Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №31 (март) 2016
Разделы: Медицина
Размещена 01.03.2016. Последняя правка: 08.03.2016.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Пирогова Ирина Александровна

студент

Южно-Уральский государственный медицинский университет

студент

Пирогова Ирина Александровна Студент, 2 курс, Таланова Виктория Федоровна Студент, 4 курс Черных Максим Александрович Студент, 6 курс, Васильева Таисия Валерьевна Студент, 4 курс, Низамова Вероника Дмитриевна Студент, 2 курс, Вождаева Инна Владимировна ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи Пешиков Олег Валентинович Южно-Уральский государственный медицинский университет доцент, кафедра топографической анатомии и опер. хир.


Аннотация:
Статья посвящена довольно актуальной теме – изучению методики проведения искусственной вентиляции легких в рамках базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР). Проведено исследование уровня теоретических знаний студентов-медиков Южно-Уральского государственного медицинского университета в вопросах выполнения искусственной вентиляции легких при проведении СЛР. Также проведено сравнение полученных результатов между различными курсами, выявлены пробелы в преподавании основ техники искусственной вентиляции легких.


Abstract:
Abstract. The article is devoted to a rather important topic - the study of techniques of mechanical ventilation within the basic cardiopulmonary resuscitation (CPR). The investigation of the level of theoretical knowledge of medical students of South Ural State Medical University in matters of implementation of mechanical ventilation during CPR. Also, a comparison of the results between the different courses, identifying gaps in the teaching of the foundations of the art mechanical ventilation.


Ключевые слова:
первая помощь; искусственная вентиляция легких; сердечно-легочная реанимация

Keywords:
first aid; methods of mechanical ventilation; cardiopulmonary resuscitation


УДК 616-083.98

Введение. Уже в древнее время люди использовали основы искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В старых писаниях часто можно встретить идиому "вдохнуть жизнь в кого-либо (или что-либо)", что свидетельствует о методике ИВЛ. ИВЛ проводят не только при реанимационных мероприятиях наряду с непрямым массажем сердца, но и при резких нарушениях внешнего дыхания, например, при механической асфиксии, астматическом шоке и при других состояниях, которые вызывают газовый и метаболический ацидоз.

Актуальность. В последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения [5, с. 33]. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Это приводит к необходимости постоянно совершенствовать уровень подготовки специалистов различных профилей с целью грамотного и умелого противостояния проявлениям любой опасности. Поэтому обучение студентов медицинских ВУЗов основам оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является актуальным [2, с. 36, 4, с. 56]. От качества подготовки обученных прямо будет зависеть результативность проводимых мероприятий [14, с. 228].

Базисная сердечно-легочная реанимация является начальным этапом оживления, когда спасатель нередко оказывается один на один с пострадавшим и вынужден проводить реанимационные мероприятия «пустыми руками» [1, с. 183]. Вовремя восстановленные жизненные функции организма могут спасти жизнь или дадут время для устранения причины нарушения дыхания или остановки сердца [6, с. 338, 7, с. 74]. Поэтому изучение основ сердечно-легочной реанимации, в частности искусственной вентиляции легких [16, с. 77, 17, с. 114], становится еще более актуальным в наше время.

Изменения и дополнения в методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий вносятся каждые пять лет [10, с. 50]. В 2010 году Американской ассоциацией сердечных заболеваний (American Heart Association, AHA) были разработаны новые стандарты проведения СЛР – Guidelines CPR ECC 2010. Предложено заменить последовательность основных мероприятий по поддержанию жизнедеятельности A-B-C (освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, компрессионные сжатия) последовательностью C-A-B [11, с. 370, 12, с. 110]. Так же указано, что соотношение числа компрессий к частоте дыхания, равное 30:2, обеспечивает наиболее оптимальное соотношение между кровотоком и доставкой кислорода, как для одного, так и для двух реаниматоров [3, 13, с. 209]. В отношении методики восстановления проходимости верхних дыхательных путей и проведения искусственной вентиляции легких изменений в алгоритме согласно данному стандарту не вносилось [8, 9, с. 25, 15, с. 97].

Цель исследования определить уровень теоретических знаний студентов-медиков о проведении реанимационных мероприятий, в частности об особенностях проведения искусственной вентиляции легких. Очень важно чтобы будущие врачи знали порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Полученные данные помогут преподавателям корректировать учебную программу, чтобы исключить пробелы в знаниях у людей, работа которых будет заключаться в спасении жизни.

Объект и методы. Проведено перспективное исследование среди 2000 студентов второго, третьего, четвертого и шестого курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), обучающихся по разным образовательным стандартам. В настоящее время в ЮУГМУ по государственному образовательному стандарту 2 поколения (ГОС II) обучаются студенты 4-6 курса, в программу которого входит изучение сердечно-легочной реанимации только на кафедре анестезиологии и реаниматологии на 5 курсе. По федеральному государственному образовательному стандарту 3 поколения (ФГОС III) обучаются студенты 2 и 3 курса, в программу которого также добавлено изучение сердечно-легочной реанимации на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи (БЖД). Однако к моменту проведенного опроса студенты 2 курса еще не освоили тему "Сердечно-легочная реанимация" на практических занятиях, а студенты 3 курса уже сдали экзамен на кафедре БЖД, и, соответственно, владеют необходимыми знаниями о технике проведения сердечно-легочной реанимации.

Были подготовлены анкеты, и на потоковых лекциях студентам было предложено ряд вопросов по технике проведения сердечно-легочной реанимации, в частности по проведению искусственной вентиляции легких с вариантами ответов. Первый вопрос выявлял основное противопоказание для проведения ИВЛ. Второй – выявлял знание особенностей топографической анатомии шеи, необходимых для проведения ИВЛ, в частностипальпация резко выступающего остистого отростка каких шейных позвонков не является противопоказанием для запрокидывания головы. И третий вопрос помогал выяснить уровень знаний о методике проведения ИВЛ с помощью специализированных приспособлений. Затем полученные данные со всех опрошенных курсов были систематизированы и оформлены в таблицах для простоты изучения.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета прикладных программ Statistiсa 6,0.

Результаты. По данным опроса выявлено, что большинство студентов – 1285 человек (64,25%) достоверно чаще правильно ответили, что при переломе шейного отдела позвоночника нельзя проводить ИВЛ. 67 студентов (3,35%) считают, что проведению ИВЛ может помешать перелом костей таза и 648 студентов (32,40%) ответили, что помешать может перелом нижней челюсти. Среди опрошенных студентов с разных курсов достоверной разницы в выборе правильного ответа мы не выявили: 333 второкурсника (68,66%), 286 третьекурсников (55,21%), 328 четверокурсников (70,27%) и 338 шестикурсников (70,27%) выбрали верный ответ (табл. 1).

Таблица 1

Мнение студентов разных курсов о клинических ситуациях, при которых нельзя проводить ИВЛ

Курс

2

3

4

6

Вариант ответа

а

Б

в

а

Б

в

а

б

в

а

б

В

Абс

16

333

136

6

286

226

28

328

160

17

338

126

%

3,30

68,66

28,04

1,16

55,21

43,63

5,43

63,57

31,01

3,53

70,27

26,20

Примечания: а) перелом костей таза б) перелом шейного отдела позвоночника в) перелом нижней челюсти

 

Одним из диагностических критериев перелома шейного отдела позвоночника является сильное выстояние остистых отростков. Только пальпация резко выступающего остистого отростка 7 шейного позвонка не является противопоказанием для запрокидывания головы. Проведя анализ полученных результатов (табл. 2), мы не выявили значительных статистических различий между количеством правильных ответов среди студентов второго курса – 307 человек (63,30%), третьего курса – 375 студентов (72,39%), с четвертого курса – 347 студентов (67,25%) и 358 шестикурсников справились с заданием (74,43%). В целом больше половины опрошенных достоверно чаще ответили верно на поставленный вопрос – 1387 студентов (69,35%). Во время обследования больных, применяют специальные методы. Титан Гель Для Мужчин Собирают анамнез больного и проводят объективное и субъективное обследование.

 

Таблица 2

Мнение студентов разных курсов о противопоказании к запрокидыванию головы перед проведением ИВЛ

Курс

2

3

4

6

Вариант ответа

а

б

в

а

Б

В

а

б

в

а

б

В

Абс

75

103

307

39

104

375

51

118

347

43

80

358

%

15,46

21,24

63,30

7,53

20,08

72,39

9,88

22,87

67,25

8,94

16,63

74,43

Примечания: а) CI-CIII б) CIV-CVI в) CVII

 

По результатам опроса 1659 студентов (82,95%) знают, что для проведения ИВЛ используют воздуховод Сафара (табл. 3). При этом, правильный ответ достоверно чаще выбирают студенты третьего – 474 (91,51%), четвертого – 428 (82,95%) и шестого курсов – 452 (93,97%).

 

Таблица 3

Мнение студентов разных курсов о вспомогательных средствах для проведения ИВЛ

Курс

2

3

4

6

Вариант ответа

а

б

в

а

Б

в

а

б

в

а

б

в

Абс

305

146

34

474

37

7

428

83

5

452

20

9

%

62,89

30,10

7,01

91,51

7,14

1,35

82,95

16,09

0,97

93,97

4,16

1,87

Примечания: а) воздуховод Сафара б) распатор Фарабефа в) крюк Джабара

 

Выводы: по данным нашего исследования можно сделать вывод, что студенты Южно-Уральского государственного медицинского университета знают основы искусственной вентиляции легких. Программа данного университета дает определенные знания необходимые для качественного и быстрого проведения ИВЛ, студенты уже на ранних курсах имеют представление об особенностях проведения данной процедуры, основываясь на базовых знаниях анатомии и топографической анатомии. Наилучшего метода устранения острой гипоксии медицина еще не придумала и данный способ поддержание основной функции организма-дыхания, является так же доступным для большинства клиник и не требует особых аппаратов для проведения в экстремальных условиях. Эти знания необходимы абсолютно любому специалисту так как ИВЛ является довольно эффективным средством интенсивной терапии, которое могут использовать в различных сферах медицины, как для поддержание жизненных функций организма, так и для лечения. Так же важно заметить, что алгоритм проведения ИВЛ важно знать не только будущим врачам, но и гражданам других профессий так как иногда вовремя проведенная реанимация может спасти жизнь.

Библиографический список:

1. Берсенёва О.В., Новикова В.П., Самылов В.В. и др. Уровень осведомлённости студентов-медиков о соотношении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца по рекомендациям европейского реанимационного совета 2010 года / Сборник материалов III всероссийской студенческой конференции с международным участием "Безопасность жизнедеятельности глазами молодежи". - Челябинск: издательский центр ЮУрГУ. – 29-30.04.14. – с. 182-184. 2. Берсенёва О.В., Новикова В.П., Филатова А.А. и др. Зависимость уровня знаний о сроках проведения сердечно-легочной реанимации у студентов ЮУГМУ в зависимости от образовательного стандарта / Сборник научных статей 61 годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино с международным участием "Вклад медицинских наук в практическое здравоохранение". – Душанбе: изд-во ТГМУ. – 29-30.11.2013. – с. 35-37. 3. Восстановление проходимости дыхательных путей. Методы восстановления проходимости дыхательных путей. Искусственное дыхание. Способы проведения искусственного дыхания (ИВЛ): [Электронный ресурс] // MedUniver Скорая помощь URL:http://meduniver.com/Medical/Neotlogka/358.html MedUniver (Дата обращения: 23.01.2016). 4. Кара М., Пуавер М. Первая медицинская помощь при расстройствах дыхания, вызванных дорожной травмой, отравлениями и острыми заболеваниями, пер. с франц., М. – 1979. – 120 с. 5. Мисюкевич Н.Д. Психологическая реабилитация населения после радиационных аварий: основные аспекты проблемы / Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. Челябинск – 2014. – №3. – с. 33-35. 6. Новикова В.П., Самылов В.В., Филатова А.А. и др. Оценка уровня знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в вопросах техники проведения искусственной вентиляции легких / Сборник материалов III всероссийской студенческой конференции с международным участием "Безопасность жизнедеятельности глазами молодежи". – Челябинск: издательский центр ЮУрГУ. – 29-30.04.14. – с. 338-341. 7. Новикова В.П., Филатова А.А., Черных М.А. и др. Оценка знаний студентов алгоритмов оказания первой помощи до и после изучения топографической анатомии / Сборник научных статей 61 годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино с международным участием "Вклад медицинских наук в практическое здравоохранение". – Душанбе: изд-во ТГМУ. – 29-30.11.2013. – с. 74-75. 8. Проведение ИВЛ: [Электронный ресурс]// Диабет-Гипертония.RU. URL: http://www.diabet-gipertonia.ru/03/0_5_metody_provedeniya_IVL.html (Дата обращения: 23.01.2016). 9. Тинтиналли Дж.Э. Неотложная медицинская помощь / Дж.Э. Тинтиналли, Р.Л. Кроума, Э. Руиза // М.: "Медицина". – 2001. – с. 25. 10. Филатова А.А., Черных М.А., Чуркина А.С. и др. Теоретический уровень знаний студентов медицинского вуза в вопросах сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013. – №1 (1). – с. 50-58. 11. Филатова А.А., Черных М.А., Чуркина А.С. и др. Оценка теоретического уровня знаний студентов, обучающихся по разным образовательным стандартам, в вопросах сердечно-лёгочной реанимации / Сборник научных статей студентов и молодых учёных, посвящённый памяти профессора В.К. Сологуба "Молодой организатор здравоохранения". – Красноярск: тип. КрасГМУ, Версо. – 13.12.2013. – с. 370-373. 12. Черных М.А, Чуркина А.С., Якимец А.А. и др. Оценка уровня знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о технике непрямого массажа сердца при проведении сердечно-легочной реанимации / Материалы 2-й международной молодежной научной конференции "Поколение будущего: взгляд молодых ученых". Курск: ИП Кащеев О.В. – 13-15.11.13. – т 5. – с. 110-112. 13. Черных М.А., Чуркина А.С., Якимец А.А. и др. Техника "Тройного приема" Сафара при проведении сердечно-легочной реанимации глазами студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Сборник материалов III всероссийской студенческой конференции с международным участием "Безопасность жизнедеятельности глазами молодежи". – Челябинск: издательский центр ЮУрГУ. – 29-30.04.14. – с. 209-212. 14. Юкачева А.А., Худякова О.Ю. Внедрение нового образовательного стандарта в систему образования Южно-Уральского государственного медицинского университета / Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования – к качеству медицинской помощи". – Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. – 16-21.11.2015. – с. 228-232. 15. Pont H.T., Wilson R.S., Rie M.A. et al. Respiratory intensive care / Anesthesiology, 1977, vol. 47, N 2, p. 96-116. 16. Tienito S., Lemaire F., Mankikian В, et al. Total respiratory compliance as a function of lung volume in patients with mechanical ventilation / Intensive Care Med., 1985, vol. 11, N 2, p. 76-79. 17. Younes M: Proportional assist ventilation: A new approach to ventilatory support. Am Rev Respir Dis 1992. – p. 114-145.




Рецензии:

2.03.2016, 12:10 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью И.А. Пироговой, В.Ф. Талановой, М.А. Черных, Т.В. Васильевой, В.Д. Низамовой, И.В. Вождаевой, О.В. Пешкова «Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза» Представленная статья «Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза» посвящена актуальному вопросу – определению уровня теоретических знаний студентов- медиков по вопросу проведения реанимационных мероприятий, в том числе искусственной вентиляции легких. Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: введения; актуальности; цели работы; раздела содержащего описание материалов и методов исследования; раздела посвященного полученным результатам и сделанных на их основании выводам; заключения; библиографического списка, включающего 13 источника специальной литературы, изданных на русском языке. Материал, представленный в публикации, изложен авторами последовательно, логично. Работа содержит 3 таблицы, которые в значительной мере облегчают восприятие текстовой части раздела «Результаты». В тоже время к представленной публикации имеется ряд существенных замечаний: − необходимо расширить аннотацию на английском языке и обязательно отразить в ней цель работы, полученные результаты и вывод; − технику проведения ИВЛ следует разместить в разделе «Материалы и методы»; − нуждается в доработке библиографический список: 1) в нем должны быть представлены иностранные источники специальной литературы, подтверждающие актуальность вопроса; 2) ссылки по тексту должны быть оформлены в точном соответствиями с заявленными правилами электронного журнала «SCI-ARTICLE.RU»; − статья содержит большое число опечаток и неудачных фразеологических оборотов, например, «Твердые вещества выгребают руками или салфетками на зажиме …». На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья И.А. Пироговой, В.Ф. Талановой, М.А. Черных, Т.В. Васильевой, В.Д. Низамовой, И.В. Вождаевой, О.В. Пешкова «Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза» соответствует профилю издания «SCI-ARTICLE.RU», однако нуждается в определенной доработке, после чего может быть рекомендована у публикации. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова 02 марта 2016 года

03.03.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Пирогова Ирина Александровна:
Ирина Олеговна, спасибо за рецензию! Исправим, Ваши замечания учтем!

2.03.2016, 20:54 Сивопляс-Романова Анна Сергеевна
Рецензия: В статье обсуждается актуальная проблема современной подготовки медиков - знание основ ИВЛ. Следует отметить актуальность этой темы, т.к. владение навыками ИВЛ помогает спасти жизнь пациента, а также интерес молодых медиков, авторов статьи, к этой проблеме. Статью можно рекомендовать к публикации после устранения следующих неточностей: 1) Следует подробнее описать методы исследования. 2) В части статьи "Материал и методы", лучше написать "Объект и методы". Исследование проводили ведь на живых людях, а не на предметах. 2) Необходимо подтвердить опубликованную гипотезу статистическим анализом полученных данных. Для этого рекомендую использовать непараметрические критерии статистики. 3) Не понятно, что такое "разные образовательные стандарты" обучения студентов. Поясните пожалуйста.
03.03.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Пирогова Ирина Александровна:
Здравствуйте, Анна Сергеевна, спасибо за рецензию, все замечания будут учтены и исправлены.

3.03.2016, 7:27 Шевела Татьяна Леонидовна
Рецензия: Автор в статье приводит данные мониторинга студентов медицинского ВУЗа о вопросе проведения реанимационных мероприятий. Раздел "Актуальность" требует коррекции, поскольку там описываются клинические данные, техника и методы ИВЛ, а не важность и актуальность проведенного исследования. Учитывая достаточное количество исследований (2000 человек) в разделе "Результаты" необходимо уточнить статистические данные. После доработки статья может быть опубликована.
03.03.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Пирогова Ирина Александровна:
Татьяна Леонидовна, добрый день. Спасибо за рецензию, как только внесем коррективы, будем ждать повторной рецензии.

9.03.2016, 23:42 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Статья исправлена авторами в соответствии с поступившими замечаниями рецензентов. В связи с чем считаю, что она может быть рекомендована к опубликованию в электронном издании «SCI-ARTICLE.RU». Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И.О. Походенько-Чудакова 09.03.2016 года.

14.03.2016, 15:55 Шевела Татьяна Леонидовна
Рецензия: Автор подробно учел все замечания, статья соответствует требованиям и может быть опубликована.

15.03.2016, 14:22 Турдыева Шохида Толкуновна
Рецензия: Статья написана на уровне студенческой научной статьи. Имеет все разделы. Соответствут всем требованиям предъявляемым к журнальной научной статье и может быть опубликована. Будущим врачам желаю успехов в учёбе и научных начинаниях.



Комментарии пользователей:

8.03.2016, 8:23 Пирогова Ирина Александровна
Отзыв: Благодарю Вас за проведенную работу. Представляю Вам новую версию, исправленную с учетом Ваших замечаний!


Оставить комментарий


 
 

Вверх