Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 31.03.2016. Последняя правка: 28.04.2016.

Профилактика монотонии как проблема психологического сопровождения юных спортсменов на этапе начальной подготовки

Шостак Ирина Сергеевна

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

студентка

Хорошун М.Э., преподаватель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма


Аннотация:
В данной статье рассматривается влияние монотонии на тренировочный процесс и состояние спортсменов, приводятся методы её преодоления, а также способы контроля их эффективности. Обосновывается значимость профилактики монотонии на этапе начальной подготовки.


Abstract:
This article examines the impact of monotony in the training process and the condition of athletes, are methods to overcome it, and how to monitor their effectiveness. Substantiates the importance of prevention of monotony at the stage of initial training.


Ключевые слова:
психологическое сопровождение юных спортсменов; монотония в спорте; меры профилактики монотонии

Keywords:
psychological support young athletes; monotony in the sport; monotony prevention measures


УДК 159.9:796.01

Введение. Для всех давно не является секретом тот факт, что эффективность тренировочной и соревновательной деятельности во многом зависит от влияния психологических факторов, которые способны как ухудшить результативность спортсмена, так и заметно её увеличить. Кроме того, чем дольше и усерднее спортсмены начинают тренироваться, тем большую роль у них начинают играть психологические факторы.

Одним из таких факторов является  состояние монотонии. Оно встречается у спортсменов практически на каждом тренировочном процессе. Однако данное состояние зачастую игнорируется спортивными тренерами. Для них главной целью является лишь развитие физических качеств у тренирующихся, так как психологические факторы вызывают недостаточный интерес. И лишь столкнувшись с результатами влияния этих факторов, на них начинают обращать внимание, прибегая к помощи психолога.

Актуальность. Проблема изучения монотонии на этапе начальной подготовки, влияющей на результативность тренировочной деятельности юных спортсменов и  надёжности их выступления на соревнованиях в последующем, является одним из важнейших вопросов психологического сопровождения. Именно поэтому в настоящее время необходимо активно осуществлять поиск новых эффективных средств и методов борьбы с монотонией. А всё больший акцент в научной практике отдавать эмоциональным и двигательным компонентам надёжности.

Имеется достаточное количество публикаций, посвящённых влиянию монотонности действий на результативность тренировочного процесса (Н.П. Фетискин, М.С. Фидаров, Н.И. Болдин, В.Ф. Сопов), как в начале спортивной карьеры, так и на её пике.

Цель статьи – обосновать значимость борьбы с монотонией как фактором, влияющим на результативность спортивной деятельности у юных спортсменов.

Задачи статьи: рассмотреть влияние монотонии на юных спортсменов; определить методы борьбы с монотонией и способы контроля эффективности данных методов.

Основная часть. Монотония представляет собой состояние пониженной работоспособности, проявляющееся в ситуациях выполнения однообразных видов работ с частым повторением однотипных действий. Сопровождается оно как изменениями эмоционального фона спортсменов (например, появление чувства апатии, приводящего к стремлению сменить избранный вид деятельности), так и нарушениями в физиологическом плане (например, сонливость, снижение тонуса) [4, С.20]. Помимо этого, монотония характеризуется рядом психологических симптомов, таких как ослабление сознательного контроля своих действий и их стериотипизация, ухудшение внимания и памяти [2, С. 81].

В спорте состояние монотонии является отрицательным явлением. Оно не только уменьшает эффективность работы, но и способно лишить её творческого элемента, тем самым понижая интерес к ней [1, С. 32]. Возникает данное состояние чаще всего на тренировочных занятиях, особенно при закреплении приобретённых навыков и при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объёмной и однородной нагрузки и работы. При этом главными последствиями монотонии могут стать как снижение желания тренироваться, так и ухудшение спортивных результатов, снижение уровня бодрствования и активности, появление рассеянности, невнимательности и вялости, падение мышечного тонуса.

В современных тренировочных и соревновательных условиях деятельности вследствие её возвышенной избирательности и рутинности возможность возникновения монотонии значительно увеличивается (так как от юных спортсменов требуют всё большего спортивного мастерства и более высоких результатов их деятельности). Однако, проявление тех или иных последствий монотонии не только не позволят развивать свои умения и навыки, формировать устойчивый интерес и мотивацию к занятиям, достигать определённых успехов, но и может привести к уходу из спорта ещё на начальном этапе подготовки (так как на тренировке у новичков состояние монотонии возникает намного раньше, чем у тех, кто занимается спортом более длительное время). Поэтому, чтобы избежать отрицательных последствий, необходимо проводить профилактику возникновения этого состояния.

Способы профилактики монотонии в спорте должны быть разнообразными: введение динамических пауз («активного отдыха»); повышение эмоциональности обучающего процесса и спортивной мотивации; деление спортивного занятия на структурные части и соединение мелких заданий в более крупные группы упражнений; изменение характера тренировочной деятельности; использование аудио и видео средств, таких как музыка, слайды, цветовая среда и т. д.; использование приёма сторонней информации и элемента соревнований [3, С.223-229; 5, С.29; 6, С.8].

Контроль того, насколько эффективным было использование тех или иных средств, приёмов и методов преодоления монотонии тренировочного процесса, можно провести несколькими способами. К первому способу можно отнести применение методики «Самооценка состояний спортсмена», где представлен так называемый «градусник состояния». Разработчик данной методики – Ю.Я. Киселёв.

Её суть заключается в том, что исследуемому предоставляют шкалу, на которой следует отметить крестиком тот уровень состояния, который, по его мнению, он испытывает в данное время. При этом можно измерить такие показатели, как: желание тренироваться, отношения с тренером и товарищами, удовлетворённость тренировочным процессом, настроение, спортивные перспективы и готовность к соревновательной деятельности, самочувствие.

Плюсами данного метода являются: минимальные затраты времени на проведение и возможность измерения компонентов тренировочного, предстартового и соревновательного состояния в любое время.

Вторым способом контроля выступает метод «Оценка коротких интервалов времени». Представленная методика даёт возможность определить способности к субъективному отсчёту времени. Она также требует минимальных затрат времени на проведение и получение результатов.

Сущность данного метода заключается в том, что исследуемому необходимо предельно точно оценить заданный отрезок времени (10 секунд) не глядя на секундомер. Оптимальным считается отклонение в пределе 0,5 – 1,5 секунд. Если отклонение наблюдается на 1,5 – 2 секунды больше от положенного времени, то это гласит о развитии процесса торможения, который возникает из-за монотонности тренировочного процесса. Отклонение на 1,5 – 2 секунды меньше от положенного времени говорит о развитии высокого нервно-психического напряжения.

Заключение. Таким образом, мы видим, что одним из ведущих направлений работы психологического сопровождения юных спортсменов на этапе начальной подготовки является преодоление монотонии тренировочного и соревновательного процессов. Обосновывается это тем, что фактор монотонии снижает заинтересованность спортсменов к своей деятельности и понижает показатели подготовленности вследствие нервного, физического и психического истощения.

Библиографический список:

1. Горская Г.Б. психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2008. 209 с. 2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с. 3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с. 4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с. 5. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Москомспорт, 2010. 117 с. 6. Черных Е.В. Особенности неблагоприятных психических состояний у спортсменов и пути их преодоления. Липецк: ГОБУ ИАЦР ФКиС ЛО, 2014. 32 с.




Рецензии:

31.03.2016, 11:27 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема без сомнения актуальна и значима.Вот только хотелось бы увидеть больше авторского составляющего статьи.

10.04.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Шостак Ирина Сергеевна:
Спасибо большое за рецензию. Статью отредактировала с учётом замечаний.

28.04.2016, 9:35 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Цель исследования не соответствует названию работы, стиль является смешением научного и обыденного вариантов, некоторые высказывания начинают логику размышлений автора, но не доведены до конца (не обосновано, почему надо обращать внимание на двигательные и эмоциональные компоненты надежности и вообще какое она имеет отношение к монотонии и теме и т.п.). Не раскрыт аспект монотонии в спорте именно юных спортсменов, который заявлен в названии статьи. Желательно усилить новизну исследования, предложить свой подход и свои методы решения заявленной проблемы.

28.04.2016, 9:37 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема актуальна,замечания исправлены.Оформление списка литературы привести в соответствие с требованиями.Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх