Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 06.12.2015. Последняя правка: 07.12.2015.
Просмотров - 5142

Роль и задачи дизайна в Российской экономике

Юрченко Жанна Сергеевна

студент

Российский государственный профессионально-педагогический университет

кафедра Арт-дизайна

Научный руководитель: Сайфидинов Б.С., доцент кафедры экономической теории, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В статье рассматривается развитие дизайна как на западе, так и в России. Делается попытка определения направления развития и использования дизайна в развитии экономики страны.


Abstract:
In article the design’s development of the West and in Russia are discussed. An attempt to determine the direction of development and the use of design in the economic development of the country is done.


Ключевые слова:
дизайн; экономика; инновация; специализация; развитие; потребность.

Keywords:
design; economics; innovation; specialization; development; need.


УДК 338.23

В двадцатом веке мировой дизайн был ориентирован на потребление продукта: задачей производителя было вызвать у потребителя желание покупать. То есть, дизайн нес чисто коммерческую функцию. Главным стимулом к покупке выступила новизна разработок. В условиях мощного технического прогресса многие сферы жизни претерпели изменения. К примеру, хотя бы работу больницы: информация о пациентах занесена в компьютерную базу, избавив ряды больничных шкафов от пыльных бумаг. Тем не менее, в условиях технического прогресса, навязывание потребителю идеи новизны завело производителя в тупик, так как потребление перестало быть массовым, ведь далеко не все могут разобраться в замысловатых гаджетах, бытовой технике с новейшими функциями и т.д. Вследствие всего этого, не только производственный отдел экономики, а еще и такие сервисные индустрии, как телевидение и банковские услуги, услуги страхования, туризма и здравоохранения встречаются с потребителем, который имеет почти все, а для того, чтобы получить недостающее, на рынке предоставлен огромнейший выбор. Кроме того, в настоящее время потребитель может управлять собственным маркетинговым пространством и делать выбор покупаемого товара, независимо от бизнес-задач поставляющих компаний. Решающим фактором стало то, что современный потребитель уже не получает удовольствия от того, что ему предлагает рынок, ведь товар на этом рынке на какой-то процент абстрагирован от реальных нужд конкретного человека. Поэтому потребителю выгоднее создать свой удобный и понятный, абсолютно индивидуальный опыт взаимодействия с продуктом, услугой или маркой. Такой подход меняет все, из-за него у сегодняшних производителей появляются проблемы в определении потребностей пользования.

В таких условиях дизайн не играл особой роли. Если взять в пример Россию, то, как известно развитие дизайна здесь было отличным от мирового: мировой дизайн рождался из ремесла, конструированного машинного производства, а отечественный – из искусства.

Дизайн – область художественно-проектной деятельности в промышленности, посредством которой производятся товары и услуги, имеющие целый многогранный спектр свойств. Экономика и культура связаны при помощи дизайна. Дизайн, как самостоятельная ветвь деятельности по проектированию, появился в период с 1923 по 1932 гг. Он был направлен на создание жилого и рабочего пространства человека, большую роль в дизайне играло изобретение. Именно в эти годы в России начали фундаментально и совершенно по-новому задумываться об отношениях человека и предмета, предмета и его функции.
До шестидесятых годов специфическая изобретательская направленность дизайна в России обрекла его на исчезновение, так как не вписывалась в обстановку того времени. После шестидесятых дизайн возродился лишь в качестве явления украшения, формообразования чего-либо.
Дизайн России напрямую связан с ее экономикой, а потому он отстал от европейского дизайна, как впрочем, экономика России отстала от мировой.

Тем не менее, в период перехода от одной экономической модели к другой, дизайнер остается дизайнером, и именно он определяет идейное содержание вещи, над которой работает. История Российского дизайна, факт того, что он родился из искусства, определяет эстетику, как одну из ведущих его характеристик, тогда как основная направленность западного дизайна – стимул сбыта продукта на рынке. Несмотря на эти различия, и российские, и западные дизайнеры последнее время вынуждены приспособиться к работе в иных масштабах.

Американский дизайнер Виктор Папанек предсказывал его будущую ценность для человечества: «Все области дизайна охвачены неким объединяющим броуновским движением, и я убежден, что это интуитивная реакция на динамически меняющееся время. В непредсказуемо меняющемся мире, который (до дрожи) боится перемен и воспитывает молодежь в условиях все более растущей специализации, дизайнер, сторонник интегрированного, всеобъемлющего, прогностического проектирования, берет на себя синтезирующие функции. Мы должны понять, что человек, его орудия, окружение, способы мышления и планирования – одно нелинейное, симультанное, интегрированное, всеобъемлющее целое. Такой подход лежит в основе интегрированного дизайна и позволяет человеку оставаться универсалом, используя специализированные орудия. Интегрированный дизайн – впервые со времен позднего палеолита – вернется к целостному охвату проблем. Интегрированный дизайн, дизайн в целом, требует специалистов, способных всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования. Интегрированный дизайн – не набор навыков, техник или правил; он должен восприниматься как серия функций, действующих одновременно, а не в линейной последовательности». [2, с.190] Здесь В. Папанек прав, так как работая в одной области дизайна, профессионал одновременно должен представлять, как произведенный им продукт будет состыковываться с разными сферами жизни человека и продуктами других областей дизайна. Однако мнение американского дизайнера несет в себе спорный момент по части образования кадров дизайнерского профиля. Интегрированный дизайн, считает В. Папанек, предполагает универсальность практических навыков дизайнера, но в то же время, дизайн – профиль настолько обширный, что человек может попросту не усвоить огромнейший объем знаний уже с самого начала: иметь фундаментальные знания физики и геодезии в ландшафтном дизайне в сочетании с большим объемом гуманитарных знаний в графическом дизайне, например, под силу далеко не каждому. Или же, попросту понадобятся очень многие годы. Но в любом случае, определенная направленность деятельности дизайнера будет доминировать, остальные приобретенные знания могут утратить свою актуальность. Поэтому, возможно, куда лучше нынешнее деление профессионалов дизайнерского дела по отраслям, так как стать высококлассным дизайнером в одном или нескольких родственных профилях дела куда реальнее, чем во всех и сразу.

Мировая экономика сегодня рассматривает дизайн как главный стратегический момент в производстве, так как из-за кризисных ситуаций в 2000-х годах появилась необходимость в обновлении экономической модели и фундаментальных перемен в различных направлениях человеческой жизни. И в то время как большинство развитых стран уже выполнили поставленную задачу, в России возникает проблема выведения дизайна на новый уровень, чтобы его продукты могли отвечать реальным запросам потребителя. Актуальность работы заключается в том, что она показывает недооценивание глобальной функции дизайна в развитии российской экономики.

Отсюда возникает вопрос: как превратить Российский дизайн в движущую силу экономики, не потеряв ни коммерческой, ни гуманистической составляющей, в условиях отставания его развития и отставания в развитии самой экономики России от мировой?

Как нам кажется, время само диктует ответ. Инновации охватили почти все аспекты жизнедеятельности в России, значит, и дизайн в стране должен иметь более прогрессивное развитие. Инновации в производстве сейчас понимаются гораздо шире, чем изменения в товарах и бизнес-стратегиях поставляющих компаний: инновация в экономике – это концептуально новое решение для настоящего времени, отвечающее решению проблемы, поставленной экономикой на сей момент.

Эти проблемы сейчас носят острый социальный характер – нехватка ресурсов, проблема доступности, проблема безопасности, состояние экологии.

Инновационные идеи не принимаются сразу. Они требуют фундаментальной подготовки, анализа, разумного внедрения в массы, донесения до потребителей их преимуществ.

Второе условие для выведения дизайна на новый уровень кроется в истоках его рождения – ориентированность на человека. Особо важная проблема здесь – проблема доступности. Доступность опять же осмысливается глобально, как нехватка самых обычных вещей людям. Человекоориентированный подход подразумевает приспособление технологии под человека, а не наоборот. Продукт должен быть удобен в использовании для основной массы потребителей. Продукт должен быть лишенным всего ненужного и иметь активный функционал. [1, с.26]

Третий момент связан со специализацией. Профессии замыкаются внутри себя, знания профессиональных областей перестают иметь что-то общее между собой, а специалисты разных профилей уже не могут понять друг друга из-за того, что происходит углубление в сфере каждой деятельности. Дизайнер же – это человек, который должен уметь говорить на разных профессиональных языках. Поле деятельности человека этой профессии необычайно широкое, ведь дизайн никогда не отличался узкой направленностью. Как следствие – дизайнер, имеющий универсальные навыки из разных областей своего дела, – хороший дизайнер, человек, просто необходимый для динамичного развития экономики страны. А потому, начинающий специалист уже с первых дней своего обучения делу должен знать, чему он учится, и что представляет собой сама профессия – как минимум, ведь не редкость, что из ВУЗов России дизайнеры выпускаются, по факту будучи художниками.

Текущая индивидуализация потребностей – очень распространенное явление. Если дизайн будет отвечать этой задаче, наряду с вышеперечисленными, он займет должное место в экономическом механизме страны. Цель достижима опять же посредством обучения: научившись понимать специфический запрос потребителя, дизайнер выполнит индивидуальный заказ.

Дмитрий Азрикан, один из создателей облика дизайна в советское время, в конце 70-х годов сделал верный дизайнерский прогноз относительно индивидуализации продукта потребления:

«Конечный продукт будет проектироваться дизайнером совместно с будущим потребителем изделия – заказчиком.

…Покупатель сможет сделать как прямой, так и косвенный заказ, дав описание своего стиля жизни, или же выбрать готовые образцы».[1, с.28]

Дизайн по своей природе – дело инновационное. А потому, если осмысливать его задачи глобальнее, можно извлечь максимум пользы для экономики страны.

В России дизайнер должен отойти от оформительского дела и вернуться к истокам и задачам мирового дизайна, возродив принципы того времени. Нынешнее состояние профессионалов дизайнерского профиля неудовлетворительно в том, что они не умеют должным образом проектировать и мыслить глобально, навыки этих людей «отточены» под недавние времена, когда термины «дизайн» и «стилизация» в России считались синонимами. Современный российский дизайнер должен понимать задачи бизнеса, поставленные перед собой при проектировании нового продукта, а так же точно рассчитывать все технологические аспекты производства в соответствии с возможностями заказчика.

Время показывает, что полномасштабный дизайн с исходными принципами, в отличие от стилизации объектов, может производить сдвиги качества как в продукте, так и, глобальнее, - в разных сферах жизни.

Дизайнерская роль в процессе проектирования продукта на сей день видна и значима на каждом этапе производства.

Библиографический список:

1. Михеева М.М. Введение в профессию «Промышленный дизайн».– М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – 49 с.
2. Папанек Виктор. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. -М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.




Рецензии:

6.12.2015, 14:48 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Тема несомненно актуальна. Но, необходимо сделать более научным текст. Сейчас это больше публицистика.Конкретизировать задачи, перспективы развития дизайна в России. Почему-то о российских дизайнерах, всемирно известных, нет ни одного слова. Усилить актуальность работы, увязав не с кризисом 2000-х г., а прежде всего с современной экономической обстановкой, обусловленной санкциями. Привести цифровой материал. В чем же заключается роль дизайна в процессе проектирования продукта? Работа нуждается в корректировке.Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх