бакалавр
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студент
Винокурова Галина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
УДК 740
В настоящее время возрастает потребность в создании условий для наиболее полного и всестороннего развития личности человека, как наивысшей ценности общества. Существенным аспектом решения данной проблемы является развитие психологического здоровья и психологической культуры личности.
Психологическое здоровье понимается как необходимое условие активной жизни человека. Проблема психологического здоровья личности раскрывается в работах Г. А. Винокуровой, И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой и др.) [1; 3; 7]. Психологическое здоровье, как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития; характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Важным условием сохранения психологического здоровья человека является развитая психологическая культура – составная часть базовой культуры, системная характеристика личности, позволяющая человеку эффективно самоопределиться в социуме, самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию личности, успешной социальной адаптации [6]. Проблеме изучения различных аспектов психологической культуры личности посвящены работы М. В. Алаевой, Е. В. Дементьевой, Я. Л. Коломинского, О. И. Моткова, К. М. Романова и др. [2; 4; 5; 6]. Анализ теоретических основ психологической культуры позволяет рассматривать ее как условие и средство сохранения и укрепления психологического здоровья личности [6].
В настоящее время в литературе вопросы изучения взаимосвязи психологической культуры и психологического здоровья младших школьников рассмотрены недостаточно. Это обусловило актуальность проведенного нами исследования, в котором приняли участие 22 ученика МОУ «Гимназия №23» г. о. Саранска. В качестве диагностического инструментария нами использованы следующие методики: «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков в модификации Т. А. Огневой), «Изучение самооценки» (Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн), «Нарисуй несуществующее животное» (М. З. Дукаревич), «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан).
На первом этапе исследования нами определены особенности психологического здоровья младшего школьника. Так, результаты изучения самооценки младшего школьника представлены в таблице 1.
Уровень самооценки |
Количество (%) испытуемых с различным уровнем самооценки |
Завышенная |
7 (32 %) |
Адекватная |
15 (68%) |
Заниженная |
– |
Из данных таблицы 1 следует, что большинство учащихся 4-го класса –68 % – имеют адекватную самооценку, 31 % школьников – завышенную, учеников с заниженной самооценкой не выявлено.
Далее рассмотрим данные, полученные в результате проведения методики «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан (см. табл. 2).
Уровень тревожности |
Количество (%) испытуемых с различным уровнем тревожности |
«Чрезмерное спокойствие» |
4 (18 %) |
Нормальный уровень |
3 (14 %) |
Несколько повышенный уровень |
6 (27 %) |
Явно повышенный уровень |
2 (9 %) |
Высокий уровень |
7 (32 %) |
Из данных таблицы 2 следует, что 32 %младших школьников имеют высокий уровень тревожности, у 27 % учащихся наблюдается несколько повышенный уровень тревожности, явно повышенный показатель тревожности имеют 9 % учеников, у 18 % учеников выявлено состояние «чрезмерного спокойствия» и для 14% характерен нормальный уровень тревожности.
Использование методики «Рисунок несуществующего животного» позволило выявить уровень агрессивности у учащихся. Эти данные представлены в таблице 3.
Уровень агрессивности |
Количество (%) испытуемых различным уровнем агрессивности |
Повышенный уровень |
– |
Высокий уровень |
2 (9 %) |
Средний уровень |
4 (18 %) |
Слабый уровень |
16 (73 %) |
Из данных таблицы 3 следует, что 73 % учащихся имеют слабый уровень агрессивности, средний уровень агрессивности имеют 18 %, у 9 % школьников выявлен высокий уровень агрессивности.
В ходе диагностики младших школьников с помощью методики «Психологическая культура личности» О. И. Моткова в модификации Т. А. Огневой определен общей уровень развития их психологической культуры и уровень развития ее отдельных компонентов (см. табл. 4).
Показатели психологической культуры |
Количество (%) испытуемых с разным уровнем психологической культурой |
|||
псевдовысокий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Самопонимание и самопознание |
8 (36%) |
5(23%) |
7(32%) |
2(9%) |
Конструктивность общения |
12(55%) |
8(36%) |
2(9%) |
– |
Психическая саморегуляция |
7(32%) |
9(41%) |
5(23%) |
1(4%) |
Наличие творчества |
4(18%) |
14(64%) |
2(9%) |
2(9%) |
Самоорганизованность |
6(27%) |
11(50%) |
3(14%) |
2(9%) |
Саморазвитие |
5(23%) |
11(50%) |
2(9%) |
4(18%) |
Психологическая культура в целом |
3(14%) |
14(63%) |
2(9%) |
3(14%) |
Из данных таблицы 4 следует, что у испытуемых доминирует высокий уровень по следующим шкалам: «наличие творчества» (64 %), «самоорганизованность» (50 %), «саморазвитие» (50 %), «психическая саморегуляция» (41 %). Псевдовысокий уровень в качестве доминирующего отмечен по шкалам «конструктивность общения»(54,5 %) и «самопонимание и самопознание»(36 %). Диагностика общего уровня психологической культуры младшего школьника также свидетельствует о том, что у большей части испытуемых – 63 % – выявлен высокий уровень ее развития.
На завершающем этапе исследования с помощью критерия rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена установлены связи между психологическим здоровьем и психологической культурой личности младших школьников. Полученные данные представлены в таблице 5.
Показатели психологической культуры |
Величина и значимость rs – Спирмена по показателям психологического здоровья |
||
Самооценка |
Агрессивность |
Тревожность |
|
Самопонимание, самопознание |
0,45* |
0,134 |
- 0,56** |
Конструктивность общения |
0,026 |
- 0,061 |
- 0,43* |
Психическая саморегуляция |
0,018 |
- 0,46* |
0,233 |
Наличие творчества |
0,015 |
0,206 |
0,16 |
Самоорганизованность |
- 0,243 |
0,216 |
0,354 |
Саморазвитие |
- 0,217 |
- 0,049 |
- 0,505* |
Психологическая культура в целом |
- 0,167 |
0,095 |
- 0,598** |
Уровень значимости: *р≤0,05 (0,43); **р≤0,01(0,54)
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о наличии статистически значимой корреляционной связи (при р≤0,05) между такими показателями психологического здоровья и психологической культуры, как тревожность и конструктивность общения, тревожность и саморазвитие, самооценка и самопонимание, агрессивность и психической саморегуляция. Также выявлена корреляционная связь (при р≤0.01) между тревожностью и самопониманием, тревожностью и психологической культурой в целом. При этом между показателями психологической культуры и такими показателями психологического здоровья как тревожность и агрессивности обнаружена отрицательная корреляционная связь, что свидетельствует о том, что чем выше уровень развития психологической культуры, тем реже наблюдаются такие симптомы нарушения психологического здоровья личности, как тревожность и агрессивность.
Выводы:
– психологическое здоровье понимается как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяющее личности актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности в процессе развития;
– психологическая культура, являясь частью базовой культуры личности, системной характеристикой человека, позволяет ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни;
– психологическая культура является условием и средством сохранения и укрепления психологического здоровья личности.
2. В ходе эмпирического исследования установлено:
– значительная часть учащихся имеет адекватную и завышенную самооценку, что характерно для данного возрастного этапа;
− у достаточно большого количества младших школьников отмечается высокий и повышенный уровень тревожности;
− преобладающим уровнем агрессивности у младших школьников, принявших участие в исследовании, является слабый и средний уровень, наряду с этим часть детей имеет высокий уровень агрессивности;
– у значительной части младших школьников выявлен высокий уровень развития психологической культуры, вместе с тем, часть детей характеризуется низким уровнем показателей психологической культуры;
– установлена взаимосвязь между такими показателями психологического здоровья и психологической культуры как: тревожность и самопонимание / самопознание; тревожность и психологическая культура в целом; тревожность и конструктивность общения; тревожность и саморазвитие; самооценка и самопознание; агрессивность и психическая саморегуляция.
Дальнейшее изучение взаимосвязи между показателями психологического здоровья и психологической культуры младших школьников может послужить основой для разработки научно-практических и методических рекомендаций по сохранению и развитию психологического здоровья личности путем формирования психологической культуры.
Рецензии:
2.05.2016, 20:48 Лисова Екатерина Николаевна
Рецензия: Заявленные в статье феномены (психологическое здоровье и психологическая культура) так и не описаны в итоге в терминах связи, так как предложен элементаристкий подход, они разобраны на элементы и связи установлены между элементами, поэтому утеряна как суть самих изучаемых феноменов, так и не решена заявленная в названии задача. Желательно представить оба феномена через их композитные оценки и посмотреть между ними связь, углубив ее анализ теми данными, которые присутствуют в матрице интеркорреляции. Эта доработка позволит опубликовать данную работу.
3.05.2016, 17:04 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Цитирую "психологическая культура – составная часть базовой культуры, системная характеристика личности, позволяющая человеку эффективно самоопределиться в социуме, самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию личности, успешной социальной адаптации" по факту данного определения вся эта статья представляет собой ерунду. В ней нет определения того, что такое психологическая культура. Термин вымученный, никакой нужды в нем нет. Эффективно самоопределитя в социуме человеку куда как больше помогут соответствующие папа с мамой, а не какая-то придуманная автором или еще кем-то "психологическая культура". Я уж не говорю о том, что младший школьный возраст это тот самый возраст когда ну совершенно необходимо самоопределяться в социуме. А может с ясельной группы детского сада, чего уж там?
Дальше больше. "Психологическое здоровье понимается как необходимое условие активной жизни человека". То есть других условий нет? А что такое здоровье? А что такое активная жизнь человека? Ну я понимаю студент пишет. Ему то в общем все равно. Что сказали то и пишет. Но кандидат психологических наук руководитель. Реально то не стыдно? Нет. В общем вывод то простой, к публикации категорически не рекомендую. Покойника реанимировать нельзя. Возможно, по результатам проведенного эмпирического исследования можно написать что-то иное, нечто более осмысленное и ясное. Не мое дело думать об этом (ибо не я автор). Но это...
4.05.2016, 5:45 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Полностью согласен с коллегой в плане замечаний.Будем ждать серьезной доработки данной статьи автором.Успеха.
Комментарии пользователей:
6.05.2016, 1:17 Шляхтов Сергей Сергеевич Отзыв: 1. Отсутствует связь между конкретными личностями и результатами теста в тексте. Может имеет смысл обозначать каждого члена исследуемой группы по номерам, и результат по каждому тесту соответственно? 2. Какова динамика изменений этих показателей по времени, являются ли они стабильными в группе? Отличаются ли от таковых же результатов в семье или даже в той же группе но на отдыхе, например? Без этого сложно судить о каком-то базовом свойстве присущем ребенку, тем более, что автор говорит об этих показателях как отражающих текущее состояние ребенка. |