Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Разделы: Регионоведение, Экономика
Размещена 11.02.2016. Последняя правка: 10.02.2016.

Современная финансово-экономическая основа местного самоуправления в России

Кудряшова Людмила Сергеевна

ИП Соловьев А.М. " Центр Магистра"

специалист по раннему развитию

Аннотация:
В статье раскрыты теоретико-правовые аспекты финансово-экономической основы местного самоуправления в России. Рассмотрены основные понятия, связанные с формированием финансовой основы местного самоуправления. Дана характеристика современного уровня финансового обеспечения муниципальных образований в РФ. Изучены основные источники формирования муниципальных финансов.


Abstract:
In the article the theoretical and legal aspects of the financial and economic basis of local government in Russia. The basic concepts related to formation of financial bases of local self-government. The characteristics of the present level of financial support of municipal entities in the Russian Federation. We studied the main sources of municipal Finance.


Ключевые слова:
финансово-экономические основы; местное самоуправление; муниципальная собственность; муниципальные финансы.

Keywords:
financial and economic bases; local self-government; municipal ownership;municipal Finance.


УДК 332 

На сегодняшний день проблема формирования местных бюджетов является весьма актуальной. Ведь от того, как органы МСУ организуют формирование и исполнение бюджета, зависит уровень жизнедеятельности граждан, проживающих в данном муниципальном образовании. А обеспечение достойного уровня жизни – основная цель деятельности органов МСУ. Необходимо обратить внимание на то, что в данной статье рассмотрены не все возможные, а лишь основные, на взгляд автора, источники формирования местного бюджета.

Цель работы: Изучить современные способы формирования финансово-экономической основы местного самоуправления в России.

Задачи работы:

1) Рассмотреть налоговый и неналоговый способ формирования местных бюджетов.

2)Выявить основные недостатки в формировании местных бюджетов.

3)Предложить возможные способы решения выявленных проблем.

В качестве материалов исследования были использованы: Конституция, Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и т.д.

Анализ сущности понятия «финансово-экономическая основа местного самоуправления» в его различных модификациях показывает, что оно многогранно, объемлет массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем.

Основными параметрами экономической деятельности местного самоуправления являются: принципы организации, источники формирования финансов; основы финансового и бюджетного планирования; взаимоотношения органов МСУ с финансовыми институтами, гарантии финансовых прав и ответственность за выполнение финансовых обязательств.

Большинство принципов организации деятельности органов МСУ закреплены в основном законе нашей страны-Конституции РФ. Интересующие нас вопросы закреплены законодательно в статьях 130, 12, 15 п. 2, 133 Конституции РФ.[1] Следует рассмотреть их более подробно.

1)Органы МСУ вправе самостоятельно решать вопросы местного значения

2) Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти РФ.

3) Материально-финансовые ресурсы органов МСУ должны соответствовать выполняемым полномочиям органов местного самоуправления.

4) Законность осуществления деятельности органов МСУ (любая деятельность органов местного самоуправления не должна противоречить законам Российской Федерации).

5) Гласность (деятельность органов местного самоуправления должна быть открытой для граждан, независимо от состояния дел)

6) Местное самоуправление имеет право на судебную защиту.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, составляющий экономическую основу организации местного самоуправления. Органы МСУ обязаны обеспечивать формирование, утверждение, исполнение местного бюджета.

Для решения вопросов местного значения, органами МСУ используются финансовые ресурсы, составляющие собственные доходы местного бюджета. Наличие устойчивого бюджета является залогом социальной и экономической стабильности муниципального образования.

Органы местного самоуправления в первую очередь должны решать проблемы создания достойных условий для нормальной жизнедеятельности человека. Для качественной организации и разработки данных условий жизни человека, органы МСУ должны обладать определенными источниками финансовых средств.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Конституциональное определение государственных уровней власти и управления в РФ предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления, обязанной обеспечить самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального образования вопросов местного значения.[7]

Основными источниками формирования муниципальных финансов являются государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; во-вторых, собственные средства муниципалитетов, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления и, в-третьих, заемные средства или муниципальный кредит.

Ключевым финансовым составляющим муниципального образования является местный бюджет и совокупность всех экономических отношений связанных с его формированием и использованием.

Таким образом, местный бюджет - это форма образования и расходования финансовых средств на определенный период времени, представленный в форме описи доходов и расходов.

Согласно ст. 47 БК РФ собственные доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и доходов, полученных бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений. Следует отметить, что к собственным доходам бюджета не относятся поступающие в местный бюджет денежные средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета. Более наглядно источники формирования и направления использования муниципальных финансов представлены на рис. 1.

 

муниципальные финансы

Рис. 1 Источники формирования и направления использования муниципальных финансов

Налоговые доходы.

Согласно статье 61 БК, к  налоговым доходам относятся местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов,  а также государственная пошлина.[2]

Согласно статистике наибольший удельный вес поступлений в бюджет занимают отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, затем местные налоги и сборы и государственная пошлина. 

Местные налоги – доходы,  поступаемые  в бюджеты муниципальных образований от физических и юридических лиц. Местные налоги являются обязательными к уплат

Существует несколько разновидностей местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ), но наиболее значимыми для формирования местного бюджета являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. В соответствии со ст. 61 БК РФ в бюджеты муниципальных образований зачисляется 100% от земельного налога и 100% от налога на имущество физических лиц.

Земельный налог.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают налог, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, разрабатывают и устанавливают налоговые льготы.

Налогоплательщиками данного вида налога являются физические лица, организации, обладающие на праве собственности, праве бессрочного пользования земельным участком.

В случае если земельный участок находится на праве срочного пользования или данный участок был передан по договору аренды, физ. лица и организации налогоплательщиками не являются.

Налог на имущество физических лиц.

Данный вид налога уплачивается ежегодно и устанавливается представительными органами муниципального образования в определенных пределах, с учетом всех особенностей строения. Также представительные органы вправе устанавливать определенные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Несмотря на то, что данные виды налогов зачисляются исключительно в бюджеты муниципальных образований, этого явно недостаточно,  чтобы сформировать устойчивый бюджет. Эти поступления не могут в полной мере обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований.

Наиболее значимыми для создания бюджета являются доходы от федеральных и региональных налогов и сборов.

Неналоговые доходы занимают значимое место в формировании бюджета муниципального образования.  Эффективное использование муниципальной собственности  поможет  открыть новый резерв пополнения бюджета не только за счет налогов и сборов, но и за счет использования собственных сил муниципального образования. Доходы, связанные с использованием имущества занимают лидирующую позицию по отправлению средств в местный бюджет. Тем не менее, многое зависит от местной администрации и ее возможности ведения дел. Большинство управленцев не в состоянии объективно оценить объемы дохода, который мог бы быть получен при привлечении всех  бездействующих объектов в хозяйственную деятельность муниципального образования. Для устранения данного недостатка необходимо в первую очередь повысить уровень классификации кадров, а затем провести систематизацию сведений о наличии и использовании муниципального имущества.

Также имеет смысл раскрыть понятие муниципальная собственность, ведь грамотное использование данного внутреннего резерва может положительно сказаться на формировании финансово-экономической основы местного самоуправления.

Муниципальная собственность – это разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). [3]

Но в большинстве случаев  органы МСУ  не рассматривают   муниципальную собственность как источник поступлений дохода в бюджет. На сегодняшний день существует больше количество муниципального имущества, которое по причине того, что в свое время местные власти не следили за его сохранностью, пришло в негодность.

Также необходимо обратить внимание на такой вид неналогового дохода, как предоставление платных услуг казенными учреждениями. Оказание данных услуг возможно при условии, что виды   деятельности данного учреждения закреплены в уставе и соответствуют целям организации. На сегодняшний день такой вид дохода бюджета, как предоставление платных услуг,  является неразвитой отраслью, хотя государство предоставляет возможность для реализации потенциала организации. Так  согласно п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040 говорится, что доходы казенных учреждений,  получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.[6]

Помимо налоговых и неналоговых необходимо учитывать и безвозмездные поступления в бюджет. К ним относятся: дотации, субсидии, субвенции и иные безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.    

Таким образом, следует сделать вывод, что формирование финансово-экономической основы местного самоуправления зависит от того, как местная администрация построит систему формирования   экономической основы деятельности поселения. Нецелевое использование средств бюджетов негативно сказывается на экономическом состоянии муниципального образования. Следует увеличивать количество источников становления финансово-экономической основы не только за счет объема собираемости налоговых платежей, но и за счет неналоговых доходов, что позволит в полной мере развивать потенциал муниципального образования в финансовой сфере. Для создания большего удельного веса неналоговых поступлений в структуре муниципального образования, органам МСУ следует более часто и тщательно проводить проверки, связанные с законным использованием земельных участков и муниципального имущества;  следить за своевременной уплатой арендных взносов и т.д. также необходимо минимизировать финансовую зависимость от органов государственной власти. Органам местного самоуправления  необходимо заранее прогнозировать возможный убыток от муниципального предприятия, если оно не в состоянии поддерживать себя в условиях нарастающей конкуренции.  Возможна передача данных компаний в аренду группе активных предпринимателей. Это послужит получением налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Библиографический список:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015))
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016
6. Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 02-03-09/3040 «О порядке уплаты НДС и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями»
7. Чинаев, Т.В. Формирование финансово-экономической основы местного самоуправления в современной России / Т.В. Чинаев // Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2012. - № 13-1.- С. 61-67.




Рецензии:

11.02.2016, 11:45 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья полезна для молодых людей в ней дан анализ нормативно-правовых документов, отражающих муниципальные финансы. исследование после публикации надо продолжить по пути результативности расходования бюджетных средств. статью можно опубликовать.

12.02.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Кудряшова Людмила Сергеевна:
Уважаемый рецензент. Благодарю Вас за рецензию. Все ваши замечания будут учтены. С уважением, Кудряшова Л.С.

17.02.2016, 0:19 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья соответствует требованиям. Рекомендуется к печати
17.02.2016 18:18 Ответ на рецензию автора Кудряшова Людмила Сергеевна:
Уважаемый рецензент. Благодарю Вас за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх