Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экология
Размещена 28.12.2015. Последняя правка: 27.12.2015.
Просмотров - 2896

Оценка воздействия на окружающую среду автотранспортных средств в условиях регулируемого перекрёстка

Челнокова Екатерина Валерьевна

бакалавр, магистр

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I

магистр

Горшкова Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I


Аннотация:
В статье представлен анализ качественного и количественного состава основных загрязнений, выделяемых автотранспортными средствами в атмосферный воздух регулируемого перекрестка спального района Санкт-Петербурга.


Abstract:
The article presents an analysis of the qualitative and quantitative composition of the main pollutants , emissions of vehicles into the air controlled intersection sleeping area of St. Petersburg.


Ключевые слова:
загрязнение атмосферы автотранспортом; ОВОС; регулируемый перекрёсток; выбросы от автомобилей; Санкт-Петербург

Keywords:
air pollution by road; EIA; adjustable crossroads emissions from cars; St. Petersburg


УДК 504.3.054

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой, - выбрасывает в нее продукты окисления топлива, продукты истирания трущихся поверхностей, ухудшая качество атмосферного воздуха. Наличие в спальных районах города многополосных широких автомагистралей с большим числом регулируемых перекрестков усугубляет ситуацию.

Целью работы является анализ количественного состава основных загрязнений, выделяемых  автотранспортными средствами в атмосферный воздух регулируемого перекрестка спального района Санкт-Петербурга.

В процессе выполнения работы:

1. Экспериментальным путем был определен качественный и количественный состав автотранспортных средств, проезжающих по регулируемому перекрестку, образованному пересечением Московского шоссе и Дунайского проспекта;

2. По стандартной методике рассчитаны массы выбросов основных загрязнений этого автопарка для различных типов автотранспортных средств и периодов времени;

3. Проведен анализ массовых выбросов загрязняющих веществ от различных типов автотранспортных средств за сутки, сезоны и год в целом;

4. Рассмотрены возможные природоохранные мероприятия по снижению негативного воздействия автотранспорта на воздушную среду.

Выбранный перекрёсток располагается в спальном районе г. Санкт-Петербург на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта в Московском районе. Для подсчета общего количества различных типов автотранспортных средств, перекресток был разбит на отдельные участки. На каждом из них было подсчитано количество проезжающих автотранспортных средств по их типам: легковые карбюраторные, легковые дизельные, грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 тонн и микроавтобусы, грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 тонн, грузовые дизельные автомобили в различные периоды года с последующим суммированием за сутки, сезоны года и год в целом.

Данные по качественному и количественному составу автотранспортных средств на перекрестке Московского шоссе и Дунайского проспекта  представлены в Таблице 1 и свидетельствуют о том, что структура автотранспортного потока на выбранном перекрестке представлена в основном   легковыми карбюраторными и легковыми дизельными автомобилями, доля грузовых карбюраторных автомобилей с грузоподъемностью до 3 тонн и микроавтобусов, грузовых карбюраторных автомобилей с грузоподъемностью более 3 тонн и грузовых дизельных автомобилей незначительна. Максимальное количество всех типов автотранспортных средств в основном приходится на летний период года.

Таблица 1. Качественный и количественный состав автотранспортных средств, проезжающих по перекрестку Московского шоссе и Дунайского проспекта города Санкт-Петербург за сутки различных  периодов года

Типы автотранспортных средств

Количество автотранспортных средств

Зимний

период

Весенний период

Летний

период

Осенний

период

Легковые карбюраторные

5100

4842

6240

4956

Легковые дизельные

3150

4038

5568

4332

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т и микроавтобусы

1290

714

1482

900

Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т

696

456

900

696

Грузовые дизельные

666

672

516

600

 

Рассчитав массовые выбросы основных загрязнений за различные периоды времени: оксида углерода (II) СО, углеводородов (CxHy), оксидов азота в пересчете на диоксид азота (NO2), оксида серы (IV) SO2 и сажи, сделаны следующие выводы:

1. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода (II) являются легковые карбюраторные автомобили с наибольшим значением в летний период (21 тонна за сезон).

2. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха оксидом азота (IV) вносят легковые карбюраторные автомобили с наибольшим значением в летний период (0,8 тонн за сезон).

3. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха углеводородами CxHy являются легковые карбюраторные автомобили (1,7 тонн за летний период), грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (1,2 тонн за летний сезон), грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т и микроавтобусы (1,2 тонн за летний период).

4. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха сажей являются легковые дизельные автомобили с наибольшими значениями в весенний и летний периоды года 0,08 тонн и 0,07 тонн соответственно).

5. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха оксидом серы (IV) SO2 являются легковые дизельные автомобили с максимальным значением в летний сезон – 0,1 тонны.

Что касается вклада каждого типа автотранспортных средств в годовой массовый выброс и за год в целом некоторых загрязнений в атмосферный воздух перекрестка, то основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются легковые карбюраторные автомобили. Суммарная величина массы годовых выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами на двух магистралях составляет 126,31 т

Проанализировав вклад каждого вещества в годовой суммарный массовый выброс можно сказать, что максимум приходится на оксид углерода (II) CO – 82 %, затем по мере убывания идут углеводороды, оксид азота(IV), оксид серы (IV) и сажа.

Поскольку в условиях одного регулируемого перекрестка годовой суммарный массовый выброс загрязняющих веществ колоссален, необходимы разработка и проведение всевозможных природоохранных мероприятий, таких как:

1. Своевременное, квалифицированное выполнение предусмотренных заводом-изготовителем профилактических мероприятий путем выполнения операций технического обслуживания и ремонта;

2. Использование системы очистки на каждом автотранспортном средстве.

3. Использование высококачественного топлива и альтернативных видов топлива;

4. Использование альтернативных типов транспорта;

5. Совершенствование конструкции двигателей внутреннего сгорания;

6. Улучшение организации движения и совершенствование профессионального мастерства персонала, занятого эксплуатацией транспортных средств;

В процессе работы выявлены следующие выводы:

1. В работе экспериментальным путем проведен качественный и количественный анализ состава автотранспортных средств, проезжающих регулируемый перекресток Московского шоссе и Дунайского проспекта за различные временные интервалы. Установлено – преобладают легковые автомобили.

2. Произведен расчет массовых выбросов основных загрязняющих веществ, выделяемых различными типами автотранспортных средств в атмосферный воздух, а также анализ полученных результатов. Выявлено: основная доля в годовом суммарном массовом выбросе приходится на оксид углерода II – 103,7 тонн, его главными источниками являются легковой и грузовой карбюраторный транспорт.

Библиографический список:

1. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. Утверждена приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 год. М., 1999.




Рецензии:

28.12.2015, 13:43 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Работа несомненно актуальна и интересна. Но стоит проработать такие моменты, как актуальность темы, объект исследования и( почему именно этот перекресток был выбран), прописать методы исследования в целом и и непосредственно те, которые были употреблены в данной статье. Оформить статданные в соответствии со стандартом оформления (тонн-т), и др. Обратить внимание на предлагаемые мероприятия, они очень широкие и поэтому вызывают некоторое замешательство. Лучше предложить 1-2 , но именно для этого района. Расширить список литературы, указать авторов, занимающихся типичными проблемами на разных иерархических= уровнях. После доработки статья рекомендуется к публикации. д.г.н., проф. Яковенко Н.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх