Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №32 (апрель) 2016
Разделы: Искусствоведение
Размещена 10.02.2016.

СОВРЕМЕННАЯ АПРОБИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Карпенко Виктор Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент

Белгородский государственный институт искусств и культуры

доцент кафедры теории и методики хореографического искусства

Карпенко Ирина Анатольевна, доцент кафедры хореографического творчества, Белгородский государственный институт искусств и культуры


Аннотация:
В статье рассматривается организация построения занятий по народно-сценическому танцу, развитие русского народного танца на современном этапе хореографического образования. Русский народный танец, как один из частей, составляющих нашу традиционную культуру, поднимается в последние годы на качественно новый уровень в изучении и освоении его самобытности, раскрывающий душу и характер человека во всем многообразии его мыслей, чувств, переживаний.


Abstract:
This article presents the organization of the lessons scheme of stage dance, the development of russian folk dance at the current stage of choreographic education. Russian folk dance, as one of the parts making up our traditional culture, becomes on a qualitatively new level of studying and developing its originality last years, opening soul and character of a person in all the variety his thoughts, feelings and experiences.


Ключевые слова:
народно-сценический танец; хореографическое образование; исполнительское мастерство; актерское мастерство; воспитание.

Keywords:
folk-stage dance; choreographic education; performance skills; acting; education.


УДК 793.31

Сегодня используется апробированная система обучения народно-сценическому танцу в общей системе хореографического образования ВУЗов Российской Федерации и его терминологии.

Народно-сценический танец, как предмет обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в учебных заведениях культуры и искусств. Студент вуза, будущий педагог-хореограф, должен за время учебы освоить большой комплекс теоретических и практических знаний по методике преподавания народно-сценического танца, а именно: знать лексику и терминологию хореографического материала; уметь грамотно сочинять учебные и танцевальные комбинации у станка и на середине зала, разучивать их с исполнителями; овладеть практически многими народными танцами, изучаемыми по программе дисциплины, и уметь сочинять и составлять этюды на их основе. При этом, необходимо проявлять выдумку и находить свое композиционное решение, сохраняя национальный колорит, характер и манеру исполнения, все то, что отличает один народный танец от другого [1, с. 12].

Урок народного танца, также как и классического, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие.

Обучение народно-сценическому танцу начинается с экзерсиса или тренажа. Большинство элементов экзерсиса у палки организовано по принципу классического танца: приседания, упражнения для развития подвижности стопы, маленькие броски, круг ногой по полу, поднятие ноги на 90 градусов, развороты бедра, большие броски. И только небольшая часть движений сохраняет аутентичный подход к их выполнению.

Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоения характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко без напряжения передавать на сцене яркую палитру народного танца. В каждом разделе упражнения расположены в порядке возрастающей трудности.

Занятия у станка направлены на разогрев и развитие определенных групп мышц. Упражнения у станка выполняются в строгой последовательности, исходя из закона «от простого – к сложному». Экзерсис у станка должен развивать хореографические и физические данные у детей: выворотность в стопе, колене, бедре, высокий подъем, вытянутость колена и пальцев, величину шага, гибкость корпуса, силу ног, пластичность рук, высоту прыжка и апломб.

Народно-сценический танец и его традиционный экзерсис во многом построен на выворотном положении ног. Однако, экзерсис под силу только тем, кто имеет весь комплекс физических данных, поэтому уроки по усовершенствованию исполнительского мастерства на протяжении всех лет обучения целесообразно строить следующим образом, исходя из основных задач программы обучения:

  • вырабатывание и развитие ритмичного дыхания, все упражнения делаются на свободном дыхании;
  • для развития двигательных функций, рекомендуются основные упражнения и ряд вспомогательных упражнений на полу.

Исправление некоторых недостатков в осанке, а именно сутулость, асимметрии лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника и других. Для исправления этих недостатков необходимо применять ряд корректирующих упражнений, на полу сидя, стоя на коленях, в положении – лежа и т.д. Эти упражнения комбинируются с упражнениями, направленными одновременно для развития двигательных функций; освоение и развитие основ равновесия и апломба.

Фундаментом равновесия является правильная постановка тела в положении стоя у станка и на середине зала, правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в прыжках. Предполагается также постановка корпуса у станка и на середине зала в индивидуальном порядке при отклонении в осанке.

Задачей каждой части урока является развитие у исполнителей необходимых качеств для совершенствования техники танца, что требует выполнения обязательных требований к построению и ведению урока. Постепенно увеличивать нагрузку от простых упражнений к более сложным упражнениям, расчленяя каждое упражнение на элементы, постепенно разучивая, углубляя и закрепляя их. Чередовать упражнения с различной нагрузкой для различных мышечных групп: рук, ног, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д. Темп движений должен быть сначала медленный с последующим ускорением.

Физические природные способности можно развивать в любом возрасте, но в ранние годы, когда происходит функциональное, формирование и организм наиболее чувствителен к внешним воздействиям, это наиболее эффективно. Возникает вопрос: «Как вписать занятия по развитию прыгучести, выворотности, устойчивости и так далее в систему подготовки исполнителей-хореографов?»

Варианты могут быть различные. Использование уроков исполнительской подготовки (СУЗ) и балетной гимнастики (ВУЗ) один-два раза в неделю в течение всех лет обучения. Этот урок может быть как обязательным, так и факультативным для желающих сразу из нескольких курсов в репетиционное время после лекций. В учреждениях дополнительного образования, в любительских танцевальных коллективах можно ввести дополнительные занятия после основного репетиционного времени, возможно, и до него или в другой день.

Работать над развитием прыгучести, выворотности, танцевального шага, эластичности мышц и связок, гибкости корпуса можно как организованно под руководством преподавателя, так и в индивидуальном порядке. Во втором случае обучающиеся сами должны находить время для специальных занятий, которые во время учебного процесса лучше проводить не чаще двух раз в неделю.

В хореографический коллектив приходят для того, чтобы научиться танцевать. Обучение хореографическому искусству – это, прежде всего изучение и освоение разнообразных танцевальных движений. Танцевальные движения, жесты, позы, мимика – это своеобразный хореографический язык, который для хореографического искусства столь же важен как литературный язык для произведения литературы.

Народный танец также обладает чрезвычайно стройной и четко разработанной системой движений жестов и поз. На основе изучения и освоения движений и элементов народный танец формирует и совершенствует исполнительское мастерство. Школа народного танца располагает огромным диапазоном технических и выразительных средств, которые являются основой для формирования и совершенствования исполнительского мастерства [7, с. 70-73].

Выразительность – одна из основ и важнейших достижений народно-сценического танца. Все движения народно-сценического танца должны ярко и пластично раскрывать характерные черты исполнения изучаемой народности. Выразительными должны быть не только танцевальные движения, но и учебно-тренировочные упражнения. В народном экзерсисе участвуют основные компоненты танцевальной выразительности: руки, корпус, голова, ноги, поэтому в упражнениях следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движения, их соответствие с содержанием музыки, характеру упражнения, манере исполнения.

Исполнительское мастерство – это совокупность навыков, умений и специфических качеств, необходимых для сценической, хореографии. Исполнительское мастерство в области народного танца – это определенный набор исполнительских качеств, каковыми являются:

1. Скоординированное взаимодействие движений корпуса, рук, характерного жеста и позы.

2. Легкость, быстрота, четкое ритмическое исполнение движений.

3. Музыкальность исполнителя, то есть умение «танцевать» содержание музыки.

4. Владение сложными элементами народного танца.

5. Актерское мастерство, эмоциональность, выразительность.

Учебно-тренировочная работа, творческая постановочная деятельность руководителя коллектива должны переплетаться с воспитательной работой. Руководителю нельзя упускать из поля зрения поведение участников внутри коллектива, держать под контролем взаимоотношения между отдельными его членами, быть в курсе взаимоотношений в семье.

Руководитель должен стремиться сплотить свой коллектив, четко определить этапы и конечную цель его работы. Сложность воспитательной работы в коллективе во многом определяется тем, что он состоит, как правило, из людей различного возраста, различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы на решении общей задачи не просто. Руководителю, формирующему единый художественный организм, приходиться проявлять такт, чуткость педагога-воспитателя, применяя индивидуальный подход к своим участникам.

Создавая план воспитательной и художественной деятельности коллектива, надо добиваться непрерывности процесса развития, как коллектива, так и отдельных его членов. И потому целесообразно строить работу по принципу «от простого к сложному», наметить этапы учебно-педагогической творческой и воспитательной работы.

Руководителю необходимо наметить такой репертуар, который привлек бы и заинтересовал всех участников коллектива, где бы учитывались возможности каждого участника, перспективы его творческого роста. Каждое занятие должно быть интересно артистам-любителям, для этого руководитель должен стараться равномерно загрузить каждого пришедшего на занятие, найти возможности для проявления способностей каждого.

Формы и методы воспитательной работы в коллективе народного танца могут быть различны. Они обусловлены характером и направленностью его творческой деятельности, культурного и художественного уровня его участников и другими условиями. Так, например, изучение какого-либо народного танца может и должно сопровождаться рассказом руководителя о жизни этого народа, о его истории, быте, об его исполнительских традициях.

Одной из форм может быть показ специальных фильмов, просушивание музыки и песен, связанными с национальными особенностями изучаемого народного танца. Другими формами могут быть лекции, беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение концертных программ и спектаклей профессиональных коллективов, посещение выставок и музеев.

Очень полезен обмен опытом между хореографическими коллективами, их творческая помощь друг другу. Бесспорную пользу принесут и встречи с композиторами, мастерами хореографического искусства, художниками, которые могут поделиться своим опытом работы, рассказать о своем творческом пути. Такие встречи являются и вечерами отдыха, но вместе с тем они приносят большую пользу в расширении кругозора участников коллектива, в их идейном воспитании.

Воспитательная работа может привести к положительным результатам только тогда, когда участники коллектива по-настоящему полюбят искусство, которым занимаются, полюбят труд, повседневный, кропотливый.

Руководитель должен использовать все средства, которые дают возможность расширить кругозор учащихся, повысить их культурный уровень. Воспитательная сила занятий в коллективе народного танца заключается в том, что они будят в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы. Настоящее искусство народного танца всегда эмоционально. Оно формирует сознание человека как художника, творца, даруя ему радость сотворчества, воспитывая любовь ко всему прекрасному.

Неоценимый вклад в формирование академической школы танца внес великий балетмейстер, мастер сценического народного танца Игорь Александрович Моисеев. Он создал новую систему танца на синтезе классического и народного танцев.

Формирование и развитие танцевального мастерства в области народного танца – процесс далеко не новый. В нашей стране разработана определенная система профессионального обучения танцам, в том числе и народным. Кафедрами столичных и региональных вузов выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства.

В заключении мы можем сказать о том, что, воспитание профессионализма неразрывно связано с воспитанием осознанности у исполнителей. Важно, не только аккуратно посещать занятия, точно выполняя задания, нужна полная отдача, умение мыслить в пределах изучаемого материала и чувствовать профессиональную необходимость каждого урока, каждого движения. Будущему педагогу-хореографу следует понимать природу развития психики ребенка. В этом ему помогут исследовательские работы Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, Г. М. Бреслава, В. К. Вилюнаса, К. Изард, В. В. Лебединского и других.

Как известно, воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступают усвоение ребенком необходимых элементов для жизни в обществе и формирование принимаемых в обществе ценностей. Процесс воспитания предполагает свои принципы, это то, что педагог планирует, к чему стремиться. Это путь, который позволяет прийти к идеалу. Через народное хореографическое искусство обучающиеся постигают профессиональные основы танцевального искусства, у них формируются определенные качества: выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство, а главное – прививается любовь к искусству.

В современном мире пытаются найти новые подходы к преподаванию, но, ни в коем случае нельзя забывать, что все новое обязательно основывается на уже доказанных истинах и их нельзя просто так игнорировать.

 

Библиографический список:

1. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: могнография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 306 с. – (Научная мысль). – www.dx.doi.org/10.12737/15948.
2. Пуртова Т. В., Беликова О. В., Кветная О. В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Владос. 2003. 256 с., ил.




Рецензии:

2.05.2016, 7:30 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья освещает важные вопросы методики преподавания хореографии. несмотря на то, что новизны в этом изложении мало, совершенно согласна с автором, указывающем, что все новое обязательно должно основываться на традициях. и традиции хореографического образования - не исключение. статья изложена логично, грамотно, раскрывает заявленную тему. рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх