Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 16.02.2016. Последняя правка: 15.02.2016.

Реформирование законодательства как способ решения проблемы неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Бурлакова Арина Римовна

БГУ

конституционного и муниципального права

Старший преподаватель: Ямщикова Светлана Леонидовна, Кафедра конституционного и муниципального права, СФ БашГУ


Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с оплатой поставки за газ, а также возможные пути их решения. В настоящее время долги за коммунальные услуги в Российской Федерации достигают немалых размеров. Не менее трети из них принадлежат физическим лицам. Такая ситуация стимулирует органы власти искать новые способы для побуждения лиц к своевременному погашению задолженности.


Abstract:
At present, the debts for communal services in the Russian Federation reach considerable size. At least a third of them owned by individuals. This situation encourages the authorities to find new ways to encourage the timely repayment of debt. The article deals with the problems arising in connection with payment for gas deliveries, as well as possible solutions.


Ключевые слова:
газ; поставка; потребитель; абонент; поставщик газа.

Keywords:
gas supply; the consumer; the subscriber; gas supplier.


УДК 347.42 

Введение. Одной из острых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступает проблема неплатежей вообще, и в частности, в сфере газоснабжения. Большая часть долгов числится за социально-значимыми группами потребителей: населением и теплоснабжающими организациями. Периодические неплатежи могут привести к прекращению поставки газа после прекращения отопительного сезона. Поиск способов решения таких проблем является актуальной темой в настоящее время. Данная тема будет интересна как для практикующих юристов, должностных лиц государственных и муниципальных органов,  так и для граждан, которые являются субъектами изучаемых правоотношений.

Цель статьи - исследование направлений реформирования законодательства как способа решения проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучение проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства; рассмотрение путей решения проблем неплатежей.

В настоящее время научной литературы по исследуемой теме создано мало.  Отдельные вопросы отражены в работах М. Бубнова, К.В. Вологдиной. Научная новизна работы состоит в предложенных направлениях совершенствования законодательства в целях повышения платежной дисциплины.

В современный период наше государство переживает период, когда ее экономическое благосостояние зависит от сырья, добываемого на ее территории, в том числе газа. В связи с этим, отношения по поставке и оплате газа являются весьма важными.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О газоснабжении в РФ» газоснабжающими организациями являются собственники газа или уполномоченные им лица, которые осуществляют поставки газа потребителям на основании договоров. Процесс газоснабжения через присоединенную сеть представляет собой сложный процесс и включает в себя цепь неразрывно связанных между собой звеньев: добыча - транспортировка - хранение (складирование) - использование. Каждая стадия в этой цепочке - это целый комплекс правоотношений его участников.

Газ, добытый на месторождении сначала направляется в магистральный газопровод (газопровод высокого давления, принадлежащий ПАО «Газпром»). Позже газ транспортируется по Единой системе газоснабжения до газораспределительной станции. В период транспортировки собственник газа может поменяться. Позже газ попадает в газораспределительные сети, которые принадлежат различным газораспределительным организациям. По таким сетям газ доставляется до сетей и оборудования потребителя.

Поставщики газа являются социально - ответственными компаниями, в полном объеме исполняют взятые на себя обязательства, а вот те, кому они поставляют ресурсы, – нет. Неоднократно высказывались предложения о применении более жестких мер к неплательщикам. Но пока к действенным результатам это не приводит. К примеру, к концу 2014 года за три года просроченная задолженность российских потребителей газа возросла более чем вдвое. При этом такую сложную ситуацию не следует привязывать только к кризису: оказанные услуги или приобретенный товар в любом случае должны быть оплачены [5, с. 37].

Некоторые теплоснабжающие организации (ТСО) погашают лишь малую часть многомиллионной задолженности за ресурсы в составе тепловой энергии и часть лишь по судебным исполнительным листам. То есть происходит использование денежных средств не на расчеты за поставленный газ, а на иные цели, чем причиняется значительный ущерб региональным поставщикам газа.

Значительная задолженность образовалась и в результате неплатежей граждан. Причем основная категория неплательщиков-социально-неблагополучные семьи, безработные.

Потребителям поставка газа осуществляется на основании заключенного с ними договора. Поставка газа осуществляется на основании договора, заключаемого между поставщиком газа (газоснабжающей организацией) и абонентом (потребителем газа) [6, с. 13]. Основным документом, определяющим порядок поставки газа, является Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549  (ред. от 15.04.2014) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» [4]. В соответствии с п. 20 данного Постановления на абонента возлагается обязанность по оплате потребленного газа в установленный срок. В соответствии с п. 45 в случае неисполнения абонентом обязанности по оплате газа в течение двух расчетных периодов подряд, Поставщик газа имеет право приостановить поставку  газа. Но в этом случае возникает проблема допуска контролера к газовому оборудованию - часто абонент отказывается пропускать их.

Попытка решения указанных проблем была предпринята 3 ноября 2015 г., путем принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» [3], внесения изменений  в ст. 155 Жилищного кодекса РФ в части установления размера пени в случае просрочки  оплаты жилого помещения и коммунальных услуг[1].

Начиная с 01.01.2016 года размер пени составляет одну трехсотую ставки рефинансирования в случае просрочки оплаты с 31 по 91 день просрочки. С 91 дня просрочки до дня фактической оплаты размер пени составит уже одну стотридцатую ставки рефинансирования.

Изменения были внесены и в Кодекс об административных правонарушениях [1]. С 1 января 2016 года в случае самовольного подключения к газопроводам, а также незаконного использования газа на виновное лицо будет возложена обязанность по уплате штрафа в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей. В предыдущей редакции КоАП РФ размер штрафа варьировался от трёх до четырёх тысяч рублей.

Все изменения, внесенные  в действующее законодательство направлены на обеспечение повышения платежной дисциплины абонентов - потребителей газовых ресурсов и создать дополнительные гарантии для газоснабжающих компаний, что в конечно итоге будет способствовать соблюдению и защите прав потребителей, своевременно оплачивающих платежи, в сфере газоснабжения.

Заключение. Несмотря не предпринимаемые попытки совершенствования законодательства в части решения проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на наш взгляд, в целях решения этой проблемы  необходим целостный, компетентный подход при разрешении правовых проблем. В целях повышения платежной дисциплины можно предложить следующие пути решения проблемы. Во-первых, необходимо отказывать в предоставлении лицензии управляющим компаниям, которые  имеют большую задолженность перед поставщиками газа и иных ресурсов. Во-вторых, следует установить персональную ответственность должностных лиц, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство на уровне местного самоуправления,  за результаты работы в сфере своевременной оплаты за поставляемые ресурсы.  В-третьих, следует возложить обязанность на Министерство строительства и жилищного хозяйства субъекта РФ по мониторингу и контроль за исполнением согласованных графиков погашения и реструктуризации задолженности ТСО.

Библиографический список:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Российская газета. - 2005. - № 1.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) // Российская газета. - 2001. - № 256.
3. Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» // Российская газета. - 2015. - № 251.
4. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 15.04.2014) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» // Российская газета. - 2008. - № 163.
5. Вологдина К.В. Существенные условия договора газоснабжения: вопросы теории и практики // Юрист. - 2012. - № 24. - С. 13 - 16.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх