Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 17.02.2016. Последняя правка: 17.02.2016.
Просмотров - 3648

Внедрение единой системы стратегического планирования в России

Никишина Анастасия Юрьевна

-

Южный Федеральный Университет

Магистрант

Новицкий В.В., студент, кафедра Экономики предприятия, Южный федеральный университет; Кобец Е.А., кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики предприятия, Южный федеральный университет, Россия


Аннотация:
В данной статье рассматривается Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также анализируются перспективы развития стратегического планирования в России и Ростовской области. Отмечаются основные изменения, произошедшие с момента принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», предлагаются пути усовершенствования данного закона.


Abstract:
In this article the Federal law "About strategic planning in the Russian Federation" is considered, and also prospects of development of strategic planning in Russia and the Rostov region are analyzed. The main changes which happened from the moment of adoption of the Federal law "About strategic planning in the Russian Federation" are noted, ways of improvement of this law are offered.


Ключевые слова:
планирование; прогнозирование; стратегическое планирование; экономика; социально-экономическое развитие.

Keywords:
planning; forecasting; strategic planning; economics; social and economic development.


УДК 338.24

11 июля 2014 года, вместо закона о государственно прогнозировании и программах развития социально-экономической сферы страны, вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Его целью является создание единых требований к системе стратегического планирования социально-экономического развития на всех уровнях. Формирование и принятие стратегии государственной политики регионального развития вызвано потребностью в   определении приоритетов в реализации последующих прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, улучшении организации систем социального обеспечения населения и экологии окружающей среды, следовательно, внедрение единой системы стратегического планирования в России является весьма актуальным.

Прежний закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» действовал не в полной мере. Из предусмотренных в законе программ и прогнозов регулярно принимались в основном программы среднесрочного социально-экономического развития РФ, периодичность принятия которых была связана не с основными положениями закона, а была обусловлена политической необходимостью [1].

Также стоит отметить отсутствие конкретизации правового статуса концепций закона № 115-ФЗ на долгосрочную перспективу. Разработка и содержание долгосрочных программ должно было регулироваться Правительством РФ, что, в свою очередь, создавало опасность неисполнения концепций федеральными ведомствами и министерствами.

Существует несколько причин недееспособности долгосрочной системы прогнозирования и программирования. В первую очередь, это столкновения интересов в законодательстве, в частности, противоречия с БК РФ. Во-вторых, несовершенство механизма реализации закона наблюдалось в самом законе: ряду норм требовалось принятие различных подзаконных актов [2].

Таким образом, в качестве совершенствования утратившего силу закона «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации»  стало необходимостью определение статуса долгосрочных концепций развития и назначение органа, ответственного за их реализацию. Во избежание коллизий, основа закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должна быть грамотно встроена в единую законодательную систему [3]. Также необходима проработка и принятие всех необходимых для функционирования подзаконных актов и конкретизация полномочий органов власти, ответственных за исполнение закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Новым законом создается единая система планирования в России, а также временные рамки стратегического планирования, определяемые от 6 до 12 лет. При учёте, что срок полномочий правительственных деятелей ограничен пятью годами, указанные временные отрезки дают возможность обеспечения преемственности целей и задач социально-экономического развития территорий в процессе смены их руководителей. Узаконены «промежуточные» уровни планирования – межрегиональный, позволяющий разрабатывать стратегии на уровне федеральных округов, и межмуниципальный уровни. Стоит отметить, что в перечне документов данного планирования на федеральном и на региональном уровнях теперь нет федеральных целевых программ, их место займут госпрограммы [1].

Какой теперь будет система стратегического планирования в стране и её регионах? На высшем уровне базой определения стратегических целей и наиболее важных аспектов социально-экономического развития страны станут ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию и указы Президента, которые раскрывают сущность послания. Один раз в 6 лет создаются Стратегические программы социально-экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности. Данные документы основываются на стратегическом прогнозе Российской Федерации и на долгосрочном прогнозе социально-экономической и научно-технологической сфер страны, на бюджетном прогнозе и т.д. Основываясь на вышеуказанных стратегиях создаются отраслевые документы планирования – межотраслевые и отраслевые стратегии [4].

На межрегиональном уровне необходимым документом для разработки и осуществления равновесной региональной политики является Стратегия пространственного развития России. Она служит основой Схемы территориального планирования РФ и стратегий развития макрорегионов, создаваемые для обеспечения взаимного согласования реализации мероприятий. Также важным аспектом является то, что данные стратегии могут послужить базой для создания различных государственных программ РФ, которые сформированы по территориальному принципу [5, с.56].

Субъекты РФ имеют системы стратегического планирования, которые включают аналогичную по структурным элементам систему стратегических документов. В регионах должна быть создана стратегия социально-экономического развития на срок до двенадцати лет. Она также является базой для создания госпрограмм субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. Необходимо также разработать план мероприятий по реализации стратегии. Важно отметить, что, согласно закону, в регионе возможна разработка стратегий социально-экономического развития какой-либо части территории субъекта страны, к примеру, для нескольких муниципальных единиц, которая потребует выработку собственных стратегических целей, задач и направлений развития [6].

На муниципальном уровне система планирования выражена стратегией развития муниципального образования, муниципальными программами и планом мероприятий по осуществлению стратегии. К тому же в муниципальном образовании необходима разработка прогнозов развития на различные периоды и прогноза по бюджету.

Прошло уже больше года с момента принятия закона, и необходимо отметить некоторые моменты.

В числе одного из первых событий касаемо вопроса государственного планирования на современном этапе была передача функций по стратегическому и территориальному планированию Министерству экономразвития РФ ввиду подписания 8 сентября 2014 года Указа об упразднении Минрегиона России. Необходимо отметить, что до января 2015 года в Минэкономразвития России отсутствовали и департамент, и конкретный чиновник, ответственный за вопросы стратегического планирования [1]. Это подтверждают приказы о распределении обязанностей между действующими заместителями Министра экономического развития России, когда функции по стратегическому планированию неоднократно за такой короткий срок меняли своего руководящего заместителя министра.

Интересным остается тот факт, что в октябре 2014 года на сайте государственных закупок было достаточно много объявлений о выполнении НИР по корректировке стратегий, программ развития, инвестиционных стратегий субъектов РФ и муниципалитетов. В конечном итоге, стратегии будут обновлены, однако осуществление Закона о стратегическом планировании касаемо реализации принципов единства, преемственности и непрерывности и такое обновление стратегических документов никак не связаны [6]. К тому же есть действующие задачи, которые стоят перед властями субъектов РФ. Как было сказано ранее, это разработка законов субъекта Российской Федерации о стратегическом планировании. Также в целях повышения эффективности работы системы стратегического планирования, которая осуществляется на основе оценки фундаментальных социально-экономических и финансовых показателей, которые содержатся в документах стратегического планирования, а также повышения результативности работы участников стратегического планирования по достижению в определенные сроки запланированных показателей нужно создать систему отслеживания претворения в жизнь документов стратегического планирования. Регионам же необходимо разобраться в своих стратегиях и программах и привести их в соответствие с законом [7]. Всем известно, что фактически все субъекты РФ имеют собственные инвестиционные стратегии, инновационные стратегии и пр., а число формирований стратегий пространственного развития и схем размещения производительных сил на территории областей очень велико. Возникает проблемный вопрос: почему в стратегии субъекта РФ нет раздела по инновациям, инвестиционному обеспечению стратегических решений, обоснованию размещения конкретных производств [7]. Вышеуказанные элементы должны быть важной частью стратегии субъекта РФ и входить в ее состав взаимоувязанными блоками, а не существовать в виде отдельных документов. Хотелось бы отметить статью 47 Закона о стратегическом планировании, где предусмотрена разработка до 2016 года нормативных правовых актов, которые должны определять реализацию разработки документов стратегического планирования, осуществление контроля за их реализацией  и создание федерального государственного реестра подобных документов, а до 1 января 2017 года создание этих документов [8].

За полгода действия закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в период с июня 2014 г. по февраль 2015 г., практическое планирование на всех уровнях не получило никаких ориентиров и рекомендаций. Остается надеяться, что колоссальный объем задач по реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» будет осуществлен в более интенсивном темпе и с конкретными результатами.

Необходимо проанализировать новый Закон с точки зрения направлений исправления ошибок в предыдущем законе.

Во-первых, помимо Президента и Правительства РФ определения конкретных ответственных органов нет, а санкции за ненадлежащее выполнение органами своих функций не установлены.

Во-вторых, включение законодательства о стратегическом планировании в систему действующего законодательство оказалось нечётко произведенным. Действует множество программных и стратегических документов в различных сферах, которые могут иметь некоторые несоответствия с новым законом, однако, согласованием между ними следовало заняться в процессе принятия нового закона.

В-третьих, принятие подзаконных актов во исполнение нового закона происходит медленно, что привело к тому, что закон если и работает, то в весьма не полной мере.

В-четвертых, уточнение полномочий министерств должно осуществляться и на уровне их регламентов. Дублирование необходимо полностью исключить.

Таким образом, следует сделать вывод, что результативность и эффективность в новом законе пока отсутствует.

Органы исполнительной власти работают, в основном, над тактическим решением острых проблем. Реализация функции стратегического планирования является бессистемной, что не допускает осуществления действующих актов как реальных стратегических инструментов управления.

Отсутствие долгосрочного планирования привело к нерешённым проблемам во многих сферах жизни страны, а отсутствие политических механизмов и институтов, обеспечивающих ответственность органов исполнительной власти за результаты своей работы, негативно отражается на любой сфере государственного управления и тормозит развитие стратегического планирования [4].

В Ростовской области уже подготовили проект областного закона «О стратегическом планировании в Ростовской области», который определяет участников стратегического планирования в лице Правительства, контрольно-счетной палаты, органов исполнительной власти и законодательного собрания и их полномочия, установлены исчерпывающие перечни документов, порядок регистрации, мониторинга и контроля осуществления таких документов.

В заключение, следует подчеркнуть, что для принятия новой Стратегии социально-экономического развития Ростовской области нужна разработка долгосрочных прогнозов социально-экономического и бюджетного планирования. Она должна стать документом, который будет определять основные направления и параметры развития нашего региона с учетом нынешней реальности [3].

Актуальным становится вопрос о развитии Ростовской области в течение 10-15 лет: каким в итоге будет наш регион. Для этого следует создать образ «Ростовская область будущего». Необходимо детально проработать каждую сферу жизни общества, распределить имеющиеся ресурсы, чтобы желаемая модель Ростовской области стала реальностью в результате осуществления Стратегии.

Библиографический список:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Кобец Е.А. Проблемы управления конкуренцией // Известия ЮФУ. Технические науки. Выпуск №1 (36) / 2004. C. 168-169.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
4. Рогоженко А.А., Талалай М.А., Кобец Е.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Новое слово в науке: перспективы развития. Выпуск №3 / 2015. С. 314-316.
5. Смирнова О.О. Актуальные вопросы государственного планирования или первые действия «на старте» за полгода после вступления в силу закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Мир. Выпуск№ 1 (21) / том 6 / 2015. С.55-58.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
7. Указ Президента РФ от 08.09.2014 N 612 "Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".




Рецензии:

17.02.2016, 12:50 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия: Статья представляет интерес. 1.Но необходимо привести ее в соответствие с требованиями: цель, задачи, обзор авторов по проблемам. 2.Литература по статье имеется, но не расставлены конкретные ссылки. 3. Статья написана на стыке экономики и право. Я бы советовала посмотреть статью специалистами в области права, так как в статье рассматриваются больше правовых моментов, чем экономических.

17.02.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
спасибо за рецензию! статья была доработана согласно рекомендациям.

17.02.2016, 13:12 Калдияров Данияр Алтаевич
Рецензия: Статья интересная и хорошо написано. Рекомендуется к печати
17.02.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
спасибо за рецензию!

17.02.2016, 16:57 Галанцева Ирина Валерьевна
Рецензия: Статья написана грамотно, и имеет логическое завершение. Не смотря на отмеченные ранее замечания, статья не теряет своей оригинальности. Рекомендовано к печати.
17.02.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
Большое спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх