Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 17.04.2016. Последняя правка: 08.06.2016.
Просмотров - 5458

К вопросу о смысле жизни

Шавалиева Маргарита Руслановна

магистр

Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

студент

Александрова Ольга Степановна, кандидат наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
Проблема смысла жизни - одна из ключевых философских проблем. В различные исторические эпохи люди по-разному отвечали на вопрос о цели существования. На современном этапе существует несколько ответов на этот вопрос: можно видеть основную жизненную цель в удовольствии, успешности, семейной жизни, религии, либо вовсе отказаться от поисков смысла бытия. Истинный смысл жизни заключается в любви (греческой агапе).


Abstract:
The problem of the meaning of life - one of the main philosophical problems. In various historical periods people have different purposes of existence. At the present stage, there are several answers to this question: is it possible to see the main purpose of life in pleasure, success, family life, religion, or renouncement of the search for the meaning of existence. The true meaning of life is love (Greek agape).


Ключевые слова:
смысл жизни; удовольствие; успех; семья; религия; любовь.

Keywords:
the meaning of life; pleasure; success; family; religion; love.


УДК 128

Введение

Миллионы людей различных времен и пространств задавались вопросами о смысле и цели жизни. Каждый человек отвечал на них по-своему, в соответствии с личным опытом и полученными знаниями. Это дает основание считать проблему бытия одной из основных философских проблем.

Актуальность

Смысл бытия является философской и духовной проблемами, относится к формулировке конечной цели бытия, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из главных мировоззренческих понятий, имеющее необъемлемое значение для развития духовно-нравственного облика личности. Отсутствие единственной истинной точки зрения по данному вопросу, разнородность мнений на этот счет, обуславливает его актуальность.

Целью данной статьи является определение более полного смысла существования в условиях современного мира. В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи исследования: рассмотрена краткая историография вопроса, основные современные точки зрения по установленной проблеме.

С древнейших времен различные идеологические системы предпринимали попытки ответить на подобные вопросы. Так, например, древнеиндийская религия, - буддизм – считала целью существования человека достижение «высшего состояния» - нирваны. Даосизм - древнекитайское направление философской мысли – видел основной смысл жизни в постижении дао – единого объективного закона, которому подчинен весь мир.                     

Античная цивилизация подарила свету великих мыслителей, которые стали отцами-основателями философии. Безусловно, они внесли свою лепту и в осмысление вопроса о смысле жизни. Сократ, например, считал, что назначение человеческого разума в том, чтобы исследовать природу добродетели, совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания.

Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого его как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Эпоха Средневековья ознаменовала переход от плюрализма мнений и взглядов к единой общеобязательной идеологии – христианству. Ключевой идеей в определении смысла жизни в философии Средневековой Европы является то, что цель человеческого существования заключается в спасении души, обретении Царства Небесного, путем служения Богу.

Ренессанс провозглашает возвращение к антропоцентризму, человек становится мерилом всего, и значит сам вправе определять смысл своего существования. Осознание этого лежит в основе многочисленных взглядов и концепций величайших мыслителей эпохи Просвещения, Нового и Новейшего времени.

И в наши дни проблема смысла жизни не утратила своей актуальности, став одним из центральных вопросов философской антропологии. Следует рассмотреть несколько наиболее распространенных современных точек зрения по этому вопросу.

Один из подходов базируется на утверждении о том, что смысл жизни в поиске удовольствия. Как пишут словари, удовольствие — это положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Так, например, еда для голодного, сон для уставшего, теплая одежда или ванна для замерзшего - всё это будет проявлением наслаждения. Как уже говорилось, впервые идею об удовольствии как смысле жизни высказал Эпикур. Однако с течением времени его концепция претерпела ряд изменений. Классическое эпикурейство проповедует умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, на практике же люди часто доводят свои желания до предела. Человек начинает зависеть от наслаждения и постепенно становится готовым на все для продления этого чувства. Кроме того в современном мире всё больше и больше распространяются так называемые сомнительные удовольствия: алкоголь, табак и наркотики. После того как ощущение эйфории проходит человек обнаруживает потребность (в разной степени, конечно) в регулярном употреблении вещества, которое помогает ему «расслабиться». Помимо того, что это наносит вред физическому и психическому состоянию индивида, такая привычка может негативно сказаться и на его моральном облике. Однако зачастую, увлекаясь удовлетворением даже здоровых потребностей, люди делают из этого культ. Так, для того, чтобы наесться, становится не достаточно обычного комплексного обеда, нужно экстравагантное блюдо с добавлением деликатесных, редких продуктов. Одежда необходима человеку, а ее приобретение приносит некоторое удовольствие, однако когда в гардеробе появляется множество однотипных вещей, по сути ненужных, радость от покупки не оправдывается. На первый взгляд в подобных привычках нет ничего плохого, однако, если задуматься, это негативно сказывается на нравственном облике объекта. Ужасно также то, что для сохранения своего положения и комфорта человек может пренебрегать различными социальными нормами, в том числе моральными и правовыми. Безусловно, вещи, приносящие человеку удовольствие, делают жизнь ярче, но не стоит видеть смысл всей жизни в наслаждении.

На сегодняшний день достаточно распространено мнение, согласно которому основная жизненная цель – завоевание успеха. В понятие успешности стоит включить такие аспекты как достижения в области карьеры, образования, денежное благополучие, власть, слава и т.д. Человек тратит все силы для того, чтобы преуспеть в какой-либо сфере жизнедеятельности общества, что обуславливается стремлением доказать на что он способен себе и социуму. Подобный смысл жизни также можно охарактеризовать как саморазвитие, самосовершенствование. Перечисленные выше социальные институты являются своеобразными ориентирами деятельности людей, помогающими выжить. Развитие личности должно быть средством познания смысла существования, истины, но не самим смыслом. Существует хороший исторический пример – «Эпос о Гильгамеше» из Древней Месопотамии. Главный герой произведения Гильгамеш – правитель Урука – могучий герой, проводящий молодость в развлечениях, плотских утехах и ратных подвигах. Он ищет славы, полагая, что память людей сделает его бессмертным. Однако столкнувшись лицом к лицу со смертью (умирает лучший друг Гильгамеша Энкиду), герой отказывается от прежних идеалов, отправляется на поиски истинного источника вечной жизни. Финал поэмы остается открытым, так как получив «цветок вечной жизни» правитель навсегда теряет его. Таким образом, «Эпос о Гильгамеше» демонстрирует несостоятельность утверждения об успешности (в данном случае в военном деле) как смысле жизни. Успех – это скорее мотивация, а не цель.

Для многих людей смыслом существования является семья. Под этим можно понимать жизнь для создания и здорового развития данного социального института, а также, в более широком смысле – жизнь для будущего потомков.  Человек ощущает себя частью огромного организма – человечества, он чувствует благоговение перед столь огромной системой и рад внести в нее вклад, создавая новые элементы общества и передавая им свой опыт. Очень ярко этот принцип проявляется в СССР: каждое поколение советских людей верило, что их дети, внуки или правнуки будут жить при коммунизме и делало всё возможное для осуществления этой цели. Конечно, это благородно и, по сравнению с предыдущими тезисами, более нравственно жертвовать собой во благо ближнему и во имя общественного блага, но если каждое поколение так надеется на будущее, то что останется настоящему?  Какова вероятность, что родится поколение, которое перешагнет вечные проблемы нашего мира, достигнет вершины, познает истину? Настанет ли эра «сверхчеловека»? Пока люди существуют на этой планете как индивиды вида homo sapiens, стоит искать смысл жизни в рамках собственного бытия, не забывая при этом, что от наших поступков, хотя в микроскопической степени, зависит судьба всего человеческого общества. Рождение и воспитание нового члена социума - важная задача каждого, но не центральная.

Как столетия назад, так и сейчас,  миллионы людей посвящают свою жизнь религии. Известно, что проблема смысла жизни и смерти – одна из главных проблем всякой религии. Вера помогает преодолеть страх смерти, предполагая обретение бессмертия на том свете. Однако не стоит забывать о том, что вечное блаженство нужно заслужить, прожив земную жизнь как того требует воля Божья. Таким образом, жизнь обретает смысл,  предопределенный Творцом, целью существования становится служение  Богу. Духовный путь христианской религии заключается в том, чтобы жить по заповедям Божьим, в  смирении, кротости, телесном воздержании, любви к  ближнему и самоотречении. Подобным образом жизни, молитвой и постом, человек познает Бога, становится ближе к нему, а значит ближе и к Царству Небесному. «Основное назначение души – в познании необозримых по своему числу истин, источником которых является Бог» - утверждает христианский теолог и философ Августин Блаженный. [1]

Видеть смысл жизни в том, чтобы следовать путем, предрешенным Богом, максимально используя свои способности, - одно из самых достойных убеждений человечества. Однако люди не замечают, как постепенно отходят от важнейших догматов религии, пренебрегая постулатом о том, что свобода личности кончается там, где начинается свобода другого человека. Существует множество примеров того, как люди, считая себя носителями той или иной веры, совершают вещи, не только не относящиеся к данному религиозному учению, но и прямо противоположные ему. Святая инквизиция - следственный и карательный орган католической церкви, преследовавший противников церкви – наводила ужас на жителей Средневековой Европы. Церковь, имея своей целью борьбу с ересями, сохранение и распространение католицизма, фактически карала всех подряд, в том числе и невинных людей, для упрочнения собственной позиции. Нельзя не обратить  внимания и на другие порочные учреждения Средневековья, связанные с коррумпированностью религии - симонию и индульгенции. Ни жестокости инквизиции, ни отпущения грехов за деньги, не предполагало учение Христа: власти и католическое духовенство, по сути, вели выгодную им политику, прикрываясь верой. Аналогично, нет ничего общего между террористическими актами ИГИЛ и исламом, в том виде, в котором его исповедовали в седьмом веке. Все это доказывает, что в процессе общественного развития люди искажают религиозное учение, потакая собственным порокам. К сожалению, в наши дни большая часть общества привыкла замечать только порочную, оторванную от изначального учения, сторону религии. Это отталкивает людей.

Кроме того, рассматривая религию в качестве смысла существования, можно столкнуться с проблемой, которая была затронута при обосновании тезиса о семье: смысл жизни выносится за ее пределы.

Стоит обратить внимание на еще одно распространенное мнение, которое можно сформулировать так: смысл жизни – это сама жизнь. Иначе говоря, мы, люди, существуем здесь и сейчас, от нас зависит, какой будет  жизнь, каким смыслом мы ее наполним. Такую точку зрения отстаивал немецкий философ и психолог Эрих Фромм: «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность».[6,  c. 381]

Данная позиция связана с убеждением, что смысла жизни не существует: именно в том случае, когда  человек не может определиться, в чем суть его существования, он живет моментом. С другой стороны,  отсутствие смысла жизни говорит также о  том, что человек не знает где его место, а значит чувствует себя потерянным, несчастным. При таком раскладе, каждое мгновение будет казаться мучительной вечностью.

Говоря о поиске смысла жизни в ней самой, нельзя не упомянуть точку зрения русского философа Е. Н. Трубецкого на этот счет. Мыслитель полагал, что тот смысл, которого мы ищем в повседневном опыте, нам не дан и нам не явлен. Будничный опыт свидетельствует о противоположном — о бессмыслице человеческого существования. С тех пор как человек стал размышлять о жизни, она всегда представлялась ему в виде замкнутого в себе порочного круга. Это стремление, не достигающее цели, а потому роковым образом возвращающееся к своей исходной точке и без конца повторяющееся. Философ, таким образом, приходит к выводу о том, что жизнь должна представлять собой стремление к цели, которая является неустранимым предположением, необходимо связанным с жизнью как таковой.

Мировоззрение, основанное на тезисе «смысл жизни – сама жизнь», контрастирует с религиозным. Первое – материалистическое -предполагает, люди не знают, что будет дальше, причем  как в рамках  своего существования (завтра, спустя неделю, месяц и т. д.), так и за его пределами (существует ли загробный мир?), второе, напротив, основную цель жизни видит в достижении блаженства после смерти. Следовательно, согласно первой точке зрения, смысл жизни убивается смертью (какое значение имеет мир человека без центра - его самого?). Возникает дилемма: смысл бытия не должен выходить за его рамки, но и не должен ограничиваться мирской жизнью. В данном случае должен быть своеобразный баланс, которого можно достичь, наполнив жизнь любовью.

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии – таково классическое определение. [4] Однако понятие «любовь» является многозначным, и для правильно понимания следует рассмотреть наиболее значимые аспекты этого феномена.

Одну из самых древних и точных классификаций подарила нам эпоха Античности . В греческой философии различали следующие основные виды любви:

Эрос – страстная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию любимым.

Людус – это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, настолько, что допускается измена с обеих сторон.

Сторге – любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях.

Филия - платоническая любовь, любовь основанная на духовном притяжении (любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе).

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания (совокупность эроса и людуса) - иррациональная любовь-одержимость.

Прагма (совокупность людуса и сторге) - это любовь по расчету. Не брак по расчету (в таком браке любви может и не быть), а любовь по расчету. легко поддающаяся рассудочному контролю, прагматичная, с элементами выгоды (далеко не всегда обязательно – материальной).

Агапэ (совокупность эроса и сторге) -  это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. Этот вид любви можно встретить и у друзей, (при отсутствии сексуального влечения, всё остальное сохраняется). Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему. [2]

Говоря о любви в рамках поставленного вопроса, речь будет идти об агапэ - отношении, основанном на рациональном выборе, волевом решении, которое проявляется в почитании, благорасположении, благосклонности, высокой оценке объекта отношения. Однако такая любовь, в отличие от эроса и мании, - скорее не данность свыше или нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи, а результат развития личности. Эрих Фромм называет любовь искусством, а также отмечает, что удовлетворение в индивидуальной (сентиментальной) любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. [5, c. 3] Наполняя жизнь агапэ, человек идет по пути познания: как себя самого, так и законов развития Вселенной. Он находится в гармонии с окружающим миром, что становится залогом понимания религии в правильном ключе, а следовательно единения с Богом.

Любовь к людям, бережное, благоговейное отношение к жизни, в том числе собственной – это источник, из которого рождается смысл существования. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом, - это личность, несущая любовь  людям. Такой человек находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость как ему самому, так и людям вокруг него. [3, c. 188 – 189]

Человечество прошло многотысячный путь, пытаясь ответить на вопросо смысле жизни. На современном этапе развития общества однозначного ответа так и не появилось. Каждый человек сам выбирает как прожить жизнь: будет это существование ради получения удовольствия,  завоевания успешности, формирования семьи, служения религии или бытие ради бытия. Однако, чем бы человек не занимался, какие бы задачи перед собой не ставил,  в его власти наполнить свою жизнь единственным верным чувством – любовью.

Библиографический список:

1. Августин Блаженный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smysly.ru/pages/484/ - (Дата обращения: 12.11.2015).
2. Виды любви в греческой философии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_lyubvi_v_grecheskoy_filosofii - (Дата обращения: 12.11.2015).
3. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. – 536 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14670.htm - (Дата обращения: 12.11.2015).
5. Фромм Эрих. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЛЮБВИ. Перевод Л. А.Чернышевой. E.Fromm. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.
6. Фромм, Эрих. Психоанализ и этика. Серия: Библиотека этической мысли. - М.: Республика. 1993. - 415c. ISBN 5-250-02353-3




Рецензии:

17.04.2016, 18:36 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: У меня один вопрос. А каково же мнение автора? Где оно. Его нет. Статья полна вульгарностей, типа "популярности буддизма" и его цели - нирваны. Буддизм не популярен, он одна из мировых религий. Ценность текста представляется мне нулевой, это реферат. Посему к публикации не рекомендую. А научруку вообще 1 ставлю.

17.04.2016, 21:41 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует основным квалификационным требованиям. Цель согласуется с содержанием, заявленные задачи последовательно выполняются. Видна большая работа научного руководителя. Учитывая, что автор - студент, тема исследования приобретает особое звучание. Рекомендуется к публикации.

17.04.2016, 21:48 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Автор статьи Шавалиева Маргарита Русланова излагает широкий перечень толкований выражения «смысл жизни», сильно отличающиеся друг от друга. Информация полезна для изучающих дисциплины по философии, религиоведения, статью опубликовать можно. Содержание работы выиграло бы, если бы было дано определение содержания понятия «смысл». Человек свое рождение не заказывает, о том, почему его родили, узнает не сразу. Но ему дают понять, зачем ему нужно жить, какая будет от этого польза. Но все это к тому, как себя вести. Если идти дальше, это к моральному поведению, преданности родителям, аккуратному посещению священников, поддержке своего здоровья, принесению пользы людям, чтобы и самому от них что-то получить. Все это стоит учесть, если эта тема освещаться будет и дальше.

08.06.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Шавалиева Маргарита Руслановна:
Спасибо за в Ваш отзыв,в дальнейшем постараюсь дополнить тему.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх