Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 02.05.2016. Последняя правка: 30.04.2016.
Просмотров - 3055

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Михеева Юлия Николаевна

бакалавр

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

студент

Винокурова Галина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева


Аннотация:
В статье рассматривается взаимосвязь психологического здоровья и психологической культуры личности младших школьников, представлены результаты эмпирического исследования.


Abstract:
The article examines the relationship between psychological health and psychological culture of personality of Junior schoolchildren, the results of empirical research.


Ключевые слова:
психологическое здоровье; психологическая культура; младшие школьники.

Keywords:
psychological health; psychological culture; Junior schoolchildren.


УДК 740

В настоящее время возрастает потребность в создании условий для наиболее полного и всестороннего развития личности человека, как наивысшей ценности общества. Существенным аспектом решения данной проблемы является развитие психологического здоровья и психологической культуры личности.

Психологическое здоровье понимается как необходимое условие активной жизни человека. Проблема психологического здоровья личности раскрывается в работах Г. А. Винокуровой, И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой и др.) [1; 3; 7]. Психологическое здоровье, как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития; характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Важным условием сохранения психологического здоровья человека является развитая психологическая культура – составная часть базовой культуры, системная характеристика личности, позволяющая человеку эффективно самоопределиться в социуме, самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию личности, успешной социальной адаптации [6]. Проблеме изучения различных аспектов психологической культуры личности посвящены работы М. В. Алаевой, Е. В. Дементьевой, Я. Л. Коломинского, О. И. Моткова, К. М. Романова и др. [2; 4; 5; 6]. Анализ теоретических основ психологической культуры позволяет рассматривать ее как условие и средство сохранения и укрепления психологического здоровья личности [6].

В настоящее время в литературе вопросы изучения взаимосвязи психологической культуры и психологического здоровья младших школьников рассмотрены недостаточно. Это обусловило актуальность проведенного нами исследования, в котором приняли участие 22 ученика МОУ «Гимназия №23» г. о. Саранска. В качестве диагностического инструментария нами использованы следующие методики: «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков в модификации Т. А. Огневой), «Изучение самооценки» (Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн), «Нарисуй несуществующее животное» (М. З. Дукаревич), «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан).

На первом этапе исследования нами определены особенности психологического здоровья младшего школьника. Так, результаты изучения самооценки младшего школьника представлены в таблице 1. 

Таблица 1. Результаты изучения уровня самооценки учащихся 4-го класса

Уровень самооценки

Количество (%) испытуемых

с различным уровнем самооценки

Завышенная

7 (32 %)

Адекватная

15 (68%)

Заниженная

Из данных таблицы 1 следует, что большинство учащихся 4-го класса –68 % – имеют адекватную самооценку, 31 % школьников – завышенную, учеников с заниженной самооценкой не выявлено.

Далее рассмотрим данные, полученные в результате проведения методики «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан (см. табл. 2). 

Таблица 2. Результаты изучения уровня тревожности учащихся 4-го класса

Уровень тревожности

Количество (%) испытуемых с различным уровнем тревожности

«Чрезмерное спокойствие»

4 (18 %)

Нормальный уровень

3 (14 %)

Несколько повышенный уровень

6 (27 %)

Явно повышенный уровень

2 (9 %)

Высокий уровень

7 (32 %)

Из данных таблицы 2 следует, что 32 %младших школьников имеют высокий уровень тревожности, у 27 % учащихся наблюдается несколько повышенный уровень тревожности, явно повышенный показатель тревожности имеют 9 % учеников, у 18 % учеников выявлено состояние «чрезмерного спокойствия» и для 14% характерен нормальный уровень тревожности.

Использование методики «Рисунок несуществующего животного» позволило выявить уровень агрессивности у учащихся. Эти данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты изучения уровня агрессивности учащихся 4-го класса

Уровень агрессивности

Количество (%) испытуемых

 различным уровнем агрессивности

Повышенный уровень

Высокий уровень

2 (9 %)

Средний уровень

4 (18 %)

Слабый уровень

16 (73 %)

Из данных таблицы 3 следует, что 73 % учащихся имеют слабый уровень агрессивности, средний уровень агрессивности имеют 18 %, у 9 % школьников выявлен высокий уровень агрессивности.

В ходе диагностики младших школьников с помощью методики «Психологическая культура личности» О. И. Моткова в модификации Т. А. Огневой определен общей уровень развития их психологической культуры и уровень развития ее отдельных компонентов (см. табл. 4). 

Таблица 4. Результаты изучения психологической культуры учащихся 4-го класса

Показатели психологической культуры

Количество (%) испытуемых с разным уровнем психологической культурой

псевдовысокий

высокий

средний

низкий

Самопонимание и самопознание

8 (36%)

5(23%)

7(32%)

2(9%)

Конструктивность общения

12(55%)

8(36%)

2(9%)

Психическая саморегуляция

7(32%)

9(41%)

5(23%)

1(4%)

Наличие творчества

4(18%)

14(64%)

2(9%)

2(9%)

Самоорганизованность

6(27%)

11(50%)

3(14%)

2(9%)

Саморазвитие

5(23%)

11(50%)

2(9%)

4(18%)

Психологическая культура в целом

3(14%)

14(63%)

2(9%)

3(14%)

Из данных таблицы 4 следует, что у испытуемых доминирует высокий уровень по следующим шкалам: «наличие творчества» (64 %), «самоорганизованность» (50 %), «саморазвитие» (50 %), «психическая саморегуляция» (41 %). Псевдовысокий уровень в качестве доминирующего отмечен по шкалам «конструктивность общения»(54,5 %) и «самопонимание и самопознание»(36 %). Диагностика общего уровня психологической культуры младшего школьника также свидетельствует о том, что у большей части испытуемых – 63 % – выявлен высокий уровень ее развития.

На завершающем этапе исследования с помощью критерия rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена установлены связи между психологическим здоровьем и психологической культурой личности младших школьников. Полученные данные представлены в таблице 5. 

Таблица 5. Связь психологического здоровья и психологической культуры младших школьников

Показатели психологической культуры

Величина и значимость rs – Спирмена

по показателям психологического здоровья

Самооценка

Агрессивность

Тревожность

Самопонимание, самопознание

0,45*

0,134

- 0,56**

Конструктивность общения

0,026

- 0,061

- 0,43*

Психическая саморегуляция

0,018

- 0,46*

0,233

Наличие творчества

0,015

0,206

0,16

Самоорганизованность

- 0,243

0,216

0,354

Саморазвитие

- 0,217

- 0,049

- 0,505*

Психологическая культура в целом

- 0,167

0,095

- 0,598**

Уровень значимости: *р≤0,05 (0,43); **р≤0,01(0,54)

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о наличии статистически значимой корреляционной связи (при р≤0,05) между такими показателями психологического здоровья и психологической культуры, как тревожность и конструктивность общения, тревожность и саморазвитие, самооценка и самопонимание, агрессивность и психической саморегуляция. Также выявлена корреляционная связь (при р≤0.01) между тревожностью и самопониманием, тревожностью и психологической культурой в целом. При этом между показателями психологической культуры и такими показателями психологического здоровья как тревожность и агрессивности обнаружена отрицательная корреляционная связь, что свидетельствует о том, что чем выше уровень развития психологической культуры, тем реже наблюдаются такие симптомы нарушения психологического здоровья личности, как тревожность и агрессивность.

Выводы:

  1. В ходе теоретического анализа литературы установлено, что:

– психологическое здоровье понимается как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяющее личности актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности в процессе развития;

– психологическая культура, являясь частью базовой культуры личности, системной характеристикой человека, позволяет ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни;

– психологическая культура является условием и средством сохранения и укрепления психологического здоровья личности.

2. В ходе эмпирического исследования установлено:

– значительная часть учащихся имеет адекватную и завышенную самооценку, что характерно для данного возрастного этапа;

− у достаточно большого количества младших школьников отмечается высокий и повышенный уровень тревожности;

− преобладающим уровнем агрессивности у младших школьников, принявших участие в исследовании, является слабый и средний уровень, наряду с этим часть детей имеет высокий уровень агрессивности;

– у значительной части младших школьников выявлен высокий уровень развития психологической культуры, вместе с тем, часть детей характеризуется низким уровнем показателей психологической культуры;

– установлена взаимосвязь между такими показателями психологического здоровья и психологической культуры как: тревожность и самопонимание / самопознание; тревожность и психологическая культура в целом; тревожность и конструктивность общения; тревожность и саморазвитие; самооценка и самопознание; агрессивность и психическая саморегуляция.

Дальнейшее изучение взаимосвязи между показателями психологического здоровья и психологической культуры младших школьников может послужить основой для разработки научно-практических и методических рекомендаций по сохранению и развитию психологического здоровья личности путем формирования психологической культуры.

Библиографический список:

1. Винокурова, Г. А. Гендерные аспекты психологического здоровья участников образовательного процесса / Г. А. Винокурова, О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 1(19). – С. 46-59.
2. Дементьева, Е. В. Понимание психического состояния как элемент практического компонента психологической культуры будущего специалиста / М. В. Алаева, Е. В. Дементьева // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 4 (4). – С. 78–83.
3. Дубровина, И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3. – С. 17-21.
4. Коломинский, Я. Л. Психологическая культура здоровьесберегающих технологий педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский, А. А. Селезнев // Наука и образование. – 2008. – №3. – С. 87-91.
5. Мотков, О. И. Методика «Психологическая культура личности» / О. И. Мотков // Школьный психолог. – 1999. – №15. – 67 с.
6. Романов, К. М. Психологическая культура личности/ К. М. Романов. – М : Когито-Центр, 2015 – 314 с.
7. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2001. – 208 с.




Рецензии:

2.05.2016, 20:48 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Заявленные в статье феномены (психологическое здоровье и психологическая культура) так и не описаны в итоге в терминах связи, так как предложен элементаристкий подход, они разобраны на элементы и связи установлены между элементами, поэтому утеряна как суть самих изучаемых феноменов, так и не решена заявленная в названии задача. Желательно представить оба феномена через их композитные оценки и посмотреть между ними связь, углубив ее анализ теми данными, которые присутствуют в матрице интеркорреляции. Эта доработка позволит опубликовать данную работу.

3.05.2016, 17:04 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Цитирую "психологическая культура – составная часть базовой культуры, системная характеристика личности, позволяющая человеку эффективно самоопределиться в социуме, самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию личности, успешной социальной адаптации" по факту данного определения вся эта статья представляет собой ерунду. В ней нет определения того, что такое психологическая культура. Термин вымученный, никакой нужды в нем нет. Эффективно самоопределитя в социуме человеку куда как больше помогут соответствующие папа с мамой, а не какая-то придуманная автором или еще кем-то "психологическая культура". Я уж не говорю о том, что младший школьный возраст это тот самый возраст когда ну совершенно необходимо самоопределяться в социуме. А может с ясельной группы детского сада, чего уж там? Дальше больше. "Психологическое здоровье понимается как необходимое условие активной жизни человека". То есть других условий нет? А что такое здоровье? А что такое активная жизнь человека? Ну я понимаю студент пишет. Ему то в общем все равно. Что сказали то и пишет. Но кандидат психологических наук руководитель. Реально то не стыдно? Нет. В общем вывод то простой, к публикации категорически не рекомендую. Покойника реанимировать нельзя. Возможно, по результатам проведенного эмпирического исследования можно написать что-то иное, нечто более осмысленное и ясное. Не мое дело думать об этом (ибо не я автор). Но это...

4.05.2016, 5:45 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Полностью согласен с коллегой в плане замечаний.Будем ждать серьезной доработки данной статьи автором.Успеха.



Комментарии пользователей:

6.05.2016, 1:17 Шляхтов Сергей Сергеевич
Отзыв: 1. Отсутствует связь между конкретными личностями и результатами теста в тексте. Может имеет смысл обозначать каждого члена исследуемой группы по номерам, и результат по каждому тесту соответственно? 2. Какова динамика изменений этих показателей по времени, являются ли они стабильными в группе? Отличаются ли от таковых же результатов в семье или даже в той же группе но на отдыхе, например? Без этого сложно судить о каком-то базовом свойстве присущем ребенку, тем более, что автор говорит об этих показателях как отражающих текущее состояние ребенка.


Оставить комментарий


 
 

Вверх