Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 17.12.2015. Последняя правка: 16.12.2015.

РОЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Иванов Ростислав Михайлович

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре филиал ОмГПУ в г.Таре

Студент-магистрант

Федосеева А.П., доцент кафедры менеджмента, экономики, методики преподавания математике и информатики


Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о роли ментальных карт в развитии информационной компетентности школьников. Автор дает понятие информационной компетентности школьников, выделяет ее компоненты. Показывает целесообразность и эффективность использования ментальных карт при развитии информационной компетентности.


Abstract:
The article discusses problem of the role mental maps in the development of information competence of students. The author gives notion of information competence of students, allocates its components. Shows the appropriateness and effectiveness of using mental maps in the development of information competence of.


Ключевые слова:
информационная компетентность; ментальные карты; личностный компонент; управленческий компонент; деятельностный компонент.

Keywords:
information competence; mental maps; the personal component; the management component; the activity component.


УДК 37.031.2

Основой видоизменений во всех сферах жизни общества, протекающих в настоящее время в нашей стране, является представление об информационном обществе, которое основывается на разработке, разделении и потреблении больших по объемам информационных ресурсов, накопленных человечеством за определенный промежуток времени.

Превращение нашей цивилизации в информационное общество делает актуальной проблему формирования и развития информационной компетентности школьников, которая является важным фактором эффективности ее трудовой деятельности и повседневной жизни. При всем этом состояние информационной компетентности школьников на данный момент является не удовлетворительным. Сложилась ситуация, что выпускники школы ощущают значительные затруднения первых курсах обучения в вузах, это все является негативным следствием бессистемности, не эффективности информационного просвещения в учреждениях общего образования. Следовательно, в педагогике сложилось   противоречие   между   необходимостью целенаправленного формирования и развития информационной компетентности школьников и отсутствием научного и организационно - методического обеспечения управления этим процессом.

По мнению Черкашеной, информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная цель и задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. оказать помощь ученикам овладеть методами поиска и накопления необходимой информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Следовательно определение информационной компетентности понимается как интегративное качество личности, представляющее собой систему из единства мотивационной, теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению информационной деятельности [4].

В состав информационной компетентности входят следующие три элемента: личностный, управленческий, деятельностный.

Личностный элемент содержит в себе стремление к проявлению компетентности, положительное отношение к ее содержанию и объектам приложения. Этот элемент требует формирования и развития мотивационной сферы учащихся.

Управленческий элемент основывается на умениях, обеспечивающих контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися.

Деятельностный элемент отражает процессы поиска, отбора, переработки информации, а также последующие ее сохранение или передачу. Так же к этим процессам относятся: анализ информации, сравнение различных объектов, обобщение, систематизация, моделирование [2].

Следовательно, информационную компетентность можно рассматривать как системообразующее качество личности, необходимое для усвоения различных способов работы с информацией. Формирование компетенции совершается в процессе решения учениками задач по освоению учебной информации и основывается на развитии его интеллектуальных способностей. Для того, чтобы данные элементы информационной компетентности формировались на протяжении всего процесса обучения, целесообразно использовать ментальные карты.

Ментальные карты – это методика построенная на создании эффективных альтернативных записей в основе которой является ассоциативное мышление. Следовательно процесс построения ментальных карт будет простым, понятным и занимательным. Этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. Ментальные карты создаются двумя способами: рисуются от руки на листе бумаге и с помощью специализированного программного обеспечения. С помощью ментальных карт, можно осуществить процесс развития и формирования 3-х элементов информационной компетентности школьников, рассмотренных ранее [3].

При использовании ментальных карт будет протекать процесс формирования личностного элемента информационной компетентности. Так как, данный элемент содержит в себе отношения учащихся к образовательным информационным технологиям, средствам обучения. Так же здесь влияет фактор мотивации учащихся к процессу обучения. Таким образом, используя ментальные карты, учащиеся будут мотивированны к процессу обучения. Ведь ментальные карты, представляют собой метод обработки, структурирования, записи информации, в таком виде, в котором учащимся будет легче запоминать сложный материал. Кроме того, процесс создания ментальных карт является увлекательным и интересным занятием. Что бесспорно понравится учащимся.

При создании ментальных карт, имеется возможность использовать различного рода средства обучения такие как: интерактивная доска, веб-сервисы, Программное Обеспечение на компьютере. Таким образом ученикам будет интересно создавать ментальные карты, тем самым быть вовлеченными в занимательный процесс, используя различные информационные и технические средства.

Формирование управленческого элемента информационной компетентности будет аналогично протекать при применении ментальных карт. В данный элемент входят такие компоненты как: ключевые умения, навыки, которыми должны обладать учащиеся. К таким умениям относятся: планирование, контроль, организация своего времени, а так же регулирование и анализ своей деятельности. Для того чтобы данные навыки развивались, целесообразно использовать ментальные карты.

Применяя ментальные карты, учащийся сможет организовать свою деятельность, структурировать свои дела и занятия в общую систему ментальной карты. Тем самым, ему становится видно важность тех или иных дел, которые разделены по ветвям или выделены цветовыми приемами. Кроме того, ученик может выполнять регулирование, анализ и контролировать свою деятельность, которая будет отслеживаться в ментальных картах. Следовательно ученик будет видеть результат своей деятельности в наглядной форме, и без усилий сможет ее проанализировать.

Последним структурным звеном информационной компетентности, который будет формироваться при использовании метода ментальных карт это – деятельностный элемент.  

Данный элемент включает в себя навыки работы с информацией, такие как: анализ, сравнение, синтез, обобщение, моделирование и т.д. Чтобы данные умения формировались у учащихся на протяжении всего процесса обучения и уровень знаний и умений был высокий, целесообразно использовать ментальные карты. При их использовании, учащиеся на основе построенных ментальных карт, могут производить их сравнение, где учащимся будет видно различимые и схожие характеристики, понятия, признаки. Кроме того, на основе нескольких ментальных карт, учащиеся смогут произвести синтез и создать общую ментальную карты, объединяющую все карты взятые за основу в единую систему.

Таким образом, ментальные карты являются эффективным информационным средством в формировании информационной компетентности учащихся.

В настоящее время, использование ментальных карт в процессе обучении школьников может дать высокие положительные результаты, так как ученики обучаются выбирать, искать, структурировать и запоминать необходимую главную информацию, а также применять её в последующем на практике. Ментальные карты помогают способствуют развитию креативного и критического мышления, внимание и память школьников, кроме того сделать процесс обучения наиболее интересным, занимательным, целенаправленным и эффективным [1]. 

Библиографический список:

1. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе Автор: Костюкевич Е.Ф [Электронный ресурс] // Персональный сайт © 2003–2015 ИД «Первое сентября» URL: http://festival.1september.ru/articles/602963/ (дата обращения: 08.03.2015).
2. Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности» Автор: Абрамова Ю.А [Электронный ресурс] // Персональный сайт © 2010-2014, ООО "Квазар" URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/02/formirovanie-informatsionno (дата обращения: 06.03.2015).
3. Техника ментальных карт [Электронный ресурс] // Персональный сайт Центр образования № 1296 URL: http://1296.ru/page/365 (дата обращения: 05.03.2015).
4. Формирование информационной компетентности школьников Автор: Черкашена Л.С [Электронный ресурс] // Персональный сайт Сеть творческих учителей URL: www.it-n.ru/attachment.aspx?id=14509 (дата обращения: 07.03.2015).




Рецензии:

17.12.2015, 20:41 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации, после доработки.Основания: 1/Ментальные карты классический инструмент для познавательного обучения.... 2/Ментальные карты имеют большой когнитивный ресурс... 3/Ментальные карты дают уникальные возможности для развития информационнй компетентности учеников..., в методическом контексте...

18.12.2015, 22:28 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья написана на очень актуальную тему: со школьных лет нужно приобщать школьников к рациональным приёмам работы с информацией. Есть замечания: 1. Указать цель и задачи статьи, что поможеть сделать конкретные выводы. 2. Если в тексте ссылаются на мнение учёного, то нужно поставить инициалы и указать источник. 3. Поскольку ментальные карты используются в мире уже длительное время, желательно показать свою осведомлённость в том, кто занимался этой темой. 4. Если с целесообразностью использования можно согласиться (она показана в статье), то об эффективности нельзя ничего сказать. Нужно показать её на примере. 5. Нужно научиться правильно составлять библиографию. 6. В статье встречаются пропуски слов, синтаксические и пунктуационные ошибки. После исправлений статья рекомендуется к печати.

20.12.2015, 14:06 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья интересна и оригинальна. Однако необходимо высказать следующие замечания. 1) Фамилии авторов необходимо употреблять с инициалами. 2) Утверждение о формировании информационной компетентности как системообразующем факторе не вызывает возражений, но нуждается в пояснениях. 3) Использование ментальных карт в сочетании с другими методами обучения и выяснение их возможностей обогатило и украсило бы статью.

10.01.2016, 20:57 Курач Николай Станиславович
Рецензия: Статья требует доработки. 1. Не отображены нужные структурные елементы статьи 2. Не совсем понятны цели и задачи 3. Выводы должны быть авторскими, а не цитируемыми ([1] ......)



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх