих цветов. Яркие и контрастные оттенки подчеркнут настроение веселья и задора. Если вы энергичный и жизнерадостный человек, легки на подъем и молоды душой, то именно это буйство красок станет для Вас наиболее подходящим. Сочетание ярких цветов и оттенков хороши для гостиной, кухни, детской.

Динамический настроение выражается в энергичных оттенках. Наиболее подходящее для людей, тяготеющих к современности, стремительности, активности. Дизайн интерьера, выдержанный в динамичных тонах, полный жизненной силы и энергии, бьет ключом. Абсолютно исключены нежные, постельные цвета, располагающие к неге и умиротворению. Цвета, создают динамичный настрой: кричаще желтый, малиновый, китайская зелень, насыщенный синий, ярко-фиолетовый, черный и белый.

В качестве элементов дизайна интерьера должны использоваться металл, блестящие поверхности, смелые сочетания золота и серебра, цветовые акценты на черно-белом фоне. Стекло и металл, белый мрамор, разбавленные ярким цветом, придадут Вашему дому необходимый характер.

Чтобы не создавать впечатление аскетизма, есть смысл обратиться  к тонам, присущим самоцветам. Они наиболее контрастно оттенят строгость и «стерильность», которые несут в себе хром, черное стекло, ослепительная белизна. Густой блеск рубина, тягучая глубина сапфира, искрящаяся поверхность гранита привнесут живость и остроту. Если Вам не нравится черный и белый цвета как элементы цветового оформления, Вы можете выразить свою веселую искрометную черту характера с помощью комбинирования цветов ярких самоцветов.

Спокойное настроение свойственно глубоким голубым, сине-зеленым (аквамаринам), лавандовым цветам, сирени, снежной белизне. Если Вы мечтаете о спокойной, прохладной, комнате - эти цвета для Вас. Помещение, оформленное в сумрачно-голубых тонах, морской пастельной гамме, будет вызывать у Вас ассоциации с легкости и с успокаивающим движением вод, безупречным и беззаботным небом, мягкими сумерками вечер. Вкрапления нежной зелени только усилят эффект природного окружения. Эти оттенки относятся к холодным, и уместны в спальне, местах отдыха и расслабления. Ванная комната, выдержанная в таких цветах, будет напоминать Вам о чистых и прохладные морские виды, создавая впечатление курорта.

Романтическое настроение. Романтичность, прежде всего, проявляется в лирике, милых мелочах и ностальгическом характере. Маленький сад, увитый плющом дворик, аромат свежеиспеченных булочек, витающий в воздухе - все это возбуждает сентиментальность и возвышенность. Цвета романтичности соответствуют цвету лепестков засушенного между страницами книги цветка, нежного румянца, оттенку плетеной корзины. Это приглушенные тона, которые побуждают к нежности и изяществу. Романтические ленты и кружева, сельский уютный домик на побережье, тканевые драпировки. Романтичность может быть по-викториански роскошная и удобная. Главное условие для создания романтического настроение - эта выдержка меры. Цвета в интерьере не должны быть слишком тусклыми или наоборот, слишком кричащие, они не должны быть чрезмерно теплыми или холодными. Идеальные те оттенки, которые выдержаны в полутонах, слегка размыты.

Бережное настроение выражают цвета, которые носят хрупкий, «заботливый» характер. Они имеют мягкость, нежность, создают впечатление уюта, любви, ласки и защищенности. Это пастельные цвета: персиковый, спокойный желтый, розовый, голубой. Идеальны для создания комфортного жилья, в котором Вас ждет забота и нежный уход.

Пастельные оттенки пытаются использовать в детских комнатах, как определяющие чувства к ребенку, однако они подходят и для спальни, ванной комнаты, словом, тех помещений, где Вы хотите чувствовать себя вдали от тревог внешнего мира, почувствовать уют и безопасность. Используя различные сочетания, Вы можете усилить или, наоборот, уменьшить желаемый эффект.

Такая цветовая гамма способна превратить любою, даже «жесткую», комнату, в более мягкую, сгладить неровности и шероховатости, создать атмосферу любви, тепла. Она настолько «рельефно» отражает все эти чувства, что, кажется, их можно почувствовать «во плоти», прикоснуться к ним.

Ярко определяют заботливый настроение пастельные оттенки желтого, розового, персикового, цвета дыни, сливочного в контрасте с нежно-голубым, спокойным зеленым, светло-серым, лавандовым и белым.

Созерцательное настроение дарят следующие цвета: бежевый, нейтрально-серый, коричневый, цвет слоновой кости и подобные им оттенки. Если Вы хотите подчеркнуть свой «минимализм», отсутствие излишеств, эти цвета для Вас. Многие признают дизайн интерьера, оформленный в таком «спартанском» стиле неинтересным и однотонным, но Вам в таком помещении будет как можно комфортнее. Дизайн интерьера будет выглядеть следующим образом: стены и потолок нейтральных тонов, ключевой момент - яркое пятно (картина, витрина с любимой коллекцией, статуя, ваза, подсвечивается, и т.д.). Именно такая комната будет воплощать задумчивость, духовной созерцательное настроение.

Традиционный настроение, в первую очередь, обусловлено склонностью к консервативности, историчности, тягой к прошлому. Часы, меблировки, библиотека, оставшиеся от предыдущих поколений - все это прямо отражает традиционность, приверженность к давно существующим принципам. Для традиционного стиля дизайна интерьера выбирают темно-синие, бургундские, густо-зеленые тона в их сильнейших проявлениях. Эти цвета будут символизировать стабильность, силу, и не отвлекать внимание.

Подчеркните элегантность Вашего дома панелями и изделиями из полированного дерева, произведениями классиков (хорошо выполненными репродукциями). Обустраивая кухню, отдайте предпочтение темным, насыщенным оттенкам, которые выразят саму суть традиционного настроения. Конечно, традиционное настроение не предполагает строгое подражания канонам, Вы можете сочетать современность и классику, но чтобы сохранить общность духа, необходимо придерживаться выбранной тенденции. Цвета, на которые Вам стоит ориентироваться: античное золото, военный зеленый, охотничий зеленый, синий орденский, сине-зеленый, коричневый, серо-коричневый, цвет винных ягод, патрицианский пурпур. Традиционный стиль наиболее уместен в гостиных, столовых, кабинетах - то есть помещениях, предназначенных для формальных или официальных мероприятий. [3] 

Цветовая гамма в разных комнатах.

Кухня. Здесь, как считают психологи, уместны \"теплые\" цвета - красный, желтый, оранжевый. Особенно актуальны они в том случае, если кухня для вас одновременно и основное место трапезы. Дело в том, что вышеназванные цвета возбуждают и усиливают аппетит, в то время как черный, наоборот, его угнетает. Мебель и пол в кухне также желательно оформить в теплых тонах.

Ванная. Для маленьких ванных без окон наиболее подходят пастельные тона с вкраплениями белого, черного или ярких цветов. В просторных, хорошо освещенных, ваннах цветовая гамма может быть и более насыщенной, яркой и контрастной.

Спальня. Для оформления спальни традиционно используются светлые пастельные \"теплые\", создающие атмосферу уюта. Если спальня небольшая, то использование в ней ярких контрастных цветов неразумно. Лучше сыграть на нюансах - оттенках того, или иного цвета. Впрочем, если вы молоды и холосты, то можете и поэкспериментировать. Даже \"агрессивный\" красный цвет вполне уместен.

Детская. Ребенку до двух лет необходимы только мягкие насыщенные цвета. Однако, едва она подрастет, как детская может превратиться в яркое, пестрое и веселое помещение в доме. Но постепенно яркие контрастные цвета придётся сменить на более спокойные и строгие - ведь ребенок пойдет в школу и цветовая гамма в его комнате не должна отвлекать его от занятий.

Кабинет. Тут обычно преобладают коричневатые и зеленоватые оттенки, создающие в интерьере атмосферу покоя и сосредоточенности. В сочетании со светло-коричневой мебелью такая \"тональность\" наиболее благоприятна для холериков и сангвиников. Спокойным же людям не повредит включить в интерьер и более яркие детали, оказывающие бодрящее действие.

Гостиннная. Это место коллективного времяпрепровождения, которое каждый может оформить, исходя только из своей фантазии и индивидуальности. Особенно строгих правил цветового оформления здесь не существует. Чтобы \"тональность\" гостиной не слишком дисгармонировала с колоритом других комнат. [6] 

Разработка современного жилого интерьера с использованием колористики украинской народной вышивки.Цветовое решение в интерьере является одним из самых мощных инструментов синтеза современной и национальной культур. Поэтому, проанализировав основные направления украинской народной вышивки, при разработке концепции современного интерьера учитывается цветовая гамма украинской вышивки. Разнообразное проявление колористики вышивки в разных регионах Украины, контрастные и нюансные сочетания оттенков позволяют создать концепцию жилых помещений в зависимости от функционального назначения зоны, учитывая тенденции современной моды и требования жильцов.

Проектирование интерьера современного жилища подразумевает проведение аналогии между требованиям к цветовому решению комнаты или жилой зоны  и колористкой вышивки определенных регионовУкраины.

Таким образом те жилые зоны в интерьере, которые строятся на контрастной цветовой гамме, могут проектироваться на основе мотивов вышивки Черниговщины, Львовщины, Гуцульщины, Лемкивщины.

Для помещений в минималистичном стиле, предназначенных для спокойного отдыха, сна, релакса, подойдет гамма вышивки Полтавской, Волыни с добавлением вспомогателых 1-2 цветов.

Для рабочей зоны, которая рассчитана для сосредоточенной работы и в тоже время должна активизировать мозговую или физическую деятельность, стимулировать человека, очень уместной будут цвета Киевской области, Покутья, Буковины, Подолья.

На основе психофизических исследований роли цвета в окружении человека и изучения последних модных течений в дизайне интерьера, предложенные решения были конкретизированы и систематизированы в таблице 1 «Использование колористики украинской народной вышивки в современном жилом интерьере». Были выделены основные функциональные зоны современного жилья, рекомендации к их цветовому решению и сформулированы рекомендации по использованию цветовой гаммы украинской народной вышивки. 

Таблица 1. Использование колористики украинской народной вышивки в современном жилом интерьере 

№ п/п

Функциональ-ная зона в современном жилом интерьере

Рекомендован-

ное цветовое решение

Область Украины, мотивы вышивки которой используются

Цвета, которые используются

1.

Гостинная

Игра контрастных и нюансных оттенков

Киевская, Львовская

Красный, черный, желтый

Акценты: зеленый, синий

2.

Кухня

Теплые возбуждающие оттенки

Лемковщина, Гуцульщина

Красный, желтый,

Оранжевый

Акценты: зеленый

3.

Кабинет

Насыщенные сдержанные оттенки, монохромность

Волынская, Подолье, Лемковщина

Черный, зеленый,

Акценты: красный, вишневый, фиолетовый

4.

Ванная

Пастельные оттенки, вкрапление цветовых контрастов

Черниговская,

Полтавская, Буковина

Белый, синий

Акценты: черный, желтый, вишневый

5.

Детская

Яркие пестрые сочетания цветов

Гуцульщина

Оранжевый, желтый, зеленый.

Акценты: фиолетовый, белый

Cледующий этап исследования вопроса о применении украинских народных мотивов в современном дизайне жилых помещений предусматривают проведение экспериментальной части с практическим применением вышеприведенных рекомендаций по цветовым сочетаниям и проверкой их целесообразности использования.

Библиографический список:

1. Браэм Г. Психология цвета. – АСТ, Астрель, 2009 г.– 180 с.
2. Гордеев, В.А. Ткачество: учебник для вузов: четвёртое изд., Перераб. и доп. / Гордеев В.А., П.В Волков. – М.: Легкая и пищевая промышленность. +1984. – 488 c.
3. Краснобородкина А. Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века: дис. канд. культурологии / А. Г. Краснобородкина. – Нижневартовск., 2004. – 128 с.
4. Самойлович В. П. Народное творчество в архитектуре сельского жилья. – Киев: Госбудиздав УССР, 1961. – 344 с.
5. Соловьев Н. К. Художественное формообразования интерьера (принципы, факторы, средства) / Н. К. Соловьев. – М.: МВХПУ (бывш.Строгановское), 1996. – 270 с.: ил.
6. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 352 с.
7. Этнография Украины: Учеб. пособ. / Под ред. Проф. С. А. Макарчука. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – Львов: Мир, 2004. – 520с.




Рецензии:

1.02.2016, 11:17 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья посвящена одной из сущностных проблем современности - актуализации культурного наследия. автором в рамках небольшой по объему статьи удалось обозначить основные точки взаимодействия традиции и современности. статья изложена логично, грамотно. рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх