-
Ульяновский государственный университет
Бакалавр
Научный руководитель: Карпеев О.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета Ульяновского государственного университета
УДК 34
ВВЕДЕНИЕ
Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) закрепляется семь различных договоров купли-продажи, хотя сегодня на практике известны гораздо больше видов договоров купли-продажи, которые не фиксируются в законодательстве. Полагается, что законодатель и не пытается урегулировать все разновидности договоров купли-продажи, а только регламентирует отдельные виды договора в зависимости от существующих особенностей, для обеспечения более простого правового регулирования похожих правовых отношений.
В настоящее время тема правового регулирования договора купли-продажи охватывает значительный объем вопросов. Современное состояние общественных отношений и их развитие требуют гибкого, своевременного совершенствования законодательства, направленного на их регулирования. В особенности то касается отношений в сфере торгового оборота. Однако, если обратить внимание на нынешнее состояние практики в вопросах правового регулирования указанной сферы, то можно увидеть, что часто существующие разнообразные пробелы и дефекты в законодательстве создают неопределенность и затруднения в регулирование. Это и определяет актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование основных позиций действующего законодательства о договоре розничной купли - продажи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач, а именно:
Предметом исследования выступает правовое регулирование договора розничной купли – продажи.
Для решения поставленных целей и задач используются сравнительно-правовой метод, метод анализа, обобщения.
К вопросу об особенностях договора розничной купли - продажи
Договор розничной купли-продажи можно назвать одним из наиболее распространенных видов гражданско-правовых договоров, используемых в имущественном обороте. Большинство гражданин страны практически ежедневно становятся одной из сторон рассматриваемого нами договора, выступая в качестве покупателя или розничного продавца. Можно привести данные статистических исследований, согласно которым, оборот розничной торговли в Российской Федерации (далее в РФ) в 2013 г. составил 23685,9 млрд. руб., а в 2014 г. 26118,9 млрд. руб. [5, с. 33], что показывает нам весьма существенную роль розничной торговли в функционирование потребительского рынка.
Легальная дефиниция договора розничной купли - продажи представлена в ч.1. ст.492 ГК РФ, согласно которой по договору розничной купли-продажи продавец, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [1].
В данном определении просматриваются две ключевые черты договора розничной купли-продажи, которые дают возможность проследить отличия его от других разновидностей договоров купли-продажи, однако нельзя точно сказать, что в нем также отражается все существенные особенности указанного договора.
Во-первых, квалифицирующим признаком договора является его субъектный состав. В качестве продавца по договору розничной купли-продажи может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. При этом ставится условие, что данные субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.
Что же касается стороны покупателя, то следует указать, что в ГК РФ не предусматривается каких-либо четких ограничений по этому поводу. Покупателем по договору розничной купли-продажи может быть и физическое или юридическое лицо. Наиболее часто роль покупателя играют граждане, хотя не исключается такая возможность и у юридических лиц, приобретающих товары, использование которых не будет связано с предпринимательской деятельностью, а направленно на иные собственные нужны. (Например, юридические лица могут приобретать товары для обеспечения своей деятельности, такие как оргтехника, офисная мебель и т.д.)
Вместе с этим, согласно законодательству РФ, под розничным покупателем (потребителем) понимается: физическое лицо, кроме индивидуальных предпринимателей, которое имеет намерения заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее для использования товары только для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [4].
Помимо этого, если в отношения по розничной купли-продаже вступает гражданин (как покупатель), то он попадает под действие норм Закона РФ «О защите прав потребителей». В данном нормативном акте также присутствует определения потребителя, гласящее, что под ним понимается гражданин, который имеет намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью[2]. Действительно в российском законодательстве потребителями считаются лишь граждане и юридические лица, несмотря на то, что выступают в качестве фактических потребителей товаров, они не оказываются в зоне действие Закона « О защите прав потребителей».
Здесь хочется указать, на существующие в юридической науки предложения, о необходимости законодательного закрепления презумпции того, что юридическое лица является потребителем, если оно это прямо заявит и фактически будет подтверждено, что юридическое лицо не имеет профессиональной заинтересованности в получении или использовании товаров [9, с.404].
Следовательно, как утверждают некоторые авторы, по субъективному составу сфера применения положений ГК РФ о розничной купле-продаже шире, чем действие норм указанного закона [7, с. 66].
Во-вторых, помимо требований, предъявляемых законом к субъектам данного договора, существует определенная особенность и в его предмете. А именно то, что товарам, которые покупаются гражданами и юридическими лицами по своему назначению должны быть использованы лишь в личных, семейных, домашних и иных целях, которые не связываются с предпринимательской деятельностью.
Данное положение также подтверждается и законодательной формулировкой самой розничной торговли, указывающей, что под розничной торговлей следует понимать такой вид торговой деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[3].
Большая часть исследователей договора розничной купли-продажи согласны с тем, что его предметом является любые вещи, не изъятые из гражданского оборота (движимые и недвижимые, потребляемые и не потребляемые, определяемые как родовыми, так и индивидуальными признаками, делимые и неделимые), предназначенные для использования в личных, бытовых целях. Однако в юридической литературе существуют такие взгляды ученых, согласно которым, возможно приобретение товара в розницу для осуществления и предпринимательской деятельности, хотя при этом их количество не может превышать нормально необходимое для личного, семейного, домашнего использования [6, с. 68]. Кроме того, хочется обратить внимание, что на практике не во всех случаях легко установить для каких целей покупается тот или иной товар, так как многие из них способны одновременно выступать в качестве и товара для удовлетворения личных, бытовых потребностей, и товара для предпринимательской деятельности. Кокорин И.С., приводит в пример гражданина, занимающегося перевозкой грузов и пассажиров и зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, который покупает автомобиль. Этот автомобиль он использует как для личного, семейного использования, так и для своей предпринимательской деятельности [7, с.66]. В таких ситуациях и встает вопрос о необходимости более точно определения предназначения приобретаемых товаров.
Помимо этого, как важно отмечает Пахаруков А.А., нерешенными остаются вопросы о возможности имущественного права выступать в качестве предмета договора розничной купли-продажи, и ошибочном рассмотрении комиссионной торговли в качестве договоров розничной купли – продажи [8, с. 41].
Заключение
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, существующее легальное определение договора розничной купли-продажи весьма точно указывает на две важных составляющих данного договора, дающих возможность проследить отличия его от других разновидностей договоров купли-продажи.
Одним из признаков договора является его субъектный состав. Устанавливается, что со стороны продавца в отношения по договору розничной купли-продаже имеет право вступить такой субъект, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров розницу. Такими субъектами могут является и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.
Субъектом договора розничной купли-продаже, а именно, покупателем, вправе быть любое лицо. Однако, применимо к отношениям, вытекающим из договора розничной купли-продажи, законодательство не предоставляет возможность за юридическими лицами подучать статус потребителя. Законодатель оперирует лишь термином «гражданин», что значительно сужает права и интересы юридических лиц, на деле вступающих в отношения по розничной торговли.
Некоторые требования предъявляются и к товару, который играет роль предмета договора купли-продажи. Такой товар (любые вещи, не изъятые из гражданского оборота) не может покупаться в целях его дальнейшего использования в предпринимательской деятельности. Покупка данного товара обуславливается исключительно бытовыми и личными целями. Хотя на практике нередки случае, когда невозможно точно рассмотреть для чего будет использоваться товар, передающийся продавцом покупателю.
Поэтому, напрашивается вывод о необходимости совершенствования норм гражданского законодательства в о договоре розничной купли-продаже. Это касается как регламентации субъективного состава договора, так и некоторых вопросов предмета договора.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий