Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.02.2016.
Просмотров - 3367

Организация налогового контроля

Суворова Ксения Александровна

Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова

магистрант

Грабова Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова


Аннотация:
Данная статья раскрывает сущность налогового контроля, его виды и способы реализации на практике в условиях развития современной экономики.


Abstract:
The article reveals the essence of tax control, its types, ways of realization in practice in the conditions of modern economic development.


Ключевые слова:
налоги; налоговый контроль; налоговый мониторинг; совершенствование налогового контроля.

Keywords:
taxes; tax control; tax monitoring; improving tax control.


УДК 336.22

В настоящее время в нашем государстве достаточно неоднозначно ставится вопрос полноты  уплаты налогоплательщиками начисляемых им налоговых платежей, поскольку общество всегда стремится найти такие пути решения проблемы финансовых ресурсов, чтобы в конечном итоге  соблюдался рост доходов и сокращение расходов, в этом и состоит личная финансовая выгода  не только каждого индивида, но и любой  организации, предприятия, фирмы, что в частности приводит  к желанию экономить на налоговых платежах. Такое желание экономии на налоговых платежах не всегда воплощается в жизнь законными путями, что в масштабах целой страны можно расценивать как существенный удар по финансовой стабильности экономической сферы государства. Именно по этой причине перед налоговыми органами ставится следующая задача - не только начисление и сбор налоговых платежей, но и контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов. Для осуществления комплексных контрольных действий необходимо обращать пристальное внимание на следующие вопросы: мониторинг за постоянными изменениями  и дополнениями существующей нормативно-правовой базы, которая, как показывает практика, не всегда совершенна и имеет прорехи, благодаря которым не редки случаи ухода от уплаты физическими и юридическими лицами  налоговой повинности легальным путем; знание основ планирования и  практической организации контрольно-ревизионной работы налоговых органов; оценка сложившейся практики осуществления  налогового контроля различными методами; поиск ошибок и разработка перспективных методов их решения и практического внедрения в части  налогового контроля.

Что касается правовых основ налогового регулирования, то существует обширный перечень нормативно-правовых актов, которые изменяются и дополняются в связи с изменением экономической и политической ситуации в стране. К ним относятся: Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, рекомендательные письма. Очевидно, что теория неотделима от практики, т.е. подкрепленный законодательно теоретический аспект налогового регулирования непременно находит свое отражение в использовании различных методов и форм налогового контроля. Принято выделять три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий, однако не стоит забыть и еще об одной форме контроля- переконтроль.

Все вышеперечисленные формы контроля дополняют друг друга, отражая непрерывный во времени процесс контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, что позволяет выявить еще на стадии планирования возможные правонарушения в сфере налогового законодательства. Осуществление камеральных проверок является основным методом реализации предварительного контроля, они заключаются в проверке представленных налогоплательщиком документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, проводятся по месту нахождения налогового органа.

Текущий контроль иногда называют еще и оперативным контролем, но суть  его неизменна - осуществление налоговыми органами одновременного  контроля вместе с совершаемыми процессами финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Методы, применяемые при этой форме контроля- обследование, наблюдение, анализ, экспресс- проверка.

 Последующий контроль заключается в проведении документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий за прошедшие отчетные периоды при помощи метода наблюдения, обследования и анализа непосредственно по месту нахождения объекта. Данный вид контроля реализуется посредством камеральных и выездных проверок и является весьма значимым, поскольку характер выявленных ошибок и нарушений может иметь систематический характер, включая разные отчетные периоды деятельности предприятия, что очень проблематично и практически невозможно выявить при применении предварительного и текущего контроля. Также стоит упомянуть и таком распространенном методе исследования документации как организация встречных проверок. Встречная проверка может быть осуществлена по необходимости в процессе осуществления контроля, но не является его обязательным элементом. Суть ее заключается в сопоставлении документации по одной и той же операции у организации и ее контрагента, в таком случае несовпадении каких-либо показателей будет свидетельствовать об укрытии доходов и соответственно уменьшении налогооблагаемой базы.

Переконтроль - относительно новый вид контроля и не столь часто используемый, но весьма полезный при исключении человеческого фактора во время проведения  налоговых проверок. Заключается в осуществлении повторного контроля отдельных вопросов  уже проведенного контрольного мероприятия.

Таким образом, существует достаточно развитая система организации контрольных мероприятий в налоговой сфере, однако необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля с учетом сложившейся практики различных регионов внутри страны, а  также зарубежной практики.

Совершенно инновационным методом налогового контроля признан стать «налоговый мониторинг». Что это такое и для чего применяется? Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо обратиться к Федеральному Закону "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" [1], согласно которому с 01.01.2015 года вводится в действие новый режим администрирования уплаты налогов –налоговый мониторинг. В Налоговом Кодексе РФ понятие налогового мониторинга рассматривается в следующем виде: налоговый мониторинг[2] –это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)- организацию. Проще говоря, налоговый мониторинг- это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организации в режиме реального времени предоставляет доступ налоговому органу к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен в случае возникновения спорных моментов и ситуаций получает право запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу тех или иных налоговых последствий совершаемых операций, сделок. Такой режим существенно ускоряет все процессы налогового контроля организаций, а также «страхует» налогоплательщика от доначисления сумм налогов, штрафов, пеней в будущем и в тоже время налоговые органы не будут дублировать проведение налоговых проверок за период, в котором имел место быть налоговый мониторинг, кроме  исключительного ряда случаев, указанных в п.1.1 ст.88 и п.5.1 ст.89 НК РФ [3].

В отличие от РФ в западных странах налоговый мониторинг широко распространен и достаточно успешно применяется. Первыми попытались применить на практике действие нового инструмента налогового контроля Нидерланды и протестировали его на двадцати своих крупнейших предприятиях (еще в 2005 году), позже этот эксперимент провели  и Ирландия, Великобритания, Австралия, США и еще более чем пятнадцать  развитых стран мира. [4].

Как и у любого другого явления, так и у рассматриваемого нами налогового мониторинга есть свои плюсы и минусы, однако направление это весьма перспективное и требует непременного дальнейшего развития и совершенствования.

Подводя итог вышесказанному необходимо заострить внимание на следующих моментах:

-несомненно, усовершенствование организация налогового контроля под воздействием разного рода факторов должно осуществляться постоянно, что позволит предупредить и значительно сократить количество налоговых правонарушений;

- введение нового вида  налогового контроля- налогового мониторинга-

необходимо в связи с постоянным изменением законодательства в области налогов, а также для выравнивания экономического и политического уровня в сравнении с зарубежными странами, которые уже имеют сложившийся опыт практического применения такого метода налогового контроля; 

- воспитание налоговой культуры у налогоплательщиков, повышение  налоговой грамотности -это то связующее звено, без которого не обойтись ни в одной сфере деятельности в принципе, будь то маленькая фирма или крупный холдинг.

Выходит, что важен не только налоговый контроль как таковой, а именно умение его правильно организовать, встроить в экономико-политическую сферу деятельности общества так, чтобы от этого была максимальная польза обществу и государству, при этом осуществлять все эти мероприятия не хаотично, а опираясь уже  на имеющийся опыт.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 04.11.2014 № 348 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015), п.1 ст.105.26.
3. Федеральная налоговая служба. /www.nalog.ru/ (дата обращения: 16.02.2016).
4. Зубарева И.Е. Горизонтальный мониторинг как способ контроля налогоплательщиков, основанный на доверии: опыт королевства Нидерланды // Журнал: Ваш налоговый адвокат, 2008. №5. С. 33-40.




Рецензии:

22.02.2016, 9:18 Луговая Виктория Николаевна
Рецензия: Название статьи не соответствует содержанию, в статье рассмотрена сущность и формы налогового контроля, но не организация. Если автор делает акцент именно на налоговом мониторинге, хотелось бы увидеть его преимущества и недостатки и особенности организации. если же исправить название. то хотелось бы более подробного освещения содержания каждого вида контроля, тем более в аннотации заявлены "способы реализации на практике в условиях развития современной экономики". Статья требует серьезной доработки, без устранения замечаний не рекомендуется к публикации.

22.02.2016, 11:41 Калдияров Данияр Алтаевич
Рецензия: В статье не отражена новизна исследования, преобладают теоретические аспекты. Использовались старые источники информации. Рекомендуется к публикации, с учетом доработки статьи.

22.02.2016, 11:43 Галанцева Ирина Валерьевна
Рецензия: В статье не отслеживается личный вклад автора,нет научной новизны.Название статьи не подчеркивает ее актуальности. Статья требует доработки.Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх