Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 30.11.2015. Последняя правка: 05.12.2015.
Просмотров - 4007

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии

Гашева Татьяна Михайловна

студент

Петрозаводский государственный университет, институт педагогики и психологии

студент 4 курса кафедры технологического образования

Горбачёва Светлана Михайловна, учитель математики,кубовская средняя школа пудожского района


Аннотация:
В статье освещается проблема использования проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии. В ней описана ситуация использования метода проектов в лицее №13 г.Петрозаводска во время прохождения практик.


Abstract:
The article highlights the problem of using design research in the technology classes. It describes the situation of the use of project method in school № 13 in Petrozavodsk during the practice.


Ключевые слова:
проект; исследование; деятельность; уроки технологии; школьник; цель; задачи; учитель.

Keywords:
project; research; activities; classroom technology; student; goal; task; teacher.


УДК 372.862

 

На данный момент в обществе актуальна проблема отсутствия  таких специалистов, которые могли бы находить эффективные решения с учётом сложности и неоднозначности. Для этого, одной из задач, поставленных перед школой, стала подготовить выпускников, которые смогут     ориентироваться в ситуации неопределённости и решать поставленные для них задачи. В  ФГОС для учебного процесса прописывается, что ученик должен владеть проектно - исследовательской деятельностью, так как это способствует формированию универсальных учебных действий. Самая главная задача обучения – научить  ребенка учиться! Проектно-исследовательская деятельность способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Обратимся к определению. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов[7]. До недавнего времени понятие "проект" использовалось преимущественно в технической сфере.  В   толковом словаре русского языка  слово "проект" означает "выступающий вперед".  Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся задач[4, с.251].

Историко-педагогический анализ позволил выделить три этапа становления метода проектов в школьном образовании:

 

1. Этап доминирования (начало ХХ вв.). Данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального средства обучения ( Дж.Дьюи, У.Килпатрик,С.Левин, Э.Коллингс и др.).

 

2. Этап переосмысления концепции (70-80-е гг. ХХ вв). Учащиеся выбирали и выполняли проекты под руководством педагога.

 

3. Этап полифункциональный ориентации представлений о сущности (конец ХХ в). Рассматривается, как новая педагогическая технология, как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума (Дж.Питт, В.Д.Симоненко, И.А.Сасова и др.) [6, с.44].

 

Проект на уроке технологии – это творческая задача интеллектуально-практического характера. Начиная работу надо сразу определить, что мы будем исследовать  и что должны создать. Если этого мы не сделаем,  то проект у нас не состоится. Тогда мы получим реферат или уже готовое изделие[1, с.4].   

 

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно  - трудовой деятельности учащихся. Он представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие наблюдательности и стремление  решить поставленные задачи. А также проверять  правильность их решения, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Результатом проектов могут быть изделия, услуги, системы[5,с.7].

Учитель предлагает примерный перечень тем, сформированный из потребностей школы, семьи, окружающей среды. Школьники делают самостоятельный выбор темы проекта и проводят исследование. После этого необходимо разработать конструктивно-техническую документацию  с учётом  экономических и экологических условий проекта. Затем сделать оценку и публичную защиту результата своего труда.

Метод проектов  позволяет  интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые идеи и  материальные ценности. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующие, так и опережающие.[6,с.70]. С помощью проектов можно создавать стенды, плакаты, учебно-наглядный материал, оформлять интерьер школы и школьные мероприятия.

Поскольку способности у учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Например, весь класс выполняет один проект (по тематике). Одни дети могут провести больше исследований, рассмотреть  сложное изделие и полно спланировать работу. Другие  обучающиеся острее нуждаются в помощи  при выполнении проекта со стороны руководителя. В этом случае, можно ограничить объём  исследования, рассмотреть меньшее число идей (до двух) или упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащимися. Если проект выполняется быстрее, чем планировалось, его можно углубить[6,с.70].

Проекты могут быть индивидуальные и коллективные. В индивидуальных проектах всегда есть место коротких групповых действий. Например, при разработке критериев изделия и при оценке первоначальных идей[6,с.70]. Также особой трудностью является необходимость затрат учителем больше  времени  на работу с каждым учеником.  Один из выходов  - выполнять проект с родителями, это снизит  чрезмерную нагрузку на учителя и может дать возможность использования дополнительного оборудования[2,с.10].

Не следует забывать, что обучение продолжается и во время выполнения проекта. Они не должны планироваться только для закрепления знаний, умений и навыков. Искусство обучения при выполнении проектов заключается в умении включиться в ту или иную деятельность. Например, учитель инструктирует учащихся по безопасному использованию инструмента и оборудования, при этом он поощряет школьника, когда они самостоятельно планируют изготовление изделия.

Для каждого класса разработан учебно-методический комплект. Помимо пособия для учителя он содержит учебное пособие для учащихся и тетради творческих работ, где даны справочные материалы по разработке и реализации проекта. Кроме данного пособия, учителю предлагается сборник проектов по курсу «Технология», где расписано их  краткое описание.

 

 Также учитель при работе с проектом ученика выступает руководителем и организатором его деятельности. Он обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу обучающихся, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность, которая заключается в том, что деятельность школьника должна ориентироваться на формирование мышления, связанного  с его личным опытом[4, с.252]. Для  этого  можно использовать методические приёмы активизации учебной деятельности: «карта мыслей», «мозговая атака», «опрос картами», «опрос голосованием», «метод проб и ошибок»,  «метод фокальных объектов» и др.

По мнению Дж.Дьюи, образование состоит в тренировке мышления. Связи с этим, требуется развивать способности к исследованию. Обучение  не должно быть бездумным заучиванием. Учителя стараются учеников  научить  решать нестандартные задачи[3, с.4].

За последние годы в журнале «Школа и производство» многие учителя делятся своими наработками по проектной деятельности, в  которых они описывают алгоритм выполнения изделия, а также методику выполнения  проекта.

В лицее №13 г. Петрозаводска при прохождении первой педагогической практики  учащиеся выполняли проект по разделу «Конструирование и моделирование юбки». При этом были выполнены операции: обоснование темы проекта, выбор изделия, снятие мерок, выполнения чертежа и раскрой на ткани юбки.    Учащиеся  в ходе проекта выполняли исследование с помощью вопросов ( Что они  будут шить? Какого цвета будет их изделие? Куда они будут носить юбку?), интернет ресурсов и журналов мод. К сожалению,  мы не смогли увидеть завершение проекта (Практика была 1,5 месяца, а работа над проектом занимает больше времени). 

В этом же лицее  прошла  вторая педагогическая  практика  по разделу «Кулинария», в течение которой ребята выполняли коллективные проекты: «Изделия из слоёного теста» и «Изделия из песочного теста». Учащиеся сами придумывали  печенье, используя данную им технологию. Были проведены уроки в трёх параллельных классах.  Работать было интересно, так как  каждая бригада обучающихся  проявила  творческий подход .

 

При выполнении проекта  по теме «Приготовление пельменей»  интересно было наблюдать работу   учащихся   по сервировке стола и  подаче блюда. Они смогли проявить творчество, при этом каждый ученик показал свою инициативу и предложил нестандартное решение .

С помощью проектно-исследовательской деятельности ребята могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты. В старших классах в учебном плане есть часы,  отведённые для занятий по выполнению проектов, а также учебно-исследовательской деятельности. В некоторых учебных учреждениях их используют  для предмета «Технология».  На этих уроках ученики могут выбрать проект по любому понравившемуся разделу и реализовать его.  Особенно актуально использование проектной деятельности стало с внедрением ФГОС второго поколения.

Опытный педагог, владеющий методикой проектно-исследовательской деятельности, сможет вдохновить ребёнка и создать условия для успешной его самореализации. Это особенно важно для  развития личности, достижение жизненных целей и возможности участвовать с проектами  на выставках, конкурсах, конференциях.

Проект находил своё преимущество первоначально в области технического образования, а  новый стандарт образования требует использования его во всех предметных областях. Неслучайно, метод проектов хорошо влияет на формирование универсальных  учебных действий. Т.е. ученик должен не только получать знания, умения, навыки, а научиться самостоятельно, использовать  материал и уметь его подать другим участникам образовательного процесса. Школьник должен уметь формулировать задачи и находить способы решения, выявлять проблемы, с которыми он сталкивается, и устранять их.  Этого требует от него современное общество. Жизнь не стоит на месте. Знания, которые мы получаем в школе, устаревают до того, пока мы её закончим. Поэтому важно заниматься самообразованием. Необходимо не только выполнять то, что сказали по алгоритму, а уметь думать, анализировать, делать выводы, вносить предложения по рационализации. Такой предмет, как «Технология» хорошо влияет на самоопределение и социальную адаптацию. Проектно-исследовательская деятельность учит школьника собирать самостоятельно информацию, анализировать её, экспериментировать, работать индивидуально и в группах, создавать межпредметные проекты. Благодаря методу проектов, развиваются активные, творческие личности.

Библиографический список:

1. Иванова М.В.Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников /М.В. Иванова // Школа и производство. - 2013. - № 4 – с.3-7.
2. Карачёв А.А. Метод проектов и развитие учащихся / А.А. Карачёв// Школа и производство. - 1997 - №2 - с.50-55.
3. Карачёв А.А. современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж.Дьюи/ А.А. Карачёв// Школа и производство. – 2008 - № 2- с.3-7.
4. Кругликова Г.И., методика преподавания с практикумом[Текст]/Г.И. Кругликова; учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2002- 480 с.
5. Морозова Л. Н. ,Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ Л.Н. Морозова , Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 204 с.
6. Павлова М.Б., Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя[Текст] / М.Б.Павлова М.Б. Дж. Питт М.И. Гуревич, И.А. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 296с.
7. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Костромской области : [web-сайт]. (2009) http://pandia.ru (01.11.2015).




Рецензии:

30.11.2015, 13:36 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: В настоящем виде статья не может быть рекомендована к печати. Необходимо доработать: дефиниции отдельных концептов, концептуальные основания спорных положений; стилистические, грамматические и орфографические ошибки.

01.12.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Гашева Татьяна Михайловна:
Спасибо.Учитывая Ваши рекомендации, внесла изменения.

1.12.2015, 17:30 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Но есть следующие замечания. 1. Исходя из содержания аннотации, в статье рассматривается больше одной темы (и исторический аспект, и методика, и влияние на развитие мышления). Нужно было чётко указать цель и задачи статьи, что влечёт за собой упорядочивание текста по смыслу. 2. Определение дефиниций нечёткое. 3. Нужно поработать над ошибками и стилем изложения. После исправления статья может быть рекомендована к публикации.
01.12.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Гашева Татьяна Михайловна:
Спасибо.Учла Ваши замечания, попробовала исправить.

2.12.2015, 19:47 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: 1. Необходимо уточнить педагогический контекст статьи, где именно проходят занятия: в колледже, лицее т.д. 2. Необходимо конкретизировать используемые понятия: проектирование Д.Дьюи и этот метод в советской школе 20-х и 60-х годов значительно отличаются. 3. Ликвидировать логические, стилистические, грамматические недочеты. Статья может быть опубликована только после устранения указанных недостатков.
05.12.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Гашева Татьяна Михайловна:
Спасибо за рецензию. 1. У меня указано, что практика проходила в лицее №13 г.Петрозаводска. 2.Если вы говорите о историческом аспекте в статье про проектирование Дьюи, то информация ссылается на методическое пособие в библиографическом списке №6. 3. Попробовала исправить. С уважением, Татьяна Михайловна Гашева.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх