Владимирский государственный университет
студент
Александрова О.С., кандидат философских наук, кафедра философии, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 1
Познание человека – одна из главных проблем в философии. Постановкой этого вопроса занимался Сократ. Его знаменитая фраза: «Познай самого себя».[4,c. 143]. Стремление человека познать собственное «Я» лежит в основе становления философской мысли. Помимо Сократа, древнегреческий философ Хилон также развивал эту философскую проблему: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Слова Сократа и Хилона являются своеобразным призывом, отражающим всю сложность и глубину проблемы человека. Когда человек познает себя до конца, он сможет открыть перед собой Вселенную. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Поэтому кантовский вопрос «Что такое человек?» остается по-прежнему актуальным.
В современной науке насчитывается около 800 дисциплин, изучающих человека с разных позиций. Но их минус в том, что они рассматривают их в частном порядке, не учитывая других составляющих человека, оставляя их для других дисциплин. [3,c. 86] Философия же в этом плане имеет большое преимущество – она смотрит на человека намного глубже, ищет основания, определяющие единство всех сторон его жизнедеятельности, обходя при этом медицинскую и биологическую сторону вопроса. Философию интересуют такие вопросы как сущность человека, его природа, представления о добре, зле, справедливости, жизни и смерти и, конечно же, о смысле человеческой жизни. В свое время эти вопросы волновали многих знаменитых философов древности и до наших дней не потеряли своей значимости.
Сущность и проблемы затрагивались такими мыслителями как Ф.В. Ницше, И.В.Гёте, М.Шелер, Г.Плесснер, М.Ландман, Я.С. Яскевич, В.С Вязовкин., Х.С. Гафаров, А.С.Кармин, Г.Г.Бернацкий и многие другие.
Лично меня заинтересовала работа Дружинина Виктора Федоровича «Человек в современной философской картине», которую он представил на конгрессе в Афинах в 2013 году. По-моему мнению, он четко говорит о том, что касаясь такой сложной темы, как человек, первоначально стоит затронуть понятие картина мира и ее вклад в развитии мышления конкретного индивида. Именно картина мира ( или мировоззрение) каждый человек получает при рождении и которая развивается вместе с человеком через знания и жизненный опыт.Цель моей работы – определить понятие человека в рамках современной философии и его образ в современной картине мире, представленной с точки зрения философии. Для достижения данной цели можно выделить следующие задачи:
Для написания работы были использованы разные источники: учебные пособия, философская литература, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.
Прежде чем перейти к вопросам о человеке, стоит обратить внимание на понятие «картина мира». Она есть не что иное, как совокупность устойчивых представлений, определяемых на уровне общественных отношений, достижений науки, культуры и технки. [6, c. 105]
«Картина мира» — важная философская категория. Её основное свойство — независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о мире, его строении, составляется лишь часть общей картины миры, которая лежит в основе мировоззрения целой эпохи. Например, в древние времена центральное место в сознании человека занимала религия. Она же определяла всю его жизнь и соответственно взгляды на мир. Такое мировоззрение, такая картина мира получила название религиозно-философской. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, научно-философская картина получила широкое распространение и по ее «законам» живут многие народы. Но история развивается дальше, а значит, научно-философская картина мира не является окончательно. С развитием науки, с новыми фундаментальными открытиями она будет развиваться, совершенствоваться и более или менее значительно видоизменяться.[6, c. 116]
По-моему мнению, современная картина мира – это не что иное, как синтез различных сфер деятельности человека, формирующих его мировоззрение, таких как: наука, философия, искусство, религия. Все они оказывают влияние на человека, направляя его и предоставляя ему выбор своих жизненных установок и целей в жизни. Человек не может жить только с одним каким-либо мировоззрением и опираясь только на понятия, присущие данному мировоззрению. Например, человек может верить в высшего Творца и знать, что его душа создана Им. Но в тоже время он не отвергает, что его тело – это результат многовековой эволюции человечества, то есть часть научной Вселенной. Кроме этого, человек верит в сверхъестественную силу, существующую помимо творца, заключающуюся в различных поверьях, необъяснимых явлениях и других аспектах мистики. Человек сохранил эти представления о мистике и до сих пор верит в некоторые из них. Например, гадания, вера в сверхъестественное и многое другое. А так же картина мира складывается из понятий о «прекрасном». В этой роли выступает искусство. Как составная часть картины мира, оно отражает внутреннюю организацию и духовное развитие человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее общая философская картина мира в ее современном понимании - это синтез научных подходов, религиозно-мифологических взглядов, мистики и искусства. Данная картина мира, без сомнения, эволюционирует, беря свое начало от усиления аналитических моментов по отдельным направлениям до перехода к их синтезу.Теперь мы подошли к одному из главных вопросов философии – что есть человек? Мы не можем дать четкого определения, которое бы отражало всю полноту человеческого естества и бытия и давало. Можем допустить, что человек имеет божественное начало. Ни опровергнуть, ни подтвердить данную точку зрения мы не можем, так как существуют определенные документы и словесные изречения, которые нельзя упускать из вида и игнорировать. Первоначально эту теорию можно проследить по мифам Древней Греции и трудам древнегреческих философов (Платон). Сюда же можно добавить книги древних иудеев, христиан, мусульман, а также представителей восточных конфессий Древнего Китая, Индии, Персии. Если провести сравнительный анализ, то можно проследить, как менялись представления о человеке. Если у древних философов, например, Демокрита и Аристотеля, человек – это частица космоса, являющаяся отображением Вселенной в миниатюре и в тоже время, это живое существо с душой. А уже в эпоху просвещения границы познания человека значительно расширяются. Человека начинают рассматривать как земное существо, животное, способное к труду и производящее орудия труда (Франклин). Здесь мы видим, что его душа и внутренний микрокосм отходит на второй план. Далее вопрос человека поднимается в классической немецкой философии и здесь уже достигается определенная целостность со всеми предыдущими мыслителями. По мнению представителей КНФ, человек – это субъект духовной деятельности, познающий и преобразовывающий мир культуры и науки, и тоже время он является носителем общечеловеческого сознания и разума.
Если подходить со стороны научной картины мира, то мы получим вывод, что человек – это результат эволюции, взявшей свое начало почти 18 млн. лет назад (время появления дриопитеков). На сегодняшний день имеются данные об археологических раскопках, о теории Чарльза Дарвина и других научных достижениях, доказывающих, что и данная точка зрения имеет право на существование. Можно сделать вывод, что мнениям философов о возможном божественном человеческом начале противопоставляется научная точка зрения, основанная на учениях таких наук как палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека, антропогенез (происхождение человека) и других.
Я же придерживаюсь точки зрения, полагающей, что человек не что иное, как синтез представленных выше противоположностей. Для основания своей позиции, я обращаюсь к работе П. Тейяра де Шардена «Феномен человека: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь». «В человеке, который рождается из чрева матери, мы различаем, прежде всего, тело, телесность и его жизнеспособность, жизненность. Последнее есть как раз то, что называют одушевленностью, то есть наличием души (психэ), психики».[7, c. 94] Душа есть у каждого живого существа, это факт, но у человека есть глубокое духовное наполнение, его дух, состоящий из таких особенностей как разум, зачатки нравственности, критерии эстетичности, сознательная постановка целей и другое. Откуда эта неизведанная часть человека – от бога или его антипода, или от каждого понемногу – мы не знаем. А может вообще от социума, в котором также могут существовать наследуемые прафеномены[2, c. 694] от прародителей, от которых берет начало человеческий род. В итоге, мы можем сделать вывод, что человека следует рассматривать как некий комплекс, состоящий из тела и души и чтобы все-таки ответить на вопрос «что есть человек?» необходимо собирать научные и биологические данные и подключать к ним духовный комплекс, состоящий из аспектов религии, мифов и искусства.
Мое личное мнение не противоречит этим представлениям. Мы не можем точно определить, чем является человек – результатом деятельности Творца или эволюции. С критической точки зрения я бы не стала его относить к абсолютному творению Всевышнего, скорее как его задумка, наполненная душой. Человек является частью Вселенной, порожденной различными научными процессами, и продолжает развиваться по ее законам.
Одной из поставленных задач стояло рассмотрение человека в рамках современной философской картины миры. Стоит подчеркнуть, что данная картина мира выявляет отношения человека и мира в целом. Если научная рассматривает человека в рамках одной из научных сфер, то философская трактовка намного шире. Здесь ключевым фактом является понятие бытия, то есть признания факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы, общества, да и самого человека. Человек признает, что бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться. В философской картине человек анализирует свое место в мире, для него это необходимость. Этого нет, например, у человека с религиозным мировоззрением. Для него важно взаимоотношение с Творцом, а остальные отходят на второй план или вообще отметаются. У индивида, смотрящего на мир через философскую «призму» есть широкое восприятие этого мира. Он понимает, что живет в многоуровневом социуме: семье, народе, нации, этносе, классе и так далее. И, естественно, отношения с людьми из данных категорий постоянно меняются, и эти изменения влияют на человека. Я считаю, что человек с точки зрения философской картины мира создает вокруг себя свою собственную реальность, которая должна дать ему ответ на вопрос « кто я есть в этом мире?» В современности эта реальность содержит в себе понятия о справедливости, добре и зле, а, в конечном счете, подходит к вопросам о жизни и смерти. Значит, мы можем сказать, что человек, который сконцентрирован на собственном «Я» и мире вокруг себя обладает глубоким, но в тоже время масштабным мировосприятием.
Таким образом, были рассмотрены взгляды на человека, окружающий его мир и картину мира. В рамках этой работы были разобраны поставленные задачи. В результате приходим к следующему обобщенному выводу: человек – сложнейшее существо, которое ищет ответы на вопросы касающиеся Вселенной, но не может дать простой ответ на вопрос – а кто же он такой? Он старается подходить к себе с разных сторон, изучать свое тело, душу и разум, чтобы хоть немного приблизиться к догадке. Пока нет точного определения, но видимо, надо исходить из складывающейся обстановки на доступных анализу уровнях. В первую очередь, следует изучать и считаться с общей картиной мира, в формирование которой вносят свой вклад и наука, и религия, и мистика, и искусство.
Хочется особенно подчеркнуть, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому его целостное формирование всегда связано с такими основоположными факторами как социальная среда, внутренний уклад, а также большую роль играют представления об окружающей его картине мира и его места в ней. Человек на основании полученных знаний, мировоззрений, самоопределения, может отнести себя к одной из картин мира – религиозной, научной или философской. Если он видит себя в философской картине мира, то он опирается на отношения между человеком и миром. Если он считает, что создан Творцом и верит в сверхъестественные силы, то он определенно является частью религиозной картины мира. А если человек систематизирует различные научные теории и верит в научных прогресс, то он определенно найдет себя в научной картине мире. Но какой бы взгляд на мир он не выбрал, его выбор всегда будет правильным и позволит ему дать собственный ответ на вопрос «кто он есть»?
Рецензии:
18.12.2015, 16:02 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Ориентировка в относительных позициях внешнего физического мира и человечества - дело похвальное. Но это дело весьма трудное из-за недостатка решительных фактов, что выынуждает обращаться к гипотезам. А выбор среди них делается или по привычке поколений или при четком разделении знаний религиозных, философских и научных. Виды знаний следует представлять в очередности их возникновения. Науки возникли не до философии, а после нее. В их отношениях не столько важны синтез показаний наук, их обобощения, сколько провоцирование их в качестве зародыша, познавательной базы, методологии. Нужно без страха видеть в философии противостоящие друг другу объективный идеализм и диалектический материализм. Именно первый из них примыкает к религии, а второй к наукам. Но науки настроены стоять не на гипотезах, а фактах. А факты не обижают материлизм. В "Пятикнижии" Моисей указал, что бог сначала создал Адама и Еву и только потом весь животный мир, что значит и обезъян (а растения раньше солнца). Но наука того мнения, что, если бы на земле не появились бы обезъяны, то не стало бы людей вообще, с такими именами, в частности. Как эти позиции объединить? Избранная тема сложновата для студенческой работы.
Но ошибочно считать, что философия не видит, не учитывает биологический аспект устроенности людей. Дисциплины, которые указаны в количестве 800 штук, принадлежат не наукам, а педагогике. Науки их основа. В рассмотрении науками реальности "по ее частям" не только проигрыш, но и выгрыш в виде завидной для философии конкретности. Зато философия их "подбирает", учитывает, объединяет. Если приведенные замечания учесть, то многое придется переделать. Оставляю выбор на автора и издательство журнала. В строчке № 29 сверху содержания статьи, у [6, с. 105] вместо "технки" нужна "техника".
20.12.2015, 21:55 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья прекрасна: логичная, отражает авторскую позицию, соответствует основным критериям. Видна большая работа руководителя. После "чистки" текста по исправлению опечаток рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий