Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 28.12.2015. Последняя правка: 28.12.2015.

Осуществление налогового мониторинга в Российской Федерации на современном этапе

Полухина Татьяна Викторовна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

Студент

Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)


Аннотация:
В статье рассмотрены главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг, условия его проведения и практическая эффективность. Выявлены преимущества и недостатки новой формы контроля.


Abstract:
The article describes the main aspects characterizing the tax monitoring, conditions of its carrying out and practical efficiency. The advantages and disadvantages of a new form of control.


Ключевые слова:
налоговый мониторинг; информационное взаимодействие.

Keywords:
tax monitoring; informational interaction.


УДК 336.225.673

С 1 января 2015 года в Российской Федерации начал действовать Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому в действие вводится новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Суть данного режима администрирования уплаты налогов заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов, а взамен получает право запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. При этом налоговый орган получает достоверную информацию о деятельности предприятия, что в будущем освобождает организацию от проведения проверок. Стоит отметить, что это не обязанность, а право налогоплательщика, то есть налоговый мониторинг может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга. В свою очередь налоговый орган принимает решение о проведении или об отказе в проведении соответствующего мероприятия.

Для Российской Федерации налоговый мониторинг является инновационным инструментом, но в западных странах он  широко распространен и достаточно успешно применяется. Первыми провели такой эксперимент еще в 2005 году Нидерланды, в котором приняли участие 20 крупных предприятий. Его целью было повышение прозрачности деятельности крупных корпораций для Налоговой службы Нидерландов в обмен на то, что их налоговые декларации будут подвергаться менее тщательной проверке. Налоговая служба подписывала с налогоплательщиками специальное соглашение, которое предусматривало, что компания в режиме онлайн консультируется с инспектором, как поступить в той или иной ситуации, и только после ответа совершает хозяйственную операцию. Считалось, что горизонтальный мониторинг более действенный, чем вертикальный: он уменьшит административную и исполнительную нагрузку, а также  повысит личную ответственность и сознание значения соблюдения закона.[1]

Позже опыт Нидерландов был перенят такими странами как Ирландия, Великобритания, Австралия, США и еще более чем 20 развитыми странами.

Какова проблема осуществления налогового мониторинга в России? Как уже было отмечено ранее, налоговый мониторинг не является отечественным изобретением. И внедрять его в налоговый контроль РФ было вопросом спорным. Существовали мнения, что эксперимент не получит широкого распространения в России, так как он требует доверия, прозрачности, а самое главное открытия всей информации о деятельности предприятия налоговым органам. Но с другой стороны подобный механизм позволит снизить налоговые риски и уменьшить проблемы толкования и применения налогового законодательства.  Для его разрешения в 2012 году был запущен пилотный проект, в котором приняли участие пять крупнейших налогоплательщиков – АО «Мобильные ТелеСистемы», АО «Русгидро», АО «Северсталь», АО «ИНТЕР РАО ЕЭС», компания «Ernst & Young». В итоге участники дали положительные отзывы о налоговом мониторинге и намеревались принять участие в разработке предложений и совершенствовании налогового законодательства. По итогам данного проекта в России на законодательном уровне был введен институт налогового мониторинга. Рассмотрим подробнее сущность новшества и его особенности.

Налоговый мониторинг подразумевает разрешение налоговых вопросов еще до подачи налоговых деклараций. ФНС получает доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В статье 105.26 Налогового Кодекса указано, что предметом налогового мониторинга  являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию.[2]

Законом установлены достаточно высокие требования для проведения данного мероприятия. Во-первых, совокупная сумма таких налогов как НДС, налога на прибыль организаций, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, подлежащие уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна быть не менее 300 миллионов рублей. Не учитываются налоги, которые уплачиваются в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, не менее 3 миллиардов рублей должен составить совокупный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год. И, наконец, третье условие обозначает, что совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

По оценкам ФНС потенциальными участниками налогового мониторинга являются порядка 2000 организаций. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» первым вошло в категорию налогоплательщиков, готовых к открытому и конструктивному взаимодействию с налоговыми органами. [3]

Прежде всего, организации необходимо подать заявление и проведении налогового мониторинга в налоговую инспекцию. Вместе с заявлением представляется регламент информационного взаимодействия, отражающий порядок представления налоговому органу документов, порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах бухгалтерского учета, а также информацию о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

После рассмотрения заявления и документов руководитель налогового органа должен принять решение о проведение налогового мониторинга, либо об отказе в его проведении. В последнем случае поводом может послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше и несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Одним из главных плюсов для организаций, в отношение которых проводится налоговый мониторинг, - налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки. Но из каждого правила есть свои исключения. Такие случаи регламентируют статьи 88 и 89 НК РФ. Что касается выездной налоговой проверки, то для  ее проведения необходимо:

  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • несоблюдение мотивированного мнения налогоплательщиком;
  • проверка вышестоящим налоговым органом инстанции, которая проводит налоговый мониторинг, в целях контроля за ее деятельностью.

Для проведения камеральной налоговой проверки такими ситуациями являются:

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и по акцизам, в которой заявлено право на возмещение;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой либо уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, либо увеличена сумма полученного убытка;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

В случае возникновения вопросов, связанных с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов составляется мотивированное мнение налогового органа. Оно может составляться по инициативе непосредственно самого налогового органа, если был установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении, неполной и несвоевременной уплате организацией налогов и сборов. А может быть запрошено организацией при наличии сомнений и неясностей по аналогичным вопросам. Если организация не согласна с мотивированным мнением налогового органа, то руководителем ФНС проводится взаимосогласительная процедура, в ходе которой можно его оспорить. Если налогоплательщик согласился с мнением налогового органа и исправил ошибки в отчетности и декларации, то он освобождается от пени и штрафов.

Как и любая инновация, налоговый мониторинг имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам данного метода контроля относятся следующие:

  • отмена налоговых проверок во время проведения мониторинга, в особенности выездных, за исключение случаев, рассмотренных выше.
  • оперативное разрешение и согласование всех спорных моментов;
  • освобождение от ответственности организации за какие-либо ошибки при уплате налогов, если при их совершении налогоплательщик следовал рекомендациям налогового органа. При этом от подачи налоговой декларации организация не освобождается. И если в ней были допущены ошибки, то возможно подать уточненную декларацию и уплатить доначисленные налоги. В случае несогласия с налоговым органом или сомнений всегда можно запросить мотивированное мнение;
  • снижение затрат на проведение налоговых проверок и судебных разбирательств вследствие повышения ответственности граждан и уважительного отношения к нормам права.

Вместе с тем налоговый мониторинг имеет ряд недостатков:

  • круг лиц, который может воспользоваться данным мероприятием, ограничивается крупными компаниями;
  • значительные затраты на разработку и введение необходимых электронных программ и на обучения налоговых инспекторов новой системе;
  • не в полной мере исключается проведение налоговых проверок.
  • в связи с новшеством этой формы контроля отсутствует практика ее применения, вследствие этого есть вероятность того, что организации не будут спешить принять участие в налоговом мониторинге до тех пор, пока полностью не наладится механизм его проведения и не сформируется судебная практика по результатам мониторинга.

Тем не менее, на сегодняшний день налоговый мониторинг не является совершенным. Рассмотренные выше плюсы и минусы налогового мониторинга относятся в большей степени к организациям, которые могут воспользоваться данным видом контроля. Что касается государства, то главным преимуществом является то, что увеличиваются денежные поступления в бюджет. Но вместе с тем, в связи с высоким порогом входа в программу, он не окажет серьезного значения на бюджетные поступления. Для этого необходимо снизить установленные требования к сумме уплачиваемых налогов, стоимости активов и объему доходов, в результате чего данный институт будет доступен большему кругу налогоплательщиков.

Несомненно, усовершенствование налогового контроля должно осуществляться постоянно. Это позволит повысить эффективность его осуществления, а, следовательно, сократить количество налоговых правонарушений, преступлений, воспитать добросовестных налогоплательщиков, что приведет к увеличению доходной базы всех уровней бюджета. Введение налогового мониторинга необходимо в связи с постоянным изменением законодательства в области налогов. Он делает возможным заранее выявить, предупредить и пресечь налоговые правонарушения, так как происходит постоянное взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами, а именно урегулирование спорных ситуаций путем получения информации и разъяснений еще до совершения какой-либо операции или сделки. Данный метод контроля обеспечит воспитание налоговой культуры у налогоплательщиков и как следствие повысит налоговую грамотность.

Библиографический список:

1. Зубарева И.Е. Горизонтальный мониторинг как способ контроля налогоплательщиков, основанный на доверии: опыт королевства Нидерланды // Ваш налоговый адвокат, 2008. №5. С. 33-40.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)// Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 23.11.2015).




Рецензии:

9.01.2016, 11:18 Кожушко Елена Анатольевна
Рецензия: В статье рассмотрено новое направление в налоговом контроле, такое как, налоговый мониторинг, его достоинства и недостатки. Так как данное направление работы налоговых является еще не освоенным и требует доработки, для которой различные мысли по этому поводу и суждения являются очень полезными, то данная статья несет в себе новизну и может рекомендоваться для печати. Кожушко Е.А. к.э.н.

09.01.2016 15:15 Ответ на рецензию автора Полухина Татьяна Викторовна:
Елена Анатольевна,благодарю за рецензию. С уважением, Полухина Т.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх