Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма
студентка
Хорошун М.Э., преподаватель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
УДК 159.9:796.01
Введение. Для всех давно не является секретом тот факт, что эффективность тренировочной и соревновательной деятельности во многом зависит от влияния психологических факторов, которые способны как ухудшить результативность спортсмена, так и заметно её увеличить. Кроме того, чем дольше и усерднее спортсмены начинают тренироваться, тем большую роль у них начинают играть психологические факторы.
Одним из таких факторов является состояние монотонии. Оно встречается у спортсменов практически на каждом тренировочном процессе. Однако данное состояние зачастую игнорируется спортивными тренерами. Для них главной целью является лишь развитие физических качеств у тренирующихся, так как психологические факторы вызывают недостаточный интерес. И лишь столкнувшись с результатами влияния этих факторов, на них начинают обращать внимание, прибегая к помощи психолога.
Актуальность. Проблема изучения монотонии на этапе начальной подготовки, влияющей на результативность тренировочной деятельности юных спортсменов и надёжности их выступления на соревнованиях в последующем, является одним из важнейших вопросов психологического сопровождения. Именно поэтому в настоящее время необходимо активно осуществлять поиск новых эффективных средств и методов борьбы с монотонией. А всё больший акцент в научной практике отдавать эмоциональным и двигательным компонентам надёжности.
Имеется достаточное количество публикаций, посвящённых влиянию монотонности действий на результативность тренировочного процесса (Н.П. Фетискин, М.С. Фидаров, Н.И. Болдин, В.Ф. Сопов), как в начале спортивной карьеры, так и на её пике.
Цель статьи – обосновать значимость борьбы с монотонией как фактором, влияющим на результативность спортивной деятельности у юных спортсменов.
Задачи статьи: рассмотреть влияние монотонии на юных спортсменов; определить методы борьбы с монотонией и способы контроля эффективности данных методов.
Основная часть. Монотония представляет собой состояние пониженной работоспособности, проявляющееся в ситуациях выполнения однообразных видов работ с частым повторением однотипных действий. Сопровождается оно как изменениями эмоционального фона спортсменов (например, появление чувства апатии, приводящего к стремлению сменить избранный вид деятельности), так и нарушениями в физиологическом плане (например, сонливость, снижение тонуса) [4, С.20]. Помимо этого, монотония характеризуется рядом психологических симптомов, таких как ослабление сознательного контроля своих действий и их стериотипизация, ухудшение внимания и памяти [2, С. 81].
В спорте состояние монотонии является отрицательным явлением. Оно не только уменьшает эффективность работы, но и способно лишить её творческого элемента, тем самым понижая интерес к ней [1, С. 32]. Возникает данное состояние чаще всего на тренировочных занятиях, особенно при закреплении приобретённых навыков и при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объёмной и однородной нагрузки и работы. При этом главными последствиями монотонии могут стать как снижение желания тренироваться, так и ухудшение спортивных результатов, снижение уровня бодрствования и активности, появление рассеянности, невнимательности и вялости, падение мышечного тонуса.
В современных тренировочных и соревновательных условиях деятельности вследствие её возвышенной избирательности и рутинности возможность возникновения монотонии значительно увеличивается (так как от юных спортсменов требуют всё большего спортивного мастерства и более высоких результатов их деятельности). Однако, проявление тех или иных последствий монотонии не только не позволят развивать свои умения и навыки, формировать устойчивый интерес и мотивацию к занятиям, достигать определённых успехов, но и может привести к уходу из спорта ещё на начальном этапе подготовки (так как на тренировке у новичков состояние монотонии возникает намного раньше, чем у тех, кто занимается спортом более длительное время). Поэтому, чтобы избежать отрицательных последствий, необходимо проводить профилактику возникновения этого состояния.
Способы профилактики монотонии в спорте должны быть разнообразными: введение динамических пауз («активного отдыха»); повышение эмоциональности обучающего процесса и спортивной мотивации; деление спортивного занятия на структурные части и соединение мелких заданий в более крупные группы упражнений; изменение характера тренировочной деятельности; использование аудио и видео средств, таких как музыка, слайды, цветовая среда и т. д.; использование приёма сторонней информации и элемента соревнований [3, С.223-229; 5, С.29; 6, С.8].
Контроль того, насколько эффективным было использование тех или иных средств, приёмов и методов преодоления монотонии тренировочного процесса, можно провести несколькими способами. К первому способу можно отнести применение методики «Самооценка состояний спортсмена», где представлен так называемый «градусник состояния». Разработчик данной методики – Ю.Я. Киселёв.
Её суть заключается в том, что исследуемому предоставляют шкалу, на которой следует отметить крестиком тот уровень состояния, который, по его мнению, он испытывает в данное время. При этом можно измерить такие показатели, как: желание тренироваться, отношения с тренером и товарищами, удовлетворённость тренировочным процессом, настроение, спортивные перспективы и готовность к соревновательной деятельности, самочувствие.
Плюсами данного метода являются: минимальные затраты времени на проведение и возможность измерения компонентов тренировочного, предстартового и соревновательного состояния в любое время.
Вторым способом контроля выступает метод «Оценка коротких интервалов времени». Представленная методика даёт возможность определить способности к субъективному отсчёту времени. Она также требует минимальных затрат времени на проведение и получение результатов.
Сущность данного метода заключается в том, что исследуемому необходимо предельно точно оценить заданный отрезок времени (10 секунд) не глядя на секундомер. Оптимальным считается отклонение в пределе 0,5 – 1,5 секунд. Если отклонение наблюдается на 1,5 – 2 секунды больше от положенного времени, то это гласит о развитии процесса торможения, который возникает из-за монотонности тренировочного процесса. Отклонение на 1,5 – 2 секунды меньше от положенного времени говорит о развитии высокого нервно-психического напряжения.
Заключение. Таким образом, мы видим, что одним из ведущих направлений работы психологического сопровождения юных спортсменов на этапе начальной подготовки является преодоление монотонии тренировочного и соревновательного процессов. Обосновывается это тем, что фактор монотонии снижает заинтересованность спортсменов к своей деятельности и понижает показатели подготовленности вследствие нервного, физического и психического истощения.
Рецензии:
31.03.2016, 11:27 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема без сомнения актуальна и значима.Вот только хотелось бы увидеть больше авторского составляющего статьи.