Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 21.01.2016. Последняя правка: 19.01.2016.

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ФОНЕ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

Любомирова Елена Петровна

Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

Студент

Научный руководитель: Катышева Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, учета и финансов, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»


Аннотация:
Как известно, 2015 год встретил нашу страну падением цен на нефть и курса национальной валюты, ростом инфляции, а также экономическими санкциями со стороны Запада. Чего же стоит ожидать в качестве реакции на такие изменения в экономической среде? Наибольший интерес привлекает сфера минерального сырья, являющаяся основополагающей для российской экономики.


Abstract:
It is known that 2015 met our country by falling of prices of oil and rate of national currency, inflation growth, and also economic sanctions from the West. That should be expected as reaction to such changes in the economic environment? The greatest interest is attracted by the sphere of mineral raw materials which is fundamental for the Russian economy.


Ключевые слова:
НДПИ; налог на добычу полезных ископаемых; минерально-сырьевая база; налогообложение

Keywords:
MET; mineral extraction tax; mineral resources; taxation


УДК 336.226

На сегодняшний день Российская Федерация является одним из крупнейших лидеров по добыче, запасам и экспорту природного газа, нефти, углей и множества иных сырьевых товаров. Именно благодаря сырьевому комплексу формируется основная часть доходов нашей страны. Поэтому не удивительно, что экономика России имеет минерально-сырьевой «фундамент», опираясь на который она существует и функционирует. По этой причине, проблема налогообложения в данной сфере является довольно актуальной  .

С учетом последних изменений, ожидается снижение объемов добычи нефти, причем впервые за 15 лет. С одной стороны, именно это постоянство послужило причиной, по которой не наблюдалось особых налоговых реформ в сфере нефтедобычи. Однако, с другой стороны, не стоит забывать о сильной зависимости бюджета Российской Федерации от нефтяных налогов. В таких условиях маловероятны масштабные изменения в сфере налогообложения данного сегмента.

Из всех налогов, которые обязуются выплачивать недропользователи, особое внимание привлекает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он был введен Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ, а вступил в непосредственное исполнение в 2002 году. Основной смысл данного налога состоит в изъятии у недропользователей сверхприбыли. Размер фискальных изъятий данного типа напрямую связан со средним уровнем биржевых цен на нефть сорта Urals за рассматриваемый месяц, вне зависимости от того, о каком рынке идет речь – внутреннем или внешнем. Так, в 2014 году, экпортеры отдали государству больше половины своего дополнительного дохода, в расчете на баррель нефти. Получается, что нефтедобывающая отрасль фактически ничего не выиграла от роста мировых цен. Это послужило причиной отсутствия мотивации к инвестированию даже в самой благоприятной на то время среде.

Что касается налоговых льгот, можно отметить, что в формуле налога на добычу полезных ископаемых из действующей цены на нефть отнимается $15 по текущему валютному курсу, что и снижает величину налога. 

В последнее время порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых претерпевает существенные изменения. Министерство финансов РФ выразило инициативу об увеличении ставок НДПИ посредством уменьшения налоговых вычетов. Минфином было предложено рассчитывать размер налоговых льгот, исходя из курса валют по данным за 2014 год, до девальвации рубля. Данный маневр должен был принести в бюджет РФ дополнительные денежные средства в размере около 1,6 трлн рублей. Необходимость таких изменений была вызвана реакцией на падение цен на нефть и, как следствие, дефицита бюджета в размере 2,1 трлн рублей в первом полугодии 2015 года. По мнению руководителей нефтедобывающих компаний, данное положение весьма негативно скажется как на положении отрасли, так и на доходах бюджета.

Очевидно, что сегодня ведутся активные обсуждения, касающиеся изменений указанного налога. Существуют множество спорных вопросов и проектов, которые до сих пор находятся на повестке дня.

Цель работы – исследование изменений, происходящих в сфере налогообложения недропользователей на фоне кризисного состояния российской экономики.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1)           Изучение экономической обстановки в России

2)           Анализ воздействия происходящих изменений на налогообложение недропользователей

3)           Рассмотрение и выявление последствий окончательного решения, касающегося изменений НДПИ

На первом этапе теоретических исследований было проведено исследование экономической ситуации на мировом и внутреннем рынке, в частности в минерально-сырьевой отрасли. В результате было выявлено снижение цен на нефть и курса рубля, а также  увеличение уровня инфляции и, конечно же, нельзя обойти стороной экономические санкции, применённые к нашей стране. На Рис. 1 показана динамика цен на нефть сорта Urals с 01.01.2015 года по 20.10.2015. По графику наблюдается резкое падение цен в июле этого года.

Рис.1. Динамика цен на нефть

На Рис.2 представлено графическое отображение изменений, происходящих с курсом национальной валюты по отношению к американскому доллару. Можно сделать вывод, что российский рубль стал стоить дешевле относительно американского доллара за последний квартал.


Рис.2. Динамика изменений курса рубля

Уровень инфляции в 2015 году также пошатнул экономическую ситуацию в стране. На Рис.3 изображен график изменения инфляции в этом году.  В особенности это касается января 2015, когда инфляция, в сравнении с уровнем предыдущего года, была выше более чем в 6,5 раз.


Рис.3. Динамика изменения инфляции

Как известно, относительно недавно был введен ряд антироссийских санкций, возникших в связи с событиями в Украине 2014 года. В их число входят ограничительные меры для РФ со стороны Евросоюза, «Большой восьмёрки», Организации Североатлантического договора и т.д. Также были введены санкции со стороны некоторых стран, таких как Австралия, Албания, Великобритания, Германия, Грузия, США, Украина и др. Данные санкции по праву считаются самыми серьезными и масштабными за всю историю существования России. Главная цель, преследуемая их организаторами, состояла в изоляции нашей страны на мировой арене и нанесении удара российской экономике, которая в то время как раз начинала своё возрождение после перенесенных ранее неудач.

Всё вышеперечисленное в совокупности не могло не оказать пагубного влияния на состояние экономики нашей страны.

На втором этапе теоретических исследований рассматривались изменения, произошедшие непосредственно с налогом на добычу полезных ископаемых. Было выявлено, что НДПИ уже не первый день является одним из наиболее обсуждаемых и животрепещущих тем. На протяжении достаточно долгого периода времени Минфин активно сражался за повышение его ставок, в то время как нефяники тянули «канат» налоговых споров в обратную сторону, требуя не вносить изменений в уже существующую систему налогообложения.

В 2014 году претерпела изменения и система налогообложения на газ. В результате возникновения несогласий между государством и газодобытчиками по поводу изменений в налогообложении рассматриваемого сектора, была создана новая налоговая модель. Она содержит в себе немало изменений. Так, например, размер налоговых ставок впредь будет зависеть от внешних и внутренних цен на энергетическое сырье, что помогает оградить от негативных последствий сокращения доходов при одновременном увеличении налогов.  Кроме того, появляется некоторая стабильность и сокращается степень непредсказуемости налоговых изъятий.

Самой громкой налоговой новостью минувшего года считается так называемый налоговый маневр. Его смысл состоит в том, чтобы кардинально изменить пропорции налоговых поступлений от нефтедо­бычи с изменением акцента с экс­портной пошлины на НДПИ.  За счет уменьшения вывозных пошлин на нефть в 1,7 раз за 3 года НДПИ должен увеличиться в той же пропорции. С одной стороны, всё довольно равнозначно, однако это лишь иллюзия. Не стоит забывать, что на экспорт идет менее, чем половина добытой нефти, тогда как НДПИ платится с общего объема. Получается, это можно назвать очередной попыткой отобрать у нефтяников как можно больше денег в пользу государства. Вдобавок к этому, изменяется порядок налоговых льгот. Если раньше нефтяники в некоторых случа­ях имели возможность получить полное осво­бождение от уплаты НДПИ, то теперь пределом ослабления налоговых обязательств является понижение его ставок. В результате этого налогового маневра ожидается в уменьшение доли налоговых льгот в нефтедо­быче.

НФР (налогообложение финансового результата).  Под этим понимается переход с налогообложения объема добычи полезных ископаемых (НДПИ) на обложение налогом непосредственно финансовый результат (НФР). Было предложено вводить НФР со ставкой 60%. Данный подход считается более экономически-эффективным, при этом в большей мере удовлетворяющим фискальные интересы государства.

В работе были выявлены основные уже произошедшие или перспективные изменения в системе налогообложения добытых полезных ископаемых.

Подводя итог, можно отметить, что рассматриваемый вопрос по сей день остается на повестке дня. Финансовые чиновники при любом удобном случае берутся за изменения НДПИ. Причиной того является его простота и надежность, если говорить о поступлениях в бюджет страны. Однако этот налог несколько препятствует развитию нефтедобывающей отрасли. Не так давно стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с заявлением о сохранении размеров НДПИ на прежнем уровне. Также предлагается рассмотреть варианты постепенного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также другие способы изменения источников для бюджетных доходов.

Помимо этого, можно определить некоторые перспективы развития данной темы. Целесообразно ввести в исполнение несколько пилотных проектов, которые должны быть предварительно протестированы в различных условиях и областях РФ, после чего уже распространены на всю отрасль. Также необходима объективная экспертиза изменений, произошедших в результате введения изменений в системе налогообложения.

Библиографический список:

1. Ежов С.С. Рубцов А.С. НФР – основа следующего маневра// Нефтегазовая вертикаль. – 2015. – №1. – С.44-48
2. Медведев отказался корректировать НДПИ// Lenta.ru – URL: https://openrussia.org/post/view/1924/
3. Мещерин А.Н. Не налоговый рай, но и не круги ада//Нефтегазовая вертикаль. – 2015. – №1. – С.24-29
4. Топалов А. Нефтяники атакуют Минфин//Газета.ru – URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/09/24/7774631.shtml
5. Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию, – URL: http://www.rosnedra.gov.ru/article/7808.html




Рецензии:

2.02.2016, 6:45 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: ИНТЕРЕСНО, ЛОГИЧНО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПЕЧАТИ.



Комментарии пользователей:

21.01.2016, 11:46 Жуков Олег Васильевич
Отзыв: Тема исследования выбранная Еленой Петровной, актуальна. Автор владеет теоретическими знаниями. Рекомендуется к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх