Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 25.01.2016. Последняя правка: 23.01.2016.
Просмотров - 3779

Направления совершенствования налогового контроля в России с учетом опыта Швеции

Агафонов Данила Сергеевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Аннотация:
В статье приводится сравнительная характеристика налоговых систем России и Швеции, определяются ключевые направления совершенствования налогового контроля в России с учетом позитивного опыта Швеции.


Abstract:
The article provides a comparative description of the tax systems of Russia and Sweden and directions of improvement of tax control in Russia, taking into account the positive experience of Sweden.


Ключевые слова:
налоги; налоговая система; налоговый контроль; автоматизированная информационная система

Keywords:
taxes; tax system; tax control; automated information system


УДК 336.221.4

Постоянный рост потребностей государства в финансовых ресурсах требует, в том числе, наличия эффективного механизма взимания налогов. Часто на практике выявляется ряд налоговых правонарушений (таких как осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе, несвоевременная или неполная уплата налогов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами, сознательное уклонение от уплаты с использованием незаконных способов минимизации налогов и т.п.), которые неизбежно приводят к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. По этой причине становится явной проблема повышения эффективности и совершенствования контроля над правильностью, своевременностью и полнотой взимания законно установленных налогов и сборов.

Налоговые системы России и зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по ряду показателей: объектам и применяемым ставкам налогообложения, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры и дисциплины налогоплательщиков, предусмотренным мерам ответственности... Особенности налогового законодательства в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов (экономических, политических, демографических, социальных…), играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны.

Цель написания работы – выявить ключевые особенности налогового контроля, осуществляемого в Швеции, оценить возможности применения зарубежного опыта в российской практике.

Швеция – одна из наиболее экономически развитых стран Европы, ее налоговая система характеризуется высокой эффективностью и стабильностью. Общая информация (сравнительная характеристика) по налоговым системам Швеции и России приводится в таблице (табл.1).

Не смотря на довольно высокое налоговое бремя (как правило, являющееся главным мотивом нарушения законодательства), в Швеции, на данном этапе развития, совершается примерно 180 налоговых правонарушений на 100 тыс. чел. за один календарный год. В сфере налогового администрирования Швеция продвинулась значительно дальше других стран мира.

Все постоянные жители Швеции (резиденты, необязательно граждане) имеют единый фискальный номер (ID, от англ. identifier), который регистрируется в налоговых органах и заменяет все виды государственного учета населения. По ID на каждого налогоплательщика заводится личный счет в налоговой службе, который ведется как обычный расчетный счет: по дебету отражаются все начисляемые на него прямые налоги, а по кредиту отражаются все суммы переплат или возвратов налога по завершении отчетного периода. При этом избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляется на его банковский счет.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика налоговых систем Швеции и России


Оплата налогов осуществляется на основе уже заполненных шведским налоговым органом деклараций. До 1995 года от налогоплательщиков требовалось вести самостоятельный учет своих доходов и составлять официальные заявления, которые затем направлялись в налоговые инспекции для проверки и выписки платежного требования (подобная схема широко применяется в России на современном этапе). Сейчас же всю работу по заполнению деклараций в Швеции ведут налоговые органы, которые, пользуясь своим доступом к различным базам данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержанных при их выплате налогах. Соответственно, все данные о денежных операциях включаются в налоговую декларацию, в которой дается и конечный расчет - о доплате налога или о выявленном излишке платежа. Налогоплательщику остается только подписать эту декларацию и, при наличии недостачи, доплатить сумму налога, либо дать одно из следующих указаний: 1) о сохранении излишка на личном счете; 2) о перечислении суммы на счет в банке; 3) заявить о своем несогласии с представленными в декларации расчетами, выразить замечания, внести поправки (при этом взаимодействовать с налоговой службой можно в любой удобной налогоплательщику форме – через «личный кабинет» на сайте Агентства, звонком по телефону, с помощью почтового отправления или e-mail).




Рисунок 1 – Источники информации для Национальной электронной системы Налогового агентства Швеции

Сбор информации об операциях налогоплательщика происходит в автоматическом режиме с помощью Национальной электронной системы (далее - Система), которая хранит 600 видов информации по каждому плательщику за последние 3 года. Основные источники информации представлены на вышеприведенном рисунке (рис.1).

Система, объединяющая огромное количество материалов и баз данных, обеспечивает налоговые органы полной информацией о действиях налогоплательщика, позволяет в автоматическом режиме проводить камеральные налоговые проверки.

Согласно законодательству Швеции и международным договорам об избежании двойного налогообложения (например, Nordic Double Tax Treaty), шведские органы в рамках осуществления налогового контроля по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) активно используют международную систему баз данных «VIES» (VAT Information Exchange System), которая содержит сведения о налогоплательщиках Европейского союза. В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет, то налоговые органы смогут обнаружить данное нарушение по имеющимся контрольным данным в международной базе.

Таким образом, шведская Система не только обеспечивает удобство заполнения деклараций для налогоплательщиков (подавляющее большинство оформляется в электронном виде), но и способствует, по мере увеличения количества контрольных данных, минимизации числа совершаемых ошибок, искажений. Система автоматически находит коррелирующие данные и, при наличии несоответствия, сигнализирует налоговой инспекции. Применение машинного труда также позволяет содержать очень компактный штат налогового аппарата (на его содержание уходит не более 1,5% от суммы всех налоговых сборов).

К 2015 году в России начинает функционировать автоматизированная информационная система (далее - АИС) «Налог-3», созданная для решения комплекса задач налогового администрирования. Цели системы сводятся к следующему:

  • усовершенствовать процедуры информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

  • упростить учетно-аналитические функции налоговых органов посредством внедрения электронных сервисов (например, «Личный кабинет налогоплательщика»);

  • оптимизировать объем трудозатрат, производительность обработки документов;

  • повысить качество контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса.

По своим задачам АИС «Налог-3» во многом схожа с системой, отлично зарекомендовавшей себя в Швеции. Не смотря на небольшой срок действия, уже на сегодняшний день заметны положительные результаты внедрения АИС: упрощение процедуры подачи декларации, снижение временных и стоимостных затрат на ввод и обработку данных, формирование единой базы данных о налогоплательщике, сокращение (на 15%) численности сотрудников, занятых выполнением ввода данных и т.д.

Тем не менее, АИС «Налог-3», все еще не позволяет проводить налоговые проверки с эффективностью и в масштабах, сопоставимых со шведскими показателями.

Сама архитектура и принципы построения отечественной автоматизированной информационной системы не подразумевают использование массивов данных кроме тех, что уже имеются в налоговых инспекциях. То есть, в отличие от шведской, АИС «Налог-3» является замкнутой системой, не подпитывающейся информацией от других источников (например, Федеральной таможенной службы РФ, Министерства внутренних дел РФ, Пенсионного фонда России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и т.п.). Следовательно, учитывая количество и характер располагаемых системой данных о налогоплательщике, эффективность осуществления так называемой «перекрестной проверки» сводится к минимуму. Также АИС «Налог-3», не смотря на наличие соответствующей нормативно-правовой базы, не адаптирована для осуществления контроля по НДС в рамках международного сотрудничества.

Таким образом, внедрение автоматизированной информационной системы на современном этапе развития является залогом оперативного и качественного осуществления налогового контроля. Опыт Налогового Агентства Швеции может быть успешно использован и в России, для этого уже сформирована законодательная база, принципы работы, необходимые информационно-коммуникационные технологии и соответствующая инфраструктура. Модернизация применяющейся в ФНС АИС «Налог-3» по примеру шведской Системы позволит увеличить эффективность налогового администрирования, сократить количество совершаемых ошибок и искажений в данных налоговой отчетности.

Библиографический список:

1. Сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 28.12.2015)
2. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: http://info.minfin.ru/kons_doh.php (дата обращения: 28.12.2015)
3. Бондаренко А.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Швеции и Российской федерации, на примере налога на доходы физических лиц // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Электронный ресурс] 2015. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34812 (дата обращения: 28.12.2015)
4. Журнал «Налоговый вестник» [Электронный ресурс] URL: http://www.nalvest.ru/nvarticles/ detail.php?ID=33559 (дата обращения: 28.12.2015)
5. Преступность в Швеции // SVSPB.RU: Информация о Швеции, материалы по шведскому языку [Электронный ресурс] URL: http://svspb.net/sverige/prestupnost-shvecii.php (дата обращения: 28.12.2015)
6. Всё о шведской налоговой системе // Информационный портал «SwedExpert», [Электронный ресурс] URL: http://swedexpert.ucoz.ru/publ/shvedskaja_nalogovaja_sistema_i_nalogooblozhenie/1-1-0-19 (дата обращения: 28.12.2015)
7. Сайт налоговой службы Швеции (Skatteverket), [Электронный ресурс] URL: http://www.skatteverket.se (дата обращения: 28.12.2015)
8. Taxes in Sweden. An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden // Skatteverket [Электронный ресурс] URL: http://www.skatteverket.se/download/18.d5e04db14b6fef2c8610d/1423557474198/taxes-in-sweden-skv104-utgava15.pdf (дата обращения: 28.12.2015)
9. Taxation and Customs Union // European Commission [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/ vat/index_en.htm (дата обращения: 28.12.2015)




Рецензии:

25.01.2016, 17:13 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья представляет интерес для современного читателя. написана на актуальную тему. считаю, что ее можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх