Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 30.05.2016. Последняя правка: 30.05.2016.
Просмотров - 2442

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Мазяр Елена Александровна

магистрант

Полесский государственный университет

кафедра банковского дела

Петрукович Наталия Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления реформы регулирования финансового сектора в Европейском союзе, направленные на укрепление стабильности банковской системы и преодоление последствий европейского долгового кризиса.


Abstract:
This article describes the main directions of the regulatory reform of the financial sector in the European Union, which are aimed at strengthening the stability of the banking system and overcome the consequences of the European debt crisis.


Ключевые слова:
Банковский союз; Единый надзорный механизм; Единый механизм санации банков; Единая система гарантирования банковских вкладов; Европейский стабилизационный механизм; Единый свод правил

Keywords:
Banking Union; Single Supervisory Mechanism; Single Resolution Mechanism; European System of Deposit Guarantee Schemes; Single rule book; European Stabilisation Mechanism


УДК 336

Введение. Ключевым событием, которое определяет развитие экономики еврозоны, стал европейский долговой кризис. Впервые он проявился в конце 2009 – 2010 года и обострился в середине 2011 г. Долговой кризис в Европейском союзе (далее ЕС) стал основным толчком для осуществления реформы надзора и регулирования финансового сектора и формирования европейской системы финансового надзора на наднациональном уровне.

Актуальность. Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас в мире усиливаются процессы глобализации, возрастает уровень взаимосвязанности и взаимозависимости национальных экономик, что в свою очередь приводит к возникновению новых и усилению существующих рисков в банковской и финансовой деятельности. В связи с чем, рассмотрение реформ и мероприятий, осуществляемых различными странами в финансовом секторе, является важным для дальнейшего обеспечения финансовой стабильности.

Цель. Целью работы является рассмотрение основных этапов реформы банковской системы Европейского союза.

Научная новизна. В настоящее время вопросам финансовой стабильности банковской системы уделяется особое внимание во всех странах мира. В работе  внимание уделено реформам, осуществляемым ЕС, и в основном – формированию Банковского союза. Поскольку опыт ЕС  можно рассматривать в качестве примера для создания наднационального регулятора в рамках Евразийского экономического союза.

 Банковская система Европейского союза – одно из слабых звеньев европейской интеграции, поэтому одним из важнейших направлений финансовой реформы стало укрепление стабильности банковской системы, которая оказалась в центре глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.

Именно на устранение недостатков банковского регулирования было направлено новое соглашение Базель III. Исполнение соглашения Базель III в ЕС осуществляется посредством принятия соответствующего пакета законодательных мер, включающего пересмотренную Директиву о требованиях к достаточности капитала и Регламент достаточности. Целью данного пакета законодательных мер является введение новых количественных и качественных требований к достаточности капитала, ликвидности, финансовому левереджу, единых для всех стран ЕС. Тем самым предполагается создать Единый свод правил  (Single Rulebook) для всех стран ЕС, что позволит обеспечить гармонизацию европейских законов по банковскому надзору в условиях единого финансового рынка[3].

В целях усиления контроля над финансовым сектором в 2009 году руководством ЕС была создана Европейская система финансового надзора, которая включает орган макронадзора – Европейский совет по системным рискам, и три органа микронадзора: Европейская банковская организация, Европейский страховой и пенсионный комитет и Европейский комитет фондового рынка.

Однако создание европейской системы финансового надзора не смогло решить реальных проблем банковского кризиса и тесно связанного с ним кризиса суверенных долгов стран ЕС. Поэтому лидеры европейских стран пошли по пути углубления интеграции и перешли к формированию Европейского банковского союза.  Общая идея формирования Банковского союза заключается в создании наднациональной банковской структуры в целях надзора, регулирования, стабилизации и страхования банковского сектора ЕС на основании общих правил для всех европейских банков. Основная цель  - стремление нарушить связь между коммерческими банками и национальным государством. Другими словами, создание условий, при которых банки не смогут накапливать большие объёмы национального долга (в первую очередь речь идёт о крупных системно-значимых банках).

Изначально, когда на саммите ЕС была впервые принята идея Банковского союза, предполагалось, что система начнёт работать уже к 2014 году. Однако в связи с наличием определённых противоречий и разногласий между Европарламентом и Советом ЕС дата запуска Европейского банковского союза  была перенесена на 2018 год. Основные противоречия связаны со следующим:

- с будущей системой прямой рекапитализации банков;

- с условиями использования бюджетных средств для спасения банков;

- с объемом и условиями задействования средств вкладчиков банков, которые имеют вклады свыше гарантированных 100 тыс. евро, при рекапитализации этих банков;

- с условиями присоединения и возможного выхода из структур Банковского союза государств ЕС, которые не входят в зону евро.

В декабре 2013 года на саммите ЕС был принят достаточно формализованный и определённый по срокам график основных этапов создания Банковского союза (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные элементы Европейского банковского союза

Примечание – Источник: [1]

В институционной структуре Европейского банковского союза выделяют пять элементов (блоков). Основным элементом или первым этапом на пути к Банковскому союзу стало создание Единого надзорного механизма (Single supervisory mechanism, далее - SSM), в соответствии с которым важнейшие надзорные функции по обеспечению финансовой стабильности и контроля за крупнейшими банками были переданы Европейскому центральному банку (далее – ЕЦБ), который возглавляет SSM. Запуск Единого надзорного механизма был осуществлён в ноябре 2014 года [1].

Второй и очень важный элемент Банковского союза – создание единого механизма санации банков (Single Resolution Mechanism, далее - SRM) и специального фонда для его финансирования. Этот механизм начал своё функционирование с 1 января 2016 года. Предполагается следующая схема действия механизма: в том случае, если SSM (Единый надзорный механизм) или национальные уполномоченные ведомства посчитают, что банк не может уже самостоятельно функционировать или близок к банкротству, то в действие вступает Единый механизм санации. Он определяет, каким образом спасать банк, и осуществляет запрос средства на спасение у Единого фонда санации проблемных банков. Финансирование фонда будет полностью осуществляться за счёт взносов банков, которые находятся под надзором SRM. К концу 2026 г. сумма фонда должна составить 55 млрд. евро, что равно приблизительно 1% гарантированных вкладов клиентов. Если для спасения банков потребуются более крупные суммы, участие фонда SRM будет ограничено 10–20%, причем в любом случае сумма не должна превышать 5 млрд. евро [3].

Третьим этапом Банковского союза является создание единой системы гарантирования банковских вкладов в рамках ЕС (создание данного элемента находится в списке очерёдности, по меньшей мере, до 2018 года). Пока действует договорённость о том, что национальные агентства по страхованию вкладов стран-членов ЕС гарантируют частные  депозиты в сумме до 100 тыс. евро, что закреплено в пересмотренной Директиве ЕС по гармонизации правил гарантирования вкладов и порядка осуществления выплат в случае банкротства банка [1].

Единственный свод правил (Single rulebook) (создаваемый под руководством EBA) - это фундамент Банковского союза, который может рассматриваться как четвёртый элемент. Он состоит из ряда законодательных актов, который все финансовые учреждения (включая приблизительно 8,300 банков) в ЕС должны выполнять.

В качестве пятого элемента некоторые авторы рассматривают Европейский стабилизационный механизм, поскольку он предоставляет финансовую помощь странам-членам еврозоны в целях сохранения финансовой стабильности.

Заключение. Таким образом, в реформе регулирования финансового сектора в ЕС на первый план выходит создание Европейского банковского союза. По данному проекту уже формализованы конкретные решения, приняты основные законодательные акты, согласована ”дорожная карта“ на ближайшие годы. Однако по-прежнему существует много неопределённостей и противоречий, в связи с чем, потребуется значительное время и усилия для достижения согласия по всем вопросам. Однако можно сказать, что создание Банковского союза – это шаг в правильном направлении.

Также уникальный опыт ЕС в наднациональном правовом регулировании может стать положительным примером для государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕврАзЭС), которые поставили себе цель создать в рамках ЕврАзЭС общий финансовый рынок, составной частью которого должен стать общий рынок банковских услуг.

Библиографический список:

1. Keller, E. The single supervisory mechanism – a new age of prudential supervision in the euro area / E. Keller // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: материалы V Международной научно-практическая конференции по вопросам банковской экономики, посвящённой 70-летию банковского образования на Полесье, Пинск, 30 – 31 октября 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://lib.psunbrb.by/browse – Дата доступа: 05.05.2016.
2. Потапова, И. Долговой кризис в ЕС / И. Потапова // Мировое и национальное хозяйство. – 2012. - №1(20) [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://mirec.ru/component/content/article/6-articles/6-2012-03-13-10-50-56 – Дата доступа: 05.05.2016.
3. Худякова, Л.С., Сидорова, Е.А. Реформа регулирования финансового сектора в Европейском союзе / Л.С. Худякова, Е.А. Сидорова // Деньги и кредит. – 2014. - №4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/hudyakova_04_14.pdf – Дата доступа: 05.05.2016.




Рецензии:

30.05.2016, 18:46 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Материал статьи вполне соответствует уровню современных достижений научного знания. Достоверность приводимых сведений подтверждаю Стиль изложения материала хороший Рекомендую публикацию статьи в представленном виде, С уважением Боровский В.Н.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх