Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 11.06.2016.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (9-11 КЛАСС)

Оглезнева Анна Владиславовна

ГАУДО СО "Дворец молодежи"

методист

Аннотация:
В данной статье дополнительное экологическое образование рассмотрено как средство развития социальной активности учащейся молодежи. Рассмотрено понятие социальная активность. На основе проведенного исследования выявлены актуальные проблемы влиянии дополнительного экологического образования на социальную активность учащейся молодежи.


Abstract:
This article describes additional environmental education as a means of development of social activity of students. Examines the notion of social activity. On the basis of the study identified current problems of the influence of additional ecological education in the social activity of youth.


Ключевые слова:
дополнительное экологическое образование; социальная активность; учащаяся молодежь.

Keywords:
additional environmental education; social activity; students.


УДК 374.32

Введение.

Одним из актуальных направлений дополнительного образования является экологическое образование учащейся молодежи. Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. И принимая во внимание сложность современных экологических проблем и масштаб влияния прямых и косвенных последствий человеческой деятельности, становится очевидным, насколько важно уделить внимание экологическому воспитанию учащейся молодежи, основной целью, которого является развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это также будет способствовать непрерывному процессу воспитания, обучения, самообразования и развития социальной активности учащейся молодежи, направленной на формирование эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

В данной статье дополнительное экологическое образование будет рассматриваться как средство развития социальной активности учащейся молодежи.

Исходя из позиций разных наук, социальную активность можно рассматривать: как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности. В нашей статье мы рассматриваем социальную активность как сознательную, самостоятельную деятельность, направленная на удовлетворение собственных потребностей личности и решение общественно значимых задач.

Актуальность.
Молодежь является одной   из крупных социально-демографических групп современного общества. Также справедливо будет замечено, что молодежь – огромная инновационная сила. В настоящее время на территории Российской Федерации, если учитывать только обучающихся (9-11 классы) и студентов образовательных организаций высшего образования, то учащаяся молодежь составляет около 5% всего населения.  И в условиях динамического развития современного общества возникает потребность научного осмысления системной работы в отношении молодежи. Ведь именно традиционное основное образование, а также дополнительное образование является теми ресурсами, которые способны обеспечить движение вперед – к развитию высоких технологий и последующему процветанию [1].

Цель  – изучение развития социальной активности учащейся молодежи в системе дополнительного экологического образования.

Задачи:

1.Исследовать эффективность мероприятий экологического образования ГАУДО СО «Дворец молодежи» с позиции их влияния на развитие социальной активности у обучающихся.

2.Изучить принципы и специфику процесса экологического образования.

Научная новизна.

Необходимо заметить, что социальная активность учащейся молодежи связана с ее собственной позицией по отношению к различным событиям жизни. А в вопросах формирования позитивного отношения к окружающему миру (природа + человек) подрастающему поколению сложнее навязать извне социально активную деятельность. Поэтому именно дополнительное экологическое образование будет выступать неким инструментом в развитии социальной активности молодежи [2].

Так, например Государственное автономное учреждение  дополнительного образования Свердловской области «Дворец Молодежи» является современным социокультурным центром и центром дополнительного экологического образования Свердловской области и города Екатеринбурга.

Отделение экологического образования - одно из самых первых  отделений Дворца молодёжи, открытое более 70 лет назад на базе Областной Станции юных натуралистов. Сегодня отделение экологического образования  - современный, технически оснащенный образовательный комплекс.

Основные направления деятельности ОЭО:

- образовательный процесс в детских творческих объединениях;

- организация и проведение конкурсно-массовых областных мероприятий;

- обновление и развитие содержание экологического образования;

- развитие инновационных процессов деятельности ОУ системы дополнительного экологического образования: базовые площадки, профессиональные конкурсы;

- повышения квалификации специалистов системы ДЭО;

- координация работы всех муниципальных образовательных организаций, занимающихся эколого-биологической деятельностью;

- развитие сети социального взаимодействия с использованием информационных технологий;

- развитие социального партнерства с различными ОУ, высшими ОУ, общественными организациями, предприятиями.

Из аналитического отчета о реализации образовательного процесса отделения экологического образования ГАУДО СО «Дворец молодёжи» в 2015/2016 учебном году, что в первом полугодии 2015/2016 учебного года на базе отделения экологического образования (далее - ОЭО) начали реализацию 17  дополнительных общеразвивающих  программ, было открыто 48 групп обучающихся, это 483 детей и подростков различного возраста и социальных групп (дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, одаренные дети), за 2015/2016 учебный год 856 участвующих в  различных конкурсах, мероприятий ОЭО, большая из них принимает участие в защите исследовательских, социальных проектах  - 530 участник.

Установлено из анализа деятельности отделения экологического образования, что из года в год сохраняется стабильное количество участников в разработке реализации социально- и практико- значимых учебно-исследовательских проектов.

В целях и задачах образовательных программ детских творческих объединений  ОЭО реализуются перспективы развития социально значимых качеств личности ребенка, но социальная активность развивается в основном в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов, которые являются базой для более значимого развития социальной активности детей и подростков через участия в социально-экологических акциях – от волонтерского движения до участия в правительственных программах разного уровня или проектах общественных организаций.

Для получения социологической информации и мнения экспертов о влиянии дополнительного экологического образования на социальную активность учащейся молодежи мы разработали ряд вопросов для интервью:

1. Считаете ли Вы, что со стороны государства экологическому образованию учащейся молодежи уделяется должное внимание на современном этапе?

2. Что, по Вашему мнению, является важным, основным в образовательных программах экологической направленности в системе дополнительного образования?

3. Считаете ли Вы, что социально активная личность должна получать экологическое образование? (Если «Да», то почему?)

4. Перечислите социально активные действия экологической направленности учащейся молодежи, которые Вы смогли наблюдать за последние полгода?

5. Какие условия, необходимо создавать для повышения проявления социально активных действий учащейся молодежи экологической направленности?

Интервью было взято у 6 специалистов в области экологического образования. Список экспертов приведен в таблице 1.

Таблица 1. Эксперты в области экологического образования

ФИО

Должность

1

Лузина Елена Николаевна

Заведующий отделом обеспечения образовательного процесса ГАУДО СО "Дворец молодёжи"

2

Феофилова Наталья Игоревна

Заведующий отделом реализации образовательных проектов  и программ ГАУДО СО "Дворец молодёжи"

3

Мельник Наталья Борисовна

Кандидат философских наук,  доцент кафедры философской антропологии,   Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», начальник отделения проектами и Института по переподготовке и повышению квалификации

4

Шевченко Константин Валерьевич

Директор ГАУДО СО "Дворец молодежи"

5

Амирова Елена Борисовна

 

Кандидат педагогических наук, доцент, руководитель высшего звена общественной организации, председатель ассоциации  педагогов-экологов «ЭКУРС», проректор по учебной и воспитательной работе  Муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства»

6.

Ян Бём

профессор педагогического института Верхней Австрии (г.Линц)

Результаты.

Из интервью можно сделать вывод о том, что со стороны государства  экологическому образованию учащейся молодежи не уделяется должное внимание на современном этапе, считают все эксперты. Нет нормативно-правового основания, нет государственной программы экологического образования, госстандартов, должна быть качественно построенная система работы с кадрами.  Также эксперты утверждают, что важным и основным в системе дополнительного экологического образования является воспитание экологической культуры и ответственности. Единогласно, по мнению экспертов, социальная активная личность должна получать дополнительное экологическое образование. Профессором педагогического института Верхней Австрии Ян Бём выдвинуто определение, что «социально-экологическая личность – это личность, которая имеет отношение к проектам, которые приносят пользу человеку и окружающей среде». В основном эксперты могли наблюдать обучающихся в защите учебно-исследовательских проектов по проблемам экологии. Участники  реализуют свои проекты  в социальном партнерстве с вузами колледжами, СМИ, а также акции за сохранение окружающей среды: чистый пляж, зеленые артерии родного города и другие., как отмечает заведующая отделом реализации образовательных проектов  и программ ГАУДО СО "Дворец молодёжи», член жюри областного конкурса «Экофорум» Н.И. Феофилова.

Заключение.

В заключении все отметили, что необходимо создавать условия для повышения проявления социально активных действий учащейся молодежи экологической направленности, а именно на уровне государства, на уровне руководителей и педагогов экологических направлений образовательных организаций.

«Самое главное должно быть  изменено сознание человека» - утверждает Шевченко Константин Валерьевич, директор ГАУДО СО «Дворец молодежи».

Библиографический список:

1. Савастьина А.А., Осипова Л.Б. Социальная активность молодежи как условие динамичного развития общества // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б. Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Москва: Владос, 2002. С 308.
3. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415




Рецензии:

11.06.2016, 20:11 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия: Вопрос ДЭО всегда актуально. Статью можно опубликовать.

12.06.2016, 8:51 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Нисколько не вызывает сомнения актуальность темы, необходимость ее системного исследования, а также эффективность, соответственно, ценность практического опыта работы Государственного автономного учреждения дополнительного образования Свердловской области «Дворец Молодежи». Относительно качества научной статьи, за формальными стандартами, есть серьезные замечания. Системообразуючей проблемой статьи, на мой взгляд, является несоответствие составляющих по смысловым, содержательным, процессуальным критериям представлений результатов исследования, в частности, названия статьи, задач, выводов (все практически «рассыпается» на автономные части, социальная активность "ушла" на периферию). Исходя из содержания, думаю, название статьи должно быть переформулировано, позиционируя опыт работы…… как главный предмет исследования. В тексте много ошибок. После переработки (возможны разные варианты логики изложения, главное, чтобы она была) статья может быть опубликована. Желаю успеха.

13.06.2016, 9:48 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (9-11 КЛАСС)" НЕ рекомендуется к публикации. Автору рекомендуется ознакомиться 1) с базовыми требованиями к научной статье и 2) С требованиями настоящего сайта (см.Авторам).

14.06.2016, 6:59 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Актуальность не доказана. Научный аппарат отсутствует. Вообще не понятно о чем этот текст. Что такое экологическое образование? Что такое развитие молодежи. В общем это надо писать. И писать полностью заново.

14.06.2016, 15:47 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: В таком виде статья не может быть опубликована. Основания: 1.Задачи статьи не соответствуют ее названию. 2.Актуальность не доказана.3. Не понятно, в чем заключается научная новизна статьи. 4. Отсутствует обоснование выбора экспертов и обработки результатов их работы. 5. Небрежная работа с библиографией.



Комментарии пользователей:

15.08.2016, 13:10 Дзицоев Алик Анатольевич
Отзыв: Отзыв на статью "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (9-11 КЛАСС)" Оглезневой А.В. Актуальность данного исследования обусловлена многими факторами. Важной глобальной проблеиой современного мира является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Ее решение требует развития фундаментальных экологических знаний. Экологическое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности и долга человека по отношению ко всему окружающему миру, поскольку сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых значимых категорий в системе ценностей общества. Вопросам экологической культуры посвящали свои работы такие ученые, как Б.Т. Лихачев, Е.С. Пекер, В.А. Сластенин. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, исследованием проблем экологического воспитания и образования занимались В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно, Ш.А. Амонашвили, С.Т. Шацкий и др. Следует отметить, что: - в данной работе исследования перечисленных ученых по данной проблеме не нашли своего отражения; -в работе нет объекта, предмета исследования, отсутствуют гипотеза, методы, база исследования, теоретическая и практическая значимость; -оформление списка использованной литературы нуждается в корректировке, в соответствие с требованиями, предъявляемым к научным статьям; - убрать из текста слово "Введение", так как это не реферат и не автореферат; - в заключении вы говорите: - "все отметили, что необходимо создать условия для повышения проявления социально активных действий учащейся молодежи экологической направленности...". Какие условия и как? Исследователь О.А. Таран в своих работах доказал, что положительная динамика сформированности компонентов экологической культуры обеспечивается педагогическими условиями: -формирование эмоционального и ценностно-смыслового отношения молодежи к окружающему миру; -применение в учебном процессе заданий экологоориентированного и междисциплинарного содержания при решении профессиональных задач; - использование интерактивных методов преподавания и эколого-педагогического тренинга, которые позволяют изменить стереотипы отношения молодежи к природе, к людям, к себе, как части природы; -установление субъект-субъектных отношений с преподавателем и одноклассниками, что способствует стимулированию самостоятельности и ответственности молодежи за принимаемые решения в проблемных ситуациях экологического содержания; - в данной работе следует рассмотреть психолого-педагогические основы формирования экологической культуры учащейся молодежи ( сущность и понятие экологической культуры, роль и место экологического воспитания в системе образования), необходимо раскрыть содержание и технологии формирования экологического образования молодежи (средства народной педагогики, технологии стимулирования развития экологической культуры). Статья может быть рекомендована к печати после доработки и устранения всех перечисленных замечаний. Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Дзицоев.


15.08.2016, 13:44 Дзицоев Алик Анатольевич
Отзыв: Отзыв на статью «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (9-11 КЛАСС)» Оглезневой А. В. Научно-технический прогресс настоящего времени усиливает зависимость человека от природы. Стремясь покорить природу, человечество оказалось на грани экологической катастрофы: озоновые дыры, парниковый эффект, загрязнение Мирового океана грозят гибелью человечеству. В связи с этим, актуальным становится развитие экологического мышления, формирование экологической культуры молодежи. Экологическое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности и долга человека по отношению ко всему окружающему миру, поскольку сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых значимых категорий в системе ценностей общества. В данной работе необходимо раскрыть: - психолого-педагогические основы формирования экологической культуры молодежи. Обозначить сущность и понятие экологического образования и культуры в истории и теории педагогики, рассказать о роли и месте экологического воспитания в процессе формирования экологической культуры молодежи; -содержание и технологии формирования экологической культуры молодежи средствами народной педагогики (средства народной педагогики, технологии стимулирования развития экологической культуры молодежи); - в самом начале убрать слово «Введение», так как это не реферат и не автореферат; -в заключении вы говорите: «- …все отметили, что необходимо создать условия для повышения проявления социально активных действий учащейся молодежи экологической направленности». Какие условия? Необходимо раскрыть педагогические условия формирования экологической культуры молодежи (так, например, О.А.Таран говорил о следующих условиях: формирование эмоционального и ценностно-смыслового отношения, применение в учебном процессе заданий экологоориентированного и междисциплинарного содержания, использование интерактивных методов преподавания и экологического тренинга, установление субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимися, что позволяет стимулировать самостоятельность и ответственность учащихся за принимаемые решения в проблемных ситуациях экологического содержания); - список использованной литературы необходимо оформить в соответствии с требованиями, предъявляемым к научным статьям; - В работе нет объекта, предмета исследования, гипотезы, методов исследования, базы исследования, теоретической и практической значимости работы. В таком виде статья не может быть рекомендована к публикации. Она требует своей доработки и устранения всех замечаний. Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Дзицоев.


Оставить комментарий


 
 

Вверх