Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Разделы: Педагогика
Размещена 25.02.2016. Последняя правка: 14.03.2016.

СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ УКРАИНЫ)

Трубавина Ирина Николаевна

доктор  педагогических  наук

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

профессор кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы

Аннотация:
Статья раскрывает сущность семейноцентрического подхода в социально-педагогической деятельности, показывает пути его реализации в социально-педагогической деятельности через создание условий для реализации различных прав семьи и прав ее членов в самой семье.


Abstract:
The article reveals the essence of Familycentric approach to social pedagogical activities, showing the way of its realization in social and pedagogical activities as the creation of conditions for the implementation of the various rights of family and the rights of family members in the family itself.


Ключевые слова:
семейноцентрический подход; права семьи; права членов семьи; социально-педагогическая деятельность.

Keywords:
family centric approach; rights of family; rights of families members; social pedagogic activity.


УДК 38:37:37.01

Введение. Педагогика традиционно занималась семейным воспитанием и педагогизацией семьи. В ряде стран – РФ, Украина, введены в оборот понятия «социализация семьи», «развитие семьи», «защита семьи», сохранение ее целостности и т.д. как задачи государственной политики. Украина пошла дальше – еще с 1999 года государство обеспечивает и гарантирует защиту прав семьи [1], принят новый Семейный кодекс, где прописаны права членов семьи и ее членов на уровне лучших демократических образцов.

Актуальность. В связи с этим закономерно возникает вопрос о механизме развития семьи и обеспечения гарантий ее прав и прав членов семьи государством, ее защиты, в т.ч. социально-педагогическими путями. Это требовало поиска, обоснования и раскрытия нового подхода для решения такой задачи разными службами, занимающимися поддержкой и развитием семьи, в т.ч социальными службами. Закономерно, что нами был выбран социально-педагогический подход как основа развития семьи, поскольку именно социально-педагогическая деятельность показывает новые модели поведения в обществе, образцы для социального воспитания населения на основе реализации прав семьи в обществе и прав членов семьи в самой семье. Например, все знают, что насилие плохо. А как жить без насилия покажет только социальный педагог. Поэтому необходимостью стала разработка такого подхода, который бы обеспечивал развитие семьи путем деятельности социального педагога на основе создания условий для реализации прав семьи и ее членов.

В связи с этим целью статьи является раскрытие сущности семейноцентрического подхода к социально-педагогической деятельности с семьями. Задачами статьи было показать сущность подхода и пути его реализации в практической деятельности социального педагога, его позитивные стороны. Его обоснование приведено нами в докторской диссертации и монографии[5]. Раскроем сущность и пути реализации семейноцентрического подхода в работе социальных педагогов социальных служб Украины, что может быть использовано и в работе др служб разных стран. Методами исследования являются теоретический анализ литературы, синтез идей, обобщение.

Научная новизна. Нами был разработан и внедрен в практику работы социальных служб Украины семейноцентрический подход[5], который соединяет теории: прав человека ООН и развития человека ООН в социально-педагогической деятельности в направлении развития семьи через создание условий социальным педагогом для реализации ее прав в обществе и прав члена семьи в самой семье в контексте социального воспитания семьи и педагогизации среды. Семейноцентризм в социально-педагогической деятельности означает понимание ее как правозащитной и означает создание условий социальным педагогом (предоставление социально-педагогических услуг) для реализации и защиты прав членов семьи в семье, прав семьи в обществе, что обеспечивает ее развитие, развитие каждого ее члена, устойчивое развитие общества в целом. При этом обеспечиваются приоритет интересов, прав семьи над государственными и личными интересами общества, внимание к проблемам семьи разных специалистов, направленность на сохранение целостности семьи, согласование решений в интересах семьи, акцент должен делаться на приоритете обеспечения прав ребенка в семье как недееспособного, но правоспособного ее члена.

Наш анализ литературы по правам человека позволяет говорить, что:

1. Права семьи - это права человека третьего поколения, это возможности, которые гарантированы государством, принадлежащие семье как особой социальной системе, появляющиеся только с момента заключения брака, являются признаком ее целостности перед обществом, свидетельствуют о ее статусе. Семья теряет свои права, когда она перестает существовать в обществе, но не тогда, когда общество их не признает. Права семьи защищают ее от общества, позволяют сохранить автономность и независимость.

2. Права членов семьи в самой семье - это права человека, которые принадлежат лицу в силу того, что он является человеком, и права, которые принадлежат этому же лицу в силу того, что она является членом особой социальной системы, защищает ее от общества. Эти права являются неотъемлемыми, всеобъемлющими и равными, ими владеют все члены семьи без исключения. Можно или быть членом семьи, либо не быть им совсем - значит, иметь эти права или не иметь их вовсе. Потерять эти права человек может только в случае распада всей семьи. Тогда человеку остаются только человеческие права в обществе. Эти права предоставляют человеку определенные возможности в семье[5]. Перечень прав и обязанностей членов семьи в семье, прав семьи в обществе определяется соответствии с действующим в Украине законодательством. Права человека, и права семьи, можно разделить на: 1) неимущественные: социальные, культурные, гражданские (личные), экологические, политические и 2) имущественные (экономические), специфические права ребенка.

Раскроем, как обеспечиваются эти права услугами социального педагога. Так, социальные права семьи и права ее членов защищаются в социально-педагогической деятельности через: работу по формированию здорового образа жизни семьи («Школа семейной педагогики здоровья», пропаганда здорового образа жизни, просвещение по санитарии и гигиены в семье как предотвращению болезней,полноценного развития детей, противодействие детской труда); восстановление и коррекцию семейных отношений через родительское просвещение, консультирование, семейное посредничество, педагогическое сопровождение развития семьи, стимулирование семьи к взаимодействию с социальным педагогом по решению ее проблем; профилактику семейных проблем (информирование, обмен опытом, включение в отношения с микросредой), формирование культуры личности по вопросам репродуктивного здоровья; реализация спортивных и оздоровительных интересов[2-5].

Помощь в реализации гражданских (личных) прав в семье осуществляется социальным педагогом как: выявление нарушений прав, вмешательство в семью, постановка семьи на учет в социальные службы, формирование родительской культуры, культуры семейных отношений (лектории, семинары, конференции, консультации, беседы); привлечение к группам взаимопомощи, детско-родительских группам с целью коррекции отношений, проведение просветительских общественных акций; издание информационно-просветительской литературы, раздаточного материала, проведение социальной рекламы деятельности социальных служб; обучение подростков, молодых людей самооценке, самовоспитанию; просвещение по совместимости людей; сексуально-половое просвещение; внедрение системы семейных обрядов, ориентированных на духовную преемственность поколений; коммуникативная, семейно-ролевая, семейно-ориентированная и правовая подготовка молодежи[2;5].

Культурные права семьи и ее членов защищаются в социально-педагогической деятельности через: организацию культурно-досуговой деятельности, пропаганду психолого-педагогических знаний о здоровом способе жизни, организацию овладения народными ремеслами (кружки, клубы, школы, выставки); воспитание «всем миром» на народных традициях, пропаганду их во всех учреждениях и службах социума, в том числе через помолвку; через просвещение в отношении религиозных ритуалов и обрядов как элемента системы обеспечения мировоззренческой совместимости молодых людей, национальной культуры; через обеспечение условий для образования в течение всей жизни (как в Корее); через ритуал государственной регистрации членов семьи; организацию туристических семейных мероприятий; реализацию семейных культурных программ[2;5]. Экологические права  семьи нами не были выделены, они являются просто человеческими; политические же права предусматривают привлечение семей к участию в семейной политике, к принятию решений в органах власти по вопросам, касающихся семей и их проблем.

Социально-педагогическая деятельность в аспекте защиты экономических прав семьи рассматривалась А.В.Левченко [3]: это развитие экономического потенциала семей путем привлечения их к предпринимательской деятельности для самопомощи. Выделяют следующие направления социально-педагогической работы с семьями безработных[3;4;5]: выявление таких семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, основных проблем; проектирование помощи семье в конкретном случае и организация досуга и отдыха детей; содействие членам семьи в трудоустройстве; стимулирование самопомощи; помощь в создании различных курсов, кружков, в которых принимали бы участие как безработные, так и те, кто был ими; создание детских фондов для выявления детей, имеющих интерес к бизнесу, организация их дальнейшего профессионального обучения, помощь в профессиональной ориентации; информационные и организационно-посреднические, консультационные услуги; патронаж детей «группы риска» из семей безработныx. Экономические права обеспечиваются также домохозяйской подготовкой детей и молодежи; предпринимательским воспитанием детей и молодежи; подготовкой в области семейной экономики, семейного производства [3].

Защиту прав детей в семье социальный педагог может осуществлять через выявление нарушений прав, просвещение детей, сопровождение семьи, организацию индивидуальной работы с семьей; через информирование детей об услугах социальных служб, их правах и видах помощи; через восстановление утраченных связей с расширенной биологической семьей, содействие в организации семейного досуга и общения, через выявление интересов, способностей ребенка и включения его во внешкольную деятельность, в социально значимую деятельность вместе с другими членами семьи; обеспечение изоляции ребенка от угроз и негативной ситуации, включение его в положительную социальную группу[2;5].

Преимуществами семейноцентрического подхода к социально-педагогической деятельности с семьей являются то, что он имеет возможности по преодолению кризиса семьи и по ее развитию; обеспечивает условия для реализации семьей ее прав в обществе, членами семьи своих прав в семье на основе приоритета интересов семьи, выработки решений в интересах семьи и ребенка; способствует формированию положительного образа семьи, модели семейной жизни и их распространению в обществе, обучению им для реальной семейной жизни; предоставляет ориентир для совершенствования социальной, семейной, гендерной политики, политики в сфере социальной защиты и социальной работы; показывает направления семейноцентрического анализа всех сфер наук и государственного управления по решению проблем семьи, требует выделения социально-педагогической составляющей в деятельности различных учреждений, создания системы социально-педагогической работы с семьей, что в целом будет способствовать развитию и социализации семьи на основе реализации ею своих прав.

Результаты, вывод по статье. Социально-педагогическая деятельность на основе семейноцентрического подхода предусматривает создание условий социальным педагогом для реализации разнообразных прав семьи в обществе и прав членов семьи в самой семье, что по сути и есть несиловым способом защиты прав, обеспечивает развитие семьи через реализацию прав и искоренение потребительского подхода к государству, формирует активную позицию семей в своей жизни, учит пользоваться своими правами себе на пользу, обеспечивает взаимодействие всех структур, занимающихся семьей, на основе реализации прав семьи и выполнения обязанностей по отношению к членам семьи.

Заключение. Семейноцентрический подход самостоятелен, основывается на требованиях ООН к реализации прав человека, показывает несиловые пути защиты прав семьи и ее членов, обеспечивает развитие семьи как получение нового опыта через усвоение новых моделей поведения и отношений, был реализован в социальных службах Украины и имеет возможности реализовываться в др службах, занимающихся семьями, что делает перспективным его использование во всей социальной сфере. Сегодня ЮНИСЕФ стал поддерживать проекты в мире на основе этого подхода как в сфере социальной политики, так и в др сферах, что свидетельствует о важности его для мирового сообщества.

Библиографический список:

1. Закон України «Декларація про загальні засади державної політики стосовно сім’ї та жінок в Україні». - http://www.rada.gov.ua.
2. Ильдарханова Ф.А. Региональная модель социально-педагогической поддержки семьи на примере Республики Татарстан. – Казань: ГосНИИ семьи и воспитания (филиал в республике Татарстан): УНИПРЕСС, 2002. – 28 с.
3. Левченко А.В. Предпринимательская деятельность как средство социально-педагогической поддержки молодой семьи: Автореф. дис… кандидата пед. наук. – М.: ИПСР РАО, 2001. – 19 с.
4. Саенко Л.А. Социально-педагогическая работа школы с семьями безработных (на материалах Ставропольского края): Автореф. дис. … канидата пед. наук. – Ставрополь: СтГУ, 2003. – 20 с.
5. Трубавіна І. М. Соціально-педагогічна робота з сім’єю в Україні: теорія і методика : [монографія] / Ірина Миколаївна Трубавіна. – Х. : Нове слово, 2007. – 395 с.




Рецензии:

25.02.2016, 17:25 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Тема статьи актуальная, структура четкая, логика присутствует. Досадные грамматические неточности омрачают восприятие. 1. Взятые в кавычки словосочетания не склоняются. 2. Подход по-русски назвать было бы целесообразнее как ...центрированный. 3. Необходимо вычитать весь текст. После исправления замечаний статья рекомендуется к печати.

28.02.2016, 14:35 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Название статьи соответствует содержанию. Соблюдены структура статьи, чёткость и логичность в изложении. Присутствуют погрешности в пунктуации и технического характера. После исправления статья рекомендуется к публикации.

03.03.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Трубавина Ирина Николаевна:
ув Лидия Васильевна!спасибо за рецензию. опечатки исправлены.

2.03.2016, 13:00 Белоус Татьяна Львовна
Рецензия: В целом тема статьи актуальная и может быть интересна широкому кругу читателей. Материал хорошо структурирован. Рекомендуется к публикации.

3.03.2016, 19:01 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья актуальна, оригинальна, интересна. Текст статьи необходимо вычитать для устранения допущенных ошибок. Статья рекомендуется к печати.
14.03.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Трубавина Ирина Николаевна:
Ув Александр Сергеевич!опечатки исправлены.спасибо за положительную рецензию



Комментарии пользователей:

25.02.2016, 17:59 Трубавина Ирина Николаевна
Отзыв: Ув Лариса Владимировна!спасибо за рецензию.ошибки,связанные с русским языком, исправлены.Термин "семейноцентрический" я бы не меняла - даже москвичи его так называют, мы привыкли им пользоваться.но звучит красивее, Вы правы.но уже лет 7 в русских текстах пользуемся этим названием, поэтому его менять уже сложно как вошедший в научный оборот термин.


3.03.2016, 10:48 Трубавина Ирина Николаевна
Отзыв: Ув Татьяна Львовна!спасибо за положительную рецензию!


Оставить комментарий


 
 

Вверх