Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №34 (июнь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 09.06.2016. Последняя правка: 09.06.2016.

Оценка инструментов и методов стимулирования персонала, участвующего в процессе коммерциализации деятельности университета (на примере ГрГУ им. Я.Купалы)

Бобрович Екатерина Анатольевна

Гродненский государственный университет имени Янки Купал

экономист, магистрант

Шишко Валерий Иосифович, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и маркетинга, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы


Аннотация:
В статье проведена оценка экономических, организационно-административных и социально-психологических методов и инструментов стимулировании персонала в учреждении образования «Гродненский государственный университет имения Янки Купалы». Предложены направления совершенствования системы стимулирования персонала, участвующего в коммерциализации деятельности университета.


Abstract:
The article assessed the economic, institutional and socio-psychological incentive tools and incentives in incentive tools and incentives. Given the directions of improving staff incentive systems within the commercialization of university activity.


Ключевые слова:
система стимулирования; инструменты и методы стимулирования; учреждения высшего образования; внебюджетная деятельность.

Keywords:
incentive system; incentive tools and incentives; higher education institutions; extra-budgetary activities.


УДК 331.101.3

Введение. В условиях высокой конкуренции между хозяйствующими субъектами за возможность занять определенную нишу на рынке человеческий капитал в совокупности с интеллектуальным и предпринимательским является одним из основных факторов производства. В успешно функционирующей организации в центре управления находится персонал, который является генератором эффективной деятельности, являющейся основой достижения поставленных целей бизнеса. В этой связи  руководителю необходимо иметь в своем арсенале набор инструментов для построения эффективной системы управления персоналом, которая во взаимосвязи с другими направлениями менеджмента в организации  позволит достичь поставленных целей.

Актуальность. Одной из наиболее значимых тенденций сегодняшней хозяйственной среды организаций, финансируемых из республиканского бюджета, является сокращение бюджетного финансирования. В этих условиях, развитие внебюджетной деятельности является ключевой задачей и залогом успешного функционирования данных организаций, к которым относятся и учреждения высшего образования. Диверсификация и коммерциализация деятельности университета напрямую зависит от заинтересованности и участия в данных процессах сотрудников организации. В связи с этим, вопрос оценки и совершенствования комплекса применяемых инструментов и методов стимулирования персонала, обеспечивающего диверсификацию доходов учреждений высшего образования, является весьма актуальной.

Цели, задачи, материалы и методы.

Целью работы является проведение оценки применяемого в учреждении образования «Гродненский государственный университет имения Янки Купалы» (далее – ГрГУ им. Я.Купалы) комплекса инструментов и методов стимулирования персонала, участвующего в диверсификации его доходов,  и выработка предложений по совершенствованию системы стимулирования данной категории сотрудников.

 Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • анализ инструментов, используемых в рамках экономических методов стимулирования персонала в ГрГУ им. Я.Купалы;
  • оценка организационно-административных методов стимулирования персонала в ГрГУ им. Я.Купалы;
  • выявление особенности использования социально-психологических инструментов и методов стимулирования персонала в ГрГУ им. Я.Купалы;
  • идентификации ключевых «узких мест» в существующей системе стимулирования персонала в ГрГУ им. Я.Купалы и разработка предложений по ее оптимизации с учетом процессов диверсификации и коммерциализации, протекающих в университете.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания: диалектика, логический и системный анализ правленческой информации и практического опыта ГрГУ им. Я.Купалы.  Информационную базу составили материалы, отражающие состояние внебюджетной деятельности ГрГУ им. Я.Купалы.

Научная новизна. Изучение и анализ инструментов и методов, применяемых организацией для стимулирования персонала к участию в коммерциализации ее деятельности, являются составной частью изучения вопроса эффективности системы стимулирования персонала, действующей в организации.  Данная работа необходима для выявления существующих в системе управления проблемных мест и потенциала к развитию  и совершенствованию арсенала инструментов, позволяющих реализовать перспективы организации и ее конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Работа по развитию клиентской базы и расширению номенклатуры услуг в ГрГУ им. Я.Купалы  ведется с применением определенного набора средств: инструментов и методов управления и  стимулирования.

В теории менеджмента существует общепринятая классификация методов управления, которая была использовании при оценке методов и инструментов стимулирования персонала университета, участвующего в процессе коммерциализации его деятельности. В соответствии с данной классификацией методы стимулирования были сгруппированы в следующие блоки:  экономические, организационно-административные и социально- психологические методы [1].

Следует также отметить, что каждый из перечисленных методов подразумевает определенный набор инструментов, позволяющий достичь определенных целей, поставленных перед организацией.  На практике не существует конкретной методики по использованию и соотношению данных методов и инструментов в системе управления, поэтому проводимая оценка базировалась на изучении данного вопроса с учетом особенностей деятельности университета как учреждения образования.

В результате анализа применения экономических методов стимулирования были выявлены особенности использования конкретных инструментов, которые представлены в таблице 1.

 Таблица 1. Анализ применения экономических методов стимулирования персонала, задействованного в коммерциализации деятельности университета
Инструмент Особенности использования Преимущества Недостатки
Заработная плата (образовательные услуги) Почасовая оп­лата, свя­занная с объемом учебной про­граммы, размеров ставки первого раз­ряда, наличием сте­пени и звания препо­давателя Контроль над доходом, гарантированность, простота, оплата за аудитор­ную и мето­д. работу, воз­мож­ность разбивать оплату на несколько частей Невысокие ставки оп­латы, шкала ставок, необходи­мость оформле­ния пакета документов, оплата про­изводится при несо­блю­дении точки без­убы­точ­ности
Заработная плата (не образовательные услуги) Не образователь­ные услуги: оплата про­изво­дится из расчета среднечасовой зара­ботной платы по штатному расписа­нию или в со­ответст­вии с условиями дого­вора подряда В договоре под­ряда прописана га­рантиро­ванная сумма оплаты  труда При отсутствии дого­вора подряда оплата произво­дится путем начисления премии, размер которой может варьироваться в зависимости от условий оказания услуги. Не все­гда гарантирован­ный размер оплаты.
Премиро­вание Применяется при ус­ловии наличия пре­вышения до­ходов над расхо­дами При наличии пре­вы­шения, может быть выплачена значитель­ная пре­мия Выплата премии за­висит от представле­ния руково­дителя. За счет косвен­ных (накладных) расхо­дов размер превышения, соответственно, и премии уменьшается. Премия может начис­ляться для покупки расходных мате­риа­лов и оборудования. Отсутствие прозрач­ного механизма пре­мирования.
Дополни­тельные выплаты Покрытие транс­порт­ных, коман­дировоч­ных и прочих расхо­дов, связанных с ока­занием услуги за счет себестоимо­сти плат­ных услуг Данные расходы можно предусмот­реть при составле­нии за­явки на рас­чет стои­мости услуги Носят несистемный ха­рактер, так как платные услуги со­средоточены в преде­лах г.Гродно
Налоговые льготы

От НДС освобож­да­ются доходы от реа­лизации про­грамм дополни­тельного об­разо­вания детей, мо­лодежи, взрослых.

Налог на прибыль уплачивается только от внереа­лизацион­ных до­ходов

Университет не те­ряет часть дохо­дов, кото­рые упла­чивались бы в бюджет от прино­сящей доходы дея­тельности Сложная процедура оформления докумен­та­ции, необходимой для обоснования пра­вомерно­сти льготиро­вания по НДС

Примечание – Таблица составлена автором по результатам собственных исследований.

Таким образом, совокупность экономических методов сводится к применению финансовых методов стимулирования, которые являются определяющим стимулом в работе сотрудников. Однако при использовании данных методов необходимо учитывать следующую специфику. 

Во-первых, финансовые методы стимулирования должны быть взаимосвязаны с таким бизнес-процессами, как стратегическое планирование, финансовое управление, информационное обеспечение и управление персоналом. Применение денежных инструментов позволяет быстро и своевременно достичь поставленной цели, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Для обеспечении наиболее полной отдачи от использования экономических методов стимулирования необходимо обеспечить полную информированность сотрудников о принципах определения денежного вознаграждения, его гарантированного и варьируемого размера, за участие в диверсификации деятельности университета.

Во-вторых, финансовая система мотивации должна быть четко обоснована. Размер денежного вознаграждения должен зависеть от полученных результатов, суммы привлекаемых в университет ресурсов, соблюдения экономически обоснованных условия оказания услуги. Например, при проведении курсов исполнитель не мотивирован на формирование группы с количеством человек, превышающим точку безубыточности, так как уверен в гарантированности получения почасовой оплаты труда. При условии введения зависимости размера оплаты труда от набора запланированного количества человек, обеспечивающего расширенное воспроизводство, исполнитель либо получил бы премию за привлечение большего количество слушателей, либо лишился бы части гарантированного вознаграждения (например, оплаты часов за методическую работу).

В-третьих, сотрудники должны быть информированы о начислении дополнительного вознаграждения (условиях и сроках премирования). Премиальные (стимулирующие) выплаты должны производиться по установленной, прозрачной и нормативно закрепленной схеме в установленные сроки. При возникновении условий, предполагающих возможность премирования сотрудника, эта возможность должна быть реализована. В противном случае, сотрудник теряет интерес к процессу коммерциализации, что влечет неэффективность использования экономических методов стимулирования.

В-четвертых, денежное вознаграждение должно быть связано с результатом труда. Снижение стимулирующего воздействия может произойти в результате несоблюдения сроков выплаты вознаграждения. Например, премирование через определенное время, когда сумма премии может быть размыта среди остальных денежных выплат, производимых сотруднику, ее стимулирующее воздействие снизится из-за фактора времени.

Далее были рассмотрены особенности использования инструментов в рамках организационно-административных  методов стимулирования. К таким инструментам относятся различные локальные нормативные правовые акты, сопутствующие процессу стимулирования персонала в рамках диверсификации деятельности университета, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ локальных нормативно-правовых актов университета в рамках анализа применения организационно-административных методов стимулирования персонала, задействованного в коммерциализации деятельности университета
Преимущества ЛПНА Область применения Связь с системой стмулирования
Положение о матери­аль­ном стимулирова­нии ра­ботников Материальное поощрение  ра­ботников за до­стижение количе­ственных и качест­венных показа­телей в труде Премирование производится за реализацию предприни­мательских мер, обусло­вивших достижение эконо­мического эффекта
Положение об оказа­нии материальной по­мощи работникам Социальная под­держка работни­ков

Остаток денежных средств на ма­териальную помощь после вы­платы в предусмот­ренных случаях

распределяется ежемесячно каж­дому штатному работ­нику до его должностного оклада в процент­ном соотношении

Положение о премировании деканов факультетов

Материальное поощрение за выполнение показате­лей эффективности дея­тельности факультета Премирование в размере 15% за рост объемов платных услуг
Рекомендации по созданию системы материального стимулирования работников университета Взаимосвязь оплаты труда и результатов и ра­боты, создание эффектив­ной системы мотивации Премирование за оказание и раз­витие дополнительных видов платных  услуг  проводится поза счет превышения доходов над расходами, остающихся в распо­ряжении университета основе представления руководителя и решения ректора

Положение о рейтинге работников из числа профессорско-

преподавательского состава

Определение и примене­ние рейтинга работников их числа ППС Начисление 5 баллов руководи­телю и 10 баллов исполнителю за оказание платных образователь­ных услуг за каждый  1 млн. руб.
Порядок представле­ния работников к по­ощрениям Признание вклада работ­ников в раз­витие универ­си­тета Объявление устной благо­дарно­сти, благодарности в приказе; на­граждение Гра­мотой,  Почетной грамотой, медалью
Положение о Грамоте, Почетной грамоте и ценном подарке Поощрение за добросове­стный и плодотворный труд, за развитие универ­ситета Выплата денежного вознагражде­ния при награждении грамотой – 2 б.в., Почетной грамотой – 5 б.в., стоимость подарка – от 10 до 20 б.в.
Положение об организации платных услуг Развитие внебюджетной деятельности универси­тета и его структурных подразделений Систематизация и регламентация процесса оказания платных услуг, не относящихся к образователь­ным

Примечание – Таблица составлена автором по результатам собственных исследований и нормативных правовых актов ГрГУ им. Я. Купалы

В результате проведенной оценке данной группы методов было выявлено, что в университете на момент исследования не существовало единого документа, регулирующего все аспекты внебюджетной деятельности организации. Рассмотренные в таблице 2 положения разработаны с целью регулирования основного вида деятельности университета, образовательного процесса. Положение об организации платных услуг регулирует только не образовательные услуги, однако в нем не прописан механизм определения денежного вознаграждения исполнителя. 

Для обеспечения эффективности реализации функций управления процессом диверсификации по планированию, организации, контролю и анализу в университете необходимо разработать и внедрить единое положение или порядок, которые регламентировали бы все стороны взаимоотношений при оказании платных услуг различных видов и направлений.

Кроме наличия нормативных документов рассматриваемый метод стимулирования предусматривает формирование определенной иерархии, определяющей, на какой ступени находится каждый сотрудник и структурное подразделение, задействованные в оказании платных услуги. При наличии продуманной иерархии подчинения и взаимодействия работа сотрудников по диверсификации доходов будет давать желаемый результат и обеспечивать достижение целей организации.

Применение социально-психологических методов  стимулирования определяет поведение сотрудников в организации. В некоторых ситуациях психологический климат в коллективе намного важнее финансовой мотивации. Если сотрудники комфортно, уютно себя чувствуют на рабочем месте, могут свободно общаться с коллегами, то они более быстро и качественно выполняют свою работу. К тому же положительный психологический климат в коллективе позволяет избежать текучести кадров [2].

В рамках проводимого исследования было выявлено, что использование методов и инструментов социально-психологического воздействия  в рамках процесса коммерциализации в университете не носит распространенный характер. Наиболее распространенными инструментами в рамках данной группы методов в университете являются:

  • награждение грамотой, почетной грамотой, ценным подарком, объявление благодарности;
  • предоставление медицинских услуг на условия оплаты по себестоимости для сотрудников, имеющих стаж непрерывной работы в университете от 20 до 30 лет, и без оплаты сотрудникам со стажем непрерывной работы в университете более 30 лет;
  • предоставление сезонных скидок на определенные виды туристических услуг сотрудникам университета;
  • оплата 50% стоимости абонемента на фитнес и определенных услуг физической культуры и спорта, оказываемых в университете, абонементов бассейн/аквапарк за счет средств профсоюза трудового коллектива университета.

         В рамках данного исследования для оценки эффективности рассматриваемой группы методов было проведено анкетирование сотрудников, участвующих в организации и оказании платных услуг в университете. Для оценки системы морального стимулирования респондентам предлагалось оценить систему морального стимулирования в университете и выбрать наиболее желательные формы морального стимулирования.

В результате проведенного опроса нами было выявлено, что 58% опрашиваемых сотрудников считают моральное стимулирование недостаточно продуманным. Отсутствие системы морального стимулирования отметили 14% респондентов, а отсутствие необходимости в нем и преимущество материального стимулирования отметили 12% сотрудников. Среди предложенных участниками опроса вариантов можно отметить следующие: «моральное стимулирование удовлетворяет», «все зависит от нас самих», «моральное стимулирование предусмотрено за основной вид деятельности, а не за дополнительные услуги».

Распределение респондентов по предпочтению различных форм нематериального стимулирования представлено на рисунке.

 Распределение респондентов по предпочтению различных форм нематериального стимулирования

Примечание – Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований.

Отмечая форму морального стимулирования в качестве улучшения условий работы, сотрудники выражали пожелания относительно выделения оборудованных (с хорошим отоплением и освещением, мебелью, проекторами, флипчартами) помещений для проведения занятий  и оказания услуг, в том числе семинаров и тренингов, выделения средств на закупку инвентаря, модернизацию спортивных сооружений, расширение сети покрытия корпоративным доступом в интернет.

В качестве других форм морального стимулирования были  указаны денежные формы стимулирования и возможность использования полученных от платных услуг средств на совершенствование материальной базы структурного подразделения.

В результате проведённого опроса было выявлено, что комплекс социально-психологических инструментов и методов стимулирования персонала, оказывающего платные услуги, в университете должен основывать на использовании таких форм стимулирования, которые обеспечивают формирование у сотрудников чувства принадлежности, нужности организации (участие в управлении, возможность самореализации). Значительным поощрением за вклад  в достижение целей организации было отмечено возможность обучения, стажировки, повышения квалификации за счет средств организации, полученных от платных услуг, выделение средств на материальное обеспечения процесса диверсификации по наиболее прибыльным направлениям. Признание достижение сотрудников в области коммерциализации должно выражаться со стороны руководства в виде официальной благодарности, предоставлении возможностей для организации новых видов деятельности и денежным поощрением за достигнутые результаты.

На основании выявленных особенностей использования инструментов и методов стимулирования персонала, участвующего в диверсификации доходов ГрГУ им. Я.Купалы, предлагается рассмотреть выработанные предложения по совершенствованию изучаемой системы стимулирования.

1. В рамках экономических методов стимулирования:

1.1 Система мер по совершенствованию системы материального стимулирования сотрудников, задействованных в диверсификации внебюджетной деятельности университета, суть которой состоит в том, что принципы комиссионного вознаграждения и/или определения размера стимулирующих выплат в зависимости от полученной прибыли  адаптируются к условиям функционирования учреждения высшего образования. Использование данной разработки позволит обеспечить повышение экономической и социальной эффективности системы стимулирования персонала, участвующего в развитии внебюджетной деятельности университета, за счет установления зависимости размера стимулирующих выплат и основания стимулирования (дохода или прибыли).

1.2. Рекомендации по применению маржинального анализа в процессе принятия управленческих решений по развитию внебюджетной деятельности университета, которые на основании использования таких показателей, как точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный рычага (левериджа), коэффициент операционного рычага, позволяют систематизировать и упорядочить работу по обеспечению и анализу экономической эффективности внебюджетных видов деятельности в учреждении высшего образования, а также оптимизировать управленческие затраты по выбору наиболее перспективных направлений диверсификации доходов, вариантов изменения ассортиментной и маркетинговой политики.

2. В рамках организационно-административных методов стимулирования:

2.1. Система критериев для выявления основных преимуществ и недостатков существующих и проектируемых услуг. В качестве критериев предлагается использовать следующие: сезонность, продолжительность, уровень конкуренции, требования потребителей к качеству / квалификации исполнителей, необходимый пакет документов для запуска услуги, потребность в маркетинге, рекламе, продвижении, состав затрат. Использование данной системы критериев позволит выявить отличительные характеристика платных услуг, оказываемых в университете, и определить ключевые основания стимулирования сотрудников, задействованных в процессе коммерциализации деятельности университета.

2.2. Методические рекомендации по планированию и распределению внебюджетных средств от оказания платных услуг – должны содержать описание порядка планирования внебюджетных средств от оказания платных услуг на основании, например, составления плановой сметы доходов и расходов согласно заявкам структурных подразделений-инициаторов платных услуг. Использование данного инструмента позволяет обеспечить повышение экономической эффективности системы стимулирования персонала, участвующего в развитии внебюджетной деятельности университета, за счет  систематизации и упорядочения отношений между структурными подразделениями, возникающие при планировании и использовании средств от внебюджетной деятельности (оказания платных услуг).

3. В рамках социально-психологических методов стимулирования:

3.1. Участие в рабочих группах и комиссиях по направлениям развития университета;

3.2. Внеочередная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

3.3. Публичное признание со стороны руководителей и коллег;

3.4. Предоставление гибкого рабочего графика;

3.5. Размещение фотографии на Доске почета;

3.6. Поощрение наградами в соответствии с локальными нормативными актами и утвержденными квотами;

3.7. Разработка и организация корпоративного конкурса.

Планирование и проведение мероприятий по нематериальному стимулированию должен осуществлять отдел по управлению персоналом университета путем разработки плана мероприятий по нематериальному стимулированию персонала с последующим оформлением плана их проведения в локальных нормативных документах, основанных на Программе нематериального стимулирования.

Новизна разработанных предложений состоит в оптимизации и адаптации существующих в отечественной и зарубежной практике коммерческих организаций  инструментов стимулирования персонала к условиям функционирования учреждений высшего образования. Применение данной системы инструментов позволит развивать и поддерживать систему мотивации персонала, обеспечивающего диверсификацию внебюджетной деятельности университета, усилить у персонала  чувства приверженности к корпоративным ценностям.

Результаты. Среди применяемых методов стимулирования в университете наиболее распространенными являются экономические методы с многообразием соответствующих инструментов. Основным инструментом в рамках применения организационно-административных методов стимулирования в ГрГУ им. Я.Купалы является использование Положения об организации платных услуг.  Управление стимулированием сотрудников, оказывающих платные услуги, посредствам социально-психологических методов осуществляется в рамках системы социального обеспечения персонал организации и не носит обособленных характер.

На основании данных полученных в процессе оценки инструментов и методов стимулирования персонала, участвующего в процессе коммерциализации деятельности университета, была отмечена необходимости совершенствования и расширения инструментов и методов стимулирования персонала ГрГУ им. Я.Купалы, участвующего в процессе развития внебюджетной деятельности.

Был разработан и предложен к использованию в университете комплекс инструментов, направленный на адаптацию системы стимулирования персонала, оказывающего платные услуги, к условиям коммерциализации деятельности университета.

Заключение.

Реализация предложенных направлений совершенствования системы стимулирования персонала  позволит создать благоприятные условия для динамичного развития университета как конкурентного  представителя на региональном рынке услуг, обеспечить на регулярной и системной основе формирование и реализацию стратегии университета в данной сфере. Вместе с этим  это позволит совершенствовать систему стимулирования персонала за счет широкого распространения организационно-управленческих инноваций, что положительно отразится на уровне профессиональной компетентности университетских кадров и конкурентоспособности самого учреждения образования.

Библиографический список:

1. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 352 с.
2. Методы стимулирования персонала // Информационное агенство UralDaily [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://uraldaily.ru/2011-1/mjetody-stimulirovanija-pjersonala. – Дата доступа: 02.12.2015.




Рецензии:

9.06.2016, 18:38 Еремина Ирина Ильинична
Рецензия: Научная новизна заключается в том, что установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления стимулирования персонала к участию в коммерциализации деятельности организации. Предложен качественный, математически обоснованный анализ диагностической программы формирования профессиональных компетенций и методов стимулирования персонала, задействованного в коммерциализации деятельности университета.Статья отличается научностью изложения. Статья имеет, несомненно, научную и практическую ценность логически последовательная, научная, может быть рекомендована к публикации в открытой печати. Однако отметим недостаточный уровень цитируемости, очевидно, что в своем исследовании автор ссылался на авторитетные источники, но в используемых источниках не указал.

11.06.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Бобрович Екатерина Анатольевна:
Спасибо за положительную рецензию! Низкий уровень цитируемости связан с практическим характером статьи: рассматриваются особенности конкретной организации, соответственно выводы основываются на полученных результатах. С уважением Е.А. Бобрович!

9.06.2016, 19:47 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Тема поднятая в рамках статьи актуальна. Осуществлен подробный и существенный анализ.Рекомендую статью к публикации. С уважением В.Н.Боровский
11.06.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Бобрович Екатерина Анатольевна:
Спасибо за рецензию! С уважением Е.А. Бобрович!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх