Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.05.2016. Последняя правка: 30.05.2016.

Некоторые вопросы введения и реализации принципа «Единого окна»

Дёмин Сергей Анатольевич

АО "Университет КАЗГЮУ"

старший преподаватель

Аннотация:
Одной из задач принципа «Единое окно» является упрощение таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности. Под упрощением подразумевается минимизация количества предоставляемых документов, которые участники должны предоставить таможенным органам. Принцип «Единого окна» помогает усовершенствованию связи настоящих государственных процессов при единовременном стимулировании более простых способов функционировании государственных органов и их работы с организациями. Это может привести к упрочнению сотрудничества между государственными органами, которые имеют отношение к международной торговли


Abstract:
One of problems of this principle is simplification of customs procedures for participants of foreign economic activity. Simplification is meant as minimization of number of the provided documents which participants have to provide to customs authorities. The principle of «A uniform window» helps improvement of communication of the real state processes at single stimulation of easier ways functioning of government bodies and their works with the organizations. It can lead to hardening of cooperation between government bodies which are related to international trade


Ключевые слова:
Единое окно; таможенные органы; ЕАЭС; Таможенный союз; принцип; упрощение; транзит; государство; управление.

Keywords:
Uniform window; customs authorities; EEU; Customs union; principle; simplification; transit; state; management.


УДК 378(075.8):339.5

Введение

Принцип «Единого окна» состоит из совместных усилий государств, участвующих в международной торговой деятельности. Единое окно использует новейшие информационные технологии, международные данные и стандарты обмена сообщениями. Целью принципа является замена традиционной информации на бумажном носителе. На сегодняшний день существует множество способов создания принципа «Единого окна». Наиболее известными и распространенными способами являются Сингапурская, Шведская, а также модель США.

В Республике Казахстан при осуществлении экспортных и импортных операций участнику ВЭД (с момента заключения внешнеторгового контракта до завершения поставки) нужно обратиться в разные государственные органы для того, чтобы получить разрешения, согласования, отчитаться перед ними и прибегнуть к помощи негосударственных предприятий, которые оказывают специфические услуги (банки, брокеры, перевозчики). Государственные органы устанавливают требования для тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. По данным требованиям участник внешнеэкономической деятельность (ВЭД), посредством портала «Единого окна» обращается в ИС таможенных органов для определения индивидуального кода товара и какие меры тарифного и нетарифного регулирования ему предназначены. Участник ВЭД получает лицензию или разрешительные документы для распространения товара, если государство установило нетарифную меру регулирования, в соответствии с государственной базой данных «Е-лицензирование».

Актуальность.

Тема статьи является актуальной в настоящее время, так как вопрос о введении принципа «Единого окна» рассматривается уже на протяжении нескольких лет и до сих пор не решен полностю в cтранах ЕАЭС. Введение принципа «Единого окна» сложный, но необходимый процесс не только для государств, но и для бизнеса, который развивается очень быстро.

Целью статьи является рассмотрение введения принципа «Единого окна» при перемещении товаров и транспортных средств в условиях функционирования ЕАЭС

Задачами исследования являются

- определение понятия принципа «Единое окно»;

- содержание и возможность применения принципа «Единое окно» в Республике Казахстан в условиях ЕАЭС

Материалы и методы. При написании статьи и проведении исследования использовались формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и конкретно-социологические методы.

Научная новизна. В статье подробно проанализирован принцип «Единого окна» в рамках стран ЕАЭС. Также указаны проблемы и пути их решения при введении данного принципа.

Основная часть

В Республике Казахстан при осуществлении экспортных и импортных операций участнику ВЭД (с момента заключения внешнеторгового контракта до завершения поставки) нужно обратиться в разные государственные органы для того, чтобы получить разрешения, согласования, отчитаться перед ними и прибегнуть к помощи негосударственных предприятий, которые оказывают специфические услуги (банки, брокеры, перевозчики). Государственные органы устанавливают требования для тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. По данным требованиям участник внешнеэкономической деятельность (ВЭД), посредством портала «Единого окна» обращается в ИС таможенных органов для определения индивидуального кода товара и какие меры тарифного и нетарифного регулирования ему предназначены. Участник ВЭД получает лицензию или разрешительные документы для распространения товара, если государство установило нетарифную меру регулирования, в соответствии с государственной базой данных «Е-лицензирование»

С учетом принятых данных о соблюдении мер тарифного регулирования (подтверждение об оплате таможенных платежей) от платежного шлюза электронного правительства, ограничений и запретов (информация от ГБД ЕЛ) таможенными органами РК принимается решение о выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой. Участник ВЭД может следить за результатами рассмотрения таможенными органами электронной декларации с указанием причин в случае отказа. Предоставления бумажных носителей документов и информации при этом не требуется. Принимая во внимание то, что мероприятия по экспортно-импортным операциям – государственные услуги, имеющие свои стандарт и регламент, вход в «Единое окно» обеспечивается через портал «Электронное правительство», где участником ВЭД один раз заполняются данные для экспортно-импортных операций, затем вся информация обрабатывается в информационных системах государственными органами для рассмотрения возможной выдачи разрешительных документов для экспортно-импортных операций, а также для дальнейшей таможенной очистки.

Таможенная служба Республики Казахстан модернизирует таможенную систему в соответствии с международным стандартом. Ярким примером может послужить то, что на данный момент таможенная система готовится к введению принципа «Единого окна». Данная система позволит снизить административные нагрузки на бизнес и упростить процедуру контроля в пунктах пропуска через границу. В дополнении, нововведение поможет внедрить интегрированный контроль на государственной границе, а также создать межведомственную систему мониторинга на базе «Центра оперативного управления комитета таможенного контроля Казахстана».

Во многих государствах, и также в Казахстане, компаниям, которые участвуют в международной торговле, всегда приходится подготавливать государственным органам значительный объем информации и документов для соблюдения регулирующих требований, которые непосредственно касаются импорта, транзита и экспорта. Эта информация и документация следует целому ряду различных учреждений, использующих свои собственные точные системы и образцы бумажных документов. Система администрирования существующих в Казахстане процедур в сфере международной торговли непрозрачна и сложна. Государственные органы не обращают внимание на интересы участников внешнеэкономической деятельности. Физическое присутствие участников ВЭД способствует коррупции в среде государственных чиновников. Имеют место дублирование необходимых документов и процедур, дублирование функций привлеченных ведомств и организаций. Практически, участник ВЭД - связующее звено между государственными органами и внутри одного государственного органа, обеспечивает совместную работу государственных органов, пытаясь ускорить процесс получения необходимой информации.

Необходимость согласования и упрощения особенно очевидна при предоставлении многочисленных документов и обширной информации, которые предусматриваются законодательством в сфере импортных и экспортных, транзитных операций. В международной схеме поставок перемещение груза должно сопровождаться соответствующей грузовой документацией. Она включает в среднем 40 документов, 200 элементов данных, 30 из которых повторяются не менее 30 раз, и требует перепечатывания 60 - 70 % данных хотя бы один раз.

Целью работы над упрощением торговых процедур является облегчение и повышение эффективности процессов и процедур международной торговли для торговых кругов, администрации и других участвующих сторон.

С учетом полученных данных о соблюдении мер тарифного регулирования (подтверждение об оплате таможенных платежей) от платежного шлюза электронного правительства, запретов и ограничений (информация от ГБД ЕЛ) таможенными органами РК принимается решение о выпуске товаров согласно заявленной процедуре. Участник ВЭД может отслеживать результаты рассмотрения электронной декларации таможенными органами с указанием причин в случае отказа. Представления бумажных носителей документов при этом не требуется.

Перед национальными правительствами ЕАЭС стоят две задачи: обеспечение необходимого уровня национальной безопасности, и в максимальной степени способствование упрощению международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставок товаров.

«Упрощение торговли в рамках ЕАЭС» подразумевает под собой «упрощение и гармонизацию процедур международной торговли», при этом всем термин «процедуры» — значит «действия и формальности в сфере сбора, передачи, представления и обработки данных, необходимых для обеспечения перемещения товаров в процессе международной торговли». Поэтому кроме организации национального «Единого окна» необходимо наладить обмен информацией по экспортно- импортным операциям между государствами – членами ЕАЭС.

В процессе рассмотрения нынешних систем в мире и изучение текущей ситуации в Республике Казахстан схема ИС «Единое окно» основана на особенностях модели Швеции с частью сингапурской модели. Система ИС «Единое окно» представляет из себя такой процесс: участник ВЭД идет в Национальный удостоверяющий центр для того, чтобы получить электронную цифровую подпись. Затем он подписывает документ единой входящей информации (далее - ДЕВИ),где  собраны все сведения и информация, которые необходимы для разрешительных документов государственных органов в зависимости от того, какой код у товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и отправляет ДЕВИ в ИС «Единое окно», которая в свой черед отправляет ДЕВИ в министерства и ведомства для того, чтобы получить различные разрешения. Данные разрешительные документы, выдаваемые в электронной форме, впоследствии будут использоваться государственными органами, которые заинтересованы в этом, в том числе и таможенными.

Делая выводы можно отметить, что реализация ИС «Единое окно» - одна из основных решений по упрощению процедур торговли и трансграничного обмена, которая позволяет участникам ВЭД предоставлять информацию и документы, требуемые контролирующими органами для реализации транзитных, экспортных и импортных операций, в едином месте, в одной форме и одному агентству. Участник внешнеэкономической деятельности через канал «Единого окна» (ЕО) идет в информационную систему таможенных органов для того, чтобы определить код товара, меры нетарифного и тарифного регулирования экспортно-импортных операций с указанием на то, какие уполномоченные государственные органы и требования уполномоченных государственных органов имеются.

Система «Единое окно» не подразумевает внедрения и применения информационно-коммуникационной технологии (далее – ИКТ), но для того, чтобы упростить и ускорить процедуру оформления документов, использование оболочки ИКТ в рамках, будет наиболее эффективным решением для правительства.

Неоспоримым фактом создания и использования данной системы является полное сотрудничество государственных органов. Для этого необходимым аспектом является лидерство со стороны высших государственных управленцев, а также низкий уровень бюрократий.

В дополнение к постулату описанного выше, органы правительства и министерств должны принимать множество мер к упрощению и стимулированию поток информации, связанные с интернационализированными торговыми операциям. Для решения данной проблемы, им следует начать с институциональных преобразований в стране. После большинства изменений и рациональной работы системы, данную оболочку можно будет стандартизировать в рамках ИКТ, а впоследствии и унифицировать в интересах всех участников торговых операций[3].

В большинстве торговых международных организация уже проведена немалая работа по упрощению и стандартизации требований подачи документов в электронном виде. Основным примером таких стандартов, является Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года)[2], заключенная в рамках Всемирной таможенной организации. В существующей конвенции реализован главный принцип координационной роли таможни, относящийся к приему и досмотру различного рода товаров, которые подлежат проверке. Положения конвенции, являются функционирование обоюдного контроля на совместных пограничных пунктах.

Также Всемирная таможенная организация занимается структурированием потоков информации на основе существующих данных, которая будет использоваться правительством стран, в процессе  рассмотрения создания и применения системы «Единого окна». На данный момент модель данных, которую сформировала таможенная организация является детищем совместного труда и усилий государственных органов и торговых компаний. Основной целью послужило создание эффективной структуры сбора данных, которая позволила упростить множество процедур в международной торговле[1].

Созданные принципы подкрепляются в рекомендации № 18 Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), которая озаглавлена: «Меры по упрощению процедур международной торговли»[4].  Основной рекомендацией для продавцов и покупателей сбор и подача внутрифирменных документов в соответствие с Формуляром-образцом Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов. Помимо этого, рекомендация дает возможность правительственным органам отправлять запрос на минимальное количество документов для целей контроля, а также использование коммерческой информации фирмы. В дополнении, правительства стран обязывают запрашивать информацию, касательно импорта и экспорта. Проверка и инспектирование должны быть скоординированными и по возможности проведены в одно время. Из проведенного анализа следует, что внедрение системы «Единого окна» повысит эффективность и выполнение требований, описанных выше.

Одной из основных проблем введения принципа «Единого окна» на территории ЕАЭС является само понимание этого принципа, то есть в каждой стране понятие «Единого окна» трактуется по-разному. На национальном уровне данный принцип у каждого государства различен. Для начала реализации принципа нужно установить одну систему толкования и понимания «Единого окна» во всех государствах путем переговоров и договоров.

Для начала реализации принципа нужно установить одну систему толкования и понимания «Единого окна» во всех государствах путем переговоров и договоров.

При реализации принципа «Единого окна» возникает большой документооборот, что приводит к неудобствам и осложнениям в системе.

Для реализации «Единого окна» необходимо:

  1. Национальная программа развития механизма «Единого окна», определяющая план-график, источники финансирования, ответственных за реализацию исполнителей (единый уполномоченный орган);
  2. Единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников ВЭД через механизм «Единого окна» и передачу другим государственным контролирующим органам (ГКО);
  3. Единый набор данных (документы в стандартизованном виде), передаваемый участниками ВЭД в ГКО через единый пропускной канал механизма «Единого окна»;
  4. Единый пропускной канал (система передачи данных) «Единого окна».

Одной из проблем, касающейся практики применения принципа «Единого окна» в рамках ЕЭС является тот фак, что члены ЕАЭС работают по пути развития и разработки программ развития информационных технологий и, следовательно, находятся на разных стадиях подготовленности к переходу на электронный документооборот. Еще одной проблемой является и то, что не существует единого пропускного канала или единой головной организации, а, следовательно, и единого набора данных, которые передаются участниками ВЭД в контрольные государственные органы. В плане мероприятий реализации развития принципа «Единого окна» заложены перспективы его развития. Еще одной проблемой является разный график работы в государствах-участниках, то есть таможенные работники в одной стране заканчивают и начинают работать в одно время, а в иной – в другое. В Казахстане, например, таможенные работники, пограничники работают 24 часа в сутки. 

Выводы

Введение принципа «Единого окна» в странах ЕАЭС сам по себе процесс не из легких. Несмотря на сложность, он является весьма необходимым не только государствам, но и бизнесу, который быстро развивается. Одной из главных задач создания и функционирования ЕАЭС является укрепление и развитие национальной конкурентоспособности стран-участниц. Появление ЕАЭС способствовало созданию рынка товаров, в котором нет таможенного контроля, тарифных и нетарифных барьеров и предприниматели вправе в рамках одного рынка свободно перемещать свои товары. Важный элемент этой технологии - минимизация документов, которые заявитель предоставляет в государственный орган. Принцип «Единого окна» состоит из совместных усилий государств, участвующих в международной торговой деятельности. Единое окно использует новейшие общественно-информационные технологии, международные данные и стандарты обмена сообщениями. При введении системы «Единого окна» станет возможно предоставление одного документа при таможенной очистке товаров – таможенной декларации и сэкономит время обработки документов для импорта и экспорта в два раза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии «Об основных направления развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» от 28 апреля 2014 года № 23 одобрены основные направления развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности[5]. «Основные направления» созданы для эффективной базы регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, также с помощью применения принципа «Единого окна». Указанные направления позволяют развить предпринимательское дело в государствах – членах ЕАЭС и подняться выше в рейтингах на международной арене. Проект плана ЕЭК поместили на Правовом портале для обсуждений.

«Единое окно» представляет собой философию управления, использование которой означает трансформацию от традиционных способов взаимодействия с государственными органами к созданию новых условий для взаимодействия, которые будут отвечать потребностям бизнеса. Используя возможности «Единого окна», граждане и бизнес пользуются услугами государства через единый интерфейс взаимодействия. Комплексное вовлечение в «Единое окно» различных ведомств означает, что услуги стали боле прозрачными, что позволяет повысить их эффективность и сократиться транзакционные издержки.

На данный момент многие государства внедряют или уже внедрили принцип «Единого окна». С помощью данного принципа государства получают большую выгоду в виде экономии времени и затрат, связанных с подготовкой, предоставлением и обработкой искомой официальной информации. В соответствии с последними расчётами реализованы 71 «Единое окно» в 18 государствах, еще 53 в процессе развития и лишь немного пользуются взаимодействием с государственными органами. Тот момент, что благодаря введению принципа «Единого окна» будет меньше бумажных документов, а больше электронных, говорит о том, что возможности для злоупотребления и коррупции меньше.

Принцип «Единого окна» при рассмотрении таможенных процедур в рамках ЕАЭС является развивающимся процессом. Между государствами на таможенных границах он еще не реализован, но в скором будущем он будет действовать и укреплять связь в ЕАЭС. Передовой инструмент для решения задач, связанных с упрощением процедур торговли – система «Единого окна»). «Единое окно» определяется как система, позволяющая всем участникам торговых и транспортных операций, предоставлять информацию, необходимую для осуществления импортных, экспортных, транзитных операций, в единую структуру, в единой форме. Внедрение системы «Единого окна» обеспечивает ясные выгоды, приобретаемые как представителями бизнеса, так и контролирующими государственными органами.

В настоящее время Республика Казахстан как полноправный участник мировых экономических отношений предпринимает активные меры по содействию развитию международной торговли, повышению конкурентоспособности в сфере бизнеса, улучшению прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов. В последние годы таможенная служба Республики Казахстан добилась значительных улучшений в области таможенного администрирования и таможенных операций. Были приняты меры, направленные на улучшение прозрачности и повышение эффективности управления деятельностью таможенных органов. Значительные объемы инвестиций были вложены в развитие информационных технологий и инфраструктуры. За последние десять лет вложено много усилий, но результаты предпринятых мер все еще недостаточны для достижения более высокого уровня.

Библиографический список:

1. Батычко В.Т. Таможенное право в вопросах и ответах. - Таганрог.: ТРТУ, 2005. – 560 с.;
2. Международная Конвенция от 18.05.1973 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» // Справочная правовая система "Юрист". Режим доступа: http://online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2016);
3. Корняков К.А. Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001. – 348 с.;
4. Меры по упрощению процедур международной торговли Рекомендация 18 от 10.07.2005 // Справочная правовая система "Unece". - Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/ DAM/cefact/ recommendations/ rec18/ rec18_ecetrd271r.pdf (дата обращения: 10.04.2016);
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 №23 «Об основных направления развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // Справочная правовая система "Юрист". Режим доступа: http://online.zakon.kz (дата обращения: 21.04.2016)




Рецензии:

30.07.2016, 16:14 Пашков Сергей Николаевич
Рецензия: В целом автор пытался раскрыть актуальную тему. Основные замечания: 1. Аннотация написана не научным стилем, необходимо сформулировать более корректно. 2. Задачи исследования и выводы не соответствуют друг другу. Одной из задач автора было « - определение понятия принципа «Единое окно»;» В выводах этого не усматривается. 3. Статья нуждается в глубоком редактировании. Текст изобилует грамматическими, синтаксическими, стилистическими ошибками. 4. Необходимо уточнить УДК статьи. Статья нуждается в серьезной доработке и не может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх