Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 27.04.2016. Последняя правка: 31.05.2016.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Абдуллаев Шухратжон Рахимжонович

нет

Наманганский Государственный университета

Преподаватель

Аннотация:
В данной статье предпринята попытка открыть диалектальную взаимосвязанность человеческого мировоззрения и существующей социальной действительности, уделено внимание значимости учебы, воспитания, а также внешнего влияния. Мировоззрение - это совокупность восприятие и знаний, включающих в себя образ жизни, нравы и культуры людей. Задача познания мира, формирующего это мировоззрение имеет систему фактов и заключений, называющихся своеобразным познанием и правдой в разных теориях, взглядах и идеологиях, начиная с разных форм древнейших религиозных мировоззрение до настоящего времени. В результате они отличаются друг от друга в этой системе.


Abstract:
This article is an attempt to open a dialectal interconnectedness of the human world and the existing social reality, attention is paid to the importance of training, education, as well as external influences. World - a collection of perceptions and knowledge, including the lifestyle, customs and culture of the people. The objective knowledge of the world, forming a worldview is a system of facts and conclusions, called a kind of cognition and truth in the different theories, views and ideologies, beginning with the various forms of ancient religious worldviews to date. As a result, they otliayutsya from each other in this system.


Ключевые слова:
антрополог; сознание; мировоззрение; благая мысль; вредные идеи; мышление; формирование.

Keywords:
anthropologist; consciousness; ideology; the good idea; bad idea; thinking; shaping.


Человек превосходит все живые существа своим сознательным  поведением. По свидетельству антропологов, внешний облик человека не меняется со времен последнего палеолита, т.е. с эпохи кроманьонского человека[1, С.16].
Значит, эволюционные процессы человека закончены с биологической точки зрения. Но вышесказанное превосходство сознания и мировоззрения все еще совершенствуется. И это составляет основу прогресса всех эпох.
Мировоззрение - это совокупность восприятий и знаний, включающих в себя образ жизни, нравы и культуры людей. Задача познания мира, формирующего это  мировоззрение имеет систему фактов и заключений, называющихся своеобразным познанием и правдой в разных теориях, взглядах и идеологиях, начиная с разных форм древнейших религиозных мировоззрений до настоящего времени. В результате они отличаются друг от друга в этой системе. Например, в «Ясне» «Авеста» говорится: «Я благословляю благие мысли, благие   слова и  благие   деяния». «Под понятием  «благая мысль» подразумевается прозрачность мыслей и желаний в духе стремления заботливым к ближнему, жить в мире и согласии с ним, готовность к помощи при угрозе несчастья, к активной борьбе против зла, ради благополучия человечества. Человек не должен завидовать окружающим даже в мыслях; человек с благими намерениями не должен злиться и не поддаваться другим негативам, так как в таком состоянии он теряет положительные намерения, забывает об обязанностях и справедливости и совершает неподобающие ему поступки»[2, С.44].   
Наш соотечественник, известный  на Востоке философ Азизиддин Насафи, говорил: Эй дервиш, для того, чтобы осознать начало и конец, очевидное и скрытное, сущность и явления великого мира, осознай свою сущность. Ибо нет другого пути.»   Очевидно, в «Авеста» в формировании  мировоззрения и соответственно, в проявлении человеческого поведения уделяется особое внимание на три принципа: благое намерение, благое   слово и  благое   деяние; а ученый Средневековья  Азизиддин Насафи считает, что для того, чтобы познать мир, человек в первую очередь должен осознать свою сущность. Таким образом, в результате мировоззрения  человек познает себя и мир, оценивает логику хода событий, а итоги выражаются в его материально-духовной деятельности. А основными институтами, формирующими мировоззрение молодежи, являются семья, школа и махалля[1]. А точнее выражаясь образование и воспитание.  Выше мы привели мысли из древних и средневековьих эпох, потерявшие свою значимость. Но появляются умопомрачительные разновидности разрушительных идей, имеющих свою историю.
В настоящее время появились так называемые «культуры», противоречащие человеческим нравам, не основывающиеся на национально-духовных традициях ни одного народа и которые успели превратиться во врага духовности, оставить свой  негативный осадок в действительности ХХI века. К великому сожалению, именно такие вредные идеи быстро влияют на мировоззрение некоторой молодежи и являются основой их опасного социального движения. Одна из основных причин такого явления  -  это слабость образования и воспитания, полученных  в семье, школе и махалле, а также неправильное пользование сайтами интернета, который является одним из достижений современных технологий. В то время глобализации, когда на Земле ускорен обмен информациями, в результате так называемого «свободного» образа жизни, безнравственности, разврата и пропоганды разрушительных идей радикального и экстремистического характера, можно увидеть опасные проявления террористических движений и печальных  событий в странах Ближнего Востока, угрожающих человеческой жизни и обществу в целом [4, C.60].
Так почему же тысячи людей сознательно осуществляют опасные для общества насильственные действия? Неужели в человеческой природе отрицательные животные инстинкты превосходят разум? На наш взгляд, на основе всего этого лежат равнодушное отношение к жизни окружающих, отсутствие самостоятельного мнения и бессознательное подражание к некоторым людям под влиянием разрушительных идей.
Город Веймар был одним из мировых культурных центров, где жили и творили знаменитые деятели как Гёте и Шиллер. И десятикилометровая дистанция между ним и концлагерем Бухенвальд, являющимся символом античеловечности и жестокости, совершёнными фашизмом, как бы напоминает людям о том, что «от величия до ничтожества всего лишь один шаг». Так  иранский писатель-просветитель, педагог Джалал Али Ахмад в своей книге «Западничество» описывал человека, потерявшего самобытность и слепо преклоняющегося Западу: «Такой человек не имеет даже представления о прошлом, настоящем и будущем нации. Он в основном интеллигентный руководитель. Он нерешительный как соломинка на волне, у него нет опоры для спасения. Поэтому он меняется по стечению обстоятельств. У него нет самостоятельного мнения... Он равнодушен ко всему на свете кроме своей выгоды. И в мечети, и в кинотеатре, и  на партийных собраниях он ведет себя как наблюдатель, зритель футбольной игры. Вы не увидете его в мыслящем положении. С его глаз не упадет и слезинка по поводу смерти друга. Он не упустит малейшего трофея, не брезгует им. Он лишен своеобразности. Слишком много внимания уделяет своей внешности, беспристанно заботится об обуви, машине, доме, одежде. Его интересуют не проблемы мечети, больницы, в первую очередь, как работает в его доме электрическая стиральная машина или озонатор. Он не может интересно рассказать об обычаях своих односельчан, живущих в далёком Бандар Аббасе. Но может великолепно рассказать о незначительных изменениях, происшедших в правом крыле лейбористкой партии Великобритании».                                                                                                   
На вопрос, что нужно делать для того, чтобы предотвратить появление таких личностей, можно ответить: нужно уделить особое внимание национальному воспитанию, которое сливается с общечеловеческими ценностями, в образовании и воспитании. И еще нужно обратить внимание на то, что в результате глобализации систематически происходят  изменения  в нашем мышлении и языке. Осознание того, что понятия и термины определяют мышление, управляют восприятием, выражаются в образе жизни наций и народов, приводит к более глубокому пониманию сути и содержания этих изменений.  Постепенное изменение простейших слов и терминов приводит в свою очередь к изменению мышления. И в результате это превратится в дейсвительность и образ жизни тоже изменится. О последствиях таких процессов в нашей истории с сожалением писал Абу Райхан Беруни в произведении «Памятники минувших поколений», упоминая при этом об исчезновении многих наших национальных ценностей, об изменениях в нашем мышлении и языке после арабского нашествия [3, C.24].
Еще один великий учёный А.Фараби объясняя общую систему понятий и принципов, выражающих стороны, свойственные человеческому сознанию, его знаниям, подчеркивает, что в ней имеют огромное значение ум, логика, чуства и воздействия через чувства  на познание  конкретных предметов и явлений. Глубоко анализируя вопрос ума, в трактате «О значении разума» он объясняет, что ум с одной стороны является духовным процессом с другой-результатом внешнего воздействия образования и воспитания. Иметь разум- это значит что человек не должен ограничиться знаниями логикой, он должен овладеть определенными нравственными принципами, нравственной культурой. В противном случае усилятся движения алчности и двуликости, испортится духовно-нравственная среда общества. В результате возникнут кризис, нищета, состояние неопределенности и тяжелые жизненные условия. Это можно наблюдать в дейтвительности социально-экономических процессов 80-годов ХХ века на примере  бывшего Союза.
Нельзя считать абсолютными невеждами и тех, кто и на сегодняшний день совершает зловещие действия, вооружившись разрушительными идеями. Но всем известно, что их действия служат разрушению и невежеству. Как подчеркивал И.А.Каримов, «В душе человека борются  две силы-созидательность и разрушительность. С большим сожалением нужно отметить, что исторический опыт свидетельствует о том, что в человеческой природе легче возбудить инстинкты зверства, жестокости, чем возбудить человечность».
         Из всего этого следует, что формирование человеческого мировоззрения в правильном направлении, осознание сути предметов и явлений в мире, а для этого в первую очередь необходимо осознать самобытность -это актуальные задачи в образовании и воспитании.


[1] Махалла (узб.) - В исламском мире часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалла — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва (намаз).

Библиографический список:

1. Каримов Ислам. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Изд-во Узбекистан. 1996. C.16.
2. Авдеев В.П. Многовариантностное мировоззрение в настоящем и будущем. Изд-во Черная металлургии. 1998. С.44.
3. Бердяев Н.В. Самопознание. Москва: Изд-во ДЭМ. 1990. - С.24.
4. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Москва: Изд-во Знание. 1990. С.60.




Рецензии:

27.04.2016, 18:36 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Абдуллаева Ш.Р. написана под удручающим воздействием некорректных действий части людей. Он склоняется к разборке этических норм и считает нужным разбираться с этим с учетом фактора мировоззрения. Его установка прогрессивная, но к осуществлению этой миссии есть претензии. Мировоззрение это взгляды не только на общество, но и на физический мир, если не в большей мере. Оно предстало в форме религий, философии, наук, идеологий, учета чего нет. Что же касается моральных позиций людей, они даются не только воспитанием, образованием, но и устройством общества, политическим строем, экономикой страны. Если люди в составе этих условий находятся не в одинаковой позиции, если есть бедные и богатые, люди рядовые и элитные, скромные по потребности и олигархи, то они в состоянии подчинять свое мировоззрение, свое моральное поведение интересам удовлетворения своих потребностей, не считаясь со следствиями у других. Спасение человечества не в приличном моральном воспитании, обогащении мировоззрения, а создании непровоцирующих аморальностей и незаконных действий общества.

28.04.2016, 10:54 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Тема актуальна. Определение мировоззрения и других категорий автором сформированы в достаточно принятых нормах. Желание применить рассмотрение тематики диалектический формализм (удачно или неудачно - другой вопрос) - также похвально. Однако уровень работы учебно-познавательный. Рецензент понял, что эту площадку посчитали своей собственностью нерусскоговорящие студенты, аспиранты и даже любители-графоманы. По-прежнему авторы не прводят свои опусы через русскоговорящего редактора и корректора. Вновь «на основе всего этого лежат», «подражание к некоторым людям под влиянием разрушительных идей», «В то время глобализации, когда на Земле ускорен обмен информациями», «пропоганды разрушительных идей радикального и экстремистического характера» и т.д. и т.п. По-прежнему, ссылки на работы 30-летней давности ставят рецензентов в сложное положение: украдена эта работа у своего руководителя или ещё у кого-то более пожилого исследователя, или с 90-х годов и публикаций по теме вариантность мировоззрения, изданное изд-вом «Чёрная металлургия» не было. Рецензенту хочется отстоять созданный проект как новую достаточно профессиональную площадку для молодых и пожилых учёных и специалистов, для провозглашения креативных идей в научном формате с приглашением к открытому обсуждению в противовес некорректных «рукопашных» на существующих сайтах. Хочется, но не удаётся. По сути работы. Разве «в результате так называемого «свободного» образа жизни, безнравственности, разврата и, можно увидеть опасные проявления террористических движений и печальных событий в странах Ближнего Востока, угрожающих человеческой жизни и обществу в целом», как автор аргументирует разгул современного терроризма ссылкой на работу 1990-го года, когда у самого Владимира Соломоновича были работы и 1997-98 и даже 2003 гг., в которых он этих слов не повторяет? Позже опубликованы аналитические работы по затронутой автором теме. "Пророк Мухаммед (с.а.с.) не применял никаких наказаний. (Dr. Ahmet Kurucan, İslam’da Düşünce Özgürlüğü, Zaman Kitap, 2007, с.146, с.144-152)." Бадиуззаман Нурси, например, крупный исламский ученый современности, написал «99% вопросов и тем, охватываемых шариатом (прежде всего Священным Кораном и Сунной) касается основ веры, совершения поклонений, морали и личности человека, и только 1 % касается политики, но и об этом пусть подумают ваши руководители». Кстати, ни в Священном Коране, ни в Сунне не говорится об определении типа государственного устройства вообще и так называемого «исламском государстве», в частности. И тёзка рецензента Edward Said в 2003 году принципиально заявил, что глубоко ошибочно утверждать, что идеи мыслителей и течений, превративших Ислам, в своего рода, «секулярную идеологию протеста» так популярны в исламском мире. Это является очередным «ориенталистким» (предвзятым) умозаключением с элементами открытого искажения культуры и мирного ИСЛАМа, истории мусульманских народов. Вот что надо в работах современного анализа по данной теме, на взгляд рецензента. Таким образом, рецензент рекомендует: 1. Попросить русскоговорящего коллегу просмотреть и откорректировать «полиолиты». 2. Внимательно прочитать контекстные вставки рецензента в рамках темы и "мировоззрения" самого автора, их адаптировать, попытаться какую-то часть включить в свой текст (по его желанию). 3. Дополнить ссылки на более современную литературу (возможно, включая упомянутую рецензентом). Этого достаточно, чтобы работу опубликовать здесь и выставить для публикации в другом издании. Если автор более глубоко и обстоятельно свяжет свои идеи и текст с вопросами безопасности, то такая статья в рамках антитеррористической темы будет принята рецензентом в ВАКовский журнал "Безопасность жизнедеятельности".

28.04.2016, 19:03 Кучуков Магомед Мусаевич
Рецензия: Статья Ш. Р. Абдуллаева посвящена исследованию проблемы вечной и всегда актуальной о природе мировоззрения человека, условий её формирования, обусловленности происходящих изменений в её содержании и форме трансформирующейся социальной реальностью. Автор дал собственную интерпретацию проблемы, используя при этом, традиции восточной философии в понимании сущности и существования мировоззрения. Статья без сомнения имеет позитивное значение в понимании социальной природы мировоззрения. Статья рекомендуется к публикации с условием исправления элементарных грамматических ошибок ( полиолита, отлиаются и др.) и иных погрешностей в изложении материала.

3.05.2016, 11:02 Адерихин Сергей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную сегодня тему, присутствует собственной мнение автора. Обязательно нужно проверить на грамотность и исправить все ошибки. Даже в названии университета умудрились сделать ошибку. После тщательного редактирования статья может быть допущена к печати.

16.05.2016, 22:32 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует основным квалификационным требованиям. Тема интересна и актуальна. Присутствует авторская позиция. После редактирования возможна публикация.

31.05.2016 11:11 Ответ на рецензию автора Абдуллаев Шухратжон Рахимжонович:
грамматических ошибок исправлень



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх