Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 08.12.2015. Последняя правка: 08.12.2015.

Проблема развития внимания старших дошкольников.

Вайцевич Ирина Анатольевна

магистр

Красноярский государственный педагогический университет им. Астафьева

студентка

Научный руководитель: Барканова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент


Аннотация:
В статье рассматривается проблема развития внимания старших дошкольников.


Abstract:
The problem of development of voluntary attention older preschoolers.


Ключевые слова:
внимание; развитие внимания; старшие дошкольники.

Keywords:
attention; the development of attention; older preschoolers.


УДК159.922.73

Дошкольное образование теперь позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Вниманию уделяли в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученные, каждый автор подходил к исследованию особенностей внимания с различной точки зрения.

По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).

Дошкольники старшего возраста, даже с учетом доминантной роли эмоциональных стимулов, уже способны связывать свою деятельность с речевой установкой. У старших дошкольников пока еще непроизвольное внимание превалирует над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Дети начинают сами контролировать свое внимание, заставляя себя концентрироваться на значимом и нужном, поступаясь увлекательным и занимательным. В развитии внимания ребенка важна его интеллектуализация, совершаемая в ходе умственного развития ребенка, то есть внимание, которое прежде опирающееся на эмоциональную окраску, переключается на мыслительные связи. В следствие этого расширяется объем внимания ребенка. В старшем дошкольном возрасте будущему первокласснику становится доступно внимательный анализ и довольно четкое восприятие один за другим двух-четырех объектов. Результат становится лучше, когда взрослый поясняет изображения, сопоставляет их, находит причинно-следственные отношения между представлениями, привлекает к этому процессу ребенка. В шесть лет не только возрастает количество объектов, способных ребенком сразу воспринять, но и видоизменяется круг предметов, которые притягивают его внимание. Если внимание младшего дошкольника привлекали яркие, особенные предметы, то дошкольника старшего возраста - внешне совсем не заметные объекты. Заинтересованность ребенка чаще вызывает загадка, вопрос. Даже в тех объектах, которые были близки ребенку раньше, сейчас он начинает подмечать что-то иное.

Соответственно, с возрастом увеличивается и устойчивость внимания. Это выражается, например, в том, что детская игра становится дольше по времени. Если дети четырех – пяти лет проигрывают игру за полчаса, то к старшему дошкольному возрасту продолжительность игры увеличивается до двух часов. Это можно объяснить тем, что в игре более старшие дошкольники воспроизводят более сложные действия, и взаимодействия людей, и заинтересованность к игре подпитывается стабильным включением новых обстоятельств. Еще можно отметить тот факт, что дошкольники более старшего возраста могут сохранять внимание на действиях, приобретающих для них интеллектуально существенный интерес (головоломки, ребусы, шарады, загадки). Организовывая обучение детей старше шести лет необходимо иметь во внимании то, что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут. Главное помнить и то, что в устойчивости внимания очень остро выражаются личные отличия детей (темперамент). У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности. Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок. Так как базой непроизвольного внимания являются интересы, то для его продуктивного формирования нужно сначала повысить интерес ребенка. Но все-таки выстраивать обучение на одном непроизвольном внимании неверно, как и непрестанно вызывать усиленное произвольное внимание у детей, не включая никакую опору.

Старший дошкольник самостоятельно приступает к управлению своим вниманием, вынуждая себя концентрироваться на важных и необходимых объектах и, принося в жертву увлекательное и занимательное. Нередко случается так, что деятельность, которая первоначально требовала усилий воли для концентрации внимания, перерастает дальше в увлекательное и захватывающее занятие для ребенка. Происходит переключение произвольного внимания в послепроизвольное, где перемешиваются свойственные признаки произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание схоже с произвольным по энергичности, целеустремленности, с непроизвольным же вниманием схоже тем, что не используется воля для его сохранения.

Внимание старшего дошкольника воспроизводит его заинтересованность к предметам, которые его окружают, и осуществляет с ними действия. Ребенок сконцентрирован до того момента, пока заинтересованность не закончится. При появлении нового объекта сразу же переводит внимание на него. Оттого совсем нехарактерно для детей то, чтобы они долгое время могут выполнять одно дело.

Формирование внимания напрямую связано с убеждениями взрослого во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, а еще от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка. Значительную роль в развитии внимания детей будет иметь и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, выступает внешним орудием ее организации, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.

Непроизвольное внимание, которое начинается в отсутствие намерено установленной цели, превалирует у младших дошкольников. Но к окончанию дошкольного этапа начинает возникать произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием воли. Его появление определено развитием лобных долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени. Однако, самостоятельно формирование и совершенствование непроизвольного внимания не ведет к развитию произвольных его видов.

Так как по окончании старшего дошкольного периода усложняются виды деятельности детей и их продвижение в общем интеллектуальном развитии внимание начинает приобретать высокую концентрацию и устойчивость.

О том, какой уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста будет указывать развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. У старших дошкольников трансформации касаются всех видов и свойств внимания. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Ребенку это дает потенциал осуществлять деятельность под руководством, возможно и не неинтересную. Старшие дошкольники могут работать не отвлекаясь, когда есть четкое понимание того, что свое дело необходимо завершить, даже тогда, когда возникла наиболее заманчивая перспектива. Умение поддерживать устойчивость внимания, сосредоточивать его на предмете обусловливается созреванием любознательности, процессов познания. На этапе развития старших дошкольников продолжительность абстрагирований, которые вызваны разнообразными раздражителями, уменьшается тогда, когда усиливается устойчивость внимания. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста обусловлено тем, что модифицируются условия организации их жизни, они овладевают другими видами деятельности (например, трудовой).

Таким образом, главные характеристики развития внимания у старших дошкольников:

  • существенно повышается сосредоточивание, объем и устойчивость;
  • сформировываются компоненты произвольности в контроле над вниманием на базе формирования речевой деятельности, познавательных увлечений;
  • внимание принимает вид опосредованного;
  • возникают компоненты послепроизвольного внимания.

Развитие произвольного внимания - основная задача дошкольного развития. Впоследствии оно окажет содействие успешности обучения в школе, придет на помощь в выполнении заданий и проверке себя.

Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка.

Небольшой объем внимания не позволяет ребенку сконцентрироваться сразу на нескольких предметах, удерживать их в уме. Низкая концентрация и устойчивость внимания не дает ребенку долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его, ребенок не может сконцентрироваться именно там, где необходима для решения определенной задачи. При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Плохо сформированная способность распределения внимания не позволяет эффективно осуществлять одновременно несколько дел. Аналогичные несовершенства не могут быть устранены одноразово включаемыми "упражнениями на внимание" в ходе занятий с детьми и требуют, как показывают исследования, для их устранения специально организованной работы.

Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.

Библиографический список:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с.
2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 12-32.
3. Лурия А.Р. Внимание и память. - М. Просвещение, 2001. - 436 с.
4. Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - С. 85-106.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 705 с. — (Мастера психологии).




Рецензии:

8.12.2015, 18:40 Кедярова Елена Александровна
Рецензия: Представленная статья важна, своевременна для детской психологии, так каквопросы развития внимания дошкоьников составляют неотъмлемую часть общего развития ребенка на этапе детства и школы. В статье рассматриваются специфические особенности развития внимания в дошкольном возрасте. Публикация данной стать возможна с учетом некоторых корректив: необходимо усилить актуальность статьи; внести орфографические и технические поправки. С уважением, Е.А. Кедярова, к. психол. н., доцент

8.12.2015, 22:07 Виневская Анна Вячеславовна
Рецензия: Статья несомненно актуальна для педагогической теории и практики. Однако в данном варианте есть технические правки. Так, необходимо указать в тексте источники и соотнести их с библиографическим списком.

9.12.2015, 5:37 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья достойна публикации,с учетом исправления недочетов,указанных в первой рецензии.

10.12.2015, 15:59 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья несомненно актуальна для психолого-педагогической теории и практики.Но статья имеет ряд недочетов, которые на наш взгляд, требуют доработки: усилить актуальность работы фамилиями ученых, отсутствую сноски на библиографический список. после доработки, статья может быть рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх