Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 02.12.2015. Последняя правка: 02.12.2015.

Культура управления организациями в Японии и Америке.

Борноволокова Екатерина Игоревна

нет

Российский госсударственный профессионально-педагогический университет

Бакалавр, кафедра стиля и имиджа

Кандидат экономических наук, доцент, Сайфидинов Борис Семенович


Аннотация:
Рассматривается культура управления организаций двух стран: Японии и Америки. Описывается политика организаций каждой страны в отдельности. Анализируется влияние менталитета на культуру управления организаций.


Abstract:
Examines the management culture of the organizations of the two countries: Japan and America. Describes policy organizations in each country separately. Analyzes the impact of mentality on the management culture of organizations.


Ключевые слова:
Культура управления;менталитет; менеджмент;образование;религия; свобода.

Keywords:
Management culture;mentality;management; education; religio; freedom.


УДК 2964.3977

В современной науке менеджмента особую актуальность приобретает тема  культуры управления организациями. Внимание ученых привлекает вопрос зависимости культуры управления организаций от культуры общества, менталитета, национальных традиций, той или иной системы верований. Существует обширная литература, посвященная  выше указанной теме. Данному вопросу посвящены следующие  статьи Касьянов В. Д. «Новые традиции в культуре японского управления» и Иванов И. С. «Культура управления американских организаций». Информация статей одинаково важна для нас, поэтому разберем каждую статью по отдельности.

Большое влияние оказал менталитет на культуру управления организаций в Японии. Он сыграл важную роль в менеджменте. В статье Касьянова В. Д. «Новые традиции в культуре японского управления» представлена проблема корпоративных культур организаций Японии. Народ данной страны настолько впитал идеи буддизма, что корпоративные культуры организаций несут в себе оттенок «святости», долга и обязанности. Автор подтверждает это следующей цитатой: «Многие годы присущее японцам общинное сознание, вытекающие из него пожизненный наем, оплата труда и карьера в соответствии с возрастом и стажем работника служат некими общими для этой нации принципами сосуществования» [2, С. 1].

Данная проблема, вышеизложенная, формировалась годами, поэтому в истории Японии мы можем увидеть мощный экономический кризис, который коснулся всех сторон жизни населения. Он оказал сильное влияние на культуру управления организаций. В связи с этим автор говорит: «Серьезные трудности в банковской системе, пораженной невозвратами займов, резкое сокращение цен на недвижимость, удорожание товаров и услуг, политические потрясения и жесткая бюрократия государства – все это потребовало новых идей и совершенно других, а не уже известных, моделей развития» [2, С. 1].  В данное время была ликвидирована система управления гигантских холдинговых компаний и в результате перестала существовать аристократия. В результате экономисты и специалисты сделали страну равных возможностей, поэтому в стране нет как бедных, так и богатых. Компании и организации теперь поощряют преданность служащих в их сфере деятельности, и обеспечивают таких людей постоянной трудоустроенностью. Но не так-то просто получить должность в таких компаниях, поэтому в фирмы принимаются только высокообразованные специалисты.

Интересная система управления организациями была введена в Японии руководителем «Сони» А. Моритом. Главная идея заключалась в принятии на работу высокообразованной, но разношерстной публики, в результате чего управляющий формировал из них единую команду. Для получения единой команды используются приемы «семейных» отношений. В связи с этим сотрудники и руководители вместе обедают и проводят время в сплоченном коллективе, что помогает выявить энергичных и перспективных работников. Автор подтверждает это следующим высказыванием: «Менеджеры носят одинаковую форму, обедают в кафетериях, где нет разделения на классы. Многие управляющие не имеют отдельных кабинетов. Руководители считают нужным обедать вместе с молодыми управленцами нижнего звена, беседуя с ними» [2, С. 3].  

Компромиссы – это главный элемент отношений между собой в культуре управления. Можно свободно высказывать свое мнение, возражать и спорить, но, главное, нужно считать оппонента равным себе и в любой ситуации придти к решению, которое устроит обе стороны.

Японцы смогли создать свою культуру управления организациями, которая была сформирована на протяжении долгих лет существования фирм и компаний. Сильное влияние на данное явления оказал менталитет Японии, который специфичен для русской национальности.

Американская культура управления организаций, также как Япония, оказалась под властью менталитета, традиций и культуры общества. В статье Иванова И. С. «Культура управления американских организаций» представлена проблема культур управления организаций в Америке. Именно эта страна является родоначальником многих управленческих теорий, доказав их крепость на практике.

В американской системе менеджмента вопросы управления персоналом занимают ведущее место. Таким образом, экономисты пришли к выводу, что для фирмы выгодно вкладывать деньги в образование своих работников, как в высших учебных заведениях, так и внутри компании, проводя тестирования и другие методы обучения. Квалифицированные кадры в итоге дают много новых идей, которые поднимаю статус фирмы на высокий уровень, тем самым, принося хорошую прибыль. Автор говорит: «…персонал стремится внести свой вклад в американское общество; происходит лихорадочная погоня за новинками в области управления; наблюдается своеобразный «бум» в области повышения квалификации управленческих кадров» [1, С. 5].  Образование Америки находится на высоком уровне, поэтому выпускники престижных частных школ способны занять место не только в элите, но и активно содействовать управлению общественно-политической системы.

Соблюдение прав личности и свобода во всех сферах человеческой жизни стоит на первом месте в культуре страны. Автор высказывает такое мнение: «Свобода в Америке распространяется на все сферы человеческой жизни, но при этом противовесом и в то же время гарантией свободы является закон» [1, С. 6].   Наряду с правами личности идет религия, которая крепко закрепилась в умах людей. Для многих важно посещение церкви, религиозные обряды, а самое главное – это благотворительность, на которую тратиться до 40% дохода семьи.

Раньше особое внимание в Америке уделялось женщине. Дискриминация их по половому признаку. Она – украшение, источник удовольствий, красивая игрушка, но не более того. Однако в последние десятилетия американки потеснили мужчин в престижных профессиях, заняли высокие посты на региональном и государственном уровнях. Автор поясняет это следующим высказыванием: «Деловые женщины Америки стараются не подчеркивать свою женственность и ревностно оберегают себя от всех проявлений сексизма со стороны мужчин» [1, С. 7].

В последние десятилетия люди совершенно перестали доверять своим друзьям, коллегам, работникам в сферах государственного управления и бизнеса, поэтому на помощь в таких вопросах пришли юристы, но их гонорары очень велики.  Поэтому автор говорит о том, с чем это связано: «Непродуманные решения управляющих могут напрямую влиять на служебную карьеру первого лица» [1, С. 8].

Америка – родоначальник управленческих теорий, поэтому выше представлены только несколько ее систем управления. Менталитет, привычки, традиции, религия данной станы оказали большое влияние результат.

Из всего сказанного следует, что нам нужно согласиться с культурами управления организаций, как Японии, так и Америки. Все методы, средства, подходы и той и другой страны оригинальны и интересны. Главное, что их объединяет это менталитет, на котором строились все системы управления. Нам нужно заимствовать себе ключевые моменты менеджмента Японии и Америки, для создания чего-то совершенно нового. 

Библиографический список:

1. Иванов И. С. Культура управления американских организаций / И.С. Иванов // Вопросы управления/ - 2007. - №9. - С. 5-8
2. Касьянов В.Д. Новые традиции в культуре японского управления / В.Д.Касьянов // Менеджмент в современном мире. – 2004. - №4. - С. 1-4.




Рецензии:

1.02.2016, 14:15 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Тематика рассматриваемой статьи весьма интересна и актуальна для постсоветского общества, особенно сегодня, в период проявления кризисных явлений в экономике страны и необходимости поиска новых "точек роста", мобилизации трудовых ресурсов в целях повышения эффективности труда. Однако, на наш взгляд, работа требует небольшой доработки или, по крайней мере, изменения названия (т.к. в тексте не раскрывается весь спектр проблем организационных культур Японии и США). В работе по сути ведется речь о содержании двух статей Иванова И. и Касьянова В. Работа требует некоторой корректировки стиля изложения, встречаются также стилистические ошибки и несвязанные между собой фразы, незавершенность мысли автора. В целом работа не плохая, может быть рекомендована к публикации после дополнительной доработки.



Комментарии пользователей:

2.12.2015, 17:48 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Ценность затронутой темы выходит за пределы полезности только менеджемента. Такие сведения полезны, ценны для социологии труда, социологии управления, национальной культуры. Негативной оценки текст не вызывает. Но если не в этой статье, то в последующих, не стоит сводить базис действия морали в трудовой среде Японии к воздействию буддистской религии. Призывают к вежливости, честности, порядку, добрососедству и остальные религии, начиная с иудейской. Скорее сыграла роль задержка в рамках первобытно-общинных отношений и затяжка освоения предпринимательского варианта производства. Но теоретически ценность близких неформальных отношений в трудовых коллективах заметили в Европе, а не в Японии. По Японии нужно учесть втянутость в конкуренцию с предприятиями США, Европы. Действовать научно-техническим факторам (при буддизме) было трудновато. стала помогать слаженность трудового коллектива без "выпячивания" себя руководителем. Стоит добавить, что "культуру" не целесообразно сводить к стпени религиозности населения или действию морали. В его составе знания, образованность, профессионализм, развитие видов искусства. Они, разве, в Японии не действуют? В статье сравнительно меньше сведений об Америке, которая возникла в виде диаспор из еврпопейских наций, если не добавлять привезенных негров. Там разнорелигиозность, отсутствие национального патриотизма, втянутость в конкуренцию, взор на природные ресурсы других народов и т.п. Как же при этом там неплоха экономика? Есть, над чем дополнительно подумать, учесть. Желаю успеха. Учет замечаний оставляю на решение автора.


Оставить комментарий


 
 

Вверх