Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: История
Размещена 16.12.2015. Последняя правка: 11.02.2016.

Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций

Ногтев Вадим Сергеевич

Гродненский государственный медицинский университет

Студент

Сильванович Станислав Алёйзович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Гродненского государственного медицинского университета


Аннотация:
В статье анализируется сущность миротворческой деятельности ООН, прослеживается эволюция содержания миротворческих операций, делается вывод о продолжающемся поиске более эффективных методов поддержания мира и безопасности.Актуальность темы обусловлена тем, что специальные операции ООН по поддержанию мира и безопасности продолжают оставаться одним из главных методов, которые международное сообщество использует для поддержания мирного существования всех стран и народов.


Abstract:
The article analyzes the essence of UN peacekeeping, traces the evolution of the content of peacekeeping operations, concludes the continuing search for more effective methods of maintaining peace and security. This topic is relevant because Special United Nations operations on the maintenance of peace and security have become one of the most important ways the international community uses to maintain peaceful co-existence of all nations and peoples.


Ключевые слова:
Организация Объединенных Наций; миротворчество; безопасность; защита; конфликт

Keywords:
United Nations; peacemaking; security; protection; conflict


УДК 341.123:327.56

В современном мире перед мировым сообществом встают все новые задачи по мирному урегулированию конфликтов, предотвращению жертв среди населения, неприменению оружия массового поражения и другие. Сразу после Второй мировой войны на смену Лиге наций, которая не смогла выполнить возложенные на нее обязательства, пришла Организация Объединенных Наций (далее ООН). Главной задачей организации стало поддержание международного мира и безопасности.

Актуальность темы обусловлена тем, что специальные операции ООН по поддержанию мира и безопасности продолжают оставаться одним из главных методов, которые международное сообщество использует для поддержания мирного существования всех стран и народов. Сегодня в мире развернуто 15 миротворческих операций Организации Объединенных Наций, а также более 50 операций на сегодняшний день уже завершены[13]. В контексте глобализации урегулирование вооруженных конфликтов все чаще затрагивает не только отношения внутри отдельно взятой страны или региона, а выходит на уровень международных отношений. Проблеме урегулирования конфликтов и разрешению постконфликтных ситуаций посвящены работы таких исследователей, как Заемский В.Ф., Никитин А.И., а также исследователей из стран Европы, США, Африки и других.

Целью данной работы является анализ миротворческой деятельности ООН.

В качестве задач исследования можно выделить следующие: 1) определить сущность миротворческой операции; 2) проследить эволюцию данного феномена.

История миротворческой деятельности начинается с 1948 года, когда Совет Безопасности ООН развернул миссию военных наблюдателей, основной целью которых являлся контроль над соблюдением соглашения о перемирии между Израилем и Палестиной [14]. В рамках данной миссии миротворческие силы осуществляли посредническую функцию между сторонами, а также занимались локализацией инцидентов и предотвращали их трансформацию в масштабные конфликты. Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия действует и сегодня в контексте нескольких стран, таких как Египет, Израиль, Иордания, Ливан и Сирийская Арабская Республика [1, с. 204-205]. Миссии такого рода являются традиционными и осуществляются исключительно при помощи мирных средств разрешения конфликтов. Таким образом, начало миротворчества в рамках ООН было положено в период холодной войны.

Следующим этапом развития миротворческой деятельности был период после окончания холодной войны. Данный промежуток времени является этапом резкого роста количества региональных конфликтов. Такая тенденция потребовала введения новых мер регулирования конфликтов [2, с. 184]. В связи с этим, миротворческие миссии претерпели достаточно большие изменения и стали более функциональными. Если в ситуации холодной войны миротворческая деятельность заключалась, в основном, в контроле за соблюдением соглашений о прекращении огня, то в период после холодной войны спектр задач миротворческих сил значительно расширился.

Например, миротворческий персонал начал применять силу не только для самообороны, но также для защиты гражданского населения на территории конфликта, начал осуществлять деятельность по безопасному обеспечению населения в зоне конфликта гуманитарной помощью и многое другое [3, с. 20].

Большое влияние на трансформацию миротворческой деятельности оказало изменение характера конфликтов. Ситуация на Ближнем Востоке ставила перед ООН основную цель по контролю за соблюдением соглашения о перемирии. В условиях изменения конфликтов, осуществление традиционной миротворческой деятельности оказалось недостаточным для эффективной борьбы за международный мир и безопасность. Это связано с тем, что для современных конфликтов, вместо реальных боевых действий, характерно использование террора по отношению к гражданскому населению, геноцида, рассчитанных силовых акций. Значительно расширился функциональный диапазон миссий. Так, в миссии нового типа входят специалисты в разных областях, например, юристы, экономисты, гуманитарные работники, наблюдатели за выборами и другие [4]. В качестве примера можно выделить миссию ООН по оказанию помощи Руанде с 1993 по 1996 года. В рамках данной миссии Советом Безопасности ООН было введено эмбарго на поставки вооружения в Руанду. Также миссия должна была обеспечивать безопасность гражданских лиц, содействовать возвращению беженцев, принимать участие в создании и подготовке профессиональной полиции Руанды. Еще одним примером является миссия ООН в Сальвадоре с 1991 по 1995 год, в рамках которой миротворцы наблюдали за выборами, проводили реформирование судебных и полицейских институтов [1, с. 232-233].

На примере миротворческой миссии ООН в Руанде видно, как трансформировались задачи операций с течением времени. Новые операции несут в себе элемент миростроительства, который заключается в помощи по организации и наблюдению за выборами, по осуществлению профессиональной подготовки национальной полиции, по институциональному реформированию страны. Такие меры подчеркивают многофункциональность миротворческих операций ООН.

На сегодняшний день для миротворческих миссий ООН характерно снижение количества сотрудников, работающих в рамках определенных миссий. Это обусловлено тем, что в рамках миротворчества ООН важным фактором становится использование специальных видов сил и средств. Деятельность ООН в области поддержания мира и безопасности остается по-прежнему наиболее эффективным средством разрешения конфликтных ситуаций и поддержания стран в послевоенный период.

Существующая сегодня тенденция по уменьшению количества персонала, работающего в рамках определенных миссий, говорит о том, что миротворческие операции ООН имеют конструктивное направление и справляются со своими целями и задачами. Ранее для осуществления миротворческой операции требовалось большое количество миротворческого персонала. Сегодня, на опыте предшествующих лет миротворческая деятельность стала более эффективной и не требует таких затрат с точки зрения человеческих и материальных ресурсов, каких требовала ранее.

Устав ООН не содержит в себе понятия миротворчество, однако, в рамках ООН существует система урегулирования конфликтов, которая определяется как миротворческая деятельность.

Миротворчество является многогранным и сложным понятием, в связи с чем, невозможно дать полное и емкое определение миротворческой деятельности.

Владимир Заемский определяет миротворческую деятельность, как «совокупность мер по урегулированию и разрешению конфликтов, в том числе уже достигших стадии вооруженных столкновений, включающих в себя мирные средства разрешения конфликтов в соответствии с главой VI Устава ООН, традиционные операции по поддержанию мира, проводимые на основании главы VI и в некоторых случаях с использованием силовых элементов, а также операции по принуждению к миру, осуществляемые на основании главы VII Устава ООН» [1, c. 37]. Из определения В. Заемского можно заключить, что миротворчество представляет собой сложную систему применения определенных инструментов в области борьбы за мир и безопасность.

В западной литературе миротворчество определяется как использование многонациональных сил под командованием ООН с целью разрешения конфликтов между государствами, иногда между противостоящими силами внутри одного государства. «Миротворчество – это техника ООН, в которой солдат является средством обеспечения мира, а не инструментом ведения войны» [6, с. 319]. В данном определении приводится указание на разрешение конфликтов между противоборствующими силами в рамках одного государства. На сегодняшний день это один из самых распространённых типов конфликтов.

Еще одним исследователем, внесшим вклад в определение миротворческой деятельности ООН, является Майкл Гульдинг. Согласно мнению М. Гульдинга, «миротворчество это деятельность ООН, основной целью которой является способствование в контроле и разрешении вооруженных конфликтов на основе разъединения сторон» [7, с. 452]. Определение Гульдинга примечательно тем, что в нем акцент делается именно на мирное разрешение конфликтов, без применения силы.

Основываясь на вышеуказанных определениях миротворчества ООН можно сделать вывод о том, что приведение полного и всеобъемлющего определения миротворческой деятельности представляется достаточно трудной теоретической задачей в связи с многогранностью понятия. Вместе с тем, используя разнообразные подходы исследователей, можно говорить о миротворчестве, как о деятельности, осуществляемой как военным, так и гражданским персоналом под командованием ООН, в задачи которой входит не только предотвращение возникновения конфликта между странами или противоборствующими группировками внутри одной страны путем превентивных действий, но также принуждение к миру и постконфликтное миростроительство.

Миротворческая деятельность ООН осуществляется в пяти измерениях, каждое из которых имеет свои цели, задачи и средства обеспечения мира и безопасности. Среди таких измерений следует выделить превентивную дипломатию (conflict prevention), поддержание мира (peacekeeping), миростроительство (peace-building), содействие миру (peacemaking) и принуждение к миру (peace enforcement operations). Терминология, используемая при определении вида операции, отражает специфику конкретной операции, ее функции и полномочия.

Превентивная дипломатия имеет большое значение в миротворческой деятельности, поскольку это деятельность, которая позволяет разрешить конфликт в самой начальной стадии его созревания. Под превентивной дипломатией понимается деятельность, основной целью которой является предупреждение возникновение споров между субъектами международного гуманитарного права, а так же недопущение перерастания таковых в конфликты [9, пар. 4, п. «а»]. Превентивная дипломатия заключается в сборе информации и тщательном анализе факторов, способных спровоцировать конфликт, а также осуществлении превентивных действий, способствующих сохранению мира. Помимо перечисленных методов, так же существует понятие «добрых услуг» (good offices), которые подразумевают возможность личного вмешательства Генерального секретаря, как значимой личности в мировом масштабе, с целью предотвращения конфликта [16, c. 17]. В качестве примера использования превентивной дипломатии в миротворческой деятельности можно привести миссию Силы превентивного развертывания ООН в бывшей югославской Республике Македония, проходившую в период с 1995 по 1999 год. В рамках мандата миссии перед миротворцами стояла задача контроля пограничных территорий и предотвращения любых событий, способных дестабилизировать обстановку в стране [15]. Примером использования «добрых услуг» можно считать усилия ООН в Афганистане и Пакистане в период с 1988 по 1990 год. В рамках этих усилий оказывалась поддержка представителю Генерального секретаря по оказанию им «добрых услуг» сторонам в вопросе обеспечения и исполнения соглашения об урегулировании мирного положения на территории Афганистана и Пакистана. Деятельность по оказанию «добрых услуг» необходима, поскольку отражает обеспокоенность международного сообщества по отношению к определенным ситуациям и способна повлиять на скорейшее урегулирование конфликта.

Согласно докладу Генерального секретаря ООН, «поддержание мира – это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе (обычно предусматривающее развертывание военного и гражданского персонала) с согласия сторон для контроля за осуществлением процедур, связанных с урегулированием конфликтов (прекращение огня, разъединение сил и так далее) и их разрешением (частичное или полномасштабное урегулирование), и/или обеспечением защиты при доставке гуманитарной помощи» [9, пар. 4, п. «с»]. Данному виду операций присуща деятельность по контролю за соблюдением соглашений, достигнутых сторонами конфликта, помощь в поддержании правопорядка, а так же создание буферных зон [8, c. 3]. В рамках операций по поддержанию мира применение оружия миротворческими силами ограничено. Оружие может применяться только в целях самообороны. Понятие самообороны включает в себя также защиту территории, на которой находятся миротворческие силы, и случаи, в которых контингенту ООН препятствуют в осуществлении миротворческой деятельности, прибегая к силе [8, c. 3]. Поддержание мира имеет определяющее значение в нормализации отношений между сторонами конфликта. В качестве примера операций по поддержанию мира можно выделить операцию сил ООН по охране территории, которая проходила в период с 1992 по 1995 годы на территории Боснии и Герцеговины, Хорватии, Союзной Республики Югославия и Республики Македония. В рамках данной миссии миротворческие силы ООН осуществляли контроль над буферными зонами и защиту «зон безопасности». Защита «зон безопасности» проводилась с использованием оружия [1, c. 236-237]. Значимость операций по поддержанию мира заключается в том, что основополагающими средствами борьбы за мир в рамках таких миссий являются мирные средства. Однако функциональным спектром миссии не исключается возможность силового вмешательства в экстренных ситуациях. Это говорит о комплексности миссий, способной повысить их эффективность.

Другое измерение, в котором осуществляется миротворческая деятельность ООН это миростроительство. Такой вид операций используется в постконфликтный период и имеет большое значение на этапе восстановления. Вооруженный конфликт разрушает все структуры общества, подрывает инфраструктуру и экономику, поэтому миростроительство является неотъемлемым этапом поддержания мира.

Миростроительство представляет собой деятельность, направленную на поддержку мер и структур, призванных упрочить мир и взаимодействие между сторонами конфликта. Подобные операции работают на предотвращение возможности возникновения конфликта с новой силой [9, пар. 4, п. «е»].

Миростроительные операции имеют широкий спектр функций, среди которых следует выделить:

 - разоружение комбатантов, принимавших участие в конфликте, а так же создание условий для их успешной интеграции в гражданское общество;

 - экономическое, политическое, коммуникационное восстановление пострадавших во время конфликта регионов;

 - поддержание правопорядка, которое осуществляется посредством подготовки полицейских и других общественных служащих;

 - обеспечение соблюдения прав человека;

 - помощь в строительстве демократической политической системы;

 - поощрение развития мирных методов разрешения конфликтов;

 - ликвидация причин возникновения конфликта, а так же условий, при которых такие причины могли бы возникнуть [5].

В качестве примера такой деятельности можно привести создание Временного органа ООН в Камбодже. Данная миссия включала в себя вопросы разоружения комбатантов, интеграции их в гражданское общество, проведения выборов, подготовки национальной полиции, восстановлении инфраструктуры в стране. Результатом существования органа является создание нового кабинета правительства и принятия Конституции в стране. Приведенный пример подчеркивает масштабность миростроительных операций, которые играют значительную роль в современном процессе борьбы за мир и международную безопасность.

Еще одним измерением, которое существует в рамках миротворческой деятельности ООН, является содействие миру. Данное понятие означает определенные дипломатические действия, ориентированные на то, чтобы склонить стороны к разрешению конфликта мирными средствами [9, пар. 4, п. «b»]. Среди мирных средств, посредством которых осуществляется содействие миру, можно выделить следующие: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям и другие средства, которые могут оказаться эффективными в сложившейся ситуации [14, ст. 33]. Важно заметить, что функции миссий по содействию миру содержатся в той или иной степени в функциональном спектре практически всех видов миротворческой деятельности. Это говорит о том, что содействие миру включает в себя базовые задачи, которые стоят перед миссиями на любых этапах разрешения конфликта.

В современном миротворчестве нередки ситуации, когда использование военной силы неизбежно. В рамках миротворческой деятельности ООН существует такое измерение, как принуждение к миру. Под принуждением к миру понимаются действия, связанные с использованием вооруженных сил, направленные на поддержание или восстановление международного мира и безопасности, а также санкции по отношению к государству в связи с нарушением им норм международного и международного гуманитарного права. Такие действия осуществляются лишь в тех случаях, когда Совет Безопасности определил угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, и когда исчерпаны все мирные средства разрешения конфликта [9, пар. 4, п. «d»]. Примерами принуждения к миру посредством санкций может служить введений всеобъемлющих санкций по отношению к Гаити в 1994 году [15]. Другим примером принуждения к миру с использованием вооруженных сил со стороны ООН, является Ирако-Кувейтская миссия ООН по наблюдению, проходившая с 1991 по 2003 год. В связи с оккупацией Ираком территории Кувейта и отказом со стороны Ирака освободить территорию Кувейта, Советом Безопасности было принято решение о принуждении к миру. В период проведения этой операции, государствами-членами ООН осуществлялись воздушные и сухопутные удары по Ираку с целью принуждения Ирака освободить Кувейт от оккупации [1, c. 225]. Таким образом, принуждение к миру иногда является необходимым элементом миротворческих операций ООН.

Глава VI Устава ООН регламентирует возможность проведения операций с использованием мирных средств разрешения конфликта, среди которых переговоры, посредничество и другие [14, ст. 33]. Глава VII содержит в себе указания на возможное применение вооруженных сил с целью устранения угрозы миру или разрешения конфликта. Среди методов, выделяемых данной главой, следует выделить блокады, демонстрации и какие-либо другие действия сухопутных, воздушных и морских сил, которые могут оказаться эффективными в данной ситуации [14, ст. 41,42].

В связи с подобной типологией миротворческих операций ООН, сегодня операции по поддержанию мира называют «операциями на основании главы VI». С другой стороны, операции по принуждению к миру называют «операциями на основании главы VII» [9, п. 221]. Таким образом, под понятие «операции на основании главы VI» попадают те операции, которые требуют согласия всех сторон или одной из них на проведение, а под «операциями на основании главы VII» понимаются те операции, которые возможны без согласия сторон.

Таким образом, на основе проведенного анализа, можно говорить о том, что Современное понятие миротворчества представляется крайне многогранным, а миротворческие операции могут служить примером многофункциональной деятельности организации с целью обеспечения международного мира и безопасности. Также необходимо отметить, что Организация объединенных наций обладает  достаточно широким спектром мер и способов борьбы за поддержание мира и безопасности. Современные конфликты отличаются особой сложностью и непредсказуемостью, что заставляет искать новые более эффективные методы поддержания мира и безопасности, а также способствует более тесной взаимосвязи между различными видами операций. В рамках исследования можно проследить историческое развитие операций по поддержанию мира и безопасности, которое указывает на значительный прогресс в формировании сильного механизма защиты мирового сообщества.

Библиографический список:

1. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций. Международные отношения, 2012. С.- 328.
2. Крупянко, И.М. Эволюция миротворческой деятельности ООН после «холодной войны»: на примере операций по поддержанию мира в Камбодже и на Восточном Тиморе. Восточная литература, 2006. С. – 184.
3. Никитин, А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. Московский общественный научный фонд, 2000. С. – 188.
4. Поздняк, В. Концепции миротворчества в исследованиях проблем международной безопасности. Информационно-аналитический портал «Wider Europe», 2007. – URL: http://nato.w-europe.org/show.php?art=95&rubr=37#top (дата обращения: 26.05.2013)
5. Шепова, Н. Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру. Журнал «Отечественные записки» – URL: http://www.strana-oz.ru/2005/5/osnovnye-vidy-sovremennogo-mirotvorchestva-i-prinuzhdeniya-k-miru (дата обращения: 15.05.2013)
6. Basu, R. The United Nations: Structure & Functions of an International Organization. Sterling publishers, 2004. P. – 494.
7. Goulding, M. The Evolution of UN Peacekeeping. International Affairs, 1993. №3 P. – 452.
8. Michael Bothe. Peacekeeping and the use of force – back to the Charter or political Accident. International Peacekeeping. Vol. 1, №1, 1994. P. – 140.
9. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 2 декабря 2004 года. Глава X «Потенциал принуждения к миру и поддержания мира» п. 211. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://www.un.org/russian/secureworld/a59-565.pdf (дата обращения: 8.05.2013)
10. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года. // Международный суд. Международный судебный орган: сайт. – URL: http://www.icj-cij.org/homepage/ru/unchart.php (дата обращения: 10.05.2013)
11. Доклад Генерального секретаря ООН от 14 марта 1994 года A/48/403. Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций в области поддержания мира. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/130/10/PDF/N9413010.pdf?OpenElement (дата обращения: 4.05.2013)
12. Резолюция Совета Безопасности 917 (1994) от 6 мая 1994 года. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/211/81/PDF/N9421181.pdf?OpenElement (дата обращения: 4.05.2013)
13. Операции ООН по поддержанию мира. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/ (дата обращения: 10.04.2013)
14. Операции ООН по поддержанию мира. История миротворческих операций. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml (дата обращения: 16.04.2013)
15. Силы превентивного развертывания Организации Объединенных Наций. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт. – URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/maced.htm (дата обращения: 11.05.2013)
16. United Nations Peacekeeping Operations: Principles and Guidelines. // Организация объединенных наций. Международная организация: сайт – URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/capstone_eng.pdf (дата обращения 10.05.2013)




Рецензии:

25.01.2016, 12:01 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Ногтева Вадима Сергеевича студента УО «Гродненский государственный медицинский университет» Миротворческая деятельность Организации Объединённых Наций для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Изучение деятельности Организации Объединённых Наций по поддержанию мира актуальная и заслуживающая внимания тема. Автор работы чётко определил цели и задачи исследования. Единственная претензия, это то, что актуальность необходимо вынести в аннотацию, а так же её конкретизировать (в редакции автора предполагается, что никто больше не занимается этой проблематикой). Что касается текста исследования, то необходимо отметить, что автор чётко соблюдает хронологическую последовательность в изложении материала, достаточно глубокое знание материала и соответственно правильное трактование фактов. Работа носит практический характер и может применяться на спецкурсах в высших учебных заведениях. Вместе с тем у меня имеется несколько вопросов к автору: 1. список использованной литературы изобилует англоязычными источниками, насколько серьёзно автор владеет английским языком, для изучения в оригинале; 2. интернет – источники оформлены без указания исходных данных, имеется только URL-адрес; 3. на мой субъективный взгляд необходимо усилить заключительную часть работы. В результате анализа работы необходимо отметить, что высказанные недостатки носят в основном технический характер и легко могут быть исправлены. Работа соответствует необходимым требованиям журнала и может быть опубликована после устранения недостатков. Доцент, кандидат исторических наук, УО "Гродненский государственный медицинский университет" Гресь С.М.

11.02.2016 21:21 Ответ на рецензию автора Ногтев Вадим Сергеевич:
Сергей Михайлович, спасибо за Вашу рецензию! Что касается Ваших замечаний, то: 1) Мой уровень английского языка достаточно высок для анализа англоязычной литературы. Считаю свой уровень таковым, поскольку проходил несколько очных курсов по юриспруденции на английском языке, и участвовал в различных образовательных программах («Election Observation: Theory and Practice»; «European Human Rights by University of Glasgow»; «Trial Advocacy Skills by American Bar Association»; «Legal Terminology in English»; «European Law» и другие). В связи с вышесказанным, проблем со специфической терминологией также не возникало. 2) Согласно Вашему замечанию, я откорректировал оформление некоторых интернет-источников, в которых недоставало исходных данных. 3) По Вашей рекомендации, я внес некоторые изменения в заключительную часть и добавил несколько выводов о проделанной работе. С уважением, Вадим Ногтев.

12.02.2016, 11:31 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Автор действительно внёс коррективы в работу и хорошо владеет английским. Данную работу можно рекомендовать к печати.

18.05.2016, 22:29 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Интересная и познавательная статья.
10.02.2017 11:11 Ответ на рецензию автора Ногтев Вадим Сергеевич:
Спасибо за Ваше мнение!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх