Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Искусствоведение
Размещена 15.12.2015. Последняя правка: 14.12.2015.

Авангард и поставангард в русском искусстве

Назарова Анастасия Николаевна

студент

Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

кафедра средового и графического дизайна

Балашова Елена Сергеевна, кандитат философских наук, доцент кафедры средового и графического дизайна.


Аннотация:
В данном исследовании изучается авангард в русском искусстве, как феномен художественной культуры ХХ века, определяется значение русского авангарда для искусства и общества в целом, выводится творческий метод русского авангарда на основе анализа деятельности русских архитекторов авангардистов.


Abstract:
This study explores the avant-garde in Russian art, as a phenomenon of artistic culture of the twentieth century, determined the value of the avant-garde art and society in General, displayed a creative method of Russian avant-garde on the basis of the analysis of activity of Russian architects of the avant-garde.


Ключевые слова:
авангард; поставангард; художественная революция;творческий метод; конструктивизм; супрематизм; кубизм.

Keywords:
vanguard; postvanguard; art revolution; creative method; constructivism; Suprematism; cubism.


 
УДК 5527

Проблема авангарда в русском искусстве сложна и до конца не изучена, так как это противоречивое, многогранное направление в художественной культуре ХХ века. Вопрос о том, чем отличается авангардизм от модернизма, и сейчас является спорным. Авангард – это протест в адрес художественной традиции, и вообще любых традиций. В произведениях эпохи авангарда всегда ярко отражалась активная социальная позиция автора, чего раньше в искусстве не было.

Именно в России возникли такие направления авангардизма, как супрематизм, конструктивизм, футуризм. Русский авангард наиболее полно реализовал стремление западного модернизма и авангарда к эксперименту и поиску нового. Этому способствовало то обстоятельство, что он безоговорочно принял современную науку, революционные достижения которой стали для него вдохновляющим примером в его собственных творческих исканиях.

 Исследование русского авангарда, как феномена художественной культуры актуально сегодня. Авангард – это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно- цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП).  Авангард, представляя собой  предельно противоречивое явление, включающее постоянно взаимодействующие, а также находящиеся в борьбе направления, смог оказать огромное, во многом определяющее воздействие на все последующее искусство. Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовный застой существующего общества.

Цель исследования – изучить особенности русского авангарда, как примера художественной революции.

Объект исследования – русский авангард, как сложное направление в искусстве.

Предмет исследования – архитектура русского авангарда.

 В ходе исследования была выдвинута гипотеза: русский авангард не только внес значительный вклад в мировую культуру, но и , породив совершенно новые направления, в живописи, архитектуре, литературе, стал эстетической революцией  20 века и необратимо повлиял на современное искусство.

Исходя из поставленной цели, в исследовании решаются следующие задачи:

  1. изучить историю развития авангарда в России;
  2. рассмотреть основные направления русского авангарда;
  3. проанализировать творчество выдающихся деятелей  авангарда;
  4. определить роль поставангарда в искусстве;
  5. изучить архитектуру русского авангарда;
  6. определить значение русского авангарда для современности.

По мнению многих исследователей, авангардизм – отражение процесса вытеснения культуры цивилизацией, гуманистических ценностей прагматической идеологией технического века. Авангардизм – собирательное название художественных тенденций, зародившихся в 1900—1910-е годы, в период войн и революций, и получивших бурное развитие и окончательно сложившихся во второй половине прошлого века. В его основе всегда был мощный заряд эмоционально-художественного неприятия окружающей действительности, находивший своё проявление как в гротескно-протестных работах художников, так и в попытках уйти от неприемлемых автору реалий повседневной жизни в противопоставление им совсем иного, иррационального мира субъективных образов.

Изучая множество течений и направлений в русском авангарде, можно определить их характерные черты:

  • революционно- разрушительный пафос относительно традиционного искусства;
  • в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности;
  • безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения.

К основным направлениям авангарда относятся: фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм.

Направлением, противопоставляющим себя авангарду, стал поставангард. Он охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Российский поставангард сложился в условиях «неофициального искусства». В СССР разделение искусства на «официальное» и «неофициальное» окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В «подполье» оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в «идейно-тематическом» отношении. После 1985 в связи с перестройкой и гласностью «неофициальное искусство» окончательно заняло свое законное место в издательских планах, на выставках и в музеях. В этот период появились такие направления в искусстве, как соц-арт, концептуализм и др.

Сейчас изучая деятельность таких людей, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Павел Николаевич Филонов, Эль Лисицкий и др., нельзя не согласится с тем, что цель авангарда во многом была достигнута. Произведения русского авангарда считаются шедеврами мировой живописи и архитектуры. [1]

В процессе исследования изучена история развития авангарда в России, рассмотрены основные направления русского авангарда, проанализировано творчество выдающихся деятелей  авангарда, определена роль поставангарда в искусстве, изучена архитектура русского авангарда, проведен сравнительный анализ одних из лучших русских архитекторов: В. Татлина и К. Мельникова, определено значение русского авангарда для современности.

        Отличительной особенностью русского авангарда является его развитие,  которое проходило в тесной связи с историческими событиями в стране, а также его революционный характер и провозглашение представителями авангарда борьбы с культурным наследием.  Понятие "русский авангард" было характерно не только для живописи, а для всей культуры того времени:  литературы, музыки, театра, фотографии, кинематографа, дизайна, архитектуры.[2]

 В процессе анализа деятельности знаменитых русских архитекторов: В. Татлина и  К. Мельникова был определен творческий метод русского авангарда:

  • Конструкция, как главный принцип организации произведения;
  • Использование разных геометрических форм;
  • Воздействие  на эмоции зрителя с помощью архитектурной пластики, пропорций, освещения;
  • Сочетание разных материалов;
  • Работа с цветом, основанная на контрастах;
  • Вмещение формой различных функций;
  • Активная работа с пространством;
  • Объединение профессиональных методов и принципов архитектора, живописца, скульптора в процессе создания архитектурного произведения;
  • Отход от традиционных канонов;
  • Использование бионического метода в конструировании;
  • Образное и реальное использование динамики;
  • Архитектура, как сильнейшее средство воздействия искусства.

В проекте пятиэтажного дома в стиле «авангард» соблюдены следующие принципы: использование разных геометрических форм; конструкция, как главный принцип организации произведения; отход от традиционных канонов; работа с цветом, основанная на контрастах; активная работа с пространством; и др.

Исследование в области русского авангарда перспективно, так как русский авангард – это противоречивое, сложное направление в художественной культуре ХХ века.[3]

За несколько десятилетий в России прошли свое развитие несколько направлений авангарда. Среди них: футуризм, кубофутуризм, дадаизм,  супрематизм и конструктивизм. Каждое из этих направлений имело свои особенности и кардинальным образом отличалось от традиционного искусства. Футуризм и кубофутуризм нашел большее отражение в живописи и литературе, супрематизм - в живописи, конструктивизм - в архитектуре, плакате, дизайне. В конце 19 - начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Но представители авангарда бросили вызов всему обыденному, традиционному и смогли оставить незабываемый след в истории искусства.

Среди художников основными деятелями русского авангарда по праву считаются К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов, В. Татлин, М. Ларионов и другие. Среди писателей и поэтов - В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Б. Пастернак, И. Северянин, А. Крученых, Е. Гуро. В числе известных архитекторов русского авангарда (конструктивизма) - К. Мельников, братья Веснины, И. Леонидов, Л. Лисицкий. В. Татлин.  Их произведения популярны не только в России, но и во всем мире.

Период русского авангарда – это один из самых значимых этапов в искусстве. Произведения знаменитых русских авангардистов и сейчас являются шедеврами мирового искусства. Кандинский, Шагал, Малевич и др.  не только произвели художественную революцию, но и смогли сделать свои работы вечным наследием для всего человечества. Художественные принципы русского авангарда в архитектуре, живописи, скульптуре легли в основу современного искусства.

Библиографический список:

1. Авангардизм [Электронный ресурс]. URL: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/275-avangardizm
2. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства/ Е. Бобринская. – М. : Новое литературное обозрение, 2006. – 304с.: ил.
3. Верлин Е. Второй русский авангард: [Электронный ресурс]. URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/141848/
4. Гейдор. Т. Русская архитектура серебряного века/ Т. Гейдор// Наука в России – 2009. -N 6.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования: в 2 т. Т. 2/ Н. М. Сокольникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 208с.:ил.
6. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда/ С. О. Хан-Магомедов - М.: Стройиздат, 2001. - 712 с: ил.
7. Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард. 1910-1920 годы/ О.А. Юшкова . – М. : Галарт, 2008 . – 223 с.: цв. ил.




Рецензии:

15.12.2015, 23:07 Абдулаева Медина Шамильевна
Рецензия: В целом, статья оставила положительное впечатление. Может быть, имеет смысл вывести из статьи разделы, относящиеся к выпускной квалификационной работе и диссертации - объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования. Рецензируемая работа рекомендуется для публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх