Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 03.12.2015. Последняя правка: 04.12.2015.

Профессиональное самоопределение

Сеппенен Елена Владимировна

Петрозаводский Государственный университет

студент

Научный руководитель: Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования Института педагогики и психологии ПетрГУ, руководитель НИРС Института педагогики и психологии


Аннотация:
В данной статье повествуется о том, как на разных этапах жизни человек находит себя в профессиональной сфере, а именно самоопределяется. Показаны этапы профессионального самоопределения и возможные ошибки при выборе профессии.


Abstract:
This article tells the story of how at different stages of life people find themselves in the professional sphere, namely, its own matter. The stages of professional self-determination and possible errors.


Ключевые слова:
профессия; профессиональное самоопределение; рабочее место; выбор профессии.

Keywords:
profession; professional identity; the workplace; the choice of a profession.


УДК  159.99

В разные периоды своей жизни каждый человек задается вопросом, а какое место он хочет занять в этом мире, кем быть по профессии, где работать, а может вообще и не работать. Кто-то с детства знает, кем он хочет быть,какое место хочет занимать в профессиональной сфере. Задумывается о том какая профессия была бы ему интересна.Но  есть и те , кто не может определиться, какая профессия им нужна.

Многие стремятся устроиться на высокооплачиваемую, но нелюбимую работу, на которую с утра не хочется идти, а весь рабочий день хочется убежать домой. Знакомо вам это?! я думаю, что да, потому что таких людей очень много. Но от такой работы обычно быстро устают и снова ищут для себя новое место. Возможно не потому что эта работа плохая или очень сложная, просто данная профессия не интересна человеку и работа не то что не нравится, а она его утомляет, не дает человеку развиваться. А есть такие люди, которые пойдут на ту работу, которая удовлетворяет их интересы, независимо от того какая там заработная плата. На такую работу человек идет с удовольствием, у него есть вдохновение, но и в таких ситуация бывает, что люди увольняются, потому что не хватает денег и выбирают первый вариант, который я описала, хотя есть и третий вариант. А ведь случается и такое, что работа является и любимой и достаточно хорошо оплачиваемой-вот и третий вариант. 

Всё зависит от человека, от его способностей, таланта, личностных качеств, выбор интересующей профессии, образования. У каждого человека своя зона комфортна, кому-то будет хорошо работать уборщицей, кому-то надо, чтобы был свой кабинет. У всех свои понятия о хороших условиях труда. Как говорят: \"На вкус и цвет…».  Тут каждый выбирает сам.

В каждый период взросления перед человеком стоит вопрос самоопределения. Уже с детства ребенок примеряет на себя различные профессии, когда играет, например, игра в школу, где ребенок примеряет на себя роль учителя, а члены семьи входят в роль учеников, или игра в больницу т.д. Он начинает на себя примерять все возможные профессии: официанта в кафе, пожарного, полицейского, продавца и т.д. Тут тоже членам семьи стоит подыграть ребенку, создать обстановку кафе, больницы или школы, чтобы ребенок почувствовал приближенно себя в какой-либо профессии, возможно и в этот момент для ребенка будут решающим, ведь есть и такие, кто с самого детства мечтает стать врачом или кем-то другим.[1]
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта .
  Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. Климову, является формирование профессионального самосознания, в структуре которого выделяются:
  1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - инженеры»).
  2. Оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов и пр.).
  3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).
  4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.
  5. Представление о себе и своей работе в будущем.
  Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
  • гностический (перестройка сознания и самосознания);
  • практический (реальные изменения социального статуса человека).
  Э.Ф. Зеер рассматривает проблему профессионального самоопределения личности в контексте новой отрасли прикладной психологии - психологии профессий. Профессиональное самоопределение характеризуется:
  • избирательностью отношения человека к миру профессий;
  • осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
  • постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;
  • детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);[1]
H. С. Пряжниковым предложена модель профессионального самоопределения личности, которая включает в себя следующие компоненты:
  1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
  2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
  3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.
  4. Определение ближайших профессиональных целей как этапов достижения дальней цели.
  5. Поиск информации о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  6. Представление о возможных трудностях достижения профессиональных целей, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов.
  7. Наличие резервных вариантов выбора в случае неудачи по основному варианту самоопределения.
  8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы, постоянная корректировка планов по принципу обратной связи.
  Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
  1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
  2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
  3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
  4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
  5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
  6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.
  7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.
  Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать не только в контексте выбора профессии, но и в более широком плане, в связи с вопросами профессионального развития личности.[2]

Очень важно, чтобы ребенок примерил на себя интересующую его профессию, ведь если он глубже окунется в сферу этой работы, то он сможет понять то ли это, что он ожидал или данная профессия ему на самом деле и не интересна. С самого детства на развитие ребенка оказывают влияние родители, а именно отношения в семье.

Ребенок смотрит, как члены семьи общаются между собой, с окружающими. Если спросить у ребенка в дошкольном возрасте, кем ты хочешь стать? ребенок, скорее всего, ответит, что я хочу быть как папа или мама…. В младших классах ребенок также равняется на родителей или на других родственников

Уже в подростковом возрасте у человека собственное мнение о каких-либо профессиях. Подросток расставляет для себя приоритеты, связанные со школьными предметами, каким-то предметам отдается большее предпочтение, другим меньше. Возможно посещение кружков, секций, связанных с интересами. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки.[2]

В старших классах главная задача-выбор профессии, следовательно, и выбор профессионального учебного заведения. К этому периоду человек должен понимать, в какой сфере ему развиваться. В данном возрасте, самоопределяясь, человек сопоставляет возможности, способности, рассматривает ситуацию на бирже труда, какие профессии востребованы, социально-экономические условия, исходя из этого, делает свой выбор. Не факт, что и в этот период человек сделает правильный выбор, многие старшеклассники уходят в средне профессиональные учебные заведения, кто-то уходит, потому что просто не хочет идти в 10-11 класс, кто-то на самом деле хочет получить желаемую профессию. 

После 10-11 класса встает вопрос, куда поступать?! Кто-то уже давно выбрал вуз, в котором хочет получить специальность. Кто-то выбирает вуз, куда легче поступить, чтобы просто получить диплом. После того, когда человек поступил и уже обучается в учебном заведение, начинает понимать ту ли специальность он выбрал для себя или нет. Кто-то поступает в другие учебные заведения, а кто-то остается доучиваться. Я считаю, что старшеклассникам нужно проводить больше профориентационных мероприятий, чтобы они имели представления о том, какие специалисты более востребованы, какие есть достоинства и недостатки у профессий и многое другое. Тут также оказывают влияние родителей. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как протекает его жизнь. Очень часто родители предоставляют полную свободу выбора, тем самым требуют от него самостоятельности и ответственности. Бывает, что родители не соглашаются с выбором ребенка и предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, так как считают, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их ребенок   сможет проявить себя.[3]

 Так случается, что дети чаще соглашаются с выбором родителей, так как подсознательно они передают всю ответственность, связанную с поступлением в учебное заведение и всё, что связанно с их будущим на родителей. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Так же старшеклассники часто общаются со своими сверстниками, обсуждают, кто и куда планирует поступать. У кого-то уже сформировано представление о своем будущем, а кто-то совсем не знает, куда пойти учиться далее и какую выбрать профессию. Часто они перенимают чужие желания на себя. Например, если Саша хочет быть психологом, то я тоже пойду на психолога, наверно это престижно и мне понравится, но как показывают наблюдения, получается наоборот и человек осознает, что выбрал совсем не то, что хотелось бы.

Следующий этап-выбор рабочего места. Как я уже писала, каждый выбирает сам и расставляет для себя приоритеты по поводу места работы. Не все выпускники вуза идут работать по специальности. На это есть много причин, например, возможно работа по данной специальности низкооплачиваемая, плохие условия работы, работодатели требуют опыт работы, которого нет и многое другое. Не всегда после профессионального учебного заведения можно устроиться на работу, которую хотелось бы. Можно часто встретить выпускников, которые работают продавцами-консультантами, уборщиками. Кто-то может остановиться на этом и не стремиться дальше найти себя, найти достойное рабочее место, а кто-то изо всех сил стремиться найти «своё».

На протяжении всей жизни человек профессионально самоопределяется. Можно пойти на одну работу и понять, что это не твое, хотя, когда-то тебе могло казаться, что это предел твоих мечтаний. Или можно устроиться на работу просто, потому что пришло и через какое –то время понять, что это то, чего ты так долго искал. Не нужно сидеть на одном месте, нужно искать то, что будет нравиться на самом деле. Ведь человек может понять подходит ему это или нет только тогда, когда проникнется в профессию и поймет все её тонкости.

Библиографический список:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.: Академия, 2004
2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007.
3. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,2006.




Рецензии:

4.12.2015, 9:51 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: В таком виде материал не может быть рекомендован к публикации,даже как и студенческая работа.Возможно стоит начать с аннотации-и следовать тому,что там аннонсировано.

04.12.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Сеппенен Елена Владимировна:
Спасибо.учту ваши замечания

10.12.2015, 17:33 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья требует научного изложения анализа литературных источников по проблеме исследования. Отсутствуют выводы.

12.04.2016, 16:22 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Рецензия на статью «Профессиональное самоопределение» Сеппенен Елены Владимировны, научный руководитель – Волошина Татьяна Александровна, доцент, кандидат педагогических наук Изучение вопроса о профессиональном самоопределении является актуальной, но достаточно подробно разработанной областью психологических исследований. Возможно именно это привело к тому, что статья преимущественно отражает констатацию уже имеющихся в науке сведений. В то же время она может быть существенно расширена при сравнении данных разных авторов (например, в одном месте, а не через целый фрагмент текста размещены сведения об уровнях профессионального самоопределения в трактовке Климова и Пряжникова, и тут же приведено их сходство или различие), в том числе при добавлении в нее ссылок и умозаключений из источников за последние 5 лет. Например, 1. Большунова Н.Я., Портянкина Е.А. Профессиональное самоопределение студентов и социокультурная востребованность психолога в современной социокультурной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № Д. – С. 114–117. 2. Солдатченко А.Л., Смолина И.Ю. Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. – № 5. – С. 207–216. 3. Соловьев С.В. Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональных способностей студентов разных специальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 37 с. 4. Чернухина Е.Е., Мартынова Е.В. Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманит. и соц. науки. – 2013. – № 4. – С. 399–404, и другие источники. При составлении аннотации отмечается переход на обыденный стиль речи: «повествуется о том, как на разных этапах жизни». Вообще стилистически автор нередко переходит на художественно-обыденный стиль описания научного феномена. Это выражается в том, что он использует вместо «мы» «я», обращается к читателю с вопросами и т.п. Более того, в статье присутствуют недочеты в оформлении (пробелы или их отсутствие, неправильное использование знаков пунктуации). При расстановке ссылок имеет смысл обратить внимание на то, что точка идет после закрывающей квадратной скобки, а не перед ней. Все вышеизложенное представляет собой рекомендации по доработке статьи, которые будучи учтены автором, позволят не только описать, но и проанализировать данный феномен. Преподаватель, кандидат психологических наук Е. Н. Лисова



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх