Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 18.12.2015. Последняя правка: 17.12.2015.

Человек в современной философской картине мира

Рыжова Дарья Игоревна

Владимирский государственный университет

студент

Александрова О.С., кандидат философских наук, кафедра философии, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
Данная статья посвящена понятию человека в современной философии, а также его образу в современной картине мире. Важно понимать, кто ты есть, что из себя представляешь и как тебе жить в современном мире. А сформировав свою картину миру, ты сможешь по-новому воспринимать мир.


Abstract:
This article focuses on the notion of human in modern philosophy, and also its image in the modern picture of the world. It is important to understand who you are, that from itself represents and how you can live in the modern world. And forming view of the world, you can see the world in a new way/


Ключевые слова:
человек; картина мира; философия; бытие; мировоззрение

Keywords:
human; view of the world; the philosophy; existence; worldview


УДК 1

Познание человека – одна из главных проблем в философии. Постановкой этого вопроса занимался Сократ. Его знаменитая фраза: «Познай самого себя».[4,c. 143]. Стремление человека познать собственное «Я»  лежит в основе становления философской мысли. Помимо Сократа, древнегреческий философ Хилон также развивал эту философскую проблему: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Слова Сократа и Хилона являются своеобразным призывом, отражающим всю сложность и глубину проблемы человека. Когда человек познает себя до конца, он сможет открыть перед собой Вселенную. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Поэтому кантовский вопрос «Что такое человек?» остается по-прежнему актуальным.

В современной науке насчитывается около 800 дисциплин, изучающих человека с разных позиций. Но их минус в том, что они рассматривают их  в частном порядке, не учитывая других составляющих человека, оставляя их для других дисциплин. [3,c. 86] Философия же в этом плане имеет большое преимущество – она смотрит на человека намного глубже, ищет основания, определяющие единство всех сторон его жизнедеятельности, обходя при этом медицинскую и биологическую сторону вопроса. Философию интересуют такие вопросы как сущность человека, его природа, представления о добре, зле, справедливости, жизни и смерти и, конечно же, о смысле человеческой жизни. В свое время эти вопросы волновали многих знаменитых философов древности и до наших дней не потеряли своей значимости.

Сущность и проблемы затрагивались такими мыслителями как Ф.В. Ницше, И.В.Гёте, М.Шелер, Г.Плесснер, М.Ландман, Я.С. Яскевич, В.С Вязовкин., Х.С. Гафаров, А.С.Кармин, Г.Г.Бернацкий и многие другие.

Лично меня заинтересовала работа Дружинина Виктора Федоровича «Человек в современной философской картине», которую он представил на конгрессе в Афинах в 2013 году. По-моему мнению, он четко говорит о том, что касаясь такой сложной темы, как человек, первоначально стоит затронуть понятие картина мира и ее вклад в развитии мышления конкретного индивида. Именно картина мира ( или мировоззрение) каждый человек получает при рождении и которая развивается вместе с человеком через знания и жизненный опыт.

Цель моей работы – определить понятие человека в рамках современной философии и его образ в современной картине мире, представленной с точки зрения философии. Для достижения данной цели можно выделить следующие задачи:

  • Рассмотреть современные картины мира
  • Раскрыть понятие человека
  • Прояснить взгляд на человека и окружающий его мир

Для написания работы были использованы разные источники: учебные пособия, философская литература, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

Прежде чем перейти к вопросам о человеке, стоит обратить внимание на понятие «картина мира». Она есть не что иное, как совокупность устойчивых представлений, определяемых на уровне общественных отношений, достижений науки, культуры и технки. [6, c. 105]

«Картина мира» — важная философская категория. Её основное свойство — независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о мире, его строении, составляется лишь часть общей картины миры, которая лежит в основе мировоззрения целой эпохи. Например, в древние времена центральное место в сознании человека занимала религия. Она же определяла всю его жизнь и соответственно взгляды на мир. Такое мировоззрение, такая картина мира получила название религиозно-философской. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, научно-философская картина получила широкое распространение и по ее «законам» живут многие народы. Но история развивается дальше, а значит, научно-философская картина мира не является окончательно. С развитием науки, с новыми фундаментальными открытиями она будет развиваться, совершенствоваться и более или менее значительно видоизменяться.[6, c. 116]

По-моему мнению, современная картина мира – это не что иное, как синтез различных сфер деятельности человека, формирующих его мировоззрение, таких как: наука, философия, искусство, религия. Все они оказывают влияние на человека, направляя его и предоставляя ему выбор своих жизненных установок и целей в жизни. Человек не может жить только с одним каким-либо мировоззрением и опираясь только на понятия, присущие данному мировоззрению. Например, человек может верить в высшего Творца и знать, что его душа создана Им. Но в тоже время он не отвергает, что его тело – это результат многовековой эволюции человечества, то есть часть научной Вселенной. Кроме этого, человек верит в сверхъестественную силу, существующую помимо творца, заключающуюся в различных поверьях, необъяснимых явлениях и других аспектах мистики. Человек сохранил эти представления о мистике и до сих пор верит в некоторые из них. Например, гадания, вера в сверхъестественное и многое другое. А так же картина мира складывается из понятий о «прекрасном». В этой роли выступает искусство. Как составная часть картины мира, оно отражает внутреннюю организацию и духовное развитие человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее общая философская картина мира в ее современном понимании - это синтез научных подходов,  религиозно-мифологических взглядов, мистики и искусства. Данная картина мира, без сомнения, эволюционирует, беря свое начало от усиления аналитических моментов по отдельным направлениям до перехода к их синтезу.

Теперь мы подошли  к одному из главных вопросов философии – что есть человек? Мы не можем дать четкого определения, которое бы отражало всю полноту человеческого естества и бытия и давало. Можем допустить, что человек имеет божественное начало. Ни опровергнуть, ни подтвердить данную точку зрения мы не можем, так как существуют определенные документы и словесные изречения, которые нельзя упускать из вида и игнорировать. Первоначально эту теорию можно проследить по мифам Древней Греции и трудам древнегреческих философов (Платон). Сюда же можно добавить книги древних иудеев, христиан, мусульман, а также представителей восточных конфессий Древнего Китая, Индии, Персии. Если провести сравнительный анализ, то можно проследить, как менялись представления о человеке. Если у древних философов, например, Демокрита и Аристотеля, человек – это частица космоса, являющаяся отображением Вселенной в миниатюре и в тоже время, это живое существо с душой. А уже в эпоху просвещения границы познания человека значительно расширяются. Человека начинают рассматривать как земное существо, животное, способное к труду и производящее орудия труда (Франклин). Здесь мы видим, что его душа и внутренний микрокосм отходит на второй план. Далее вопрос человека поднимается в классической немецкой философии и здесь уже достигается определенная целостность со всеми предыдущими мыслителями. По мнению представителей КНФ, человек – это субъект духовной деятельности, познающий и преобразовывающий мир культуры и науки, и  тоже время он является носителем общечеловеческого сознания и разума.

Если подходить со стороны научной картины мира, то мы получим вывод, что человек – это результат эволюции, взявшей свое начало почти 18 млн. лет назад (время появления дриопитеков). На сегодняшний день имеются данные об археологических раскопках, о теории Чарльза Дарвина и других научных достижениях, доказывающих, что и данная точка зрения имеет право на существование. Можно сделать вывод, что мнениям философов о возможном божественном человеческом начале противопоставляется научная точка зрения, основанная на учениях таких наук как палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека, антропогенез (происхождение человека) и других.

Я же придерживаюсь точки зрения, полагающей, что человек  не что иное, как синтез представленных выше противоположностей. Для основания своей позиции, я обращаюсь к работе П. Тейяра де Шардена «Феномен человека: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь». «В человеке, который рождается из чрева матери, мы различаем, прежде всего, тело, телесность и его жизнеспособность, жизненность. Последнее есть как раз то, что называют одушевленностью, то есть наличием души (психэ), психики».[7, c. 94] Душа есть у каждого живого существа, это факт, но у человека есть глубокое духовное наполнение, его дух, состоящий из таких особенностей как разум, зачатки нравственности, критерии эстетичности, сознательная постановка целей и другое. Откуда эта неизведанная часть человека – от бога или его антипода, или от каждого понемногу – мы не знаем. А может вообще от социума, в котором также могут существовать наследуемые прафеномены[2, c. 694] от прародителей, от которых берет начало человеческий род. В итоге, мы можем сделать вывод, что человека следует рассматривать как некий комплекс, состоящий из тела и души и чтобы все-таки ответить на вопрос «что есть человек?» необходимо собирать научные и биологические данные и подключать к ним духовный комплекс, состоящий из аспектов религии, мифов и искусства. 

Мое личное мнение не противоречит этим представлениям. Мы не можем точно определить, чем является человек – результатом деятельности Творца или эволюции. С критической точки зрения я бы не стала его относить к абсолютному творению Всевышнего, скорее как его задумка, наполненная душой. Человек является частью Вселенной, порожденной различными научными процессами, и продолжает развиваться по ее законам.

Одной из поставленных задач стояло рассмотрение человека в рамках современной философской картины миры. Стоит подчеркнуть, что данная картина мира выявляет отношения человека и мира в целом. Если научная рассматривает человека в рамках одной из научных сфер, то философская трактовка намного шире. Здесь ключевым фактом является понятие бытия, то есть признания факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы, общества, да и самого человека. Человек признает, что бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться. В философской картине человек анализирует свое место в мире, для него это необходимость. Этого нет, например, у человека с религиозным мировоззрением. Для него важно взаимоотношение с Творцом, а остальные отходят на второй план или вообще отметаются. У индивида, смотрящего на мир через философскую «призму» есть широкое восприятие этого мира. Он понимает, что живет в многоуровневом  социуме: семье, народе, нации, этносе,  классе и так далее. И, естественно, отношения с людьми из данных категорий постоянно меняются, и эти изменения влияют на человека. Я считаю, что человек с точки зрения философской картины мира создает вокруг себя свою собственную реальность, которая должна дать ему ответ на вопрос « кто я есть в этом мире?» В современности эта реальность содержит в себе понятия о справедливости, добре и зле, а, в конечном счете, подходит к вопросам о жизни и смерти. Значит, мы можем сказать, что человек, который сконцентрирован на собственном «Я» и мире вокруг себя обладает глубоким, но в тоже время масштабным мировосприятием.

Таким образом, были рассмотрены взгляды на человека, окружающий его мир и картину мира. В рамках этой работы были разобраны поставленные задачи. В результате приходим к следующему обобщенному выводу: человек – сложнейшее существо, которое ищет ответы на вопросы касающиеся Вселенной, но не может дать простой ответ на вопрос – а кто же он такой? Он старается подходить к себе с разных сторон, изучать свое тело, душу и разум, чтобы хоть немного приблизиться к догадке. Пока нет точного определения, но видимо, надо исходить из складывающейся обстановки на доступных анализу уровнях. В первую очередь,  следует изучать и считаться с общей картиной мира, в формирование которой вносят свой вклад и наука, и религия, и мистика, и искусство.  

Хочется особенно подчеркнуть, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому его целостное формирование всегда связано с такими основоположными факторами как социальная среда, внутренний уклад, а также большую роль играют представления об окружающей его картине мира и его места в ней. Человек на основании полученных знаний, мировоззрений, самоопределения, может отнести себя к  одной из картин мира – религиозной, научной или философской. Если он видит себя в философской картине мира, то он опирается на отношения между человеком и миром. Если он считает, что создан Творцом и верит в сверхъестественные силы, то он определенно является частью религиозной картины мира. А если человек систематизирует различные научные теории и верит в научных прогресс, то он определенно найдет себя в научной картине мире. Но какой бы взгляд на мир он не выбрал, его выбор всегда будет правильным и позволит ему дать собственный ответ на вопрос «кто он есть»?

Библиографический список:

1. Дружинин В.Ф. Человек в современной философской картине мира. [Электронный ресурс]// Сайт Российского философского общества. 2013. URL: http://www.congress2013.dialog21.ru/Doklady/drujinin.htm (дата обращения 15.12.2015)
2. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с
3. Кармин А.С.,Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. 536 с.
4. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Фр. 15(101 DK)
5. Проблема человека в современной философии. [Электронный ре-сурс]//Философия. Ру, г.Харьков, 1998 . URL: http://filosofia.ru/70556/ (дата обращения 15.12.2015)
6. Ракитов А.И. Марксистско-Ленинская Философия.-3-е изд.-М.,Издательство политической литературы, 1988, 254 с.
7. Шаден П.Т.,Феномен человека. Преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизн.- М.: Наука, 1987.240 с.
8. Яскевич Я.С., Вязовкин В.С., Гафаров Х.С. Основы философии.Учеб. пособие. — 3-е изд. — Минск: Высшая школа, 2009. — 268 с.




Рецензии:

18.12.2015, 16:02 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Ориентировка в относительных позициях внешнего физического мира и человечества - дело похвальное. Но это дело весьма трудное из-за недостатка решительных фактов, что выынуждает обращаться к гипотезам. А выбор среди них делается или по привычке поколений или при четком разделении знаний религиозных, философских и научных. Виды знаний следует представлять в очередности их возникновения. Науки возникли не до философии, а после нее. В их отношениях не столько важны синтез показаний наук, их обобощения, сколько провоцирование их в качестве зародыша, познавательной базы, методологии. Нужно без страха видеть в философии противостоящие друг другу объективный идеализм и диалектический материализм. Именно первый из них примыкает к религии, а второй к наукам. Но науки настроены стоять не на гипотезах, а фактах. А факты не обижают материлизм. В "Пятикнижии" Моисей указал, что бог сначала создал Адама и Еву и только потом весь животный мир, что значит и обезъян (а растения раньше солнца). Но наука того мнения, что, если бы на земле не появились бы обезъяны, то не стало бы людей вообще, с такими именами, в частности. Как эти позиции объединить? Избранная тема сложновата для студенческой работы. Но ошибочно считать, что философия не видит, не учитывает биологический аспект устроенности людей. Дисциплины, которые указаны в количестве 800 штук, принадлежат не наукам, а педагогике. Науки их основа. В рассмотрении науками реальности "по ее частям" не только проигрыш, но и выгрыш в виде завидной для философии конкретности. Зато философия их "подбирает", учитывает, объединяет. Если приведенные замечания учесть, то многое придется переделать. Оставляю выбор на автора и издательство журнала. В строчке № 29 сверху содержания статьи, у [6, с. 105] вместо "технки" нужна "техника".

20.12.2015, 21:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья прекрасна: логичная, отражает авторскую позицию, соответствует основным критериям. Видна большая работа руководителя. После "чистки" текста по исправлению опечаток рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх