Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 31.12.2015. Последняя правка: 30.12.2015.
Просмотров - 5847

Особенности реструктуризации долгов в рамках дел о банкротстве гражданина

Чугунов Иван Дмитриевич

-

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

студент-бакалавр

Пирогова Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права Национального исследовательскогой университета


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности проведения реструктуризации долгов гражданина, раскрывается содержание основных ее этапов. Акцент в работе сделан на анализ правовых оснований и возможных правовых последствий введения данной процедуры.


Abstract:
The article examines the key features of the debt restructuring for individuals, discloses the contents of its main stages. The emphasis placed on the analysis of the legal bases and the possible legal consequences of the realization of this procedure.


Ключевые слова:
банкротство гражданина; реструктуризация долгов гражданина; требование кредитора; должник; арбитражный суд;

Keywords:
insolvency of individuals; debt restructuring; creditor's claim; debtor; court of arbitration.


УДК 347

1 октября 2015 года были внесены поправки в Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве), согласно которым в российском законодательстве появилась новая правовая категория – «банкротство гражданина», называемая также «банкротство физических лиц».

Исходя из данных, отраженных на портале kad.arbitr.ru (Электронное правосудие), только Арбитражный суд города Москвы за два месяца с 1 октября 2015 года зарегистрировал свыше 300 заявлений о банкротстве физических лиц [3].

Согласно ст. 213.2. Закона о банкротстве, при рассмотрении в суде дел о банкротстве гражданина используются следующие процедуры: «реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение».

В данном перечне именно реструктуризация долгов гражданина позволяет избежать негативных последствий признания последнего банкротом (например, временное ограничение его права на выезд за границу и т.д.), сохранить имущество.

Безусловно, отсутствие достаточной базы судебной практики создает определенные сложности толкования положений главы X и, в частности, § 1.1. рассматриваемого закона. Однако стоит отметить, что Пленум Верховного суда РФ в целях единообразного применения норм о банкротстве граждан принял Постановление № 45 от 13 октября 2015 г.

Таким образом, в своей работе я постараюсь определить место реструктуризации долгов среди других процедур, применяемых в рамках дел о банкротстве гражданина, а также провести анализ правовых оснований и последствий ее введения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Выделить понятие реструктуризации долгов гражданина, ее правовые основание и цели;
  2. Оценить правовые последствия введения данной процедуры для должника-гражданина и кредиторов;
  3. Проанализировать возможные варианты развития событий в случае невозможности исполнения должником намеченного плана реструктуризации. В каком случае допускается внесение изменений в данный план?

I. Итак, согласно Закону о банкротстве, реструктуризация долгов гражданина является реабилитационной процедурой, которая применяется в делах о банкротстве к гражданину[1, ст. 2].

Ее первостепенной задачей является как улучшение положения должников – физических лиц (помощь в восстановлении их платежеспособности и погашение перед кредиторами возникшей задолженности), так и удовлетворение интересов самих кредиторов (правовые гарантии  в удовлетворении их требований).

Исходя из замысла законодателя, реструктуризация направлена на пересмотр главным образом порядка и условий погашения задолженности. Помимо этого, закон предусматривает срок исполнения положений плана реструктуризации, что фактически является рассрочкой до трех лет для выплаты должником имеющейся задолженности.

Правовым основанием применения данной правовой категории является определение арбитражного суда, в котором он признает заявление о признании гражданина банкротом обоснованным и вводит соответствующую процедуру реструктуризации [См.: 1, ст. 213.6].

Однако реструктуризация возможна только в том случае, если должник на момент представления в суд плана реструктуризации имеет источник дохода и к тому же отвечает иным требованиям, указанным в ст. 213.13 рассматриваемого закона. В частности, препятствием будет служить, например, непогашенная либо неснятая судимость за экономические преступления, некоторые виды административных наказаний или же утвержденный план реструктуризации (если не истек период в восемь лет).

Если в биографии должника присутствуют данные прецеденты, суд признает факт банкротства без применения процедуры реструктуризации, а также назначает иную процедуру – реализация имущества должника, посредством которой будет произведено погашение задолженности.

В п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве установлен срок, в течение которого могут быть представлены требования кредиторов, – два месяца с даты опубликования финансовым управляющим сообщения о введении реструктуризации.

Отметим, что п. 4 ст. 213.14. Закона банкротстве предусматривает перечень требований кредиторов, которые не включаются в план реструктуризации в силу их специфичности, срочности выплаты и социальной значимость. Например, выплаты за причинение вреда жизни или здоровью, взыскание алиментов, выплата заработной платы и т.д.

На данном этапе важно знать, в рамках дел о банкротстве гражданина в Реестр включаются и те требования, которые возникли до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления № 45).

Требования кредиторов направляются в течение двух месяцев в арбитражный суд. Порядок их рассмотрения судом закреплен в ст. 71 Закона о банкротстве. Если суд признает заявленные требования обоснованными, финансовый управляющий включает их в соответствующий реестр. При этом заявившие их лица в указанном случае получают право на участие в собраниях кредиторов.

В связи с этим важным является вопрос: сможет ли кредитор предъявить свои требования по истечении срока, установленного законом, – двух месяцев?

Положительный ответ не вызывает сомнений. Помимо этого, кредитору важно максимально быстро предъявить свои требования, чтобы иметь возможность повлиять на сам процесс банкротства лица. Участие в первом собрании кредиторов позволяет представить свою позицию по вопросу утверждения плана реструктуризации. Также это дает больше привилегий в проверке добросовестности гражданина-должника.

Для того чтобы иметь возможность своевременно предъявить свои требования должнику, необходим постоянный мониторинг газеты «Коммерсантъ», а также на сайте, где выкладываются актуальные сведения из Реестра требований кредиторов.

Должник, не согласный с заявленными требованиями, имеет право подать соответствующее возражение [1, п. 2 ст. 47, п. 6 ст. 213.5]. Однако во избежание случаев злоупотребления правом (преднамеренное затягивания введения процедуры банкротства), суд вправе отклонить возражения должника. Например, должник долг признает, но возражает против возбуждения дела [2, п. 14].

Возражение против требований других кредиторов могут подать также все кредиторы, чьи требования заявлены в рамках данного дела о банкротстве гражданина [1, п. 2 ст. 71, абз. 2 п. 2 ст. 213.8].

Данная возможность действует в течение 15 дней с момента завершения срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования. Это позволит не допустить включение в реестр необоснованных требований, которые могут быть заявлены с целью повлиять на процедуру банкротства дружественными для должника лицами.

II. Отметим, что с момента вынесения определения суда о введении процедуры реструктуризации на должника налагаются значительные ограничения [См.: 1, ст. 213.11]. В частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, приостановление имущественных взысканий (за исключением тех, что направлены на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также некоторых случаев, связанных с обязательствами, обеспеченными ипотекой)

Важным пунктом ограничений является приостановление начислений неустойки и других финансовых санкций на должника, а также процентов по обязательствам. Это говорит о том, что сумма долга закрепляется и его увеличение в процессе реализации плана реструктуризации происходить не буде. Но в то же время это не относится к текущим платежам, а также возникшим уже после принятия заявления о банкротстве обязательствам.

Важным фактом является то, что гражданин-должник не вправе распоряжаться своими финансами и имуществом. Он не может приобретать доли (паи, акции), заключать самостоятельно некоторые договоры, совершать безвозмездные сделки, открывать и закрывать счета в банках и др.

Так, в ходе реструктуризации значительную часть данных решений должник имеет право принимать только с письменного согласия финансового управляющего [См.: 1, ст. 213.11].

Этот механизм направлен в первую очередь на независимое, беспристрастное проведение процедуры реструктуризации долгов. Именно на финансового управляющего ложится контроль над финансовой деятельностью должника: погашение задолженности, контроль текущих операций, оценка финансового состояния должника.

Помимо этого, для кредитной организации (банка) задолженность данного физического лица признается безнадежной.

Если же финансовый управляющий и гражданин-должник не могут прийти к согласию относительно совершения указанных сделок, данный спор разрешает арбитражный суд [См.: 2, абз. 5 п. 5 ст. 213.11].

В случае нарушения гражданином указанных норм, совершенные сделки могут быть признаны недействительными по требованию самого финансового управляющего. Помимо этого правом требования обладают конкурсный кредитор и уполномоченный орган (согласно п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, п. 37 постановления № 45).

К тому же гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.13 КоАП РФ. Его размер составляет 4 тыс. до 5 тыс. руб. и налагается в случае совершения крупной покупки или продажи части своего имущества без согласования с финансовым управляющим.

Указанные ограничения направлены на предупреждение злоупотреблений недобросовестными должниками в рамках процедуры банкротства.

III. После того, как на собрания кредиторов проект плана реструктуризации долгов гражданина одобрен большинством голосов (при участии кредиторов и уполномоченных органов), данный план направляется в арбитражный суд.

В случае его утверждения в данной инстанции наступают последствия, указанные в статье 213.19 Закона о банкротстве. Как уже упоминалось выше,  план реструктуризации утверждается максимум на 3 года, в течение этого срока гражданин погашает задолженность перед кредиторами в соответствии с в порядком, предусмотренным планом. Причем в случае утверждения более короткого срока суд вправе продлить его, но не более чем до трех лет [2, п. 33].

Важным фактом является обязанность гражданина-должника в течение всего срока реструктуризации долгов и даже пяти лет после ее завершения раскрывать информацию об осуществления им соответствующего плана при обращении за получением кредита или приобретении товаров (работ, услуг) в рассрочку [1, п. 3 ст. 213].

В период исполнения плана реструктуризации долгов гражданина в него могут вноситься изменения. Закон предоставляет право подобной инициативы гражданину-должнику и собранию кредиторов. Согласно ст. 213.21 Закона о банкротстве изменения вносятся в случае улучшения материального положения должника. Решение об утверждении изменений в плане принимает Арбитражный суд, вынося соответствующее определение.

Отметим, что на финансового управляющего ложится обязанность подготовки отчета по итогам исполнения плана реструктуризации. Он направляет соответствующий отчет всем заинтересованным лицам минимум за месяц до истечения утвержденного срока.

К данному отчету необходимо приложить копии документов, которые подтверждают факт действительного погашения задолженности перед кредиторами [1, ст. 213.22].

В случае нарушения указанной процедуры либо невозможности погашения долгов в рамках утвержденного плана, кредиторы вправе ходатайствовать в суд о признании гражданина банкротом и переходу к реализации его имущества. И уже суд в свою очередь, рассмотрев полученные документы, принимает решение о завершении реструктуризации или отмены плана и признании гражданина банкротом.

Таким образом, в случае положительного решения суда происходит погашение долгов гражданина без продажи имущества.

Заключение

Важно отметить, что внесенные в закон поправки направлены все-таки обеспечение разрешения споров о банкротстве физических лиц (применении механизмов реструктуризации задолженности) в судебном порядке. Процедура реструктуризации осуществляется под контролем суда и связана с множеством этапов и особенностей осуществления.

До принятия нового законодательства поиск консенсуса между интересами должника и кредитора, оптимальных условий и порядка погашения задолженности, был затруднен как в рамках досудебного урегулирования, так и судебного рассмотрения. Кредиторам не оставалось ничего делать, как применять крайние меры в виде обращения взыскания на имущество должника

Гораздо более правильный подход видится в восстановительной процедуре реструктуризации задолженности. Она подразумевает собой применение процедур, направленных на реабилитацию сложного финансового состояния гражданина, восстановление его платежеспособности.

Поскольку процедура имеет своей целью санацию должника, то законодатель предусматривает значительные ограничения для гражданина в области удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также распоряжения своими финансами и имуществом. Это позволяет более конструктивно подходить к погашению задолженности, следовать плану реструктуризации, избегать злоупотреблений со стороны участников банкротного дела.

В любом случае, реструктуризация долгов гражданина является процедурой оздоровления в рамках дела о банкротстве гражданина, что влечет за собой финансовые последствия и налагает на должника множество запретов. Однако пересмотр порядка и условий погашения задолженности помогает обеим сторонам судебного спора в удовлетворении их интересов.

Библиографический список:

1. Быков В. П., Ганижев А. Я., Шмакова Н. С. Что нужно знать о банкротстве граждан с 1 октября 2015 года. // Материал Юридической справочной системы «Система Юрист», URL: http://www.1jur.ru/#/document/165/3294/bssPhr41/?of=copy-1cb4ff0b83 (дата обращения: 27.11.2015).
2. Картотека арбитражных дел // Электронное правосудие, URL: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 27.11.2015).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»
4. Суховская М. Г. «Личное» банкротство // Главная книга. 2015. № 13. С. 41–47.
5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх