Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 28.04.2016. Последняя правка: 28.04.2016.

Высшие учебные заведения как основа формирования человеческого капитала

Локтионова Юлия Эдуардовна

студент

Юго-Западный государственный университет

кафедра философии и социологии

Некрасова Наталья Александровна, кандидат социологических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие человеческого капитала, теоретические основы его возникновения, а также основа формирования человеческого капитала, которая происходит в высших учебных заведениях. Рассматриваются экономические и социальные аспекты для развития человеческого капитала.


Abstract:
This article discusses the concept of human capital, the theoretical basis of its origin and foundation of human capital formation, which occurs in higher educational institutions. Consider the economic and social aspects to the development of human capital.


Ключевые слова:
общество; человек; человеческий капитал.

Keywords:
society; people; human capital.


УДК 1

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Рассмотрение и применение понятия «человеческий капитал» позволяет более полно понять и выявить факторы, которые влияют на развитие социальных институтов, а также изучить их структуру образования.

Развитие такого категориального понятия, как человеческий капитал начинается с формирования теории человеческого капитала, которая была установлена и разработана в  XX веке. В основе данной теории лежит многоступенчатое совершенствование качественных характеристик человека, в различных сферах его жизни, выделяя при этом основные сферы, такие как образование и здравоохранение. Именно эти две сферы, которые обеспечивают создание не только перспективного потенциала, но и также экономических ресурсов, что немало важно, длительного пользования. Образования, как основная часть жизненного пути каждого человека, трансформирует не только знания человека, но и его способности к высококвалифицированному труду. Что же касается здравоохранения, то оно,  увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Именно поэтому, для обеспечения человеку получения информационной базы, производительные качества и характеристики признаются особой формой капитала, обеспечивая своему обладателю, получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Информация, как важный аспект функционирования общества, так или иначе, является главным критерием, по которому можно судить о стремлении человека вперед. Ведь насколько сильно он стремится к освоению большего числа информации, говорит о его целенаправленности и готовности к уверенному и перспективному будущему.

Как уже было замечено ранее, развитие и становление понятия человеческого капитала начинается с теории его развития. Данная теория человеческого капитала имеет отнюдь не простую и весьма противоречивую историю. Ранее формы проявления человеческого капитала не рассматривались как нечто необычное и индивидуальное. Каждый владел одинаковой информацией, просто каждый мог по-разному использовать ее в своей жизни. Сегодня все поменялось и переструктурировалось, теперь информация не всем доступна, а тот, кто владеет большим количеством знаний и умений открывает  все новые ступени для своего перспективного будущего.

Рассмотрение особенностей процесса формирования человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста – образование людей. Современные условия общественного развития диктуют сови правила, именно поэтому на смену взглядов о том, что образование как такое может и не пригодиться  в жизни, уходят на второй план. В настоящее время образование,  именно высшее образование, рассматривается не как потребляющее и непроизводительное, а наоборот, как новейшая концепция, в которой современное получения знаний в университетах, это дальнейшая экономическая роль в жизни общества. Высшее образование даёт существенный вклад в развитие индивидуального человеческого капитала. Именно образовательные процессы, так или иначе связанные с социальной действительностью, являются главными источниками формирования человеческого капитала, в полном его проявлении [1].

К важнейшим видам инвестиций в развитие человеческого капитала ученые, занимающиеся этой тематикой, относят, прежде всего, образование. И расходы на него признаются производительными, так как они являются вложениями в человека и приносят ощутимый долговременный экономический эффект. 

Чтобы развитие государства было быстрым и целенаправленным, безусловно, необходима четкая система развития человеческого капитала, которая сможет определить прогнозные масштабы его дальнейшего развития посредством образовательных процессов в университетах. Необходимо учитывать и роль образования как важнейшего фактора духовной жизни, способствующего формированию социальной стабильности. Первое высшее образование для детей рассматривается в последнее время как необходимое условие для будущего вхождения в средний класс. Сознательно или подсознательно люди начинают понимать, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал. Инвестицией конечно, достаточно рискованной, т.к. немедленного роста дохода после окончания учебного заведения никто гарантировать не может, но потенциально очень высокодоходной [2].

Учет получения человеком той или иной информации абсолютно разный. Зависит это, прежде всего от стремления человека достигать новых вершин, также и от того, насколько человек готов быть требовательным к себе. Данные категории получения желаемого рождаются и развиваются с самого детства. И здесь тоже многое зависит от окружающих, какую установку человек от них получает.

Каждая развитая страна в ходе построения политических аспектов свой деятельности рассматривает и момент инвестиций в человеческий капитал. В развитых странах данный вопрос выступает важным фактором не только экономического роста, но и фактором повышения конкурентоспособности на микроуровне и макроуровне. При этом, главным условием достижения устойчивого развития экономики выступает фактор накопления и длительного сохранения человеческого капитала. Очень важно реализовывать стратегии, которые будут побуждать людей совершенствовать свои навыки, умения, получать все больше новой и полезной информации на протяжении всей жизни. Все это возможно только в процессе непрерывного обучения и профессиональной подготовки.

Не стоит забывать о том, что высшие учебные заведения дают возможности и для тех студентов, которые могут реализовать свои способности в научной сфере, принимать участие в семинарах, конференциях и т.д. Для тех студентов, которые преуспевают в учебной деятельности, предусмотрены дополнительные стипендии, гранты, что, безусловно, является толчком для каждого студента в развитии своих знаний для дальнейшей реализации своего потенциала. Очень часто накопление человеческого капитала происходит за счет поощрительной мотивации. Ни для кого не секрет, что мотивация для каждого человека- это серьезный толчок для достижения успеха. Добившись того или иного информационного верха, можно не только добиться победы и признания, но и получить ту или иную материальную награду. ВУЗ в этом случае, выступает ярким примером такого мотивационного проявления.

Высшее образование является важным источником для формирования человеческого капитала. Многие ученые рассматривают человеческий капитал важным источником спокойного будущего. Каждый человек, выбирая для себя ту или иную специальность для дальнейшего обучения, задумывается о том, что он сможет сделать в дальнейшем, где сможет работать, насколько сильно сможет изменить свое будущее в лучшую сторону. В большинстве случаев при обучении в школе все эти вопросы не имеют четкого ответа, да и особо не возникают в голове. Но уже при поступлении в университет, данный критерий саморазвития начинает безусловно проявляться. ВУЗ, со всеми своими ступенями развития, дает основные базовые критерии для уже дальнейшего формирования базы знаний для каждого человека. Следовательно, вопрос остается лишь в том, сможет ли человек воспользоваться данным критерием или нет.

Причин, по которым воспользоваться университетским обучением не представляется возможным, может быть несколько. Одной самой важной причиной выступает экономическая составляющая. Не многие семьи смогут позволить платное высшее обучения для своего ребенка. Многие не думают о том, что его ребенок не сможет поступить на бюджетную форму обучения. Но в тоже время, многое зависит и от самого человека. Получения начальных знаний школьной программы изначально готовят его к экзаменационному поступлению в университет, но не многие этой возможностью пользуются, надеясь, как говорится, наудачу. Другой, немало важной причиной, служит мотивационная составляющая. Многие школьники заранее знают, что не будут поступать в университет и тратить свое время на получение, как им кажется, ненужного высшего образования. Многие сразу же устраиваться на работу, кому то везет больше, а кто-то не может достичь особых успехов в карьерном росте. В данном случае мотивация для устройства на работу намного выше, ведь здесь опять же рассматривается экономический аспект.

Таким образом, можно говорить о том, что информация, как важный аспект функционирования общества, так или иначе, является главным критерием, по которому можно судить о стремлении человека вперед. Ведь насколько сильно он хочет освоить большее количество информации, говорит о его целенаправленности и готовности к уверенному и перспективному будущему. Именно информация, любое ее построение, определяет понятие такой категории, как «человеческий капитал», а также данное определение применяется при рассмотрении конкретного человека, в зависимости от его усилий, стремлений и потенциала. Получение информации, новых знаний и навыков, происходит именно в тех социальных институтах, которые имеют непосредственную с ней взаимосвязь. Поэтому именно высшие учебные заведения и рассматриваются, как самые приоритетные институты, при накоплении новых навыков и новой информации.

Библиографический список:

1. Человеческий капитал [Электронный ресурс]. URL:http://revolution.allbest.ru/management/00260983_0.html (дата обращения: 17.04.2016)
2. Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: http://www.econcover.ru/eccovs-16-1.html (дата обращения:17.04.2016)




Рецензии:

28.04.2016, 18:20 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Локтионовой Ю.Э. интересна многократным употреблением термина («капитал»), который звучал в советское время непрерывно («капиталист», «капитализм»), а ныне вытесняется из употребления. Его дословный перевод «главный», подошедший для выражения средств, которые при вложении в производство позволяют предпринимателю разбогатеть. Это собственные природные ценности, техника, деньги, но и наемный рабочий. Если этого рабочего хорошо поучить, то он не только покроит затраченные на учебу средства, но и повысит доход, прибыль. Экономисты давно сравнивали, что выгоднее, вкладывать деньги в технику, технологию или же в повышение подготовленности персонала. Все это важно для затронутой темы, но в статье ничего об этом нет. Если кто-то учится на свои средства ради карьеры, можно ли это назвать «самовложением капитала в себя или нет? Как представить это вложение «капитала» при государственном обучении за счет госбюджета? Эти вопросы стоит учесть и осветить, тогда статья станет ценной, востребованной.

28.04.2016 21:21 Ответ на рецензию автора Локтионова Юлия Эдуардовна:
Да,действительно, данные аспекты не рассматривались в рамках статьи, но благодарю вас за такое замечание, учту. На это тему будет очень интересно поразмышлять,чем и займусь в ближайшее время!



Комментарии пользователей:

26.05.2016, 15:14 Головорушко Сергей Яковлевич
Отзыв: Если рассматривать разумную деятельность, как реализацию способности мыслить, сформированной в процессе эволюции и позволившей человеку победить в борьбе с видами, не уступающими ему в других способностях, то становится ясным значение факторов, способствующих применению этой способности. Автор правильно акцентирует внимание на образовании человека, как одном из важнейших факторов, усиливающим способность мыслить. Правильный подход осуществлен к представлению накопленных человеком знаний как человеческому капиталу. Правда, гносеологическому рассмотрению этого понятия не уделено никакого внимания, но идея рассмотреть его в современном синергетическом подходе как аналог накопления энергии термодинамической системой с последующим переходом на очередной этап эволюции, представляется очень продуктивной. Изучайте синергетику термодинамических систем и делайте новые открытия! Желаю успеха!


Оставить комментарий


 
 

Вверх