Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 29.12.2015. Последняя правка: 28.12.2015.
Просмотров - 4106

Обыденная и цивилизованная жизнь человека

Саргсян Мери Гагиковна

бакалавр

Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

студент

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с закономерностями существования человека как многогранного феномена. Актуальной задачей можно признать поиск ответа на вопрос «каково соотношение и сущностный смысл феноменов обыденной и цивилизованной жизни человека»?


Abstract:
This article discusses the problems associated with the laws of human existence as a multifaceted phenomenon. The actual problem may be considered to answer the question "what is the relationship and the essential meaning of everyday phenomena and civilized human life?"


Ключевые слова:
цивилизация;человек; сознание; жизнь.

Keywords:
civilization; human; consciousness; life.


УДК 1

В современной действительности пристальное внимание науки и практики привлекают проблемы, связанные с закономерностями существования человека как многогранного феномена. С одной стороны рассматриваются вопросы, связанные с восприятием личности как элемента социума, с другой стороны противопоставляется ее самобытность, биологический сущностный смысл.

Поэтому особенно актуальными являются философские размышления о том, что высшей формой жизни является ее социальное отражение. Данной концепции посвящено много статей, трактовок, методических работ и их анализ является перспективной областью расширения границ познания.

Одной из таких работ является статья доктора философских наук Маслихина Александра Витальевича, которая иллюстрирует, на мой взгляд, наиболее полное понимание явлений обыденной и цивилизованной жизни.

Таким образом, актуальной задачей можно признать поиск ответа на вопрос «каково соотношение и сущностный смысл феноменов обыденной и цивилизованной жизни человека»?

Я считаю, что необходимо привести пример различных определений понятий «жизнь» в целом, «обыденная» и «цивилизованная жизнь», а также обосновать понятие цивилизация.

«Жизнь» - это активная форма существования материи, представляющая собой физическую и химическую формы ее развития.

Жизнь - это совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, как биологической системе, позволяющих осуществлять обмен веществ и размножение.[1]

Жизнь - это биологическое явление, сопровождающееся определенными процессами взаимодействия биологического организма и окружающей среды.

Обыденная жизнь - это повседневное существование человека, включающее различные стороны его бытия, в целостной динамике ее ежедневного развития. В данной концепции жизни не могут повторяться два раза одни и те же события, также данный феномен позволяет определить специфические предпосылки и жизненные обстоятельства при объяснении поведения и поступков человека.[2]

Также обыденную жизнь трактуют как совокупность ежедневных событий, происходящих с человеком.

Феномен «цивилизация» имеет много значений, но в контексте мнения автор целесообразно выделить понимание цивилизации как стадии исторического процесса, связанной с выходом на определённый уровень социальности.

Цивилизованная жизнь - процесс существования человека внутри социума, наполненный возможностями реализации общих культурных и моральных ценностей.

Мне кажется, целесообразно отметить, что автор достаточно четко отмечает различия обыденной и цивилизованной жизни.

Повседневность он характеризует тем, что люди внутри нее занимаются какой-либо деятельностью постоянно. Ежедневный мир включает в себя реальную практику в многогранной деятельности человека. Маслихин отмечает, что реальная жизнь характерна абсолютно для всех членов общества независимо от возраста, пола, материального положения, уровня интеллектуального и духовного развития. В процессе обыденной жизни индивиды пользуются элементарными принципами «здравого смысла», а также методом «проб и ошибок».

Я считаю правильным тот факт, что автор в своей статье рассматривает обыденную и цивилизованную жизнь как объекты изучения разных наук. Цивилизованная жизнь «интересна» с точки зрения философии, психологии. Обыденная жизнь изучается этнографией, историей, культурологией, в достаточно малой степени философией.

При этом очень четко подчеркнута связь обыденной жизни и существования в цивилизации, несмотря на то, что автор признает цивилизованную жизнь структурой более высокого ранга.

Я считаю, что оригинальность цивилизованной жизни заключается в том, что она основывается на научных и юридических законах, философских истинах и нравственных категориях. Для обыденной жизни это также значимо потому, что имея знания о цивилизованном существовании, индивиды могут прогнозировать и выстраивать жизнь каждый день.

Александр Витальевич говорит о том, что, несмотря на малую значимость обыденности для философии существует определенное течение, изучающее ее - экзистенциализм.

Что касается России, то это течение долгое время не признавалось, ввиду пропаганды «упаднической» проблематики – одиночеством человека и его страданиями.[3]

По моему мнению, экзистенциализм позволял в некоторой степени морально осмыслить существующие у любого человека насущные проблемы.

Далее автор, с целью повышения степени наглядности собственных взглядов, рассматривает структуру реального обыденного мира.

Повседневный мир, по Маслихину, – это мир, в котором мы живем здесь и сейчас. [4], где мы проходим все жизненные этапы (рождение, детство, юность, зрелость, старость)

Также автор выделяет следующие особенности повседневного мира:

1) реальность (люди ощущают окружающую среду органами чувств);

2) достоверность (практическая реализация ощущений);

3) забота о выживании (как способ человеческого бытия).

Тем самым повседневный мир представляется продуктом обыденного «народного» сознания. Тем самым обыденный мир приравнивается к эмоциональному фону человеческой личности.

Я считаю, этот принцип понимания обыденного мира вернем, так как сама потребность в добыче благ первой необходимости является источником переживаний и тревоги, а ее удовлетворение приносит радость.

Главным законом обыденной жизни является то, что человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище, осуществлять обмен веществ между собой и природой.[5]

Далее целесообразно отметить, что автор определяет значение обыденного мира как источника легенд, мифов, религии, философии, науки, политики, права, искусства. Другими словами обыденный мир порождает цивилизованный, базовые желания человека определяют направление его духовного развития.

Также как мне кажется, в данной статье важен момент отсутствия отрицания автором наличия «других миров» помимо обыденного.

Обыденное сознание человека представляет окружающий мир как нечто целое и неделимое, но при этом автор объясняет данное восприятие рутинностью человеческой жизни. По сути, человеку все равно, есть ли какое-то пространство, выходящее за рамки его повседневных дел и забот. Все другие миры для человека гипотетичны, вероятностны, а этот (обыденный) – реален, воспроизводим чувственно и переживаем непосредственно.

Я считаю, что автор, выдвигая вышеописанные предположения, пытался доказать, что реальность обыденного мира не отрицает наличие религии или мистики.

Даже Бог воспринимается человеком, как сила, дающая возможность справится с повседневными трудностями.

Характерной чертой обыденного мира, по мнению Маслихина, является антропоцентричность. Человек выступает центром мира, от которого зависит процесс его функционирования. Время реализуется по «человеческим законам». Например, сельское хозяйство подчинено смене времен года. То есть человеческая деятельность и время в обыденном мире неразрывны.

Также автор подчеркивает, что обыденный мир ориентируется на ближайшее будущее и настоящее. Прошлое как феномен мало интересует обыденное сознание.

Мне кажется, что понимание автором жизни сводится к прохождению человеком определенных временных этапов: детство, юность, зрелость, старость.

Таким образом, обыденные мир результат деятельности человеческого сознания, его продукт, порождающий многочисленные проблемы: от понимания смысла жизни, до роли и места человеческой деятельности в его философском восприятии.

Что касается цивилизации, цивилизованной жизни, она имеет более сложную структуру. Автор отмечает, что она представляет собой теоретический уровень бытия в системной взаимосвязи с природой, обществом, индивидуальными людьми.[6]

Здесь функционируют, как правило, не обыденное сознание, а логичная система форм общественного сознания, а также совокупность нравственных категорий в теоретической деятельности людей.

Общественное сознание в цивилизации выражается в различных формах, каждая из которых, на мой взгляд, имеет логичный смысл:

1) философская (базируется на категориях восприятия обыденного мира);

2) научная (отражает осмысленность ключевых явлений окружающего мира);

3) политическая (иллюстрирует взаимоотношения людей по вопросам взаимодействия в рамках феномена государства);

4) правовая (дополняет политическую, отражая возможности людей в контексте реализации собственных потребностей);

5) эстетическая (выражается в искусстве и культурном наследии человечества);

6) нравственная (данная форма общественного сознания регулирует поведение людей, формируя границы дозволенного);

7) религиозная (формирует отношение человека и общества к « высшим» силам);

8) экономическая (отражает материальную сторону общественного сознания).

Я считаю, что все формы общественного сознания в той или иной степени связанны с обыденным мировосприятием, поскольку позволяют понять, какую роль выполняет каждый человек внутри социума.

В основе цивилизационной жизни лежат этические понятия: добро, справедливость, долг, совесть, свобода и другие, через них выражается отношение людей к миру, к его развитию.

В рамках цивилизации автор выделят три основных типа отношений человека и мира:

1. Познавательный тип. В рамках данного типа изучение мира представляет собой противоречивый процесс, зависящий от мировой природы и от вопросов и задач, которые ставит перед собой человек. [7]

Мне кажется, что данный тип отношения человека к миру можно проиллюстрировать наличием в философии многочисленных теорий познания.

2. Практическое отношение к миру. Из окружающего мира человек «берет» все, что нужно для собственного существования: вещество и источники энергии, воду, воздух и т.д. При этом естественный мир не имеет безграничных ресурсов, поэтому его необходимо целенаправленно улучшать с помощью материального производства.

Я считаю, что данная форма отношения человека к миру является главной, это, по сути, и есть объективная реальность, формирующая социальный мир, наполненный духовными и материальными ценностями, взаимодополняющими друг друга.

3. Оценочные отношения. Человек, как элемент мира, оценивает и рассматривает его непрерывно. С течением исторического времени взгляды людей на мир менялись.[8]

Человек дает положительную оценку тому, что приносит ему радость, а отрицательную тому, что заставляет его испытывать негатив. Например: явления урагана, войны или землетрясения воспринимаются человеком отрицательно потому, что связаны с такими эмоциями как: грусть, печаль, злость и т.п.

Я считаю, что данная форма отношения человека к миру самая практически реализуемая и зависящая от обыденности, а следовательно закономерная.

Что касается ключевых категорий цивилизованной жизни, автор выделяет истину. Она выступает не только главной категорией в теории познания, но и относится к абсолютным ценностям человечества, таким как свобода, наука (ее законы), добро, справедливость, любовь, красота. Ее роль в духовной, практической жизни людей огромна. В гносеологии истина занимает центральное, ключевое место – она является итогом познания мира и выступает диаметральной противоположностью лжи и обмана. Истина и нравственность в жизни неразрывно связаны между собой. Философы и мыслители в истине видели ее высший нравственный смысл, приравняв ее, по своей значимости, к правде и справедливости. (Следует иметь в виду, что правда – это нравственная истина). [9]

Позитивная роль истины в жизни людей проявляется в том, что она отграничивает добро от зла, справедливость от несправедливости, свободу от несвободы, любовь от ненависти и т.д. Истинное знание было, есть и всегда будет главным отличительным признаком науки. Истина через науку становится движущей силой цивилизованной жизни человека. Наука призвана облегчать жизнь и труд людей, утверждает власть человека над силами природы, способствует изменению и улучшению общественных отношений.

Я думаю, что оригинальным моментом статьи А.В. Маслихина является выделение основного закона функционирования цивилизованной жизни, а именно утверждения о том, что единство и борьба противоположных начал происходит в процессе самоорганизации человека с окружающей средой.

Тем самым автор подчеркивает принципиальную ценность жизни, говорит о том, что личная жизнь человека протекает в мире повседневности: люди рождаются, учатся, заводят семьи, в конце концов, уходят из жизни.

Но при этом такая же цикличность наблюдается в процессе развития цивилизаций, которые тоже не могут существовать вечно.

Поэтому обыденная жизнь формирует философские ценности: здоровье и долгую жизнь, мудрое отношение к ней; успешную практическую деятельность, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружающим миром и т.д.

Эти ценности играют в жизни человека роль ведущих смыслов. В древних и деспотических обществах ведущие смыслы строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои. В демократических обществах происходит утрата единых ценностей, но и в этом случае на передний план выходит личный выбор. Для каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Поскольку смысл жизни всегда имеет личностный характер, то вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. Но каждый смысл реализуется в рамках цивилизации и без нее невозможен.

Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что обыденная и цивилизованная жизнь, есть две стороны одного процесса, отражающие закономерности существования человека как биологического существа и как элемента социума.

Библиографический список:

1. Андриевская Т.В. Философские аспекты формирования человеческой личности. -М.: Издательство "София", 2014.-265 с.
2. Байдин Е.Д. Возможности исследования феномена повседневности.-Ростов на Дону: Издательство "Феникс" , 2011.-354 с.
3. Волошенко И.И. Религия в современном мире.- М.: Издательство "Лепта", 2014.-154 с.
4. Гавриленко Е.Е. Основные тенденции рефлексии в психоанализе.- М.:Издательство "ИНФРА-М", 2013.-551 с.
5. Довлатов Е.К. Гармония личности человека сквозь призму понимания счастья.- М.:Издательство "Норма", 2014.-189 с.
6. Екименко М.М. Исследование феномена счастья: бытийные реалии.- М.:Издательство "РОССПЭН" ,2012.-457 с.
7. Зинченко В.В. Понимание истины в гносеологии.- М.:Издательство "Новый Акрополь", 2009.-89 с.
8. Ухтомская Н.Ю. Развитие современных цивилизаций. - М.:Издательство "ИНФРА-М", 2012.-215 с.
9. Фадеев М.Д. Эгоистическая концепция смысла жизни. - М.:Издательство «Академический Проект» ,2011.- 178 с.




Рецензии:

29.12.2015, 16:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья сведена к изложению воззрений только одного из специалистов по избранному вопросу Маслихина А.М. при том, что использованной его труд в бибилиографии отсутствует, а наличные не участвуют. Это похоже на реферативное изложение "засекреченной работы". По Маслихину А.М. не заметно, с кем он спорил, кому, что доказал, какой вклад в философию он заработал. Понятие "цивилизация" вошло оборот в виде характеристики общества, в целом, чуть ли не всего человечество. При этом было противопоставление первобытному общству, вольному отношению к моральным нормам, а то и к хаосу. Можно брать и одну личность: насколько он со всеми, впереди всех, или же отстает от них. Но, чтобы разобраться в этом, нужно учитывать социальную структуру общества: рабов и их хозяев, бедных и богатых, императоров и их прислугу, честных и нечестных, безработных и олигархов и т.д. Этого не сделано. Стоит не просто это учесть, но и добавить: грамотность, образованность, мировоззрение, позитивную моральную расположенность, непосудность, участие в общественно полезных работах, участие в общественном прогрессе и т.п Но, кому это не ясно? Другое дело, какие условия для этого дает общество каждому, и как это использут. Статью нужно обновить.

13.01.2016, 22:56 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Присоединяюсь к замечаниям коллеги. после обновления библиографии, формулировки авторской проблемы и соотнесения ее с результатами статья может быть рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

29.12.2015, 16:51 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Не очень понятно противопоставление. Обычная жизнь вне социума не существует. Кроме того, любое жизненное проявление человека это проявление его ценностей. Поэтому сам смысл подобных рассуждений как-то не особо понятен. Для чего противопоставлять обыденную и цивилизованную жизнь, что это дает нам для познания?


Оставить комментарий


 
 

Вверх