Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №32 (апрель) 2016
Разделы: Архитектура
Размещена 05.04.2016. Последняя правка: 11.04.2016.

Использование комплекса Оранского монастыря в годы ВОВ

Аникина Ольга Александровна

нет

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

аспирант, кафедра Архитектурного проектирования

Научный руководитель: Лисицина Александра Владиславовна, кандидат архитектуры, доцент, кафедра архитектурного проектирования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)


Аннотация:
Данная статья посвящена судьбе Оранского Богородицкого мужского монастыря в годы Великой Отечественной Войны в контексте изучения культурных ландшафтов. Выявляется необходимость рассмотрения архитектурного ансамбля монастыря комплексно, учитывая исторические факторы, природную и архитектурную составляющие.


Abstract:
This article is devoted to destiny of the Oransky Bogoroditsky man's monastery in days of the Great Patriotic War in the context of studying of cultural landscapes. It highlights the need to review the architectural ensemble of the monastery complex, taking into account the historical factors, natural and architectural components.


Ключевые слова:
культурные ландшафты; Нижегородское Березополье; Оранский Богородицкий мужской монастырь; архитектурный ансамбль; историко-архитектурные ценности; Великая Отечественная Война.

Keywords:
cultural landscapes; Nizhny Novgorod Berezopole; Orange Virgin Monastery; architectural ensemble; historical and architectural valuesthe; Great Patriotic War.


УДК 72.03+911.53

Введение. Вот уже более ста лет зарубежными и отечественными географами изучается понятие культурного ландшафта. В последние десятилетия интерес к данному понятию только растет. Все большее количество ученых, различных дисциплинарных отраслей, рассматривают культурные ландшафты с позиций не только географии, но и истории, культурологии, архитектуры, археологии, этнографии.
Актуальность. 2015 год в России прошел под эгидой празднования 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Появилась необходимость выявить и рассмотреть культурные ландшафты, расположенные на территории Нижегородского Березополья, которые имеют отношение к войне 1941-1945 годов.
Цель и задачи. Рассматривая развитие монастырей в контексте изучения культурных ландшафтов, можно вычленить различные подходы к их сохранению, восстановлению и развитию. Являясь самостоятельной категорией Конвенции о Всемирном наследии, культурный ландшафт открывает широкие возможности исследования архитектурных объектов в их природном окружении, в единстве с исторической составляющей места, а также решение вопросов сохранения не только результатов человеческой деятельности, но и результатов деятельности природы.

На территории современной Нижегородской области есть местность, исстари называемая Нижегородским Березопольем.  Располагается она в междуречье Волги, Оки и Кудьмы. Исторически так сложилось, что земли эти были наиболее благоприятны для земледелия и уже к XVII веку территория эта оказалась наиболее заселенной, по сравнению с другими областями Нижегородского уезда.  Благодаря этому, Нижегородское Березополье особенно богато объектами, имеющими высокие историко-архитектурные и общекультурные ценности. К этим объектам относятся малые исторические города, монастырские комплексы, помещичьи усадьбы, многочисленные села и деревни.
Одной из православных святынь Березополья является Оранский Богородицкий мужской монастырь, основанный в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым. Архитектурный ансамбль монастыря, в основном сложившийся на протяжении XVIII – начала XIX вв., определяли сооружения в формах классицизма – симметрично-осевая композиция Владимирского Собора и церкви Рождества Пресвятой Богородицы, расположение четырехъярусной колокольни строго по центральной оси главного храма, регулярность внутренний планировки ансамбля, сдержанность декоративного убранства, ордерные детали, восьмигранные барабаны, перекрытые высокими куполами с луковичными главками. В начале XX столетия в обители было более 200 насельников; комплекс монастыря имел целостный, гармоничный облик [1; С. 234].
Приход Советской власти наложил тяжелый отпечаток на судьбу Оранского монастыря. Имущество национализировали, а в монастыре размещались различные организации и учреждения социального назначения [2].
Великая Отечественная война также не обошла стороной Оранский монастырь. В годы войны здесь организовали лагерь для военнопленных. Он открылся в 1942 году по распоряжению НКВД, лагерь получил статус секретного объекта и официальное название «Оранки-74». Расположился он непосредственно на территории бывшего монастыря. Первыми военнопленными были немцы, финны, венгры и румыны [3].
Местные старожилы помнят еще о том первом эшелоне с пленными румынами, прибывшим на станцию Шониха. Местные ребятишки встречали и провожали пленных до лагеря. Солдаты были сильно истощены, некоторые ранены. Однако, основная масса военнопленных шла до лагеря пешком в сопровождении конвоя. В первую очередь пленных нужно было вымыть и разместить. Не зная, что такое баня, принимая ее за газовую камеру, пленные умоляли о пощаде. После первых составов с румынами, стали прибывать немцы, австрийцы, французы, итальянцы, венгры, финны, испанцы и бельгийцы. Многие умирали, прибыв в лагерь с обморожениями, полученными еще под Сталинградом. Множество операций проводилось в лагерной больнице, а пленным врачам, разрешалось помогать в спасении других.
В самом большом здании монастыря, бывшем Владимирском соборе организовали нары в пять ярусов, на верхние пленные забирались по специальным лестницам.
Согласно положениям Женевской конвенции 1929 года военнопленные должны быть обеспечены хлебом, в размере 400 граммов ежедневно, одеждой, медицинской помощью, имели право на переписку с родственниками, кроме того должны были находиться вне зоны боевых действий.
Местные жители относились достаточно хорошо к военнопленным. Основная часть пленных немцев были высокопоставленными чинами. Здесь находился штаб генерала-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса почти в полном составе. Военнопленные офицеры занимались в лагере легким благоустройством территории, заключавшемся в строительстве беседок, высаживанием цветов, посыпанием песком дорожек. Среди пленных были представители самых разных профессий. В свободное время они занимались различными видами художественной деятельности: рисовали, вырезали по дереву, даже организовали мастерскую. [3].
Территория монастыря была невелика, а с каждым месяцем количество пленных увеличивалось, поэтому решили организовать еще один лагерь в нескольких километрах от монастыря. Он состоял из земляных бараков, построенных самими пленными. В поле выкапывались землянки, крылись сверху бревнами. В каждом таком земляном бараке умещалось 120 человек, а всего их было 36. Этот новый лагерь назвали «Монастырка».
Военнопленные обустраивали территорию как могли, они выстроили землянки-столовые, душевые, клуб, колодец, футбольное поле.
В главном здании Успенского скита, расположенном в лесу в километре от монастыря, где также размещались военнопленные, была организована «школа перевоспитания людей, вышедших из капиталистического мира, в людей с коммунистическим сознанием». Здесь читали лекции по русской культуре, в том числе и литературе. По завершению войны бывшие военнопленные возвращались домой, последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.
На сегодняшний день монастырь активно восстанавливается, в нем проходят службы. В 1995 году на месте братской могилы в нескольких километрах от села Оранки организовали мемориальный комплекс. Основу композиции составляют три огромные гранитные глыбы: две розовых и одна белая. Установлены так же железные черные кресты на белом мраморном камне в количестве семи штук. [3].

Архитектурный ансамбль Оранского монастыря представляет собой ярчайшее произведение русского зодчества. А культурный ландшафт данного места несет в себе не только архитектурные, природные, но сакральные составляющие. Культурный ландшафт Оранского монастыря обладает наиболее строгой и ярко выраженной «ансамблевостью», а его расположение и природная составляющая дополняют образ. Рисунок 1. Общий вид на Оранский монастырь. Фото О. А. Аникиной, 2015 г.

Рисунок 1. Общий вид на Оранский монастырь. Фото О. А. Аникиной, 2015 г.

В современной зарубежной географической науке выделено несколько подкатегорий исторического культурного ландшафта: 1) осознанно спроектированный ландшафт; 2) народный ландшафт, возникший в результате хозяйственной жизни человеческого сообщества; 3) место, связанное с историческим событием либо с выдающейся исторической личностью; 4) этнографический ландшафт, включающий естественные и культурные ресурсы, связанные смысловым значением понятия наследия [4]. Война, как специфический вид деятельности, как мощный антропогенный фактор, оказывает огромное влияние на формирование, возникновение и изменение ландшафтов – как природных, так и культурных.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: до Великой Отечественной войны Оранский монастырь классифицировался как исторический культурный ландшафт, обладающий чертами осознанно спроектированного ландшафта и народного ландшафта. После грозных военных событий можно смело утверждать, что Оранский монастырь – это еще и историческое место, обладающее ярко выраженными чертами ассоциативного ландшафта: сакральная местность, культурная составляющая которой представлена в ментальной форме.  Кроме того, организованный здесь мемориальный комплекс помогает сделать вещественной ассоциативную часть культурного ландшафта Оранского монастыря, относящуюся к Великой Отечественной войне.

Библиографический список:

1. Снежницкий, А. Адрес-календарь Нижегородской епархии [в 1888 г.] [Текст] / А. Снежницкий. – Н. Новгород: Тип. губерн. правления, 1888. – 1031 с.
2. Лушин, С. Оранский Богородицкий мужской монастырь [электронный ресурс] // Нижегородская старина. – №11. – 2006г. – Режим доступа: http://www.pecherskiy.nne.ru/text/publish_other/11.2006.5
3. Курачая, И. В. Из истории лагеря военнопленных села Оранки, Богородского района, Нижегородской области [электронный ресурс] / И. В. Курачая, С. А. Пуговкина // Нижегородская старина. – №11. – 2006г. – Режим доступа: http://www.pecherskiy.nne.ru/text/publish_other/11.2006.3
4. Birnbaum, C. Protection Cultural Landscapes: Planning, Treatment and Management of Historic Landscapes [text] / C. Birnbaum. – U.S. Department of the Interior National Parks Service Cultural Resources. – 1994. – 1–20 p.




Комментарии пользователей:

5.04.2016, 15:44 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Я хоть и не историк по образованию, но темнее менее с вашей данной работой ознакомился. Актуально, читается достаточно легко. Не вместе с тем есть замечания и предложения. 1. Стоит добавить, а работу введение, актуальность, цель, задачи и заключение.2.Раз уж работа относится к разделу Архитектура, было бы логично добавить рисунки для большей наглядности.3. Стоит указывать страницы из источников, на которые вы делаете ссылки.4.Данная работа относится так же к разделу «История».5.На 1-й источник добавьте [Текст] вставку. С уважением Козин С.В.


5.04.2016, 16:07 Аникина Ольга Александровна
Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович! Спасибо, за столь детальные предложения по доработке статьи, все учту и поправлю.


5.04.2016, 16:28 Разуваев Владимир Витальевич
Отзыв: Мне понравилось. Как это принято говорить: рекомендую к публикации. Только, Ольга Александровна, поставьте запятую в первом предложении перед словом "исстари". Хотя это, разумеется, и ерунда


5.04.2016, 16:46 Аникина Ольга Александровна
Отзыв: Уважаемый Владимир Витальевич! Спасибо, запятую поставлю!


7.04.2016, 8:52 Разуваев Владимир Витальевич
Отзыв: Рекомендуется к публикации


Оставить комментарий


 
 

Вверх