Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 15.03.2016. Последняя правка: 14.03.2016.
Просмотров - 10186

Социальные сети как средство коммуникации.

Гришина Мария Сергеевна

Самарский Государственный Технический Университет

Студент

Научный руководитель: Забержинский Борислав Эдуардович, кандидат технических наук, доцент, Самарский Государственный Технический Университет, информационные технологии.


Аннотация:
В статье рассматривается роль социальных сетей как ресурсов общения в интернет-среде. Приводится описание критериев общения в социальных сетях. Обсуждаются возможности применения социальных сетей в образовании на основании социологических опросов, исследований проводимыми российскими специалистами в области информационных технологий. Рассматриваются преимущества и недостатки применения социальных сетей как учебной площадки.


Abstract:
The article discusses the role of social networks as resources of communication in the Internet environment. Describes the criteria for communicating on social networks. Discusses the possibility of applying social networks in education on the basis of opinion polls, surveys conducted by Russian specialists in the field of information technology. Discusses the advantages and disadvantages of the use of social media as an educational platform.


Ключевые слова:
социальные сети; интернет; образование; контент; интеграция; коммуникация.

Keywords:
social network; Internet; education; content; integration; communication.


УДК 31.316.772 

Происходящее на протяжении 20-го века технологическое развитие повлекло за собой масштабное расширение возможности людей в сфере коммуникаций по средствам применения новых технических средств порождая тем самым все новые и новые системы взаимодействия. Главным событием в эволюции развития коммуникативных средств в конце 20-го века явилось появление информационной сети интернет. Современный интернет-это не просто средство общения людей или средство получения информации, это интерактивное пространство взаимодействия множества людей по всему миру совместно творящих информационную среду. Наиболее распространёнными ресурсами общения в интернет-среде являются социальные сети. Социальные сети направленны в первую очередь на поиск и поддержание контактов и обеспечение взаимосвязи между пользователями. При этом в социальных сетях существует множество проектов, которые могут объединять как реально знакомых людей, так и совершенно незнакомых между собой людей связанным в интернет-сообщество по интересам специалистов в какой-либо области.

 

 

 

Рис. 1 Составные элементы категории общения.

Критерии общение в социальных сетях выстраиваются следующим образом:

Идентификация – подача информации о себе, получение информации о других пользователях, позволяет заводить контакты по интересующим Вас вопросам, отсеивать не нужные Вам контакты;

Выстраивание статуса общения который можно разделить на три основных направления: коммуникативная сторона общения как правило обмен информацией в определенной области деятельности (образование, работа и т.п.); интерактивная сторона общения взаимодействие в совместной деятельности в различных областях отраженных в интерактивном пространстве; перцептивная сторона общения как правило выстраивание личностных отношений, построенных на восприятии и понимании другого человека или группы людей.

Социальные сети находят все большее применение в различных областях деятельности человека. Одним из популярных трендов является использование социальных сетей как средства в образовательном процессе. Необходимость внедрение образовательного процесса в социальную сеть можно рассматривать по такому критерию как степень вовлеченности учащихся в социальные сети.  И. Н. Голицына приводит данные опроса студентов 1-2-х курсов Казанского федерального университета и Казанского института Российского государственного торгово-экономического университета, согласно которому более половины из них (64 %) более 3 часов в день проводят в социальных сетях. Наиболее популярной социальной сетью среди студентов оказалась «ВКонтакте» (100 % опрошенных являются ее участниками). Все опрошенные используют социальные сети в учебных целях, при этом 93 % используют их для передачи учебных файлов, 77 % обсуждают учебные вопросы, 37 % состоят в целевых группах. Только 4 % студентов считают, что преподавателям не надо использовать социальные сети [1]. При опросе, проводимом в Московском Государственном Университете Технологий и Управления преподавателям были заданы следующие вопросы:Считаете ли Вы одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий обучения? Да-36(78,26%), нет-4(8,7%); Готовы ли Вы к дистанционному общению со студентами посредствам сети Интернет?Да-36(67,39%), нет-4(10,87%) [5] .Агентством Интерфакс при поддержке министерства образования и науки РФ в 2013 году впервые была произведена «Оценка уровня развития вузовских коммуникаций в социальных сетях (KloutScore)»и представлен ранжированный список некоторых российских вузов, развивающих коммуникации в социальных сетях (оценка в диапазоне от 0 до 100). В пятерку лидеров вошли следующие вузы: Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (оценка 54); Высшая школа экономики (53); Финансовый университет при правительстве РФ (52); Воронежский государственный университет (51); Томский политехнический университет (49). Для сравнения оценка Гарварда составляет 99.

Если проанализировать приведенные выше социологические опросы и исследование, можно прийти к выводу что использование социальных сетей в образовании на сегодняшний день актуальная тема и имеет большие перспективы развития.

 



Рис. 2 Организационные формы образовательных процессов.

Организационная структура образовательной социальной сети позволяет интегрировать в себе совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. По мнению О. А. Клименко [4] «высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий. Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству»из чего можно сделать вывод что скорость обучения увеличивается пропорционально степени интеграции студента в учебный контент.



Рис. 3 Средство и место реализации образовательного процесса.

Образовательные социальные сети дают возможность изучения предмета взаимодействуя с максимально широкой аудиторией посредством заложенных в ней коммуникативных ресурсов. Есть также целый ряд преимуществ при использовании социальных сетей как учебной площадки, таких как:

1. Возможность использовать социальные сети как информационную площадку для учащихся, оперативно решать задачи, выстаивать непрерывный учебный процесс за счет высокого уровня взаимодействия преподавателя и ученика;

2. Использование ресурсов социальных сетей преподавателями и учениками для обмена опытом, информацией, взаимодействия за рамками своей учебной группы;

3. Создавать как учебную группу или проект, так и множество учебных проектов взаимодействуя сразу с несколькими учебными группами;

4. Применение технологии вики и форумов позволяет всем участникам виртуальной учебной группы самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент;

5. Создание участником учебной группы собственной образовательной траектории позволяет совмещать индивидуальные и групповые формы работы, что способствует лучшему усвоению и пониманию материала посредствам общения по нужному материалу с участниками группы параллельно с индивидуальными занятиями;

6. Позволяет участникам учебной группы оценивать результаты и вклад в коллективное творчество каждого участника;

7. Дает возможность профессионального или (самостоятельного) личного обучения за рамками учебного контента, поиска новых учебных площадок, что позволяет получать результаты, которые можно интегрировать как в свой образовательный процесс, так и в учебную группу.

Однако в использовании социальных сетей как учебной платформы существует и ряд недостатков. В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании можно выделить следующие: в условиях непрерывного образовательного процесса на преподавателя выпадает высокая степень загруженности; не во всех аудиториях имеется доступ к Интернет-ресурсам; обилие в социальных сетях развлекательного контента, обновление приложений, общение с друзьями и т. д. отвлекает студента от учебы; отсутствие инструментария для управления образовательным процессом; учебная площадка практически открыта для всего интернет сообщества что для большинства преподавателей неприемлемо; отсутствие возможности оценивать рабочее время преподавателя по универсальным критериям оплаты труда.

Использование ресурсов социальных сетей в сфере образования ещё до конца не изучено, и требуется проделать большую работу для оптимизации контента под образовательный процесс и решения существующих проблем, но совершенно очевидно, что привлечение данных ресурсов в образовательную среду имеет огромные перспективы и превалирует над другими формами дистанционного обучения ввиду практически100% вовлеченности студентов в интерактивную среду социальных сетей.

В орбите последних политических событий множество медиа компаний и средств массовый информации по всему миру превращают информационное пространство в средство пропаганды интересов властей своих стран. Люди по всему миру испытывают дефицит объективной и правдивой информации. Существует мнение что социальные сети используются как средство для «промывания мозгов», разжигания негативных политических процессов, однако, как средство коммуникации- социальные сети объединяют в первую очередь людей по всему миру, дают им возможность общаться, спорить, вести диалог и приходить в конечном итоге к истине.

Библиографический список:

1. Голицына И. Н. Самоорганизация студентов в социальных сетях / И. Н. Голицына // Ученые записки ИСГЗ. -2013. - № 1-1(11). - С. 99-105.
2. Голицына И. Н. Социальные сети как средство развития интеллектуального потенциала пользователей [Электронный ресурс]. URL: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3/Golicina.pdf (дата обращения: 15.12.2015)
3. Градосельская В.Г. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Новый учебник, 2004. - 248 с.
4. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О. А. Клименко. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-4074.
5. ФГБОУ ВО МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgutm.ru/index.php (дата обращения: 18.12.2015)




Рецензии:

15.03.2016, 10:04 Турдыева Шохида Толкуновна
Рецензия: Хорошая статья. Написанная на уровне студента, отслеживается внесение руководителем своего вклада. Желаю дальнейших успехов автору.

15.03.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Гришина Мария Сергеевна:
Благодарю Вас за рецензию.

15.03.2016, 10:05 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: 1. Очень плохо проработаны источники, на тему статьи пишут сейчас много. 2. Не отделены мысли авторов от мыслей источников, поэтому не ясно что утверждает автор, а что утверждают источники. 3. Не ясна новизна, что конкретно нового сделал автор статьи (может что-то и сделал, но это не ясно). 4. В тексте присутствуют ошибки типа "Критерии общение в социальных сетях выстраиваются следующим образом:", критерии "общения". Автор упоминает о неких "образовательных социальных сетях", мне таковые не известны, но если они есть, то нужны примеры. 5. Первый рисунок почти не читается. надо крупнее делать. 6.Анализ проблем недостаточен. Если не можете сами посмотрите мою статью "Трансляция знаний в современном информационном обществе и организация занятий в высшем образовании", там об этом есть. Вывод. Тема актуальная, но для публикации статьи нуждается в доработке.

16.03.2016, 12:51 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1. Статья "Социальные сети как средство коммуникации" требует прежде всего НАУЧНОЙ СТИЛИЗАЦИИ и корректировки мелких грамматических ошибок. 2. "Роль общения" и коммуникаций скорее относится к психологической области научного интереса. 3. Отсутствует собственно аргументированный научный вклад автора в решение вопроса образования. 4. Отсутствует теоретико-методологическая основа исследования вопроса (?- какого?), ссылки на теории/концепции и методологию собственно образования. Статья НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ в разделе "Образование".

16.03.2016, 21:27 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Статья представляет собой учебный реферат с грамматическими и синтаксическими ошибками. Рецензент согласен с предыдущими оценками. Тема позволяет поставить и развить множество креативных аспектов от вариаций в понятиях "информатика", "электронные ресурсы", "электронные средства учебного назначения", "особенности интерактивности как нового принципа дидактики" и др. В научной печати ваковского статуса такой материал публиковать рано.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх